Автор: Рязанцева Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Хабаровска
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: из опыта работы
Тема: «Воздух - невидимка». Экспериментальная деятельность в средней группе.
Раздел: дошкольное образование
Тема занятия «Воздух - невидимка». Экспериментальная деятельность в средней группе.
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять
знания о воздухе
.
Задачи: обучающие:
знакомить детей со свойствами воздуха;
формировать представление о том, что он занимает много места и обладает
свойствами (невидимый, прозрачный, легкий, бесцветный);
дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
вырабатывать у детей умение делать умозаключения и выводы в экспериментах.
Развивающие:
развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность;
Развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные :
воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать
его всеми доступными способами.
Интеграция образовательных областей: «социально – коммуникативное развитие»,
«познание», «речевое развитие», «физическое развитие».
Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей: легкий, прозрачный,
невидимый, бесцветный, тяжелый.
Подготовительная работа:
наблюдение за ветром;
эксперименты с водой и предметами из камня, металла и песка;
Разучивание игры «Дует ветер»;
беседы из цикла «Земля - наш общий дом».
Материал: кукла Почемучка (игрушка); полиэтиленовые пакеты (по количеству
детей); стаканчики (по количеству детей); трубочки коктейльные; три прозрачные
чаши; три мячика пластмассовых, три столика для экспериментирования; салфетки
бумажные (по количеству детей).
Воспитатель загадывает детям загадки о явлениях природы.
1. Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо – корабли. (Облака)
2. На тарелке колобок-
Золотой горячий бок.
А тарелка голубая –
Не видать конца и края. (Солнце и небо).
3. Носится, свищет,
Мечется, рыщет.
Где пробежит – листик дрожит.
Где пронесется – дерево гнется. (Ветер)
4. Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель: Правильно, ребята, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе,
будем проводить опыты, как настоящие ученые.
Раздается стук в дверь, и появляется кукла Почемучка.
Почемучка: Здравствуйте ребята, А что это вы тут собираетесь делать?
Воспитатель: Мы с ребятами собираемся поговорить о воздухе.
Почемучка: О воздухе? А кто его видел этот воздух? Лично я его никогда не видела.А вы
ребята? (Ответы детей.)
Воспитатель:
Раз мы его не видели, значит, ребята , какой воздух? (Воздух прозрачный, бесцветный,
невидимый.)
Почемучка: Вот- вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе.
Воспитатель: Погоди Почемучка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда
вокруг нас. Ребята, давайте докажем Почемучке, что воздух все таки есть.
ОПЫТ №1 (с полиэтиленовым пакетом).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (Он пуст.)
- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы взмахнем
пакетом и закрутим его, он стал похож на подушку. Что мы поймали в пакеты? (Воздух.)
- Почему сквозь пакеты все видно? (Потому что воздух прозрачный.)
- Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.
Почему? (В нем нет воздуха).
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. И мы смогли это
сделать! Мы поймали воздух в пакет, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(Воздух бесцветный и прозрачный.)
Почемучка: А мне этот мешочек что – то напомнил. Летом я видела, как люди используют
этот запертый воздух. На речке! Это был надувной матрас! А вы, ребята, видели
предметы, в которых спрятался воздух? (Спасательные жилеты, нарукавники, круги,
мячи, воздушные шары.)
Воспитатель: Ребята, найдите на столе предмет, внутри которого есть воздух. Правильно
Это пластмассовый мячик.
ОПЫТ №2 (с пластмассовым мячиком.)
Воспитатель: Опускаем в емкость с водой пластмассовый мячик . Что происходит? (Не
тонет).
Вывод: не тонут предметы, в которых находится воздух.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть
воздух, будут находиться на поверхности воды и не тонуть. Я вижу, что вы устали, и мы с
вами немного отдохнем.
Физкультминутка.
Дует вер с высоты,
Гнуться травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
(Наклоны в стороны.)
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
(Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг.
(Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.
(Дети садятся.)
Почемучка. Теперь я знаю, что внутри предметов, где кажется пусто, спрятался воздух.
Вот интересно, внутри человека есть воздух?
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, права ли Почемучка.
ОПЫТ №3 (с трубочкой, опущенной в стакан с водой.)
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
(Выходят пузырьки, воздух.)
- Так есть воздух внутри нас? (Да, есть. Мы дуем в трубочку, и он выходит.)
- Чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку – и
получаются пузырьки.
- Какой можно сделать вывод? (Воздух есть внутри человека.)
Почемучка: Понятно! Мы выдыхаем воздух, значит он есть внутри нас. Но как он к нам
попадает? (Ответы детей.)
Воспитатель: Все люди дышат через нос. Ребята, давайте Почемучке покажем, как дышат
наши носики.
ОПЫТ №4 (с бумажной салфеткой.)
Воспитатель: Возьмите салфетку, поднесите к лицу, будем вдыхать и выдыхать через
нос. Что, ребята, происходит?(Салфетка шевелится.)
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем через нос, салфетка
шевелится, как листочки на деревьях? А мы говорили, что листочки качаются от ветра.
Откуда же появился ветер тут сейчас? ( Ответы детей.)
Воспитатель: Таким образом, когда воздух движется, получается ветер.
Воспитатель: Ребята, вы отличные искатели воздуха! В результате наших поисков мы
обнаружили, что… (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской
деятельности на занятии):
Что воздух везде вокруг нас.
Что воздух – невидим.
Что воздух есть внутри предметов и людей.
Что воздух без вкуса, без запаха.
Почемучка: Ребята, мне так у вас понравилось, я так много интересного узнала о воздухе,
но мне пора возвращаться домой. До свидания.
Рефлексия: Ребята, если вам понравилось в нашей лаборатории, подарите друг другу
свою улыбку.