Автор: Коробова Елена Евгеньевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ лицей №104
Населённый пункт: город Минеральные Воды
Наименование материала: методический материал
Тема: Работа с одаренными детьми на уроках биологии.
Раздел: среднее образование
Работа с одаренными детьми на уроках биологии.
Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой
информации. Действительно ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в
современной педагогике и психологии. Учеными давно установлено и доказано, что научно-
технический прогресс страны, да и благополучие общества в целом во многом зависит от
интеллектуального потенциала людей.
Основная нагрузка при решении проблем одаренности в современной школе ложится на
плечи педагогов. Перед учителями-предметниками остро стоят проблемы выявления и раскрытия
интеллектуально-творческого
потенциала
детей,
развития
логического
мышления
и
креативности, разработка и реализация, организационных мер, направленных на обучение детей
в целом, и одаренных детей в частности. Все это требует качественных нововведений на уровне
обучения и специализированной профессиональной подготовки самого педагога.
Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от
предметной ориентации, доминируют мотивы, связанные с содержанием деятельности, такие как
влечения, желания, склонности, интересы. Они очень креативны, умеют самостоятельно видеть
проблему, продуцировать оригинальные идеи, обладают гибкостью ума и оригинальностью
мышления, владеют разнообразными умениями и навыками, без которых никакая творческая
деятельность
невозможна.
Главная работа учителя заключается в том, что он должен способствовать развитию
перечисленных слагающих компонентов одаренной личности, путем применения различных
методик и форм работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными детьми на уроках биологии
Развитие
интеллектуальных
и
творческих
способностей
детей
предполагает
деятельность в самых разных направлениях: взаимная деятельность ребенка с педагогами,
общение со сверстниками и взаимодействие с предметно-пространственной средой.
Особое место в работе с одаренными детьми, развитии их творческих способностей
при обучении биологии, стоит отвести организации проектно-исследовательской деятельности.
Ребята, под опытным руководством учителя, выбирают интересующий натуральный объект,
явление, процесс, определяют тему исследования, учатся формулировать цели и задачи
предстоящей исследовательской деятельности, выдвигать гипотезы, планировать этапы работы,
проводить исследования, оформлять результаты работы и как финал – защищать свой
творческий исследовательский проект
Работая
с
одаренными
детьми
на
уроках
биологии,
учителю
необходимо
организовывать и активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся,
ориентировать их на получение знаний на частично-поисковом и творческом уровнях. Уделяя
особое внимание творческому развитию учащихся, необходимо предлагать им, проблемные
вопросы и задания, заставляющие активно работать мысль, стимулировать познавательную
потребность, которая проявляется в стремлении постоянно задавать вопросы, желании что-то
изучать
(например,
поведение
животных,
жизнедеятельность
растений),
придумывать
собственные методики исследования и применять их на практике, прогнозировать результаты.
Нужно учесть, что современным детям интереснее выполнять
задания, связанные с
использованием ИКТ.
В ходе работы с одаренными детьми, учителю необходимо акцентировать внимание на
теоретической важности и практической значимости изучаемого материала, делать упор
именно на практическую часть, предлагать перенести уже имеющиеся знания в новую
нестандартную ситуацию. Необходимо обсуждать на уроках биологии интересные и новые
факты, связанные с новыми биотехнологиями и биологическими открытиями, так как это
способствует стремлению к познанию неизвестного, чтению дополнительной литературы,
рождению новых оригинальных идей.
Основная
задача
учителя,
работающего
с
одаренными
детьми,
постоянно
организовывать работу, направленную на развитие творческого мышления, включая в учебную
деятельность решение различных видов развивающих заданий.
Приведем примеры некоторых заданий, которые можно использовать для развития
одаренности учащихся при обучении биологии:
Задания на нахождение закономерностей
Закон симметрии – один из законов развития живой природы, в результате простых
наблюдений это несложно заметить, чтобы научить этому, необходимо предлагать учащимся
решать следующие задачи:
а) Найти в окружающей действительности и нарисовать объекты с одной осью
симметрии;
б) Подумать, что общее имеют: Млечный Путь, морская раковина, горный баран,
последовательность чисел 1, 1, 2, 2, 3, 3, 4, 4.... и т. д.? (последовательность чисел описывает
спираль). Попробовать найти примеры спиралей в природе и технике.
в) Дорисовать вторую половину рисунка: частей тела, органов животного, растения и т.
д.
Задания на конструирование. Например, сконструировать из бумаги или пластилина
изображения животных или растений, схему цикла развития животных и т. д.
Задания на нахождение аналогий. Например, найти технические объекты, делая которые, люди
пользовались аналогиями с живой природой.
Задания на нахождения соответствий и ассоциаций между понятиями, явлениями, признаками
объектов и т. д.
Задания на классификацию, нахождение сходств и различий при изучении объектов.
Задания, направленные на развитие речи и воображения. Например, придумать название к
тексту, картине; написать письмо несуществующему животному, составить рассказ, используя
понятия, изученные на уроке и т. д.
Таким образом, виды деятельности по развитию одаренности довольно разнообразны и
хорошо, если они будут сочетаться между собой.
Подводя итог ко всему выше сказанному необходимо отметить, что одаренные дети –
это особый мир детства, и задача педагогов понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы
передать детям максимум своего опыта и знаний, используя разные виды деятельности, но
главное помнить, что обычные «мерки» к ним не подходят. Необходимо знать природу
одаренности и стимулировать ее проявление. Целостный подход к одаренному ребенку как к
личности позволит максимально реализовать его дар.