Автор: Янавичене Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ-лицей № 13
Населённый пункт: Новосибирская область, Новосибирский район
Наименование материала: урок литературного чтения
Тема: работа над осознанным чтением
Раздел: начальное образование
МАОУ-лицей № 13
Новосибирского района
Новосибирской области
рп Краснообск
Учитель Янавичене Т. А.
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема урока: «Э.Ю.Шим «Храбрый Опёнок».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока: развивать читательские и речевые умения на основе сказки Э. Шима
«Храбрый Опенок».
Задачи урока:
- учить работать с текстом произведения, анализировать его;
- формировать культуру чтения и оценочного суждения;
- развивать интерес к чтению;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, любовь к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
Совершенствовать читательские умения работы с текстом: воспринимать произведение на
слух, отвечать на вопросы полным ответом, читать плавно вслух, читать молча,
определять литературный жанр произведения.
Метапредметные:
· Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результаты по
образцу.
· Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью
учителя; строить речевые высказывания в устной форме.
· Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность
существования различных точек зрения, работать в паре.
Личностные: давать нравственно-этическую оценку героям произведения.
Оборудование урока:
учебник по литературному чтению, 2 класс, автор Л.А.Ефросинина;
рабочая тетрадь к учебнику;
рисунки грибов; слайды.
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Мотивация к
учебной
деятельности
Приветствует учащихся,
проверяет готовность класса и
оборудования; эмоционально
настраивает на учебную
деятельность.
- Возьмите за руку своего
соседа по парте, улыбнитесь.
- Что вы почувствовали?
- Какое у вас настроение?
Приветствуют учителя
Слушают учителя.
Принимают участие в
диалоге с учителем.
Демонстрируют
готовность к уроку, готовят
рабочее место к уроку
Проверка
домашнего
задания.
- С каким произведением познакомились на
прошлом уроке?
- Объясните, что значит «недосмотренные
грибы»?
- Расскажите, описание, какого гриба вам
особенно понравилось?
- Вспомните, о чем сожалеет автор в конце
рассказа?
- Познакомились с рассказом
Михаила Пришвина
«Недосмотренные грибы».
- Это грибы, которые не нашли
грибники.
Пересказывают понравившиеся
описания грибов и показывают
рисунок с его изображением.
- Автор сожалеет, что с
приходом зимы многие грибы
останутся, их не соберут
грибники.
Актуализация
знаний.
- Какой раздел литературного чтения мы
изучаем?
- Прослушайте отрывок из сказки. Как она
называется?(аудиозапись отрывка из сказки
«Белка и Ворона»).
- Кто автор этого произведения.
(Показывает портрет писателя.)
- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с
одним произведением писателя.
Прочитайте название в учебнике на с119.
- Предположите, о чём и о ком этот текст по
его названию. Рассмотрите иллюстрацию.
-Где происходит действие, в какое время года.
- Уж небо осенью дышало…
Слушают аудиозапись отрывка.
Называют сказку и автора.
«Белка и Ворона».
- Её написал Эдуард Шим.
- Произведение называется
«Храбрый Опенок»
Главный герой – Храбрый
Опенок.
- Он гриб.
- Действие происходит, в
осеннем лесу.
- Опенок смелый.
Первое
чтение
произведения
.
Я прочитаю текст произведения, вы
внимательно следите за мной, карандашом
отмечайте незнакомые слова. Читает сказку
«Храбрый опенок».
Слушают, подчеркивают
незнакомые слова.
Выявление
первичного
восприятия.
Организует беседу.
- Понравилось ли вам это произведение?
- Что понравилось? Что не понравилось?
- Оправдались ли ваши предположения?
- Когда было грустно?
- Когда весело?
. Отвечают на вопросы.
Словарная
работа до
повторного
чтения
Какие незнакомые слова встретились в сказке?
- Как будете действовать, чтобы узнать
значение слов?
Боровик
Неказистый
Картузик
Кафтан
Кудельки
текста.
Демонстрирует на слайде грибы и
иллюстрации к словам: кудельки, картузик,
кафтан.
Авось
Ветер-сиверко
- В учебнике есть словарь,
обратимся к нему.
Объясняют значение слов
Самостоятель
ная работа.
Перед тем, как читать нам текст, определите, к
какому литературному жанру он относится?
- Как вы догадались?
- О чем это произведение?
- Кто автор?
Смоделируйте обложку.
- Докажите, почему так
Отвечают на вопросы.
Самостоятельно моделируют
обложку.
1-2 ученика рассказывают
Повторное
чтение
текста.
-Найдите в тексте и прочитайте, отрывки про
грибы. Вы будете читать, молча, только
глазами, не шевеля губами, а я буду наблюдать
за вашей работой.
-Выполните задания к тексту.
Организует проверку заданий.
Задание 1.
-Дополни описание грибов словами из
текста.
Кафтаны у боровиков ____, шляпы __.
У подосиновиков курточки ____, шапки _.
У маслят рубашки ____, картузики _______.
У сыроежек сарафанчики ______, платочек
___.
-А сейчас выполните задание №3 в тетради.
деды сыроежки
отцы маслята
братцы подосиновики
сестрицы боровики
-Как автор называет грибы. Соедините пары
слов.
-Какого гриба в задании нет?
Читают.
Выполняют задание
в рабочей тетради.
Взаимопроверка по «цепочке».
В задании нет Опенка.
Зачитывает отрывок об Опенке.
- Какие чувства вызвал у вас прослушанный
отрывок? Почему?
- А какие грибы собирают грибники?
- Как другие грибы относятся к Опенку?
- Как, по вашему мнению, автор относится к
Опенку?
Подтвердите словами из текста.
Следят за чтением.
Делятся своими чувствами.
Высказывают свое мнение.
Подтверждают словами из
текста.
Находят слова,
подтверждающие отношение
автора к Опенку.
Физкультми-
нутка для
глаз
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Делают упражнения.
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
(Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть
спокойно, медленно считая до 5. (Повторить 3-
4 раза.)
- Как автор описывает осенний лес?
Прочитайте вслух.
- Почему исчезли все грибы?
- Почему Опенок остался в лесу?
- Рассмотрите иллюстрацию к сказке.
Расскажите, что изображено на ней. Найдите и
прочитайте этот фрагмент.
--Расставь цифры на строчках так, как
укрывался от непогоды опёнок в рассказе.
__ прыгнул в берёзовое дупло.
__ перебрался на берёзовые корни.
__ вскочил на берёзовый пенёк.
- Какие качества Опенка помогли ему выстоять
в борьбе с непогодой, пренебрежительным
отношением других грибов в лесу?
-Выберите черты характера Опенка.
Храбрый, трусливый, выносливый, веселый,
стойкий, ловкий, находчивый, капризный.
- Прочитайте последнее предложение. Как вы
думаете, почему грибники низко
поклонились Опенку?
- Работа в парах.
Посовещайтесь и выберите из предложенных
пословиц те, которые вы считаете подходят к
сказке.
1. Мал телом, да велик делом.
2. Кто храбр, того любое испытание только
красит.
3. Будет время – и нам люди поклонятся.
4. Сметливость лучше силы.
Находят описание осеннего
леса. Читают вслух по очереди.
Отвечают на вопросы.
Находят, соответствующее
описание в тексте и
зачитывают вслух.
Самостоятельно выполняют
задание.
Высказывают свое мнение.
Выбирают черты характера и
обосновывают свой выбор.
Читают последнее
предложение. Отвечают на
вопрос.
Работа в парах. Обсуждают
смысл, выбранных пословиц.
Рефлексия.
- С каким произведением мы сегодня
познакомились?
- Почему оно так называется?
- Как вы думаете, чему учит эта сказка?
- Какие черты характера Опенка ты бы хотел
видеть у себя?
-- Кто написал эту сказку?
- Какие произведения этого автора вы знаете?
- Наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую
работу.
Отвечают на вопросы.
Оцени свое отношение к уроку.
- Если ваша работа на уроке вам понравилась,
то положите грибок в корзинку.
Задание на
дом
Сочините свой рассказ об осеннем лесе.
Упр 4 в рабочей тетради.