Автор: Обогрелова Ксения Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: С. Ярково Ярковский район Тюменская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни. Внедрение инновационных здоровьесберегающих и физкультурно-оздоровительных технологий"
Раздел: дошкольное образование
Формирование у дошкольников
культуры здорового и безопасного
образа жизни. Внедрение
инновационных здоровьесберегающих
и физкультурно-оздоровительных
технологий
Подготовила: К.В. Обогрелова
«Здоровье — это состояние полного
физического, психического, социального
благополучия, а не просто отсутствие
болезней или физических дефектов»
Устав Всемирной организации
здравоохранения
Цель дошкольного образования
Создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком
дошкольного детства, формирование
основ базовой культуры личности,
всестороннее развитие психических и
физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными
особенностями.
ФГОС ДОУ
Законодательные и нормативные
документы
•
ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
•
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения»,
•
Указ Президента России «О
неотложных мерах по обеспечению
здоровья населения в Российской
Федерации»,
•
«Конвенция о правах ребёнка».
Факторы, обуславливающие
здоровье ребенка
•
50% - образ жизни,
•
20% - наследственность,
•
20% - состояние окружающей среды
•
10% - возможности медицины.
•
Важное место в сохранении здоровья
занимает физическая культура и спорт.
Принципы здорового образа жизни
1.Творцом здорового образа жизни является
человек.
2. Отказ от вредных привычек.
3. Соблюдение принципов рационального
питания.
4. Рациональная двигательная активность.
5. Соблюдение общечеловеческих норм и
принципов морали, регулирующих все
сферы жизнедеятельности человека
.
Возрастные предпосылки для
формирования представлений о ЗОЖ
дошкольника
•
активно развиваются психические процессы;
•
заметны положительные изменения в физическом
и
функциональном
развитии,
дети
стараются
сохранять и демонстрировать правильную осанку;
•
дети
старшего
дошкольного
возраста
способны
самостоятельно
выполнять
бытовые
поручения,
владеют навыками самообслуживания, прилагают
волевые
усилия
для
достижения
поставленной
цели в игре, в проявлении физической активности.
Задачи по формированию ЗОЖ
Младшая группа
1.Формировать представление о себе как отдельном человеке;
знакомить со способами заботы о себе
и окружающем мире;
показать модели социального поведения.
2.Знакомить с правилами выполнения физических упражнений
(внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться,
согласовывать
свои
действия
с
действиями
партнёра,
контролировать и координировать движения).
3.Рассказывать о правилах поведения на улице посёлка, города:
переходить улицу на зелёный цвет светофора только за руку с
взрослыми,
двигаться
по
правой
стороне
тротуара,
не
наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и
вперёд.
4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой
комнате; разъяснять правило «нельзя».
5. рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с
предметами
и
действиями,
связанными
с
выполнением
гигиенических
процессов:
умывание,
купание,
уход
за
телом,
внешним видом, чистотой жилища.
Задачи по формированию ЗОЖ
Средняя группа
1.Продолжить идентифицировать своё имя с собой; знакомить с
внешними частями тела; дать представление о способах выражения
своих состояний с помощью мимики и жестов ; ценить своё тело;
знать основные правила заботы о нём; устанавливать связи между
строением органа и его назначением, между своим состоянием и
способами заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и
раздеваться самостоятельно, застёгивать пуговицы, зашнуровывать
ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо
обращаться за помощью к сверстнику или взрослому.
2.Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму
двигательной активности; рассказать, что человек—живой организм,
чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и
предназначены органы человека: ноги, руки. Туловище, голова.
Рассказать о здоровье ( как можно познать и изменить себя, как
найти свою тропинку к здоровью); познакомить с профилактикой
заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание,
чередование активного движения и отдыха.
Задачи по формированию ЗОЖ
Средняя группа
3. С помощью взрослого устанавливать связь между
совершаемыми действиями, привычками и состоянием
организма, настроением, самочувствием. «Я буду
заниматься бегом, как папа, чтобы здоровым и сильным». «Я
каждый день правильно чищу зубы, значит, они у меня не
будут болеть».
4. Развивать настойчивость, целеустремлённость в уходе за
своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности.
5.Рассказывать о Правилах дорожного движения.
6.Рассказывать о правилах первой помощи при травмах и
обморожениях: замёрзло лицо на морозе—разотри легко
шарфом, но не снегом; озябли ноги—попрыгай, пошевели
пальцами; промочил ноги—переоденься в сухое.
Задачи по формированию ЗОЖ
Средняя группа
7.Рассказывать о культуре еды, о правилах поведения за столом,
о последовательности одевания, умывания, правил гигиены;
учить рациональным способам самообслуживания. Учить
самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать
мыльную пену с раковины, крана.
8. Рассказывать, как садиться за стол, правильно пользоваться
вилкой, ложкой. Есть аккуратно. Не спешить, не отвлекаться, не
играть столовыми приборами. Не набивать рот, не разговаривать
с полным ртом, не чавкать брать хлеб. Печенье с общей тарелки,
но не менять взятое; не мешать другим детям ; пользоваться
салфеткой. Спокойно выходить из—за стола, говорить
«спасибо».
9. Рассказывать о микробах. Доказывать необходимость
использования мыла и воды. Научить заботиться о здоровье
окружающих: при чихании и кашле прикрывать рот и нос
платком, если заболел, не ходить в садик.
Задачи по формированию ЗОЖ
Старшая группа
1.Расширить знания ребёнка о себе, своём имени, фамилии,
возрасте, наследственных особенностях организма,
телесложения, походке, реакции на некоторые продукты
питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит,
для чего нужны уши. Глаза, как мы двигаемся. Дышим.
Общаемся с другими людьми. Представлять в общих чертах
развитие человека: младенец, дошкольник, школьник, мама,
бабушка, различать половую принадлежность по внешнему
облику.
2. Бережно относиться к своему организму, осознавать
назначение отдельных органов, условия их нормального
функционирования. «У меня есть замечательный помощник—
скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние
органы: сердце, печень, лёгкие от повреждений, поэтому нужно
его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках.
Задачи по формированию ЗОЖ
Старшая группа
3. Знакомить с разными видами закаливания, дыхательной,
коррекционной гимнастикой. На примерах литературных
героев показать способы заботы о своём здоровье, организме.
Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости
планировать своё время, об оздоровительной гимнастике,
прогулке при любых погодных условиях. Осознанно выполнять
физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.
4.Рассказывать, что на улице нельзя бросаться камнями и
снежками, ходить около домов во время таяния снега(могут
сорваться сосульки); нельзя дразнить животных, нужно
остерегаться бездомных собак и кошек.
5.Формировать систему представлений о культуре быта
человека; познакомить с основными правилами этикета,
поведения, питания, общения за столом.
Задачи по формированию ЗОЖ
Подготовительная группа
1.Формировать положительную оценку и образ себя;
обращать внимание на свою внешность.
2.Рассказать о способах бережного отношения
человека к своему телу, о неприятностях, которые
подстерегают человека, не выполняющего правила
жизненной безопасности. Познакомить детей с
чувствами и настроениями человека, показать, как они
отражаются на его лице (страх, усталость, обида,
радость, испуг, смех).
3. Рассказывать о рациональном отдыхе, развивать
стойкую привычку к спорту, физической культуре,
зарядке.
Задачи по формированию ЗОЖ
Подготовительная группа
4.Рассказывать об основных правилах безопасности
поведения на улице и в помещениях.
5.Рассказывать о человеческих качествах: аккуратность,
общительность, драчливость, доброта, настойчивость,
вежливость, воспитанность, талант, сила.
6. Учить обслуживать себя, осуществлять контроль за
самочувствием после физической нагрузки;
самостоятельно выполнять правила гигиены,
контролировать качество мытья рук, ног, шеи; уметь
отдыхать расслабляться; правильно и красиво есть,
удобно сидеть за столом, не откидываться на спинку
стула, не расставлять локти, пользоваться столовыми
приборами.
Здоровьесберегающая технология
- это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие
всех факторов образовательной
среды, направленных на
сохранение здоровья ребенка на
всех этапах его обучения и
развития.
определение Всемирной
организации здравоохранения
Здоровьесберегающие технологии
Стретчинг - вид аэробики, представляющий собой комплекс
упражнений
на
растягивание.
Рекомендуется
детям
с
вялой
осанкой и плоскостопием.
Ритмопластика
-
движения,
выполняемые
под
музыку,
приносящие физическое и духовное здоровье, радость.
Динамические паузы - короткая разминка среди занятия.
Рекомендуется
для
всех
детей
в
качестве
профилактики
утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз,
дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры. Могут быть использованы
как
часть
физкультурного
занятия,
на
прогулке,
в
групповой
комнате
-
малой
и
средней
степенью
подвижности.
Игры
подбираются
е
соответствии
с
возрастом
ребенка,
местом
и
временем
ее
проведения.
В
ДОУ
используем
лишь
элементы
спортивных игр
.
Релаксация
-
глубокое
мышечное
расслабление,
сопровождающееся снятием психического напряжения.
Гимнастика как
здоровьесберегающая технология
Гимнастика пальчиковая - комплексы упражнений для пальцев
рук, способствующие развитию мелкой моторики. Рекомендуется
всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Гимнастика для глаз - комплексы упражнений для сохранения
зрения. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ
педагога.
Гимнастика дыхательная - это система дыхательных
упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение
различных заболеваний.
Гимнастика бодрящая - комплексы упражнений после сна,
позволяющий детскому организму проснуться, улучшает
настроение, поднимает мышечный тонус.
Гимнастика корригирующая - один из видов специальных
гимнастик, применяемая для устранения различных нарушений
осанки.
Гимнастика ортопедическая - комплексы упражнений для стоп и
позвоночника. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве
профилактики болезней опорного свода стопы.
Массаж как
здоровьесберегающая технология
Самомассаж - система приемов механических
воздействий на поверхность тела. Проводится в
зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами
либо в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. При этом необходимо
объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям
элементарные знания о том, как не нанести вред своему
организму.
Точечный самомассаж - система приемов выполняемых
путем нажимания подушечками пальцев на кожу и
мышцы в местах расположения энергетически активных
точек. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и
весенний периоды в любое удобное для педагога время.
Спасибо
за
внимание!