Напоминание

«Деятельность педагога по формированию у дошкольников представлений о различных профессиях»


Автор: Шевцова Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: с.Павловск, Павловский район
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: «Деятельность педагога по формированию у дошкольников представлений о различных профессиях»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов по ранней

профориентации в ДОУ:

«

Деятельность педагога по формированию у дошкольников

представлений о различных профессиях»

Старший воспитатель:

Шевцова Ирина Владимировна

2021 г

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное

направление в педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это

система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с

максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему

поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных

возможностей, особенностей, способностей и интересов.

Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами

задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, что

бы

в

будущем

он

мог

успешно

реализовать

себя

как

личность

в

профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя,

изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется-

введение дошкольников в профориентацию .

Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором

закладываются основы для профессионального самоопределения.

Актуальной задачей современной системы образование является

целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка.

Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение

профориентационной работы с дошкольниками.

В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация

способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с

взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество,

действовать совместно с другими.

Для

ознакомления

детей

с

трудом

взрослых

можно

применять

традиционные методы обучения и воспитания:

-

словесный

(беседы

с

использованием

игровых

персонажей

и

наглядности, чтение детской художественной литературы);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей

разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт

хозяйственно-бытового труда);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые

ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно,

а в сочетании друг с другом.

Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых

проводится в процессе организованной образовательной деятельности, в

процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных

моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе

совместной деятельности с семьёй.

Система

работы

с

дошкольниками

по

ранней

профориентации

проводится по 3 направлениям:

- приближение детей к труду взрослых;

- приближение труда взрослых к детям;

- совместная деятельность детей и взрослых.

I. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит

детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с

показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы) , во что

одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т.п. А также,

можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то

профессии. С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные

экскурсии.

II.

Приближение труда взрослых к детям.

Это организованные

экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий-

на работе ( предприятии, учреждении) . Данное направление считается

наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых ,

способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий.

В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные

способы выполнения профессиональных действий человека той или иной

профессии. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить

увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?»,

«Что понравилось?»

III. Совместная деятельность взрослого и ребѐнка.

К этому

направлению

работы

с

детьми

относятся

сюжетно-ролевые

игры,

дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы,

игровые

ситуации

и

другие

формы

деятельности,

которые

могут

реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и

совместной деятельности педагога и ребёнка.

Одним из эффективных технологий по ознакомлению дошкольников с

профессиями

взрослых

является

проектная

деятельность

так

как:

-

основывается на личностно- ориентированном подходе к обучению и

воспитанию; - позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск

решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и

мотивационным. Проектная деятельность – это комплексное планирование,

деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения

поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению

содержания образования.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми

невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным

особенностям профориентационной предметно-пространственной

развивающей среды.

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней

профориентации подразумевает:

-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-

малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о

профессиях и орудиях труда;

-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке

изобразительной деятельности;

- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

-

подбор

демонстрационного

материала

по

теме

«Профессии»

(аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала

находится в приложении);

- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой

«Профессии»;

- выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;

- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;

- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

- материалы для сюжетно-ролевых игр.

Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной

развивающей среды дошкольной образовательной организации могут оказать

родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению

детей с трудом взрослых.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде

взрослых

-

это

необходимое

направление

деятельности

дошкольной

образовательной

организации.

Знакомство

детей

с

миром

профессий

осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками

дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во

взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная

работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд,

профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.



В раздел образования