Автор: Попова Валентина Валентиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №64
Населённый пункт: г. Старый Оскол
Наименование материала: Статья
Тема: Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка
Раздел: дошкольное образование
Происходящие в последнее время изменения в системе дошкольного
образования связаны с провозглашением дошкольного периода детства как
самоценного, следовательно, ориентируют содержание дошкольного
образования на решение значимых на данном возрастном этапе задач,
обусловленных ведущими направлениями развития личности [13, с.44].
В исследованиях отечественных ученых (Н. М. Борытко) эмоциональная сфера
определяется в качестве первичной структуры, осуществляющей регуляцию
жизнедеятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире [6, с.623].
В работе И. А. Ильиных природно-заданная эмоциональность ребенка
определяется как важная возрастная ценность, подчеркивается необходимость
ее учета в качестве одного из факторов, влияющих на успешность
воспитательно-образовательного процесса в детском саду [18, с.20].
Интерес исследователей к проблеме эмоционального развития дошкольников
нарастает, и обнаруживают себя положительные тенденции в ее разрешении.
Так, задачи развития эмоций, обеспечения эмоционального благополучия детей
определяются в федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в качестве важных наряду с
задачами интеллектуального, физического, речевого, художественно-
эстетического развития.
В зарубежных и отечественных исследованиях обосновывается необходимость
и целесообразность создания условий для развития у детей дошкольного
возраста способностей восприятия и понимания эмоций (О. Г.Барбусова) [4,
с.396].
Интенсивно исследуются вопросы социально-эмоционального развития
дошкольников (О. Ю. Булатова [8, с.15-19]), эмоционального интеллекта (М. В.
Кудрявцева [26, с. 39]), социально-эмоциональной компетентности
дошкольников. Эти и другие работы позволяют определить не только значение,
но и направления эмоционального развития детей в условиях дошкольной
образовательной организации: эмоционально-экспрессивное развитие,
становление эмоционального регулирования поведения и общения, развитие
социальных эмоций.
Анализ существующих подходов в педагогических и психологических
исследованиях позволяет определить направленность сопровождения на
обеспечение комфортных условий для обучения, воспитания и развития
личности в ситуациях взаимодействия.
Совпадая в понимании конечной цели сопровождения, исследователи
рассматривают данный феномен: как систему профессиональной деятельности
педагогического сообщества (К. А. Середкина [16, с.164-167]); как целостный и
непрерывный процесс изучения личности ребенка, ее формирования, создания
условий для самореализации как процесс создания пространства становления
ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития детей
понимаем, как совместную деятельность команды специалистов дошкольной
образовательной организации, направленную на создание благоприятных
условий для появления новообразований в эмоциональной сфере ребенка,
усвоения им социально приемлемых способов эмоционального самовыражения
в различных видах деятельности, обеспечение эмоционального благополучия.
В отечественной психологии всегда уделялось огромное внимание развитию
детей дошкольного возраста, что реализовано при разработке государственной
системы дошкольного воспитания. Федеральный закон № 273 «Об образовании
в Российской Федерации» от 29.12.2012 и стандарт дошкольного образования
выделяют эмоциональное благополучие дошкольников как один из показателей
их психологического здоровья [1, с.93].
Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника признается важной частью
его полноценного психического развития и успешной социализации.
Комплексный характер эмоционального благополучия поможет оперативно
выявлять трудности детского развития практическим психологам и более
эффективно и рационально выстраивать диагностическую и коррекционно-
развивающую работу в образовательном учреждении.
В научной литературе эмоции определяются как психические процессы и
состояния, которые в форме переживания отражают значимость того или иного
события, предмета, явления, другого человека и самого человека. В
эмоциональных процессах прежде всего выделяется биологическая
составляющая, имеющая свою специфику в детском возрасте [7, с.445].
Развитие эмоциональной сферы детей традиционно связывается с системой
потребностей, с характером привязанности в диаде «мать — ребенок» и
взаимоотношениями с окружающими близкими людьми, с «доверием» к миру и
адаптацией к окружающей среде [23, с.208].
Современные исследователи выстраивают различные модели эмоционального
развития [29, с.24]. Общим для всех концепций остается признание высокой
значимости влияния среды, общества, близких людей в развитии
эмоциональной сферы ребенка. Родители сначала активно стимулируют
возникновение эмоций ребенка (в период новорожденности и младенчества),
затем дифференцируют эмоциональный репертуар ребенка, обозначая эмоцию
словом и помогая контролировать эмоциональные проявления внешними
средствами (в раннем и дошкольном возрастах).
Дошкольники с трудом контролируют свои эмоции, многие из которых не
идентифицируют и не осознают.
Окружение ребенка часто «запрещает» проявлять ему негативные эмоции (а в
некоторых случаях и позитивные, например, слишком бурно радоваться) [26,
с.39-42]. Формальное, нечуткое отношение к эмоциональным проявления
ребенка может привести к состоянию повышенной тревоги у ребенка,
невозможности выразить себя, агрессии и другим эмоциональным нарушениям.
Будущий самоконтроль эмоциональных проявлений связан с процессами
перехода контроля во внутренний план (интериоризации) [30, с.10-14].
Эмоциональное благополучие ребенка относят к числу основных достижений
дошкольного возраста — наряду с базисом личностной культуры, развитием
любознательности, самостоятельности, инициативы, произвольности,
ответственности, индивидуальных способностей и склонностей, творческих
возможностей, коммуникативной и интеллектуальной компетентности [28,
с.91].