Автор: Шевцова Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: с.Павловск, Павловский район
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: «Деятельность педагога по формированию у дошкольников представлений о различных профессиях»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов по ранней
профориентации в ДОУ:
«
Деятельность педагога по формированию у дошкольников
представлений о различных профессиях»
Старший воспитатель:
Шевцова Ирина Владимировна
2021 г
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное
направление в педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это
система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с
максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему
поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных
возможностей, особенностей, способностей и интересов.
Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами
задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, что
бы
в
будущем
он
мог
успешно
реализовать
себя
как
личность
в
профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя,
изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется-
введение дошкольников в профориентацию .
Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором
закладываются основы для профессионального самоопределения.
Актуальной задачей современной системы образование является
целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка.
Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение
профориентационной работы с дошкольниками.
В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация
способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с
взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество,
действовать совместно с другими.
Для
ознакомления
детей
с
трудом
взрослых
можно
применять
традиционные методы обучения и воспитания:
-
словесный
(беседы
с
использованием
игровых
персонажей
и
наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей
разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт
хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые
ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно,
а в сочетании друг с другом.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых
проводится в процессе организованной образовательной деятельности, в
процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных
моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе
совместной деятельности с семьёй.
Система
работы
с
дошкольниками
по
ранней
профориентации
проводится по 3 направлениям:
- приближение детей к труду взрослых;
- приближение труда взрослых к детям;
- совместная деятельность детей и взрослых.
I. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит
детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с
показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы) , во что
одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т.п. А также,
можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то
профессии. С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные
экскурсии.
II.
Приближение труда взрослых к детям.
Это организованные
экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий-
на работе ( предприятии, учреждении) . Данное направление считается
наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых ,
способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий.
В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные
способы выполнения профессиональных действий человека той или иной
профессии. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить
увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?»,
«Что понравилось?»
III. Совместная деятельность взрослого и ребѐнка.
К этому
направлению
работы
с
детьми
относятся
сюжетно-ролевые
игры,
дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы,
игровые
ситуации
и
другие
формы
деятельности,
которые
могут
реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и
совместной деятельности педагога и ребёнка.
Одним из эффективных технологий по ознакомлению дошкольников с
профессиями
взрослых
является
проектная
деятельность
так
как:
-
основывается на личностно- ориентированном подходе к обучению и
воспитанию; - позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск
решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и
мотивационным. Проектная деятельность – это комплексное планирование,
деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения
поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению
содержания образования.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми
невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным
особенностям профориентационной предметно-пространственной
развивающей среды.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней
профориентации подразумевает:
-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-
малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о
профессиях и орудиях труда;
-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке
изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
-
подбор
демонстрационного
материала
по
теме
«Профессии»
(аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала
находится в приложении);
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой
«Профессии»;
- выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;
- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр.
Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной
развивающей среды дошкольной образовательной организации могут оказать
родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению
детей с трудом взрослых.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде
взрослых
-
это
необходимое
направление
деятельности
дошкольной
образовательной
организации.
Знакомство
детей
с
миром
профессий
осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками
дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во
взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная
работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд,
профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.