Напоминание

«Воздух - невидимка». Экспериментальная деятельность в средней группе.


Автор: Рязанцева Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Хабаровска
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: из опыта работы
Тема: «Воздух - невидимка». Экспериментальная деятельность в средней группе.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема занятия «Воздух - невидимка». Экспериментальная деятельность в средней группе.

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять

знания о воздухе

.

Задачи: обучающие:

знакомить детей со свойствами воздуха;

формировать представление о том, что он занимает много места и обладает

свойствами (невидимый, прозрачный, легкий, бесцветный);

дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

вырабатывать у детей умение делать умозаключения и выводы в экспериментах.

Развивающие:

развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность;

Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные :

воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать

его всеми доступными способами.

Интеграция образовательных областей: «социально – коммуникативное развитие»,

«познание», «речевое развитие», «физическое развитие».

Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей: легкий, прозрачный,

невидимый, бесцветный, тяжелый.

Подготовительная работа:

наблюдение за ветром;

эксперименты с водой и предметами из камня, металла и песка;

Разучивание игры «Дует ветер»;

беседы из цикла «Земля - наш общий дом».

Материал: кукла Почемучка (игрушка); полиэтиленовые пакеты (по количеству

детей); стаканчики (по количеству детей); трубочки коктейльные; три прозрачные

чаши; три мячика пластмассовых, три столика для экспериментирования; салфетки

бумажные (по количеству детей).

Воспитатель загадывает детям загадки о явлениях природы.

1. Над лесами, городами,

Над просторами полей

Проплывают караваны

Небывалых кораблей.

Держат путь вокруг земли

Эти чудо – корабли. (Облака)

2. На тарелке колобок-

Золотой горячий бок.

А тарелка голубая –

Не видать конца и края. (Солнце и небо).

3. Носится, свищет,

Мечется, рыщет.

Где пробежит – листик дрожит.

Где пронесется – дерево гнется. (Ветер)

4. Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Воспитатель: Правильно, ребята, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе,

будем проводить опыты, как настоящие ученые.

Раздается стук в дверь, и появляется кукла Почемучка.

Почемучка: Здравствуйте ребята, А что это вы тут собираетесь делать?

Воспитатель: Мы с ребятами собираемся поговорить о воздухе.

Почемучка: О воздухе? А кто его видел этот воздух? Лично я его никогда не видела.А вы

ребята? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Раз мы его не видели, значит, ребята , какой воздух? (Воздух прозрачный, бесцветный,

невидимый.)

Почемучка: Вот- вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе.

Воспитатель: Погоди Почемучка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда

вокруг нас. Ребята, давайте докажем Почемучке, что воздух все таки есть.

ОПЫТ №1 (с полиэтиленовым пакетом).

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (Он пуст.)

- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы взмахнем

пакетом и закрутим его, он стал похож на подушку. Что мы поймали в пакеты? (Воздух.)

- Почему сквозь пакеты все видно? (Потому что воздух прозрачный.)

- Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.

Почему? (В нем нет воздуха).

Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. И мы смогли это

сделать! Мы поймали воздух в пакет, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?

(Воздух бесцветный и прозрачный.)

Почемучка: А мне этот мешочек что – то напомнил. Летом я видела, как люди используют

этот запертый воздух. На речке! Это был надувной матрас! А вы, ребята, видели

предметы, в которых спрятался воздух? (Спасательные жилеты, нарукавники, круги,

мячи, воздушные шары.)

Воспитатель: Ребята, найдите на столе предмет, внутри которого есть воздух. Правильно

Это пластмассовый мячик.

ОПЫТ №2 (с пластмассовым мячиком.)

Воспитатель: Опускаем в емкость с водой пластмассовый мячик . Что происходит? (Не

тонет).

Вывод: не тонут предметы, в которых находится воздух.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть

воздух, будут находиться на поверхности воды и не тонуть. Я вижу, что вы устали, и мы с

вами немного отдохнем.

Физкультминутка.

Дует вер с высоты,

Гнуться травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

(Наклоны в стороны.)

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

(Прыжки.)

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг.

(Ходьба на месте.)

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.

(Дети садятся.)

Почемучка. Теперь я знаю, что внутри предметов, где кажется пусто, спрятался воздух.

Вот интересно, внутри человека есть воздух?

Воспитатель: Ребята, давайте проверим, права ли Почемучка.

ОПЫТ №3 (с трубочкой, опущенной в стакан с водой.)

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

(Выходят пузырьки, воздух.)

- Так есть воздух внутри нас? (Да, есть. Мы дуем в трубочку, и он выходит.)

- Чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку – и

получаются пузырьки.

- Какой можно сделать вывод? (Воздух есть внутри человека.)

Почемучка: Понятно! Мы выдыхаем воздух, значит он есть внутри нас. Но как он к нам

попадает? (Ответы детей.)

Воспитатель: Все люди дышат через нос. Ребята, давайте Почемучке покажем, как дышат

наши носики.

ОПЫТ №4 (с бумажной салфеткой.)

Воспитатель: Возьмите салфетку, поднесите к лицу, будем вдыхать и выдыхать через

нос. Что, ребята, происходит?(Салфетка шевелится.)

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем через нос, салфетка

шевелится, как листочки на деревьях? А мы говорили, что листочки качаются от ветра.

Откуда же появился ветер тут сейчас? ( Ответы детей.)

Воспитатель: Таким образом, когда воздух движется, получается ветер.

Воспитатель: Ребята, вы отличные искатели воздуха! В результате наших поисков мы

обнаружили, что… (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской

деятельности на занятии):

Что воздух везде вокруг нас.

Что воздух – невидим.

Что воздух есть внутри предметов и людей.

Что воздух без вкуса, без запаха.

Почемучка: Ребята, мне так у вас понравилось, я так много интересного узнала о воздухе,

но мне пора возвращаться домой. До свидания.

Рефлексия: Ребята, если вам понравилось в нашей лаборатории, подарите друг другу

свою улыбку.



В раздел образования