Автор: Людмила Владимировна Усатюк
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Алтайский край, г. Славгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия "Финансовая школа"
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности в
подготовительной группе по финансовой
грамотности
«Финансовая школа»
Составила: воспитатель
высшей категории
Усатюк Людмила Владимировна
г. Славгород 2021 г.
Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая
карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде
современных денег.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие: формировать умение высказывать
предложение, воспитывать внимательное отношение к мнению сверстников,
формировать умение доброжелательного коллективного обсуждения информации и
совместного принятия решений, развивать социальный интеллект. Воспитывать
уважение к труду и бережному отношению к деньгам.
Познавательное развитие: закреплять, представления о понятиях «деньги»,
«купюры», «семейный бюджет» и его составляющие - пенсия, зарплата, стипендия.
Учить сравнивать монеты и купюры. Закрепить термины «банкомат», «банковская
карта», «наличные и безналичный деньги».
Речевое развитие: обогащать детскую речь словами: «банкомат», «купюры»,
«семейный бюджет», «банковская карта». Побуждать детей внимательно слушать
собеседника, конструировать грамматически точные ответы и правильные
высказывания.
Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие проявления ,
фантазию, эмоциональную сферу детей.
Физическое развитие: стимулировать двигательную активность детей в процессе
образовательной деятельности.
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.
Предварительная работа: беседы, рассматривание коллекций монет и банкнот,
просмотр презентаций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов,
сказок.
Оборудование: кошелек с набором разных монет и банкнот, презентация,
ноутбук, проектор. Обручи, бумажные деньги для игры, картинки для игры «Варим
борщ».
Ход:
Ведущий: Послушайте мою загадку:
«Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
Что это?» (Ответы детей).
Ведущий: Совершенно верно - «деньги». А как называются Российские деньги?
(Ответы детей).
Воспитатель: А для чего людям нужны деньги?
для покупки продуктов питания; одежды
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам
нужны деньги);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
на благотворительность.
Ведущий: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить
невозможно.
Воспитатель: Что из себя представляют современные деньги? (монеты, банкноты).
Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они?
Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько
монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
Воспитатель: Какие монеты вы знаете? ( показ на экране дети называют монеты
разного достоинства).
Воспитатель: Давайте рассмотрим бумажные деньги - банкноты. Какие они?
Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.
(можно продемонстрировать шуршание банкнотой).
Воспитатель: Какие банкноты вы знаете?
Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям на экране), затем
проговаривают хором.
Игра «Дополни»
Воспитатель: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется
«Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак
банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в
наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у
нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые
карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них. (пластиковую карту
нужно вставлять в банкомат и знать пароль)
Воспитатель: А где же люди берут эти деньги?(Ответы детей).
Воспитатель:
Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата
труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда.
Может ли человек за свой труд получать больше денег или не может? (Ответы
детей).
Воспитатель: Внимание на экран.
(На экране идет демонстрация изображений людей разных профессий. Дети
выбирают наиболее высокооплачиваемые и объясняют свой выбор)
Воспитатель:Молодцы ребята! А что получает взрослый за свой труд?(Ответы
детей).
Да, он получает зарплату - деньги. Это будет его доход. Доход – это денежные
средства полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый
период времени
Воспитатель: Когда вы приобретаете что - то на свои деньги, вы их тратите или не
тратите? Ваши затраты – это расход.
Воспитатель: А теперь давайте попробуем решить с вами экономические задачи.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на задание. На экране изображена лиса. Она
получила зарплату. Зарплата – это что? (доход) (Ответы детей).
Она хочет купить товар. Покупка товара – это расход? (Ответы детей).
А лисе хватит заработанной платы на задуманные покупки?
(На изображена лисичка и кошелёк и её желаемые покупки с указанием цены
каждой. Участникам предлагается сравнить доход и расход. Дети определяют
хватит ли лисе средств для желаемых приобретений.
Ведущий: Посмотрите на экран.
(На экран выводится изображение белки и её припасов).
Внимательно послушайте задание:
«Белка всё лето и осень делала запасы орехов на зиму. Назовём их доходом белки. Вам
необходимо определить - сколько у неё спрятано орехов».
(Ответы детей).
Ведущий: Каждую зиму белка съедает по 15 орехов. Хватит ли ей запасов этой
зимой? А что – то ещё останется у неё?(Ответы детей).
Воспитатель:Какие вы сообразительные. Остаток орехов, это остаток доходов белки
Воспитатель: Представьте, что в этом месяце вы хорошо потрудились и получили
большой доход, произвели все свои расходы, и у вас осталось ещё какое то количество
денег? Что можно с ними сделать?(Ответы детей).
Ребята, вы знаете, где можно хранить деньги?(Ответы детей).В кармане можно?
(Ответы детей).
Воспитатель: А у кого есть копилка? (Ответы детей).
Воспитатель: Когда я была маленькой у меня тоже была своя копилка. Воспитатель:
Давайте поиграем в Подвижную игру «Копилка».
Детям раздаются имитации денег – купюры и монеты (можно распечатать на принтере
и вырезать, на пол кладётся два больших обруча – копилки для купюр и для монет,
пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по залу, по окончанию музыки или
по сигналу дети с купюрами и монетами должны занять соответствующий обруч.
Воспитатель: Мы с вами выяснили, что деньги можно хранить в копилке. Позже
я узнала, что можно деньги не просто хранить и копить в копилке, но и преумножать.
Воспитатель: Как это можно сделать?
Для этого деньги можно положить в банк. Для вас там создают специальный счет на
котором будут находится ваши деньги. И за то, что вы принесли свои сбережения
через определенный промежуток времени, банк добавляет к ним ещё, то есть
начисляет проценты.
Воспитатель: Мы с вами заработали за свой труд деньги, мы их приумножили и
настала пора их потратить. Надо рассчитать бюджет. Вспомните, из чего состоит
бюджет? (Ответы детей).
Воспитатель: Бюджет – это подсчет доходов и расходов.
Доход - это деньги, полученные в результате работы.
Расход - это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите
у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?
(Ответы детей).
Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать,
нужно очень много денег. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой
семейный бюджет.
Воспитатель: А теперь давайте представим, что ваши родители попросили вас
купить продукты для покупки борща. Куда мы с вами можем отправиться за
покупками? (на рынок, супермаркет).
Деловая игра «Варим борщ»
Дети делятся на
две команды. На столах ( столы обозначены как рынок и
супермаркет) лежат картинки с продуктами необходимыми для покупки. Каждой
команды выдаётся список продуктов для борща и конверт с одинаковым количеством
денег. Дети покупают продукты и подсчитывают, сколько они потратили, а сколько у
них осталось. Делают вывод где продукты обошлись дешевле.
Воспитатель: Молодцы. Вы очень старались и справились со всеми заданиями
Подвижная игра Копилка. Детям раздаются имитации денег – купюры и монеты
(можно распечатать на принтере и вырезать, на пол кладётся два больших обруча –
копилки для купюр и для монет, пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по
залу, по окончанию музыки или по сигналу дети с купюрами и монетами должны
занять соответствующий обруч.
Воспитатель: - А сейчас предлагаю немного отдохнуть (физминутка)
Раз, два, три, четыре, пять.
Можно все пересчитать. (Ходьба с выставлением указательного пальца
вперед.)
Сколько в комнате углов? ( Показать на углы с поворотами туловища.)
Сколько ног у воробьев? (Приподнимать поочередно ноги.)
Сколько пальцев на руках? ( Раскрыть пальцы рук.)
Сколько пальцев на ногах?( Присесть, коснуться носков ног.)
Сколько в садике скамеек? (Полуприседания.)
Сколько в пятачке копеек?
Воспитатель: Ребята, наш кот Белобок нашёл интересный предмет и принёс его нам.
Воспитатель демонстрирует кошелек.
Воспитатель: Что это такое?
Воспитатель: Для чего же нужна эта кошелек?
Воспитатель: Правильно, чтобы складывать деньги. Но мне очень интересно узнать, а
зачем людям деньги?
2. Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч
ребёнку и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Отвечают дети.
Итак, деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам
нужны деньги);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность
называется благотворительностью) и т. д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все
значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных
ситуаций.
Воспитатель: Если мы едим на автобусе, мы платим?
Воспитатель: Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.
д.
3. Беседа о деньгах (просмотр презентации)
Воспитатель: А, что лежит в кошельке?
Дети: деньги, деньги.
Воспитатель: Надо проверить. Открываю. И, правда, денежки.
Воспитатель: Какие у нас тут деньги? И ракушка ещё есть.
Дети: Пять рублей, 10 рублей. 5 копеек.
Воспитатель: Ребята, почему среди денег оказалась ракушка?
Воспитатель: Подумайте. Может потому, что она почти круглая? Вам интересно?
Дети: Да.
Воспитатель: Мне тоже интересно. Почему ракушка здесь?
Давайте отправимся в прошлое денег и узнаем, откуда появились деньги. На чем
можно попасть в прошлое.
Дети: самолет, ракета, машина времени.
Воспитатель: Правильно на машине времени. Я открою вам секрет, машина
времени перед вами. Дети заходите в машину времени (звучит музыка). Вот вам
палочка «перемещалочка» передавайте ее друг другу. Вот мы и оказались в прошлом.
Воспитатель: Прошлое денег началось с древнего мира. (презентация 2слайд).
У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было
надо, давала природа. Кто то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех
выращивал пшеницу (презентация 3слайд).
Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи,
или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных. Зёрна, соль,
орехи, ракушки (презентация 4 и 5слайд).
Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги, которые есть
сейчас. А кольца, брусочки, бусинки (презентация 6 слайд).
Затем появились деньги похожие на современные (презентация 7,8 слайд).
После металлических появились бумажные деньги (презентация 9 слайд).
Воспитатель: Так были ли у древних людей деньги?
Дети: Да.
Воспитатель: Какие они были?
Дети: Кости, брусочки, ракушки.
Воспитатель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в кошельке
оказалась ракушка?
Дети: Это древняя денежка.
Воспитатель: Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена.
4. Просмотр мультфильма
Воспитатель: Совершенно верно. А теперь на нашей машине времени
отправляемся в гости к тетушке Сове. (Просмотр мультфильма «Уроки тетушки
Совы» «Что такое деньги 1 серия»)
5. Рассматривание денег
Воспитатель: Заходим в машину времени и отправляемся в настоящее. Вот мы в
настоящем. Присаживаемся за столики. Для вас на столиках лежат кошельки, давай-те
посмотрим, что в них. Что это?
Дети: монеты, банкноты.
Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они?
Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько
монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
Воспитатель: Какие монеты вы знаете? (дети называют монеты разного
достоинства).
Воспитатель: Давайте рассмотрим бумажные деньги - банкноты. Какие они?
Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.
(можно продемонстрировать шуршание банкнотой).
Воспитатель: Какие банкноты вы знаете?
Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем
проговаривают хором.
5. Игра «Дополни»
Воспитатель: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется
«Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак
банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в
наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у
нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые
карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них. (пластиковую карту
нужно вставлять в банкомат и знать пароль)
6. Физ. минутка
7. Изготовление денег.
Воспитатель: Ребята давайте изготовим деньги для сказочного леса, в котором
живут Белобок и его друзья. Вам нужно будет раскрасить банкноты и придумать
номинал (стоимость) монет и банкнот, которыми можно оплатить покупки в
сказочном лесу.
После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы,
рассказывая об этом.
Воспитатель: Что вы придумали: монету или банкноту?
Какой она формы?
Как она называется?
Что и почему на ней изображено?
8. Заключительная часть.
- О чем мы сегодня говорили?
- Какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от банкноты?
- Как можно назвать монеты и банкноты, одним словом? (Наличные деньги).
- А безналичные деньги, где у нас хранятся? (на пластиковых картах).
Игра «Товары – услуги»
Цель: закрепить умение отличать товар от услуг, которые предоставляет учреждение;
воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение к людям разных
профессий.
1–й вариант. Детям предлагается взять картинку и ответить товар это или услуга.
2–й вариант. Дети делятся на две разные команды: одни называют профессию, а
другие говорят какие услуги, предоставляют люди этой профессии.
ИГРА «ЧТО ВАЖНЕЕ?» Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях
«предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать
предметы по степени их значимости, делая логические выводы.
Ход игры:
В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с
изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных
ситуациях.
Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно
необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши.
Задание 2. Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что
остались. Обосновать их необходимость для человека.
Задание 3. Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для
жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить
обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались
закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта
игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех
предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть
и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например,
машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому
подобное.