Автор: Гребенщикова Марина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: БДОУ
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА
Есть все фактические и теоретические
основания утверждать, что не только
интеллектуальное развитие
ребенка, но и формирование его
характера, эмоций и личности в целом
находится в непосредственной
зависимости от речи.
Л.С. Выготский
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у
ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании
окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и
взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим
истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство то время, когда
возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. В конце ХХ века в
нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков,
что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего
дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую
значимость. Он сохранил в себе лучшие средства и методы народной педагогики, сокровища русской
народной речи и народной мудрости, собранные за много веков.
Многозначность народного искусства для развития личности раскрыли еще такие видные
педагоги как Ушинский К.Д., Сорока-Русинский В.Н. У детей дошкольного возраста ориентировка
на смысловое содержание очень развита: «Слово для ребенка выступает, прежде всего, как носитель
смысла, значения» [36, с. 135]. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью
взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, эмоциональное общение.
Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание
ребенка, доставляют ему радость.
Каждому педагогу известно то, что окружающие предметы оказывают большое влияние на
формирование душевных качеств ребенка развивают любознательность, речь, чувство прекрасного.
Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе
материала;
во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами
деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
в-третьих, активного включения детей;
в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала малых форм фольклора
в создании речевой среды.
Для того, чтобы сделать народный фольклор неотъемлемой частью общения детей,
необходимо создать соответствующую среду. В интерьер группы были включены элементы русского
фольклора: пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, куклы в русских костюмах.
Дополнили уголок ряженья, изготовили различные виды театров, альбомы с потешками, книги по
возрасту детей и т.д. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому
интерес детей. Им было интересно увидеть прялку и спеть прибаутку, покачать в зыбке куклу и
напеть колыбельную песню.
Элементы русского фольклора стали больше включать в режимные моменты, в планировании
занятий, в развлечениях. В течение года проводится ряд специальных занятий, посвященных
различным формам работы с пословицами и поговорками: уточнение жанровых особенностей,
сравнение пословиц с другими фольклорными формами. Широко используются дидактические игры
по пословицам: словесные «Кто больше назовет пословиц о труде, о гостеприимстве», с
дидактическим материалом «Собери пословицу», «Пословицы в квадратах», настольно-печатные
игры «Сложи пословицу».
На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста использовались мотивационные
установки:
игровые: «Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы»;
общественные: «Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей».
Главное, чтобы фольклорный материал был доступным, понятным, интересным. Заучивая
песни, потешки, прибаутки дети усваивали гибкие мелодичные обороты. Использовали в работе
такие песни как «Пошла млада за водой», «Во кузнице» и т.д. Русская народная песня обладает
огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка,
обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами («Зимушка-
зима», «Травушка-муравушка», «Рассыплюсь яблонькой», «Ванечка-дружок») и хотя многие слова,
встречающиеся в песнях, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки, грать), они
проявляли живой интерес к содержанию, быстро запоминали текст, с большим удовольствием пели
песни.
Знакомя с колыбельными песнями, мы увидели, что дети их почти не знают. А ведь, сколько
ласковых слов находит мать, баюкая своё дитя. Сколько нежности в её пении, обращенном к
ребенку. Пение колыбельных - это искусство, которым в старину овладевали с детства. Для старших
детей в песнях фигурируют сказочные персонажи Сон, Дрема. «Ходит сон по сеничкам» и др. Но не
только колыбельные песни доступный жанр дошкольника. Частушки являются одним из живых
жанров русского фольклора. Их мы используем на посиделках, на всех праздниках. Исполнение
частушек вносит в праздник оживление, радость.
Учитывая, что звуковая культура речи - это не только правильное звукопроизношение, но и
умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратились к такому виду фольклора, как заклички.
Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко-закликать. Использовали такой
прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!». Да разве можно сказать тихо такой текст, в
содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!
Солнышко, появись!
Красное нарядись!
Чтобы год от года
Была у нас погода!
Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно,
ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.
Тише, куры, не шумите.
Маво Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
Дети старшего дошкольного возраста устраивали своими силами концерты для малышей. Они
сами составляли программу, распределяли роли, проводили репетиции, готовили помещение. Такой
концерт продолжается десять-пятнадцать минут. Его программа разнообразна: чтение известных
детям младшей группы потешек с использованием наглядного материала (игрушек, предметов,
картинок); пересказ известной детям сказки; игра-драматизация или кукольный театр; народные
игры, загадывание загадок.
Большой раздел устного творчества русского народа составляет народный календарь. В своей
работе мы старались его придерживаться и организовали календарно-обрядовые праздники: «Кузьма
и Демьян», «Осенины», «Рождество», «Масленица».
Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это
целый мир-яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром
взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением
природы и человеческих отношений. Жанры малого фольклора расширяют словарный запас малыша,
активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим
миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется
гуманное отношение к миру.