Напоминание

"Проблемные вопросы по организации конструирования в группах"


Автор: Булычева Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №24
Населённый пункт: г.Лыткарино Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемные вопросы по организации конструирования в группах"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конструирование - вид продуктивной деятельности дошкольника,

направленной на получение определённого, заранее задуманного реального

продукта, соответствующего его функциональному назначению. По своему

характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в

нём также отражается окружающая действительность.

Программа Л.В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в

детском саду» раскрывает содержание работы с детьми по конструированию и

художественному труду и применимых во всех возрастных группах детского

сада. Также дана развернутая технология обучения детей конструированию с

помощью конструкторов, бумаги, картона, строительного, природного,

бросового и других материалов. Подбор учебного материала для творчества

отвечает принципам дидактики и возрастным возможностям детей.

В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования

- это техническое и художественное.

К техническому конструированию относятся конструирование из

строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей,

а также конструирование на базе компьютерных программ. К

художественному конструированию относятся конструирование из бумаги и

конструирование из природного материала.

В настоящее время выделяют три основных вида учебного конструирования:

а) конструирование по образцу (или по предмету);

б) конструирование по модели;

в) конструирование по заданным условиям; проектирование.

Конструирование по образцу

Можно организовать работу детей по образцу так, что им придется активно

размышлять, а можно превратить ее в чисто механическую исполнительскую

деятельность. Воспитатель должен специально соединять сенсорный опыт

ребенка с размышлением и с эмоциями. В данный момент и включаются

проблемные ситуации, связанные со сказочными героями, которые

оказываются в трудном положении и им необходима помощь со стороны

детей в сооружении правильной конструкции или получении исходного

продукта. Только тогда предметно-практическая деятельность по

воспроизведению образца будет носить развивающий характер.

Становление творческой личности предполагает использование

проблемных задач. Ситуация выбора — не что иное, как проблемная ситуация.

Под проблемной задачей обычно понимают такую, способ решения которой

неизвестен ребёнку. Однако выбор решения — это не менее сложная и

трудная задача для воспитанника. Ему необходимо соотнести свои желания и

возможности, умение обосновать выбор, добиться положительных

результатов в работе. Вариативность предполагает изготовление объектов

труда по образцу, свобода содействует решению проблемной задачи.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в

совместной деятельности воспитателя и детей. Познавательная деятельность

сопровождается эвристической беседой. Каждое новое знание приоткрывает

ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу,

заставляет делать догадки.

Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе

наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать фигуры, сопоставлять

отдельные модели, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети

свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей,

соглашаются или спорят.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное

использование наглядно-практических методов и способов организации

игровых проблемных ситуаций.

Организуя продуктивную и конструктивную деятельность детей,

воспитатель должен побуждать их создавать поделки, длительное время

обустраивая жизнь игровых и вымышленных персонажей, показывать детям

способы получения обобщенного продукта, который они могут по своему

желанию “превращать” в разные предметы или использовать в качестве

средства украшения.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в

совместной деятельности воспитателя и детей. Познавательная деятельность

сопровождается эвристической беседой. Каждое новое знание приоткрывает

ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу,

заставляет делать догадки.

Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе

наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать фигуры, сопоставлять

отдельные модели, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети

свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей,

соглашаются или спорят.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное

использование наглядно-практических методов и способов организации

игровых проблемных ситуаций.

Организуя продуктивную и конструктивную деятельность детей,

воспитатель должен побуждать их создавать поделки, длительное время

обустраивая жизнь игровых и вымышленных персонажей, показывать детям

способы получения обобщенного продукта, который они могут по своему

желанию “превращать” в разные предметы или использовать в качестве

средства украшения. Дети осваивают обобщенные способы создания

различных поделок: построение, складывания, плетения, вышивания,

опредмечивания, приклеиванием к основной форме деталей.

Формируются знания о материале (дерево, бумага, картон, ткань, нитки и

т.д.) и разнообразии его использования в эстетической и художественной

деятельности, вырабатываются целостные представления о свойствах

различных материалов. Создание проблемной ситуации, формирующей

коммуникативную направленность речи.

Суть проблемного обучения конструированию в детском саду заключается в

том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и

предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя

ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль

детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе

познания.

Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка

умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности

со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых:

контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Познавательная

деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и

другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, и

хорошие дружеские отношения.



В раздел образования