Автор: Тарасова Марина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №151
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: программа дополнительного образования
Тема: "Умные пальчики"
Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей
находятся на кончиках пальцев.
В.А. Сухомлинский
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только
к взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им
усвоить. Мало того, нужно добиться того, чтобы усвоение этих знаний было
не механическим, а осмысленным. Для того, чтобы помочь детям справиться
с
ожидающими
их
сложными
задачами,
нужно
позаботиться
о
своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное
условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие
отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же
следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно,
вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?
Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний-
психологи, лингвисты, физиологи, логопеды, дефектологи. Сегодня известно,
что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются
тренировке и воспитанию в период
их естественного формирования. Для речи таким «критическим» периодом
развития являются первые три года жизни ребенка. К этому сроку в основном
заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок
овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает
большой запас слов. Если же в первые три года речи ребенка не было
уделено
внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы
наверстать упущенное.
Учеными доказано, что речевые области головного мозга человека
формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем
больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и
изобретательнее. Вся история человечества доказывает, что движения руки
тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства четко
выступает эта зависимость- по мере совершенствования мелкой моторики
идет развитие речевой функции. Совершенствование мелкой моторики- это
совершенствование речи.
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение- есть
способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка,
тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром. Для детей
младшего дошкольного возраста
основной вид деятельности- игра.
Пальчиковые игры и упражнения- уникальное средство для развития мелкой
моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Игры и упражнения с
нетрадиционным использованием различных предметов, которые окружают
детей стимулирует умственную деятельность,
способствует хорошему
эмоциональному настрою. Использование стихов в играх с предметами
позволяет достичь большего обучающего эффекта.
По наблюдениям логопеда в д.сад приходит все больше детей с
задержкой
речи
,
поэтому
возникла
необходимость
в
организации
дополнительных занятий по развитию мелкой моторики у детей младшего
дошкольного возраста.
Цель программы:
Развитие
координации
движений
мелкой
моторики
рук
через
нетрадиционное использование различных предметов.
Задачи:
1.
Формирование познавательной активности и творческого воображения.
2.
Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
3.
Формирование коммуникативных навыков.
Методические принципы:
1.
Наглядности
2.
Систематичности
3.
Индивидуализации
4.
Постепенности
Планируемый результат:
1.
Кисти рук стали более подвижными и гибкими
2.
Пальцы стали более послушными
3.
Дети могут сочетать движения рук с проговариванием стихов
4.
Речь стала более четкой, эмоционально окрашенной.
Количество занятий на 1 ребенка
Неделя
Месяц
Год
2
8 ( январь 6)
94
Количество часов
Возраст
детей
Продолжительность
занятия
Неделя
Месяц
Год
2-4 года
15 мин.
30 мин.
2 час
23ч..
Оборудование:
1.
Массажные мячики
2.
Платочки
3.
Крупные бигуди
4.
Прищепки
5.
Счетные палочки
6.
Эспандеры
7.
Зубные щетки
8.
Бусы
9.
Резинки для волос
10.Щестигранные карандаши
Календарно тематический план
Месяц
1неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Сентябрь
1. Разминка.
Самомассаж пальцев
рук.
2. Пальчиковая игра с
массажным мячом «
Наши ручки»
3. Музыкальная игра
« Где же наши
ручки?»
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2. Пальчиковая
игра с
массажным
мячом « Ходит
ежик без
дорожек»
3.Упр.на
расслабление
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2. Пальчиковая
игра с массажным
мячом «Я мячом
круги катаю»
3.
Упражнение на
расслабление
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2. Пальчиковая
игра с
массажным
мячом « Наши
ручки»
3. Упражнение
на расслабление
Октябрь
1. Разминка.
Самомассаж пальцев
рук.
2.Пальчиковая игра с
платочком « Стираем
вместе с мамой»
3. Игра « Чудесный
мешочек»
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
игра
с
платочком
«
Паучок»
3. Игра «Узнай
на ощупь»
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.
Пальчиковая
игра с платочком
« Жаба»
3.Упражнение
на
расслабление
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2. Пальчиковая
игра
с
платочком
«
Снежок»
3. Музыкальная
игра « Веселые
ручки»
Ноябрь
1. Разминка.
Самомассаж пальцев
рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
крупными бигуди «
Веселая поездка»
3.Музыкальная игра
Где же наши ручки?»
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
крупными
бигуди
«
Машины»
3.
Упражнение
на расслабление
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
крупными бигуди
«Песенка друзей»
3.Игра «Чудесный
мешочек»
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
крупными
бигуди
«Паровозик»
3.
Упражнение
на расслабление
Декабрь
1. Разминка.
Самомассаж пальцев
рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
прищепками «Гусь»
3.Игра « Узнай на
ощупь»
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
прищепками
« Наши уточки с
утра»
3.
Упражнение
на расслабление
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
прищепками
«
Крапива»
3.
Музыкальная
игра
с
колокольчиком
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
прищепками
«Комары»
3.
Упражнение
на расслабление
Январь
1. Разминка.
Самомассаж пальцев
рук.
2.Пальчиковая
гимнастика со
счетными палочками
« Цапля»
3. Музыкальная игра
« Мышка»
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика со
щетными
палочками
«Апельсин»
3. Упражнение
на расслабление
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика со
щетными
палочками «
Апельсин
3. Музыкальная
игра» Крабик»
Февраль
1.Разминка
Самомассаж пальцев
рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
эспандерами
« Силач»
3.Музыкальная игра
с колокольчиком
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
эспандерами
« Месим тесто»
3.Упражнение
на расслабление
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика с
эспандерами
« Зарядка»
3.Игра
«
Волшебный
мешочек»
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
эспандерами
«Дружба»
3.Упражнение
на расслабление
Март
1. Разминка.
Самомассаж пальцев
рук.
2.Пальчиковая
гимнастика с бусами
« Бусы»
3.
Упражнение
на
расслабление
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
бусами
« Веселый счет»
3. Музыкальная
игра « Где же
наши ручки?»
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
бусами
«Бусы
для
Маруси»
3. Упражнение на
расслабление
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
бусами
« Кто живет в
моей
квартире?»
3.Музыкальная
игра « Мышь»
Апрель
1. Разминка.
Самомассаж пальцев
рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
резинками для волос
« Маша шла…»
3.
Упражнение
на
расслабление
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
резинками
для
волос «Мальчик
с пальчик»
3. Музыкальная
игра
с
колокольчиком
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
резинками
для
волос «Прогулка»
3. Упражнение на
расслабление
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
резинками
для
волос « Ночью»
3. Игра « Узнай
на ощупь»
Май
1. Разминка.
Самомассаж пальцев
рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
шестигранными
карандашами
«
Веселый карандаш»
3.
Упражнение
на
расслабление
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
карандашами
« Качели»
3.Музыкальная
игра
« У жирафа»
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
карандашами
« Бревно»
3. Упражнение на
расслабление
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
карандашами
«Карусели»
3. Музыкальная
игра
с
погремушками
Июнь
Повторение пройденного материала
1. Разминка.
Самомассаж пальцев
рук.
2.Пальчиковая игра с
платочком « Стираем
вместе с мамой»
3. Игра « Чудесный
мешочек»
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
игра
с
платочком
«
Паучок»
3. Игра «Узнай
на ощупь»
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.
Пальчиковая
игра с платочком
« Жаба»
3.Упражнение
на
расслабление
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2. Пальчиковая
игра
с
платочком
«
Снежок»
3. Музыкальная
игра « Веселые
ручки»
Июль
Повторение пройденного материала
1. Разминка.
Самомассаж пальцев
рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
крупными бигуди «
Веселая поездка»
3.Музыкальная игра
Где же наши ручки?»
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
крупными
бигуди
«
Машины»
3.
Упражнение
на расслабление
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
крупными бигуди
«Песенка друзей»
3.Игра «Чудесный
мешочек»
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
крупными
бигуди
«Паровозик»
3.
Упражнение
на расслабление
Август
Повторение пройденного материала
1. Разминка.
Самомассаж пальцев
рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
прищепками «Гусь»
3.Игра « Узнай на
ощупь»
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
прищепками
« Наши уточки с
утра»
3.
Упражнение
на расслабление
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
прищепками
«
Крапива»
3.
Музыкальная
игра
с
колокольчиком
1. Разминка.
Самомассаж
пальцев рук.
2.Пальчиковая
гимнастика
с
прищепками
«Комары»
3.
Упражнение
на расслабление
Литература:
1 .Развивающая педагогика оздоровления В.Т. Кудрявцев; Б.Б.Егоров
2.Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного
оборудования. О.А.Зажигина
3.Игры которые лечат Е.А. Бабенкова О.М. Федоровская
4.Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой
гимнастики. Н.В. Нищева
5.Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет
М.М. Борисова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 151
ГОРОДА ТЮМЕНИ
( МАДОУ д/с № 151 города Тюмени)
Рассмотрено и одобрено Утверждаю:
на заседании педагогического Заведующий МАДОУ
совета протокол № ______ д/с № 151
«___»__________2021г. города Тюмени
___________С.Г. Орехова
П Р О Г РА М М А
дополнительного образования
в дошкольном учреждении
« Умные пальчики»
Для детей дошкольного возраста (от 2 до 4 лет)
Составитель: Тарасова М.В.
г.Тюмень