Напоминание

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования


Автор: Шильчикова Ирина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: филиал №1 "Ёлочка" муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №139 г. Пензы "Берёзка"
Населённый пункт: город Пенза,Пензенская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие познавательной активности дошколь-

ников в процессе детского экспериментирова-

ния

По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «. в деятельности эксперименти-

рования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоя-

тельно воздействующий различными способами на окружающие его пред-

меты и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс

познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить

в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для

этого условия.

Технологией экспериментальной деятельности я разработала перспектив-

ный план работы с детьми «Познаем окружающий мир через игру и экспе-

рименты»: его особенность - максимально эффективно использовать в ра-

боте с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные пери-

оды каждого сезона (приложение 2). Например, познание свойств снега

проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно

играть; ознакомление же с луной, звездами, ночным небом организовывает-

ся в ноябре, декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому

возможны наблюдения на прогулке и т. д.

Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковре-

менное наблюдение.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсужде-

ние результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протека-

ния опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта дли-

тельного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению

происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был по-

ставлен опыт.

Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на

основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию вы-

водов детей побуждает воспитатель.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в

том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с

ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют по-

знавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая

условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность

способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного

возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности:

прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Одно из направлений детской

экспериментальной деятельности, которое я активно использую - опы-

ты. Опытническую деятельность провожу:

• в непосредственной образовательной деятельности,

• в совместной деятельности,

• в свободной самостоятельной.

Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми

дошкольного возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально ор-

ганизованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на пред-

мет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной зада-

чей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт ис-

пользуется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвига-

ется воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована.

Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа,

соотнесения известных и неизвестных данных.

Для реализации всего объема работы была создана предметно-развиваю-

щая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюде-

ний, экспериментов всеми воспитанниками групп (приложение 3). Для раз-

вития познавательной активности детей и поддержания интереса к экс-

периментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в

группе общими усилиями оборудована и постоянно оснащается детская ла-

боратория, где представлены различные материалы для исследования:

• приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло,

металл, керамика);

• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох,

листья и др. ;

• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пласт-

массы, пробки и др. ;

• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;

• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы

(без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,

цветные и прозрачные стекла, сито и др.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей ран-

него возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементар-

ность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвест-

ны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит науч-

ных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-

третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудо-

вание (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Опыты я ис-

пользовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей

и отношений между предметами и явлениями.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятель-

ности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать усло-

вия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах мате-

риалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным

явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека

были использованы следующие методические приемы:

- наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая

сила у ветра?»;

Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать свя-

зи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем са-

мым открывая новый способ действия. Случается, что исследование, нача-

тое на НОД, требует продолжение в свободное время. Особое значение

экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе

дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адапти-

руются к современном условиям жизни. Экспериментальная деятельность

способствует развитию качеств личности, как самостоятельность, целе-

устремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толе-

рантность.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой при-

роды: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.

(приложение 4)

На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что

произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли

на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.

Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не

рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”. Что-

бы дать знание детям, и наполнить их головы интересным содержанием мы

с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, светом, с

магнитом.

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затруд-

няются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опы-

тов:

- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются

пузырьки)

- у нас есть вдох и выдох.

- сколько весит воздух?

- можно ли поймать воздух?

- бывает ли воздуху холодно?

- вдунь шарик в бутылку.

- может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не за-

метный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, жи-

вотным, человеку.

Продолжая знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с

ними экспериментируем с песком:

- песчаный конус (течения песка)

- свойства насеянного песка.

- свойство мокрого песка.

- песочные часы.

- своды и тоннели.

Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через

лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим

объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что

способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ре-

бенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даю детям воз-

можность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, разви-

вать наблюдательность, умение делать выводы.

Воспитатель и родители должны стать единомышленниками в решении по-

ставленных задач развития экспериментальной деятельности детей.

В начале учебного года, на первом родительском собрании я сообщила ро-

дителям, какое направление работы планируется в этом году, каким об-

разом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Заранее подго-

товила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия

для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружаю-

щего мира.

Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок. Для роди-

телей было проведено родительское собрание на тему: «Опытническая и

экспериментаторская деятельность детей раннего возраста» (приложение

5).

В родительский уголок я поместила консультацию на тему: «Маленькими

шагами в прекрасный мир!».

Экспериментальную деятельность, которую я старалась включить в

разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержа-

тельных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за

пределы непосредственного окружения.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах

и формах - является необходимым условием успешного становления лично-

сти дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию по-

требности к целостному восприятию окружающего мира.



В раздел образования