Напоминание

Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка


Автор: Попова Валентина Валентиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №64
Населённый пункт: г. Старый Оскол
Наименование материала: Статья
Тема: Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Происходящие в последнее время изменения в системе дошкольного

образования связаны с провозглашением дошкольного периода детства как

самоценного, следовательно, ориентируют содержание дошкольного

образования на решение значимых на данном возрастном этапе задач,

обусловленных ведущими направлениями развития личности [13, с.44].

В исследованиях отечественных ученых (Н. М. Борытко) эмоциональная сфера

определяется в качестве первичной структуры, осуществляющей регуляцию

жизнедеятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире [6, с.623].

В работе И. А. Ильиных природно-заданная эмоциональность ребенка

определяется как важная возрастная ценность, подчеркивается необходимость

ее учета в качестве одного из факторов, влияющих на успешность

воспитательно-образовательного процесса в детском саду [18, с.20].

Интерес исследователей к проблеме эмоционального развития дошкольников

нарастает, и обнаруживают себя положительные тенденции в ее разрешении.

Так, задачи развития эмоций, обеспечения эмоционального благополучия детей

определяются в федеральном государственном образовательном стандарте

дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в качестве важных наряду с

задачами интеллектуального, физического, речевого, художественно-

эстетического развития.

В зарубежных и отечественных исследованиях обосновывается необходимость

и целесообразность создания условий для развития у детей дошкольного

возраста способностей восприятия и понимания эмоций (О. Г.Барбусова) [4,

с.396].

Интенсивно исследуются вопросы социально-эмоционального развития

дошкольников (О. Ю. Булатова [8, с.15-19]), эмоционального интеллекта (М. В.

Кудрявцева [26, с. 39]), социально-эмоциональной компетентности

дошкольников. Эти и другие работы позволяют определить не только значение,

но и направления эмоционального развития детей в условиях дошкольной

образовательной организации: эмоционально-экспрессивное развитие,

становление эмоционального регулирования поведения и общения, развитие

социальных эмоций.

Анализ существующих подходов в педагогических и психологических

исследованиях позволяет определить направленность сопровождения на

обеспечение комфортных условий для обучения, воспитания и развития

личности в ситуациях взаимодействия.

Совпадая в понимании конечной цели сопровождения, исследователи

рассматривают данный феномен: как систему профессиональной деятельности

педагогического сообщества (К. А. Середкина [16, с.164-167]); как целостный и

непрерывный процесс изучения личности ребенка, ее формирования, создания

условий для самореализации как процесс создания пространства становления

ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития детей

понимаем, как совместную деятельность команды специалистов дошкольной

образовательной организации, направленную на создание благоприятных

условий для появления новообразований в эмоциональной сфере ребенка,

усвоения им социально приемлемых способов эмоционального самовыражения

в различных видах деятельности, обеспечение эмоционального благополучия.

В отечественной психологии всегда уделялось огромное внимание развитию

детей дошкольного возраста, что реализовано при разработке государственной

системы дошкольного воспитания. Федеральный закон № 273 «Об образовании

в Российской Федерации» от 29.12.2012 и стандарт дошкольного образования

выделяют эмоциональное благополучие дошкольников как один из показателей

их психологического здоровья [1, с.93].

Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника признается важной частью

его полноценного психического развития и успешной социализации.

Комплексный характер эмоционального благополучия поможет оперативно

выявлять трудности детского развития практическим психологам и более

эффективно и рационально выстраивать диагностическую и коррекционно-

развивающую работу в образовательном учреждении.

В научной литературе эмоции определяются как психические процессы и

состояния, которые в форме переживания отражают значимость того или иного

события, предмета, явления, другого человека и самого человека. В

эмоциональных процессах прежде всего выделяется биологическая

составляющая, имеющая свою специфику в детском возрасте [7, с.445].

Развитие эмоциональной сферы детей традиционно связывается с системой

потребностей, с характером привязанности в диаде «мать — ребенок» и

взаимоотношениями с окружающими близкими людьми, с «доверием» к миру и

адаптацией к окружающей среде [23, с.208].

Современные исследователи выстраивают различные модели эмоционального

развития [29, с.24]. Общим для всех концепций остается признание высокой

значимости влияния среды, общества, близких людей в развитии

эмоциональной сферы ребенка. Родители сначала активно стимулируют

возникновение эмоций ребенка (в период новорожденности и младенчества),

затем дифференцируют эмоциональный репертуар ребенка, обозначая эмоцию

словом и помогая контролировать эмоциональные проявления внешними

средствами (в раннем и дошкольном возрастах).

Дошкольники с трудом контролируют свои эмоции, многие из которых не

идентифицируют и не осознают.

Окружение ребенка часто «запрещает» проявлять ему негативные эмоции (а в

некоторых случаях и позитивные, например, слишком бурно радоваться) [26,

с.39-42]. Формальное, нечуткое отношение к эмоциональным проявления

ребенка может привести к состоянию повышенной тревоги у ребенка,

невозможности выразить себя, агрессии и другим эмоциональным нарушениям.

Будущий самоконтроль эмоциональных проявлений связан с процессами

перехода контроля во внутренний план (интериоризации) [30, с.10-14].

Эмоциональное благополучие ребенка относят к числу основных достижений

дошкольного возраста — наряду с базисом личностной культуры, развитием

любознательности, самостоятельности, инициативы, произвольности,

ответственности, индивидуальных способностей и склонностей, творческих

возможностей, коммуникативной и интеллектуальной компетентности [28,

с.91].



В раздел образования