Напоминание

Работа с одаренными детьми на уроках биологии.


Автор: Коробова Елена Евгеньевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ лицей №104
Населённый пункт: город Минеральные Воды
Наименование материала: методический материал
Тема: Работа с одаренными детьми на уроках биологии.
Раздел: среднее образование





Назад




Работа с одаренными детьми на уроках биологии.

Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой

информации. Действительно ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в

современной педагогике и психологии. Учеными давно установлено и доказано, что научно-

технический прогресс страны, да и благополучие общества в целом во многом зависит от

интеллектуального потенциала людей.

Основная нагрузка при решении проблем одаренности в современной школе ложится на

плечи педагогов. Перед учителями-предметниками остро стоят проблемы выявления и раскрытия

интеллектуально-творческого

потенциала

детей,

развития

логического

мышления

и

креативности, разработка и реализация, организационных мер, направленных на обучение детей

в целом, и одаренных детей в частности. Все это требует качественных нововведений на уровне

обучения и специализированной профессиональной подготовки самого педагога.

Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от

предметной ориентации, доминируют мотивы, связанные с содержанием деятельности, такие как

влечения, желания, склонности, интересы. Они очень креативны, умеют самостоятельно видеть

проблему, продуцировать оригинальные идеи, обладают гибкостью ума и оригинальностью

мышления, владеют разнообразными умениями и навыками, без которых никакая творческая

деятельность

невозможна.

Главная работа учителя заключается в том, что он должен способствовать развитию

перечисленных слагающих компонентов одаренной личности, путем применения различных

методик и форм работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными детьми на уроках биологии

Развитие

интеллектуальных

и

творческих

способностей

детей

предполагает

деятельность в самых разных направлениях: взаимная деятельность ребенка с педагогами,

общение со сверстниками и взаимодействие с предметно-пространственной средой.

Особое место в работе с одаренными детьми, развитии их творческих способностей

при обучении биологии, стоит отвести организации проектно-исследовательской деятельности.

Ребята, под опытным руководством учителя, выбирают интересующий натуральный объект,

явление, процесс, определяют тему исследования, учатся формулировать цели и задачи

предстоящей исследовательской деятельности, выдвигать гипотезы, планировать этапы работы,

проводить исследования, оформлять результаты работы и как финал – защищать свой

творческий исследовательский проект

Работая

с

одаренными

детьми

на

уроках

биологии,

учителю

необходимо

организовывать и активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся,

ориентировать их на получение знаний на частично-поисковом и творческом уровнях. Уделяя

особое внимание творческому развитию учащихся, необходимо предлагать им, проблемные

вопросы и задания, заставляющие активно работать мысль, стимулировать познавательную

потребность, которая проявляется в стремлении постоянно задавать вопросы, желании что-то

изучать

(например,

поведение

животных,

жизнедеятельность

растений),

придумывать

собственные методики исследования и применять их на практике, прогнозировать результаты.

Нужно учесть, что современным детям интереснее выполнять

задания, связанные с

использованием ИКТ.

В ходе работы с одаренными детьми, учителю необходимо акцентировать внимание на

теоретической важности и практической значимости изучаемого материала, делать упор

именно на практическую часть, предлагать перенести уже имеющиеся знания в новую

нестандартную ситуацию. Необходимо обсуждать на уроках биологии интересные и новые

факты, связанные с новыми биотехнологиями и биологическими открытиями, так как это

способствует стремлению к познанию неизвестного, чтению дополнительной литературы,

рождению новых оригинальных идей.

Основная

задача

учителя,

работающего

с

одаренными

детьми,

постоянно

организовывать работу, направленную на развитие творческого мышления, включая в учебную

деятельность решение различных видов развивающих заданий.

Приведем примеры некоторых заданий, которые можно использовать для развития

одаренности учащихся при обучении биологии:

Задания на нахождение закономерностей

Закон симметрии – один из законов развития живой природы, в результате простых

наблюдений это несложно заметить, чтобы научить этому, необходимо предлагать учащимся

решать следующие задачи:

а) Найти в окружающей действительности и нарисовать объекты с одной осью

симметрии;

б) Подумать, что общее имеют: Млечный Путь, морская раковина, горный баран,

последовательность чисел 1, 1, 2, 2, 3, 3, 4, 4.... и т. д.? (последовательность чисел описывает

спираль). Попробовать найти примеры спиралей в природе и технике.

в) Дорисовать вторую половину рисунка: частей тела, органов животного, растения и т.

д.

Задания на конструирование. Например, сконструировать из бумаги или пластилина

изображения животных или растений, схему цикла развития животных и т. д.

Задания на нахождение аналогий. Например, найти технические объекты, делая которые, люди

пользовались аналогиями с живой природой.

Задания на нахождения соответствий и ассоциаций между понятиями, явлениями, признаками

объектов и т. д.

Задания на классификацию, нахождение сходств и различий при изучении объектов.

Задания, направленные на развитие речи и воображения. Например, придумать название к

тексту, картине; написать письмо несуществующему животному, составить рассказ, используя

понятия, изученные на уроке и т. д.

Таким образом, виды деятельности по развитию одаренности довольно разнообразны и

хорошо, если они будут сочетаться между собой.

Подводя итог ко всему выше сказанному необходимо отметить, что одаренные дети –

это особый мир детства, и задача педагогов понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы

передать детям максимум своего опыта и знаний, используя разные виды деятельности, но

главное помнить, что обычные «мерки» к ним не подходят. Необходимо знать природу

одаренности и стимулировать ее проявление. Целостный подход к одаренному ребенку как к

личности позволит максимально реализовать его дар.



В раздел образования