Напоминание

"Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни. Внедрение инновационных здоровьесберегающих и физкультурно-оздоровительных технологий"


Автор: Обогрелова Ксения Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: С. Ярково Ярковский район Тюменская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни. Внедрение инновационных здоровьесберегающих и физкультурно-оздоровительных технологий"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование у дошкольников

культуры здорового и безопасного

образа жизни. Внедрение

инновационных здоровьесберегающих

и физкультурно-оздоровительных

технологий

Подготовила: К.В. Обогрелова

«Здоровье — это состояние полного

физического, психического, социального

благополучия, а не просто отсутствие

болезней или физических дефектов»

Устав Всемирной организации

здравоохранения

Цель дошкольного образования

Создание благоприятных условий для

полноценного проживания ребенком

дошкольного детства, формирование

основ базовой культуры личности,

всестороннее развитие психических и

физических качеств в соответствии с

возрастными и индивидуальными

особенностями.

ФГОС ДОУ

Законодательные и нормативные

документы

ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»,

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом

благополучии населения»,

Указ Президента России «О

неотложных мерах по обеспечению

здоровья населения в Российской

Федерации»,

«Конвенция о правах ребёнка».

Факторы, обуславливающие

здоровье ребенка

50% - образ жизни,

20% - наследственность,

20% - состояние окружающей среды

10% - возможности медицины.

Важное место в сохранении здоровья

занимает физическая культура и спорт.

Принципы здорового образа жизни

1.Творцом здорового образа жизни является

человек.

2. Отказ от вредных привычек.

3. Соблюдение принципов рационального

питания.

4. Рациональная двигательная активность.

5. Соблюдение общечеловеческих норм и

принципов морали, регулирующих все

сферы жизнедеятельности человека

.

Возрастные предпосылки для

формирования представлений о ЗОЖ

дошкольника

активно развиваются психические процессы;

заметны положительные изменения в физическом

и

функциональном

развитии,

дети

стараются

сохранять и демонстрировать правильную осанку;

дети

старшего

дошкольного

возраста

способны

самостоятельно

выполнять

бытовые

поручения,

владеют навыками самообслуживания, прилагают

волевые

усилия

для

достижения

поставленной

цели в игре, в проявлении физической активности.

Задачи по формированию ЗОЖ

Младшая группа

1.Формировать представление о себе как отдельном человеке;

знакомить со способами заботы о себе

и окружающем мире;

показать модели социального поведения.

2.Знакомить с правилами выполнения физических упражнений

(внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться,

согласовывать

свои

действия

с

действиями

партнёра,

контролировать и координировать движения).

3.Рассказывать о правилах поведения на улице посёлка, города:

переходить улицу на зелёный цвет светофора только за руку с

взрослыми,

двигаться

по

правой

стороне

тротуара,

не

наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и

вперёд.

4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой

комнате; разъяснять правило «нельзя».

5. рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с

предметами

и

действиями,

связанными

с

выполнением

гигиенических

процессов:

умывание,

купание,

уход

за

телом,

внешним видом, чистотой жилища.

Задачи по формированию ЗОЖ

Средняя группа

1.Продолжить идентифицировать своё имя с собой; знакомить с

внешними частями тела; дать представление о способах выражения

своих состояний с помощью мимики и жестов ; ценить своё тело;

знать основные правила заботы о нём; устанавливать связи между

строением органа и его назначением, между своим состоянием и

способами заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и

раздеваться самостоятельно, застёгивать пуговицы, зашнуровывать

ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо

обращаться за помощью к сверстнику или взрослому.

2.Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму

двигательной активности; рассказать, что человек—живой организм,

чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и

предназначены органы человека: ноги, руки. Туловище, голова.

Рассказать о здоровье ( как можно познать и изменить себя, как

найти свою тропинку к здоровью); познакомить с профилактикой

заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание,

чередование активного движения и отдыха.

Задачи по формированию ЗОЖ

Средняя группа

3. С помощью взрослого устанавливать связь между

совершаемыми действиями, привычками и состоянием

организма, настроением, самочувствием. «Я буду

заниматься бегом, как папа, чтобы здоровым и сильным». «Я

каждый день правильно чищу зубы, значит, они у меня не

будут болеть».

4. Развивать настойчивость, целеустремлённость в уходе за

своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности.

5.Рассказывать о Правилах дорожного движения.

6.Рассказывать о правилах первой помощи при травмах и

обморожениях: замёрзло лицо на морозе—разотри легко

шарфом, но не снегом; озябли ноги—попрыгай, пошевели

пальцами; промочил ноги—переоденься в сухое.

Задачи по формированию ЗОЖ

Средняя группа

7.Рассказывать о культуре еды, о правилах поведения за столом,

о последовательности одевания, умывания, правил гигиены;

учить рациональным способам самообслуживания. Учить

самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать

мыльную пену с раковины, крана.

8. Рассказывать, как садиться за стол, правильно пользоваться

вилкой, ложкой. Есть аккуратно. Не спешить, не отвлекаться, не

играть столовыми приборами. Не набивать рот, не разговаривать

с полным ртом, не чавкать брать хлеб. Печенье с общей тарелки,

но не менять взятое; не мешать другим детям ; пользоваться

салфеткой. Спокойно выходить из—за стола, говорить

«спасибо».

9. Рассказывать о микробах. Доказывать необходимость

использования мыла и воды. Научить заботиться о здоровье

окружающих: при чихании и кашле прикрывать рот и нос

платком, если заболел, не ходить в садик.

Задачи по формированию ЗОЖ

Старшая группа

1.Расширить знания ребёнка о себе, своём имени, фамилии,

возрасте, наследственных особенностях организма,

телесложения, походке, реакции на некоторые продукты

питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит,

для чего нужны уши. Глаза, как мы двигаемся. Дышим.

Общаемся с другими людьми. Представлять в общих чертах

развитие человека: младенец, дошкольник, школьник, мама,

бабушка, различать половую принадлежность по внешнему

облику.

2. Бережно относиться к своему организму, осознавать

назначение отдельных органов, условия их нормального

функционирования. «У меня есть замечательный помощник—

скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние

органы: сердце, печень, лёгкие от повреждений, поэтому нужно

его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках.

Задачи по формированию ЗОЖ

Старшая группа

3. Знакомить с разными видами закаливания, дыхательной,

коррекционной гимнастикой. На примерах литературных

героев показать способы заботы о своём здоровье, организме.

Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости

планировать своё время, об оздоровительной гимнастике,

прогулке при любых погодных условиях. Осознанно выполнять

физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.

4.Рассказывать, что на улице нельзя бросаться камнями и

снежками, ходить около домов во время таяния снега(могут

сорваться сосульки); нельзя дразнить животных, нужно

остерегаться бездомных собак и кошек.

5.Формировать систему представлений о культуре быта

человека; познакомить с основными правилами этикета,

поведения, питания, общения за столом.

Задачи по формированию ЗОЖ

Подготовительная группа

1.Формировать положительную оценку и образ себя;

обращать внимание на свою внешность.

2.Рассказать о способах бережного отношения

человека к своему телу, о неприятностях, которые

подстерегают человека, не выполняющего правила

жизненной безопасности. Познакомить детей с

чувствами и настроениями человека, показать, как они

отражаются на его лице (страх, усталость, обида,

радость, испуг, смех).

3. Рассказывать о рациональном отдыхе, развивать

стойкую привычку к спорту, физической культуре,

зарядке.

Задачи по формированию ЗОЖ

Подготовительная группа

4.Рассказывать об основных правилах безопасности

поведения на улице и в помещениях.

5.Рассказывать о человеческих качествах: аккуратность,

общительность, драчливость, доброта, настойчивость,

вежливость, воспитанность, талант, сила.

6. Учить обслуживать себя, осуществлять контроль за

самочувствием после физической нагрузки;

самостоятельно выполнять правила гигиены,

контролировать качество мытья рук, ног, шеи; уметь

отдыхать расслабляться; правильно и красиво есть,

удобно сидеть за столом, не откидываться на спинку

стула, не расставлять локти, пользоваться столовыми

приборами.

Здоровьесберегающая технология

- это система мер, включающая

взаимосвязь и взаимодействие

всех факторов образовательной

среды, направленных на

сохранение здоровья ребенка на

всех этапах его обучения и

развития.

определение Всемирной

организации здравоохранения

Здоровьесберегающие технологии

Стретчинг - вид аэробики, представляющий собой комплекс

упражнений

на

растягивание.

Рекомендуется

детям

с

вялой

осанкой и плоскостопием.

Ритмопластика

-

движения,

выполняемые

под

музыку,

приносящие физическое и духовное здоровье, радость.

Динамические паузы - короткая разминка среди занятия.

Рекомендуется

для

всех

детей

в

качестве

профилактики

утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз,

дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры. Могут быть использованы

как

часть

физкультурного

занятия,

на

прогулке,

в

групповой

комнате

-

малой

и

средней

степенью

подвижности.

Игры

подбираются

е

соответствии

с

возрастом

ребенка,

местом

и

временем

ее

проведения.

В

ДОУ

используем

лишь

элементы

спортивных игр

.

Релаксация

-

глубокое

мышечное

расслабление,

сопровождающееся снятием психического напряжения.

Гимнастика как

здоровьесберегающая технология

Гимнастика пальчиковая - комплексы упражнений для пальцев

рук, способствующие развитию мелкой моторики. Рекомендуется

всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз - комплексы упражнений для сохранения

зрения. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ

педагога.

Гимнастика дыхательная - это система дыхательных

упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение

различных заболеваний.

Гимнастика бодрящая - комплексы упражнений после сна,

позволяющий детскому организму проснуться, улучшает

настроение, поднимает мышечный тонус.

Гимнастика корригирующая - один из видов специальных

гимнастик, применяемая для устранения различных нарушений

осанки.

Гимнастика ортопедическая - комплексы упражнений для стоп и

позвоночника. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве

профилактики болезней опорного свода стопы.

Массаж как

здоровьесберегающая технология

Самомассаж - система приемов механических

воздействий на поверхность тела. Проводится в

зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами

либо в различных формах физкультурно-

оздоровительной работы. При этом необходимо

объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям

элементарные знания о том, как не нанести вред своему

организму.

Точечный самомассаж - система приемов выполняемых

путем нажимания подушечками пальцев на кожу и

мышцы в местах расположения энергетически активных

точек. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и

весенний периоды в любое удобное для педагога время.

Спасибо

за

внимание!



В раздел образования