Напоминание

работа над осознанным чтением


Автор: Янавичене Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ-лицей № 13
Населённый пункт: Новосибирская область, Новосибирский район
Наименование материала: урок литературного чтения
Тема: работа над осознанным чтением
Раздел: начальное образование





Назад




МАОУ-лицей № 13

Новосибирского района

Новосибирской области

рп Краснообск

Учитель Янавичене Т. А.

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема урока: «Э.Ю.Шим «Храбрый Опёнок».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока: развивать читательские и речевые умения на основе сказки Э. Шима

«Храбрый Опенок».

Задачи урока:

- учить работать с текстом произведения, анализировать его;

- формировать культуру чтения и оценочного суждения;

- развивать интерес к чтению;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, любовь к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

Совершенствовать читательские умения работы с текстом: воспринимать произведение на

слух, отвечать на вопросы полным ответом, читать плавно вслух, читать молча,

определять литературный жанр произведения.

Метапредметные:

· Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результаты по

образцу.

· Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью

учителя; строить речевые высказывания в устной форме.

· Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность

существования различных точек зрения, работать в паре.

Личностные: давать нравственно-этическую оценку героям произведения.

Оборудование урока:

учебник по литературному чтению, 2 класс, автор Л.А.Ефросинина;

рабочая тетрадь к учебнику;

рисунки грибов; слайды.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мотивация к

учебной

деятельности

Приветствует учащихся,

проверяет готовность класса и

оборудования; эмоционально

настраивает на учебную

деятельность.

- Возьмите за руку своего

соседа по парте, улыбнитесь.

- Что вы почувствовали?

- Какое у вас настроение?

Приветствуют учителя

Слушают учителя.

Принимают участие в

диалоге с учителем.

Демонстрируют

готовность к уроку, готовят

рабочее место к уроку

Проверка

домашнего

задания.

- С каким произведением познакомились на

прошлом уроке?

- Объясните, что значит «недосмотренные

грибы»?

- Расскажите, описание, какого гриба вам

особенно понравилось?

- Вспомните, о чем сожалеет автор в конце

рассказа?

- Познакомились с рассказом

Михаила Пришвина

«Недосмотренные грибы».

- Это грибы, которые не нашли

грибники.

Пересказывают понравившиеся

описания грибов и показывают

рисунок с его изображением.

- Автор сожалеет, что с

приходом зимы многие грибы

останутся, их не соберут

грибники.

Актуализация

знаний.

- Какой раздел литературного чтения мы

изучаем?

- Прослушайте отрывок из сказки. Как она

называется?(аудиозапись отрывка из сказки

«Белка и Ворона»).

- Кто автор этого произведения.

(Показывает портрет писателя.)

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с

одним произведением писателя.

Прочитайте название в учебнике на с119.

- Предположите, о чём и о ком этот текст по

его названию. Рассмотрите иллюстрацию.

-Где происходит действие, в какое время года.

- Уж небо осенью дышало…

Слушают аудиозапись отрывка.

Называют сказку и автора.

«Белка и Ворона».

- Её написал Эдуард Шим.

- Произведение называется

«Храбрый Опенок»

Главный герой – Храбрый

Опенок.

- Он гриб.

- Действие происходит, в

осеннем лесу.

- Опенок смелый.

Первое

чтение

произведения

.

Я прочитаю текст произведения, вы

внимательно следите за мной, карандашом

отмечайте незнакомые слова. Читает сказку

«Храбрый опенок».

Слушают, подчеркивают

незнакомые слова.

Выявление

первичного

восприятия.

Организует беседу.

- Понравилось ли вам это произведение?

- Что понравилось? Что не понравилось?

- Оправдались ли ваши предположения?

- Когда было грустно?

- Когда весело?

. Отвечают на вопросы.

Словарная

работа до

повторного

чтения

Какие незнакомые слова встретились в сказке?

- Как будете действовать, чтобы узнать

значение слов?

Боровик

Неказистый

Картузик

Кафтан

Кудельки

текста.

Демонстрирует на слайде грибы и

иллюстрации к словам: кудельки, картузик,

кафтан.

Авось

Ветер-сиверко

- В учебнике есть словарь,

обратимся к нему.

Объясняют значение слов

Самостоятель

ная работа.

Перед тем, как читать нам текст, определите, к

какому литературному жанру он относится?

- Как вы догадались?

- О чем это произведение?

- Кто автор?

Смоделируйте обложку.

- Докажите, почему так

Отвечают на вопросы.

Самостоятельно моделируют

обложку.

1-2 ученика рассказывают

Повторное

чтение

текста.

-Найдите в тексте и прочитайте, отрывки про

грибы. Вы будете читать, молча, только

глазами, не шевеля губами, а я буду наблюдать

за вашей работой.

-Выполните задания к тексту.

Организует проверку заданий.

Задание 1.

-Дополни описание грибов словами из

текста.

Кафтаны у боровиков ____, шляпы __.

У подосиновиков курточки ____, шапки _.

У маслят рубашки ____, картузики _______.

У сыроежек сарафанчики ______, платочек

___.

-А сейчас выполните задание №3 в тетради.

деды сыроежки

отцы маслята

братцы подосиновики

сестрицы боровики

-Как автор называет грибы. Соедините пары

слов.

-Какого гриба в задании нет?

Читают.

Выполняют задание

в рабочей тетради.

Взаимопроверка по «цепочке».

В задании нет Опенка.

Зачитывает отрывок об Опенке.

- Какие чувства вызвал у вас прослушанный

отрывок? Почему?

- А какие грибы собирают грибники?

- Как другие грибы относятся к Опенку?

- Как, по вашему мнению, автор относится к

Опенку?

Подтвердите словами из текста.

Следят за чтением.

Делятся своими чувствами.

Высказывают свое мнение.

Подтверждают словами из

текста.

Находят слова,

подтверждающие отношение

автора к Опенку.

Физкультми-

нутка для

глаз

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано-

Делают упражнения.

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

(Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть

спокойно, медленно считая до 5. (Повторить 3-

4 раза.)

- Как автор описывает осенний лес?

Прочитайте вслух.

- Почему исчезли все грибы?

- Почему Опенок остался в лесу?

- Рассмотрите иллюстрацию к сказке.

Расскажите, что изображено на ней. Найдите и

прочитайте этот фрагмент.

--Расставь цифры на строчках так, как

укрывался от непогоды опёнок в рассказе.

__ прыгнул в берёзовое дупло.

__ перебрался на берёзовые корни.

__ вскочил на берёзовый пенёк.

- Какие качества Опенка помогли ему выстоять

в борьбе с непогодой, пренебрежительным

отношением других грибов в лесу?

-Выберите черты характера Опенка.

Храбрый, трусливый, выносливый, веселый,

стойкий, ловкий, находчивый, капризный.

- Прочитайте последнее предложение. Как вы

думаете, почему грибники низко

поклонились Опенку?

- Работа в парах.

Посовещайтесь и выберите из предложенных

пословиц те, которые вы считаете подходят к

сказке.

1. Мал телом, да велик делом.

2. Кто храбр, того любое испытание только

красит.

3. Будет время – и нам люди поклонятся.

4. Сметливость лучше силы.

Находят описание осеннего

леса. Читают вслух по очереди.

Отвечают на вопросы.

Находят, соответствующее

описание в тексте и

зачитывают вслух.

Самостоятельно выполняют

задание.

Высказывают свое мнение.

Выбирают черты характера и

обосновывают свой выбор.

Читают последнее

предложение. Отвечают на

вопрос.

Работа в парах. Обсуждают

смысл, выбранных пословиц.

Рефлексия.

- С каким произведением мы сегодня

познакомились?

- Почему оно так называется?

- Как вы думаете, чему учит эта сказка?

- Какие черты характера Опенка ты бы хотел

видеть у себя?

-- Кто написал эту сказку?

- Какие произведения этого автора вы знаете?

- Наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую

работу.

Отвечают на вопросы.

Оцени свое отношение к уроку.

- Если ваша работа на уроке вам понравилась,

то положите грибок в корзинку.

Задание на

дом

Сочините свой рассказ об осеннем лесе.

Упр 4 в рабочей тетради.



В раздел образования