Напоминание

"Образовательная направленность урока"


Автор: Колбяшкина Валентина Федоровна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ гимназии № 12
Населённый пункт: города Волгограда
Наименование материала: Статья
Тема: "Образовательная направленность урока"
Раздел: среднее образование





Назад




Образовательная направленность урока

Сейчас уже трудно найти педагога, не признающего ведущей стороной урока

физической культуры его образовательную направленность. Но так было не всегда, еще

каких-нибудь 5-6 лет назад в кругу учителей, методистов и научных работников

разгорались

жаркие

споры,

когда

кто-либо

заговаривал

о

том,

что

считать

главенствующей чертой учебных занятий по нашему предмету и, следовательно, чему

отдать пальму первенства.

Мнения были самые противоречивые. Одни учителя выдвигали на «авансцену»

оздоровительную направленность, и поэтому с их языка обычно не сходило излюбленное

слово «урок здоровья». Другие преимущественное внимание уделяли воспитательной

стороне, потому что, дескать, чем же еще занимается учитель, как не воспитанием детей.

Третьи превыше всего ставили рекреативную задачу (в смысле активного отдыха,

занимательности и развлекательности), исходя из предпосылки, что после умственного

напряжения, связанного с изучением сложного материала физики и математики,

школьники больше всего нуждаются в разрядке, в отвлечении от предшествующей

нагрузки. Четвертые, видя главную цель учебного предмета «Физическая культура» в

подготовке резервов для «большого» спорта,

крепко держались за спортивную

направленность и ей отводили первое место в уроке.

Ныне мало кто сомневается, что ведущая роль в уроке физической культуры

принадлежит образовательной направленности. Естественно, что от такого признания ее

прав нисколько не умаляется значение других сторон учебного занятия. Однако, как ни в

велика их социально-педагогическая ценность, не следует забывать, что оздоровительная

и воспитательная направленность равно присущи всему общешкольному педагогическому

процессу. Они проходят через все многообразные формы учебной, внеклассной и

внешкольной работы. Отсюда нетрудно заключить, что на уроке они выполняют

неспецифическую функцию. А специфическая выпадает на долю образовательной

направленности. Ведь именно она раскрывает и выражает специфику каждого предмета, в

нашем случае - учебной дисциплины «Фиэическая культура». Подкрепим этот тезис

несколько обобщенным примером: любой квалифицированный педагог, где бы он ни

преподавал, всегда стремится укрепить физическое и моральное здоровье своих учеников,

развивать у них чувство добра и красоты, привить нормы, правила и привычки и культуры

поведения, т. е. так или иначе решает оздоровительные и воспитательные задачи. Однако

при всех неизбежных и педагогически целесообразных переключениях в эту сторону

учитель никогда не забывает о целях и содержании физического образования и, значит, ни

при

каких

условиях

не

отходит

от

генеральной

линии

учебного

процесса

-

образовательной направленности урока.

Два слова о рекреативной направленности урока. Разумеется, занимательно-

развлекательная разрядка иногда нужна школьникам. К ней прибегают не только учителя

физической культуры, но и физики, рассказывая, например, какой-либо забавный случай

из жизни Ньютона или включая в учебное занятие игру. И все же, как ни полезны такие

включения,

им

нельзя

отвести

не

только

ведущую,

но

даже

сколько-нибудь

самостоятельную роль в уроке. К тому же рекреативная задача, если понимать ее как

активный отдых, смену умственной нагрузки эмоционально двигательной разрядкой,

целиком охватывается оздоровительной, отчасти - воспитательной направленностью.

Ни ведущего, ни самостоятельного значения не имеет также спортивная

направленность. По правде говоря, она и не «вписывается» в учебные формы занятий. Ее

законное место - во внеклассной и внешкольной работе. Здесь нет ни тени недооценки.

Все дело лишь в том, что обучение «частным приемам» (термин П. Ф. Лесrафта) и,

следовательно, специализированная подготовка любого профиля и назначения не входят в

задачи общеобразовательной школы. Подобно тому, как учебные дисциплины «Русский

язык» и «Литература» не задаются целью вырастить из каждого ученика писателя либо

поэта, а «Рисование» и «Пение» - мастера художественно-графического или вокально-

сценического искусства, точно так же и предмет «Физическая культура» не может свести

свою задачу к воспитанию спортсменов. Ведь мы потому и называем нашу школу

общеобразовательной, что она дает своим питомцам лишь ту общую основу, которая

обеспечивает гармоническое развитие личности и облегчает выпускнику путь к

специализации в избранной отрасли общественно-производительной деятельности. А

такая основа есть не что иное, как интегральный эффект соединённого воздействия всех

аспектов воспитания и образования школьников - от умственного, физического и

нравственного до трудового и эстетического.

Итак, беглый обзор приводит нас к выводу, что в общепризнанной ныне формуле

«образовательная, оздоровительная и воспитательная направленность урока физической

культуры» первой принадлежит решающая и притом специфическая роль, второй же и

третьей - лишь неспецифическая

функция,

проявляющаяся

в

активном

содействии

главной цели учебного процесса.

Прежде чем приступить к обсуждению вопроса о том, в чем заключается сущность

образовательной направленности урока физической культуры, определим исходные

позиции. Их у нас три. Первая выражает следующее принципиальное положение: учебный

предмет «Физическая культура» принадлежит к числу общеобразовательных дисциплин,

преподаваемых в нашей массовой средней школе. Вторая - его основу, отраженную в

материале государственной программы, а значит, и в преподаваемом курсе, составляет

физическое образование детей школьного возраста. Третья - общее среднее образование,

если оно только состыковано, а не слито органически с физическим образованием,

следует считать неполноценным, в частности потому, что оно вызывает задержку в

развитии всех (о моторных и говорить нечего) функций высшей нервной деятельности,

включая такие, которые проявляются в мышлении и поведении детей и молодежи, в мире

их чувств и представлений.

Отправляясь от этих принципиальных положений, мы неизбежно должны будем

признать, что образовательная направленность нашего предмета (следовательно, и уроков

физической культуры) полностью совпадает с социально-педагогической функцией

общего

среднего

образования

детей

школьного

возраста.

Ведь

общественное

предназначение и главные цели у них одни и те же - дать молодому поколению

всестороннее гармоническое развитие, вооружить общими основами современных знаний

(разница лишь в характере и объеме), снабдить на долгую жизнь таким прочно

сформированным комплексом умений и навыков, качеств и способностей, который

позволил бы выпускникам школы выбрать без больших колебаний посильную и

отвечающую индивидуальным склонностям специальность, а в дальнейшем успешно

действовать на жизненном поприще, принося максимальную пользу народу и в то же

время обеспечивая себе возможность посвящать досуг разнообразным занятиям,

содействующим как гармонизации личности, так и повышению внутренней культуры.

Но

это

лишь

общие

рамки

вопроса,

не

отражающие

особых

примет

рассматриваемого нами явления.

А

важно не просто

«оконтурить»

его,

но и

профилировать в такой степени, чтобы сполна проявились все наиболее характерные

черты. Словом, надо раскрыть специфику образовательной направленности нашего уроке,

определить, на приобретение каких знаний, умений, навыков, качеств и способностей

должно быть ориентировано обучение. Нам кажется, что содержание учебного курсе

можно свести к трем основным группам или разделам.

1. Круг знаний, крайне необходимых школьнику для нормального прохождения

учебного курса и освоения совокупного материала программы. Первая группа, в свою

очередь, делится на две подгруппы. Одна из них составлена из общих теоретических

сведений, помогающих детям понять сущность изучаемого предмета, познать условия,

при соблюдении которых физические упражнения воздействуют на организм, а также на

умственное, нравственное и эстетическое развитие человека. Во вторую подгруппу входят

специальные знания, без помощи которых невозможно овладеть умением правильно

выполнять какое-либо конкретное двигательное действие. Так, делая приседание,

школьник должен знать и терминологически точное название этого движения, как оно

выполняется, какие мышцы участвуют в нем и т. д. Ученику необходимо также понимать,

при каких условиях быстрее и лучше вырабатываются сила, быстроте, выносливость и

другие качества.

Все это важно потому, что физическое образование, а значит, и образовательная

направленность уроков, в сущности, немыслимы без предварительного или параллельного

усвоения детьми системы общих теоретических сведений и специальных знаний.

Нарушение этого требования ведет к формально-механическому обучению, которое

академик Л. А. Орбели называл «обезьяньей гимнастикой». К ее наиярчайшим образцам

принадлежит прусская система шагистики и муштры. Советским учителям такой путь

заказан. Наш идеал - мыслящий, следовательно, всегда разумно и целесообразно

действующий человек, а вовсе не машинообразно передвигающийся Щелкунчик. Вот

почему учебная программа по нашему предмету предусматривает раздел, где излагаются

доступные пониманию детей элементы теории физического воспитания.

2. Система двигательных умений, имеющих первоочередное значение в жизни и

повседневной деятельности советского человека. Если пользоваться более точным

выражением, то следовало бы сказать так: умение технически правильно и эффективно

выполнять статические позы и двигательные действия, составляющие основу бытия

гражданина современного общества. Из этого определения вытекает, что рабочие

операции специального назначения (например, профессионально-производственные) из

названной выше системы исключаются, а входят в нее, главным образом, позы и действия

бытового характера: умение стоять, сидеть, ходить, бегать, прыгать, бросать и ловить,

плавать, передвигаться на лыжах, вообще - перемещать в пространстве себя, части и

звенья своего тела, а также посторонние предметы.

Хочется еще раз подчеркнуть, что речь идет о системе, а не о случайном наборе

движений и поз. Стало быть, и овладевать умениями школьники должны не только

систематически, но и системно, т. е. сохраняя и укрепляя все взаимосвязи внутри системы.

В противном случае возможна та степень диспропорции и дисгармонии развитие

выпускников школ, которая обозначается просторечным словом «недообразованность».

Иначе говоря, физическое образование будет пробельным, ибо одни двигательные умения,

нарушив всякие системные связи, возобладают над другими, подавят и даже вытеснят их,

Принцип гармонизации должен быть соблюден и здесь. Он требует, чтобы, во-первых,

активный запас двигательных умений школьника был достаточно разнообразным, а, во-

вторых, чтобы выпускник среднего учебного заведения одинаково хорошо владел каждым

из них.

3. Двигательные (физические) качества и способности. Здесь первые места следует

отвести силе, быстроте, ловкости, выносливости, гибкости и подвижности, способности

сохранять равновесие на узкой площади опоры, точности и меткости, вестибулярной

устойчивости. Формирование, развитие этих качеств происходит в рамках единого

процесса физического образования, а значит, и полностью охватывается образовательной

направленностью урока.

Здесь, видимо, целесообразно оговориться, что ни одна из трех названных групп не

может существовать самостоятельно и независимо от двух других. Конечно, в ходе

учебного процесса учитель может выделить какие-то минуты для того, чтобы ученики

глубже усвоили теоретические сведения, либо отработали технику прыжка в длину с

разбега, либо довели до кондиции свои силовые способности. Но и в этом случае полезно

твёрдо помнить, что сила, как и прочие физические качества, проявляется в движениях

человека; что никому не нужна самая совершенная техника бега, если она сопряжена с

черепашьей скоростью; что умение разумно действовать в различных жизненных

ситуациях всегда предполагает развитой ум, не просто вмещающий в себе систему

знаний, но и отточенный, так сказать, на их оселке. Как бы ни было элементарно

движение, пусть оно сведется к простому подниманию рук в стороны, все равно для его

выполнения потребуются и какие-то сведения, и силовое напряжение мышц, и быстрота, и

ритм, и устойчивое равновесие, и координационная способность.

Стало быть, и техника выполнения двигательного действия (навыки и умения), и

физические качества, и прикладные знания, образно говоря, являются инертным

строительным материалом, который лежит втуне до тех пор, пока не начнется

педагогически организованный процесс интеграции, слияния всех трех компонентов.

Именно такой интегральный или интегрирующий процесс как раз и составляет сущность

физического

образования,

а

вместе

с

тем

характеристическую

особенность

образовательной направленности урока физической культуры. Ведь интеграция и означает

такое слияние отдельных элементов и компонентов, когда рождается нечто новое, где все

части хорошо «притерты» и ни одна не «спорит» с другой. А результат этого сложного

процесса реально проявляется в том, что у школьника образуется комплексное

(интегральное) умение целесообразно действовать в любой переменчивой, подчас

неожиданно возникающей в жизни ситуации, рационально управляя при этом своими

позами и движениями, вовремя и в зависимости от потребности включая и выключая те

или иные навыки и качества, точно дифференцируя и тонко регулируя степень их

интенсивности.

Заканчивая

статью,

попробуем

коротко сформулировать, что же такое

образовательная направленность урока физической культуры. Видимо, это такая высокая

степень

организация

урока,

когда

всем

своим

содержанием,

структурой,

последовательностью в распределении материала, а также другими элементами и

компонентами он ориентирован на поэтапное (серия уроков, четверть, учебный год)

решение задач физического образования.



В раздел образования