Напоминание

"Бюджет семьи"


Автор: Кочергина Людмила Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ
Населённый пункт: г.Орск, Оренбургская область
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
Тема: "Бюджет семьи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 53 «Огонек» комбинированного вида г. Орска

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

по познавательному развитию

в старшей группе

ТЕМА: «Бюджет семьи».

Воспитатель:

Кочергина Л.М., 1-ая квалиф. категория.

Орск

2021 г.

Тема: «Семейный бюджет».

Цель: формирование представлений детей о социальном мире людей,

используя различные виды деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Ввести детей в мир экономических отношений, и

познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам

планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия

«бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).

Учить детей определять направления и источники доходов и расходов.

Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание,

сообразительность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и

желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;

Воспитательные: Воспитывать рациональное отношение к деньгам:

бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности

к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.

Активизация словаря: зарплата, пенсия, стипендия, доход, бюджет, расход.

Материалы и оборудование: схема «Бюджет семьи»; к схеме : 2 тучки с

каплями ( на каплях- картинки с изображением доходов и расходов семьи):

мама, папа, старший брат – студент и ребенок дошкольник, бабушка и

дедушка; купюры денег.

Предварительная работа: игра «Семейный бюджет» ; лэпбук «Юный

финансист», беседа на тему «История происхождения денег».

Ход занятия

Психогимнастика:

– Дети, здравствуйте! Подумайте и скажите, почему человек улыбается? А

когда нужно улыбаться другим людям? Давайте сейчас улыбнёмся и подарим

частичку своего хорошего настроения друг другу.

Воспитатель: К нам в гости пришел гость. Отгадайте кто он?

«Я живу - не тужу.

Я со звонкими монетами

Дружбу крепкую вожу»

Угадайте-ка, друзья,

Как зовут весельчака?

(кошелек)

Воспитатель: - Правильно. К нам пришел веселый кошелёк.

В каждой семье есть такой весельчак.

А что находится в кошельке? (деньги)

А для чего нужны деньги людям? ( чтобы расплачиваться в магазинах)

Где ваши родители берут деньги? (зарабатывают на работе)

Кем работают ваши родители? (ответы детей)

Чтение стихотворения Ш. Галиева «Три копейки на покупку»

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки ей дает: Вот!

Купи мне самолет.

А еще ружье, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»

Воспитатель: - Как вы думаете, чему учит это стихотворение? (мальчик не

знает цену деньгам, у него очень много желаний).

Физкультминутка: «Зарядка».

Беседа-размышление.

– Ребята, подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу.

— А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?

— На что ваша семья расходует деньги?

Воспитатель рассматривает с детьми понятие «бюджет» и его

составные.

– Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»?

Воспитатель знакомит детей с понятиями «доходы» и «расходы».

– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются

доходом. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия — всё

это доходы семьи. К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею,

подарок денежный на день рождения, находка, дополнительный заработок —

продажа с огорода картофеля, яблок. Но в каждой семье есть и расходы.

— Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам

сладости или игрушки? А знаете ли вы, на что нужно родителям

израсходовать деньги в первую очередь? Оплата детского сада, покупка еды,

одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это

расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.

Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».

—Дети, посмотрите на эти тучки.

(Воспитатель показывает детям схему дохода)

- Ребята, представьте, что тучки – это бюджет. На тучку капают капли

(присоединяет капли к тучке), эта тучка стала больше, значит бюджет

семьи увеличился и это - доходы. Доходы – это деньги, которые поступают

в бюджет.

- Повторите, что такое доходы. (индивидуальные и хоровые ответы)

(Воспитатель показывает детям схему расхода)

-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из

тучки (убирает капли), эта тучка стала меньше, значит, бюджет семьи

уменьшился и это, ребята, расходы. Расходы - это деньги, которые семья

тратит.

- повторите, что такое расходы (ответы детей)

-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы увеличились и было меньше

расходов?

-Правильно, дети, надо больше работать, меньше расходовать по пустякам,

экономить деньги и быть бережливыми.

Воспитатель: Отгадайте загадки.- Встанем в круг. Я буду бросать вам мяч,

и загадывать загадку, а вы будете возвращать его и называть отгадку.

Дидактическая игра.

Игра – диалог «Доход-расход».

-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-

расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное

мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если

расходом, громко произносите-«расход».

Папа получил зарплату — Д.

Бабушка заболела — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Потеряли кошелёк — Р.

Продали часть урожая помидор — Д.

Нашли 10 рублей — Д.

Порвались штаны — Р.

Заплатили за воду — Р.

Купили арбуз — Р.-

Воспитатель: - Ребята, а сейчас послушайте историю, которая приключилась

с одной семьей. Собралась однажды вся семья и стали они решать, как

деньги потратить: -- маме очень хотелось купить новую шубку,

-папа вступил в союз охотников- нужно ружье,

-бабушка заболела – нужны лекарства,

-у дедушки сломались очки – нужны новые

-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,

-сестре - новую куклу.

Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили

все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон

отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.

Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?

Дети: нет!

Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье,

как вы считаете?

Дети: отвечают

Воспитатель. Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными

- плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще

покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может

обойтись?

Ответы детей-

Воспитатель- верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку

продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.

-А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно

обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например,

новые игрушки, сладости, мебель.

-Какие неосновные расходы совершила семья экономистов, посмотрите

(смотрят на составленную схему)?

-новая шуба, перчатки, новая кукла.

-Верно, молодцы! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и

тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.

Заключительная часть.

– Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет.

Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать.

- Скажите, что такое бюджет? Из чего он складывается?

- Еще мы с вами узнали, что у каждой семьи есть доходы и расходы.

- кто мне скажет, что такое доходы? А что такое расходы?

- Какие расходы мы называем основными? А неосновными?

- Молодцы, ребята. Вы хорошо работали. Узнали много интересного. Я вами

очень довольна.



В раздел образования