Автор: Булычева Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №24
Населённый пункт: г.Лыткарино Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемные вопросы по организации конструирования в группах"
Раздел: дошкольное образование
Конструирование - вид продуктивной деятельности дошкольника,
направленной на получение определённого, заранее задуманного реального
продукта, соответствующего его функциональному назначению. По своему
характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в
нём также отражается окружающая действительность.
Программа Л.В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в
детском саду» раскрывает содержание работы с детьми по конструированию и
художественному труду и применимых во всех возрастных группах детского
сада. Также дана развернутая технология обучения детей конструированию с
помощью конструкторов, бумаги, картона, строительного, природного,
бросового и других материалов. Подбор учебного материала для творчества
отвечает принципам дидактики и возрастным возможностям детей.
В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования
- это техническое и художественное.
К техническому конструированию относятся конструирование из
строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей,
а также конструирование на базе компьютерных программ. К
художественному конструированию относятся конструирование из бумаги и
конструирование из природного материала.
В настоящее время выделяют три основных вида учебного конструирования:
а) конструирование по образцу (или по предмету);
б) конструирование по модели;
в) конструирование по заданным условиям; проектирование.
Конструирование по образцу
Можно организовать работу детей по образцу так, что им придется активно
размышлять, а можно превратить ее в чисто механическую исполнительскую
деятельность. Воспитатель должен специально соединять сенсорный опыт
ребенка с размышлением и с эмоциями. В данный момент и включаются
проблемные ситуации, связанные со сказочными героями, которые
оказываются в трудном положении и им необходима помощь со стороны
детей в сооружении правильной конструкции или получении исходного
продукта. Только тогда предметно-практическая деятельность по
воспроизведению образца будет носить развивающий характер.
Становление творческой личности предполагает использование
проблемных задач. Ситуация выбора — не что иное, как проблемная ситуация.
Под проблемной задачей обычно понимают такую, способ решения которой
неизвестен ребёнку. Однако выбор решения — это не менее сложная и
трудная задача для воспитанника. Ему необходимо соотнести свои желания и
возможности, умение обосновать выбор, добиться положительных
результатов в работе. Вариативность предполагает изготовление объектов
труда по образцу, свобода содействует решению проблемной задачи.
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в
совместной деятельности воспитателя и детей. Познавательная деятельность
сопровождается эвристической беседой. Каждое новое знание приоткрывает
ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу,
заставляет делать догадки.
Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе
наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать фигуры, сопоставлять
отдельные модели, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети
свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей,
соглашаются или спорят.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное
использование наглядно-практических методов и способов организации
игровых проблемных ситуаций.
Организуя продуктивную и конструктивную деятельность детей,
воспитатель должен побуждать их создавать поделки, длительное время
обустраивая жизнь игровых и вымышленных персонажей, показывать детям
способы получения обобщенного продукта, который они могут по своему
желанию “превращать” в разные предметы или использовать в качестве
средства украшения.
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в
совместной деятельности воспитателя и детей. Познавательная деятельность
сопровождается эвристической беседой. Каждое новое знание приоткрывает
ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу,
заставляет делать догадки.
Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе
наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать фигуры, сопоставлять
отдельные модели, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети
свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей,
соглашаются или спорят.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное
использование наглядно-практических методов и способов организации
игровых проблемных ситуаций.
Организуя продуктивную и конструктивную деятельность детей,
воспитатель должен побуждать их создавать поделки, длительное время
обустраивая жизнь игровых и вымышленных персонажей, показывать детям
способы получения обобщенного продукта, который они могут по своему
желанию “превращать” в разные предметы или использовать в качестве
средства украшения. Дети осваивают обобщенные способы создания
различных поделок: построение, складывания, плетения, вышивания,
опредмечивания, приклеиванием к основной форме деталей.
Формируются знания о материале (дерево, бумага, картон, ткань, нитки и
т.д.) и разнообразии его использования в эстетической и художественной
деятельности, вырабатываются целостные представления о свойствах
различных материалов. Создание проблемной ситуации, формирующей
коммуникативную направленность речи.
Суть проблемного обучения конструированию в детском саду заключается в
том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и
предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя
ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль
детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе
познания.
Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка
умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности
со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых:
контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Познавательная
деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и
другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, и
хорошие дружеские отношения.