Автор: Кочергина Людмила Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ
Населённый пункт: г.Орск, Оренбургская область
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
Тема: "Бюджет семьи"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 53 «Огонек» комбинированного вида г. Орска
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
по познавательному развитию
в старшей группе
ТЕМА: «Бюджет семьи».
Воспитатель:
Кочергина Л.М., 1-ая квалиф. категория.
Орск
2021 г.
Тема: «Семейный бюджет».
Цель: формирование представлений детей о социальном мире людей,
используя различные виды деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Ввести детей в мир экономических отношений, и
познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам
планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия
«бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).
Учить детей определять направления и источники доходов и расходов.
Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание,
сообразительность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и
желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
Воспитательные: Воспитывать рациональное отношение к деньгам:
бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности
к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
Активизация словаря: зарплата, пенсия, стипендия, доход, бюджет, расход.
Материалы и оборудование: схема «Бюджет семьи»; к схеме : 2 тучки с
каплями ( на каплях- картинки с изображением доходов и расходов семьи):
мама, папа, старший брат – студент и ребенок дошкольник, бабушка и
дедушка; купюры денег.
Предварительная работа: игра «Семейный бюджет» ; лэпбук «Юный
финансист», беседа на тему «История происхождения денег».
Ход занятия
Психогимнастика:
– Дети, здравствуйте! Подумайте и скажите, почему человек улыбается? А
когда нужно улыбаться другим людям? Давайте сейчас улыбнёмся и подарим
частичку своего хорошего настроения друг другу.
Воспитатель: К нам в гости пришел гость. Отгадайте кто он?
«Я живу - не тужу.
Я со звонкими монетами
Дружбу крепкую вожу»
Угадайте-ка, друзья,
Как зовут весельчака?
(кошелек)
Воспитатель: - Правильно. К нам пришел веселый кошелёк.
В каждой семье есть такой весельчак.
А что находится в кошельке? (деньги)
А для чего нужны деньги людям? ( чтобы расплачиваться в магазинах)
Где ваши родители берут деньги? (зарабатывают на работе)
Кем работают ваши родители? (ответы детей)
Чтение стихотворения Ш. Галиева «Три копейки на покупку»
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки ей дает: Вот!
Купи мне самолет.
А еще ружье, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть!
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…»
Воспитатель: - Как вы думаете, чему учит это стихотворение? (мальчик не
знает цену деньгам, у него очень много желаний).
Физкультминутка: «Зарядка».
Беседа-размышление.
– Ребята, подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу.
— А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?
— На что ваша семья расходует деньги?
Воспитатель рассматривает с детьми понятие «бюджет» и его
составные.
– Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»?
Воспитатель знакомит детей с понятиями «доходы» и «расходы».
– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются
доходом. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия — всё
это доходы семьи. К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею,
подарок денежный на день рождения, находка, дополнительный заработок —
продажа с огорода картофеля, яблок. Но в каждой семье есть и расходы.
— Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам
сладости или игрушки? А знаете ли вы, на что нужно родителям
израсходовать деньги в первую очередь? Оплата детского сада, покупка еды,
одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это
расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».
—Дети, посмотрите на эти тучки.
(Воспитатель показывает детям схему дохода)
- Ребята, представьте, что тучки – это бюджет. На тучку капают капли
(присоединяет капли к тучке), эта тучка стала больше, значит бюджет
семьи увеличился и это - доходы. Доходы – это деньги, которые поступают
в бюджет.
- Повторите, что такое доходы. (индивидуальные и хоровые ответы)
(Воспитатель показывает детям схему расхода)
-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из
тучки (убирает капли), эта тучка стала меньше, значит, бюджет семьи
уменьшился и это, ребята, расходы. Расходы - это деньги, которые семья
тратит.
- повторите, что такое расходы (ответы детей)
-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы увеличились и было меньше
расходов?
-Правильно, дети, надо больше работать, меньше расходовать по пустякам,
экономить деньги и быть бережливыми.
Воспитатель: Отгадайте загадки.- Встанем в круг. Я буду бросать вам мяч,
и загадывать загадку, а вы будете возвращать его и называть отгадку.
Дидактическая игра.
Игра – диалог «Доход-расход».
-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-
расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное
мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если
расходом, громко произносите-«расход».
Папа получил зарплату — Д.
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 10 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили арбуз — Р.-
Воспитатель: - Ребята, а сейчас послушайте историю, которая приключилась
с одной семьей. Собралась однажды вся семья и стали они решать, как
деньги потратить: -- маме очень хотелось купить новую шубку,
-папа вступил в союз охотников- нужно ружье,
-бабушка заболела – нужны лекарства,
-у дедушки сломались очки – нужны новые
-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,
-сестре - новую куклу.
Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили
все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон
отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.
Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?
Дети: нет!
Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье,
как вы считаете?
Дети: отвечают
Воспитатель. Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными
- плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще
покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может
обойтись?
Ответы детей-
Воспитатель- верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку
продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.
-А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно
обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например,
новые игрушки, сладости, мебель.
-Какие неосновные расходы совершила семья экономистов, посмотрите
(смотрят на составленную схему)?
-новая шуба, перчатки, новая кукла.
-Верно, молодцы! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и
тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.
Заключительная часть.
– Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет.
Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать.
- Скажите, что такое бюджет? Из чего он складывается?
- Еще мы с вами узнали, что у каждой семьи есть доходы и расходы.
- кто мне скажет, что такое доходы? А что такое расходы?
- Какие расходы мы называем основными? А неосновными?
- Молодцы, ребята. Вы хорошо работали. Узнали много интересного. Я вами
очень довольна.