Автор: Шильчикова Ирина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: филиал №1 "Ёлочка" муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №139 г. Пензы "Берёзка"
Населённый пункт: город Пенза,Пензенская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
Раздел: дошкольное образование
Развитие познавательной активности дошколь-
ников в процессе детского экспериментирова-
ния
По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «. в деятельности эксперименти-
рования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоя-
тельно воздействующий различными способами на окружающие его пред-
меты и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс
познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить
в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для
этого условия.
Технологией экспериментальной деятельности я разработала перспектив-
ный план работы с детьми «Познаем окружающий мир через игру и экспе-
рименты»: его особенность - максимально эффективно использовать в ра-
боте с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные пери-
оды каждого сезона (приложение 2). Например, познание свойств снега
проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно
играть; ознакомление же с луной, звездами, ночным небом организовывает-
ся в ноябре, декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому
возможны наблюдения на прогулке и т. д.
Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковре-
менное наблюдение.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсужде-
ние результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протека-
ния опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта дли-
тельного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению
происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был по-
ставлен опыт.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на
основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию вы-
водов детей побуждает воспитатель.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в
том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с
ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют по-
знавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая
условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность
способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного
возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности:
прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Одно из направлений детской
экспериментальной деятельности, которое я активно использую - опы-
ты. Опытническую деятельность провожу:
• в непосредственной образовательной деятельности,
• в совместной деятельности,
• в свободной самостоятельной.
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми
дошкольного возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально ор-
ганизованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на пред-
мет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной зада-
чей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт ис-
пользуется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвига-
ется воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована.
Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа,
соотнесения известных и неизвестных данных.
Для реализации всего объема работы была создана предметно-развиваю-
щая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюде-
ний, экспериментов всеми воспитанниками групп (приложение 3). Для раз-
вития познавательной активности детей и поддержания интереса к экс-
периментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в
группе общими усилиями оборудована и постоянно оснащается детская ла-
боратория, где представлены различные материалы для исследования:
• приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло,
металл, керамика);
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох,
листья и др. ;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пласт-
массы, пробки и др. ;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы
(без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,
цветные и прозрачные стекла, сито и др.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей ран-
него возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементар-
ность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвест-
ны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит науч-
ных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-
третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудо-
вание (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Опыты я ис-
пользовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей
и отношений между предметами и явлениями.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятель-
ности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать усло-
вия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах мате-
риалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным
явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека
были использованы следующие методические приемы:
- наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая
сила у ветра?»;
Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать свя-
зи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем са-
мым открывая новый способ действия. Случается, что исследование, нача-
тое на НОД, требует продолжение в свободное время. Особое значение
экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе
дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адапти-
руются к современном условиям жизни. Экспериментальная деятельность
способствует развитию качеств личности, как самостоятельность, целе-
устремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толе-
рантность.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой при-
роды: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.
(приложение 4)
На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что
произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли
на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не
рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”. Что-
бы дать знание детям, и наполнить их головы интересным содержанием мы
с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, светом, с
магнитом.
Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затруд-
няются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опы-
тов:
- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются
пузырьки)
- у нас есть вдох и выдох.
- сколько весит воздух?
- можно ли поймать воздух?
- бывает ли воздуху холодно?
- вдунь шарик в бутылку.
- может ли воздух быть сильным?
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не за-
метный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, жи-
вотным, человеку.
Продолжая знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с
ними экспериментируем с песком:
- песчаный конус (течения песка)
- свойства насеянного песка.
- свойство мокрого песка.
- песочные часы.
- своды и тоннели.
Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через
лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим
объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.
Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что
способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ре-
бенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даю детям воз-
можность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, разви-
вать наблюдательность, умение делать выводы.
Воспитатель и родители должны стать единомышленниками в решении по-
ставленных задач развития экспериментальной деятельности детей.
В начале учебного года, на первом родительском собрании я сообщила ро-
дителям, какое направление работы планируется в этом году, каким об-
разом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Заранее подго-
товила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия
для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружаю-
щего мира.
Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок. Для роди-
телей было проведено родительское собрание на тему: «Опытническая и
экспериментаторская деятельность детей раннего возраста» (приложение
5).
В родительский уголок я поместила консультацию на тему: «Маленькими
шагами в прекрасный мир!».
Экспериментальную деятельность, которую я старалась включить в
разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержа-
тельных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за
пределы непосредственного окружения.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах
и формах - является необходимым условием успешного становления лично-
сти дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию по-
требности к целостному восприятию окружающего мира.