Напоминание

"А мы чайничали..."


Автор: Винокурова Алёна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Ананьинская ОШ ЯМР
Населённый пункт: деревня Ананьино Ярославской области
Наименование материала: конспект занятия по внеурочной деятельности
Тема: "А мы чайничали..."
Раздел: начальное образование





Назад




Занятие по этике

1 класс

"А мы чайничали..."

Цель: научить детей приемам заваривания чая, сервировке

чайного стола, правилам этикета во время чаепития.

Задачи:

· познакомить с правилами сервировки чайного стола;

·развивать

умение

применять

полученные

знания

повседневной жизни;

· учить детей заваривать чай;

· воспитывать культуру поведения за праздничным столом.

Оборудование:

1. для оформления праздничного стола:

– скатерть;

– чайная посуда;

– хлебобулочные изделия, сладости к чаю.

– заварочный чайник, разновидность чайной заварки.

2. картинки с изображением пряных трав.

Ход занятия

Учитель: здравствуйте, ребята. Давно мы с вами не были в

гостях. Давайте с ходим к кому-нибудь в гости. Но в гости

ходят с хорошим настроением. И сначала пожелаем добра

друг другу. Повернитесь друг к другу лицом искажите: Мы

желаем друг другу добра. Мы сегодня с вами поиграем в игру,

которая называется "Мы идем в гости". Для начала мы

должны распределить роли (мама, папа, дети), к кому пойдем

в гости.

Учитель: итак, гости — на пороге. Как же должны вести себя

хозяева?

Проигрывается ситуация «Встреча гостей».

Пример:

Мама. Здравствуйте, гости дорогие!

Папа. Ждем-не дождемся вас!

Все улыбаются, помогают гостям раздеться, провожают в

комнату.

Учитель:

Послушайте

правила

сервировки

стола

для

чаепития.Сервировка чайного стола имеет свои особенности.

Напротив стула ставиться чашка, под ней блюдце. Ручка

чашки смотрит вправо. Под ней на блюдце лежит чайная

ложка ручкой к краю стола.На чайный стол ставят различные

сладости, в вазочках конфеты, печенье, орехи, пирожные

каждое угощение отдельно. Сахар в сахарнице, если сахар

кусками его берут специальными щипцами, если их нет

можно взять рукой, стараясь не касаться других кусочков, а

сахарный песок накладываем своей ложкой. Рукой с общего

блюда можно взять хлеб, печенье, конфеты, яблоки, груши.

Дети сервируют стол.

Учитель:

на

плите

кастрюль

-

начальник

толстый,

длинноносый…

Дети отвечают: (чайник).

Учитель: достаёт чайник и показывает детям. А для чего

нужен чайник?

Дети: пить чай. (Ответы детей.)

Учитель: на стол ставят маленький чайник с заваркой и

большой с кипятком, так же можно поставить кувшин с

горячей водой. Чайник, в котором кипятят воду на стол не

ставят.

Заваривание чая.

Учитель: В России издавна любили чай и умели вкусно

заваривать. Ведь заваривание чая – интересный и важный

ритуал. И с ним мы сейчас познакомимся.Ребята, что нужно

для

того,

чтобы

организовать

чаепитие?Как называется

посуда, из которой мы пьем чай?Заваривать чай мы будем в

заварочном чайнике, который хорошо держит тепло.

Учитель: Заварочный чайник промыть и обдать кипятком.

Вылить кипяток и положить 2–3 ложки заварки, а чтобы чай

был еще и полезным мы положим травы. Мелисса и мята

(успокаивает), шиповник, листья черной смородины и малины

(витамин С иммунитет). Залить кипятком до половины

чайника, закрыть крышкой и оставить на 5–7 минут. По

какому признаку мы можем узнать, что в чайнике кипяток?

(идет пар). Будьте предельно внимательны, так как кипяток

очень

опасен.

Что

может

произойти?

(можно

обжечься).Поэтому

желательно

чай

самим не наливать.

Посмотрите, в какой цвет окрашивается вода, что происходит

с листочками. По истечении времени чайник долить горячей

водой полностью. И чай готов!

Физкультминутка «Я – чайник ворчун»

Учитель: А сейчас отдохнём и проведём физкультминутку

«Я – чайник ворчун»

Я – чайник ворчун, хлопотун, сумасброд.

(Шагаем на месте)

Я всем напоказ выставляю живот.

(Руки на поясе, повороты вправо и влево)

Я чай кипячу, клокочу и кричу,

(хлопаем в ладоши)

Эй, люди, я с вами чай пить хочу!

(Прыжки на месте)

Идет процесс заваривания чая, дети самостоятельно под

контролем учителя пробуют заварить чай.

Учитель: но знаете ли вы, что есть еще несколько важных

правил, которые нужно выполнять, если вы садитесь за стол в

гостях.

Правила поведения за столом

1. Когда звучит приглашение к столу, то мальчик должен

помочь девочке сесть, а затем уже сам садится.

2. За столом надо сидеть прямо, локти на стол не класть.

3. Если вы собираетесь пить чай, то сахар надо положить в

чашку специальными щипчиками, а песок — специальной

ложкой. Ложкой размешивай сахар тихо, а размешав, положи

ее на блюдце. Когда выпил чай, ложку в стакан не клади.

4. Вытирай рот салфеткой, а не рукавом.

5. Пирожные ешь специальной ложкой, а не руками.

6. За столом не кричи, не спорь. Говори тихо и затрагивай

темы, которые всем интересны.

7. Садиться за стол в аккуратном виде, с чисто вымытыми с

мылом руками.

8. Во время еды сидеть ровно, слегка наклоняясь над

тарелкой.

9. Не разговаривать с пищей во рту.

10. Не стучать, не размачивать столовыми приборами.

11. Брать с общего блюда ближайший кусок, бутерброд.

12. Попросить соседа по столу подать блюдо, а не тянуться к

нему через весь стол, если блюдо стоит далеко.

13. Съедать положенную на тарелку еду.

14. Выходя из-за стола, тихо ставить стул, пододвигая его ни к

середине стола.

15. Благодарить за еду.

16. Необходимо вымыть руки после еды.

Повторив правила поведения за столом, ребята вместе с

педагогом пьют чай.

Рефлексия

Учитель: Наше занятие подходит к концу и мне хотелось бы

узнать, что понравилось? Какие правила проведения за столом

вы запомнили? Как правильно заваривать чай?

Учитель:Занятие окончено, до свидания!



В раздел образования