Напоминание

Статья


Автор: Скляренко Татьяна Анатольвна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Филиал « Детский сад №43»-«детский сад №41» г.Славгород Алтайского края.
Населённый пункт: город Славгород Алтайский край
Наименование материала: " Реализация индивидуального подхода социально-нравственного воспитания детей"
Тема: Статья
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

« Индивидуальный подход в воспитании детей»

Целью воспитания ребёнка является воспитание гармонически развитой

личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему

прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя

целую систему воспитания ребенка. Все реализуемые программы воспитания

и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение

ребенка со средним уровнем развития, т.е не учитывались индивидуальные

особенности детей. Нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои

склонности, особенности, интересы. С помощью индивидуального подхода

можно найти “ключик” к каждому ребенку.

Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление

индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепления их

собственной активности и раскрытие неповторимой личности.

Высшей ценность нашего общества является человек. Внимание к

воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей,

совершенствовании личных качеств, входит в круг проблем современного

общества. Проблемы индивидуального подхода в воспитании детей уделяли

внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так

и зарубежной.

Уже в педагогической системе Я. А. Коменского [1] - великого чешского

педагога – чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и

воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и

индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путём

систематических наблюдений.

Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что

любое воздействие на ребёнка преломляется через его «внутреннее условие»,

без учёта которых невозможен по – настоящему действенный процесс

воспитания.

А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень

важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при

организации, и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей,

в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания

личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с

индивидуальными особенностями ребенка. Этим определением

А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям.

Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо

ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка

опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям [2]

Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные

стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в

собственные силы и возможности.

Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен

пронизывать всю систему воздействия на ребёнка, и именно потому это

общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и

обучения этот подход проявляется в разной мере.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление

положительных качеств и устранения недостатков. При умении и

своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного,

мучительного процесса перевоспитания.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения

разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход

является органической частью педагогического процесса, он помогает

вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным

обучением.

В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все

звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов.

Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые

стоят перед педагогом, работающем с коллективом детей, решаются им

посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из

знания его психических особенностей и условий жизни.

Индивидуальный подход – один из главных принципов педагогики. Сама

проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но

существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного

подхода к детям:

- знание и понимание детей;

- любовь к детям;

- основательный теоретический баланс;

- способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребёнок – это субъект собственного

развития. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе

организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы.

При организации работы воспитатель должен опираться на такие

показатели:

- характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность

ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или

отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);

- уровень знаний и умений (осознанность, действенность) ;

- работоспособность (возможность действовать длительное время, степень

интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);

- уровень самостоятельности и активности;

- отношение к обучению;

- характер познавательных интересов;

- уровень волевого развития.

Индивидуальный подход позволяет разрешить основные противоречия

процесса обучения между общественной формой существования культуры и

индивидуальной формой ее присвоения, делая более реальным личночтно-

ориентированный подход к воспитанию детей.

Теоретический анализ исследований Т.И.Бабаевой, Л.С.Выгодского,

Т.Н.Захаровой, Я.И.Ковальчук, Н.Н.Поддъякова, М.Г.Синяковой,

Н.М.Шахмаева и др. позволяет выделить педагогические условия

индивидуализации в обучении детей:

- учет вариативного содержания образовательной работы с детьми;

- особенности восприятия познавательного материала;

- знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных детей и

их групп;

- умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с

которыми встретятся разные группы детей;

- составление развернутого плана занятия, включая задания разным группам

и отдельным детям;

- осуществление оперативной обратной связи;

- соблюдение педагогического такта.

Пути реализации индивидуального подхода изучаются учеными в

основном в обучении школьников и крайне редко – дошкольников. Значение

и условия реализации индивидуального подхода в работе с дошкольниками

речевом развитии раскрыты в исследовании Т.Н.Захаровой [3], физическом

воспитании детей разных групп здоровья – М.Х.Спатаевой [4], в

формировании полоролевой социализации мальчиков и девочек –

О.И.Ивановой [5]. В данных исследованиях выделены важные условия

реализации индивидуального подхода к развитию детей дошкольного

возраста. Осуществление индивидуального подхода требует разработки

нового содержания, пересмотра методических приёмов работы с детьми. Его

сущность состоит в том, что задачи обучения и развития дошкольников,

решаются посредством педагогического воздействия на подгруппы детей и

каждого ребёнка, объединённых общими особенностями развития. Кроме

того, осуществление индивидуального подхода зависит от умения педагога

диагностировать детей, отбирать содержание и приёмы организации разных

видов деятельности и материальной среды, готовить дифференцировать

дидактический материал, создавать условия для активной самостоятельной

деятельности ребёнка.

Теоретический анализ исследовательской проблемы индивидуального

подхода и условий его реализации позволяет выделить ряд положений,

которые обеспечивают его реализацию в работе с дошкольниками:

- Положения о взаимосвязи обучения и развития Л.С.Выгодского,

В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др., согласно которым

обучение идёт впереди развития, ориентированного на развитие ребёнка,

определяет его, обучение, в свою очередь строится на основе уровня

развития.

- Развития ребёнка как субъекта деятельности. Ребёнок развивается,

обучаясь и воспитываясь, овладевая разнообразными средствами и

способами деятельности.

- В развитии любых психических функций и свойств личности

необходимо опираться на актуальный уровень развития ребёнка и

ориентироваться на ближайший.

- Эффективность развития ребёнка достигается, если педагогический

процесс организуется на основе уровневой дифференциации. Переход

ребёнка из одной группы в другую осуществляется с учётом индивидуальных

темпов развития.

Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий

успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка,

раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствова

ть радость успеха в

умственном труде.

Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка,

проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей,

которые осваивает подрастающий человек.

Работа с семьей – это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к

детям, индивидуальной помощи.

Формы работы с родителями:

1. Посещение семьи ребенка. С целью выявления особенностей и

причин формирования индивидуальных качеств детей.

2. Консультации о возрастных и индивидуальных особенностях

детей.

3. Индивидуальные беседы с родителями.

4. Совместный анализ педагога с родителем поступков ребенка, для

выявления причины поступать именно так.

5. Оформление папок-передвижек “Особенности психофизического

развития детей”, “Детские капризы и упрямство”, “Воспитание застенчивых

детей” и т.п.

6. Подбор рекомендаций статей, книг, журналов, в соответствии со

спецификой семейного воспитания и индивидуальных проявлений детей.

7. Групповые родительские собрания “Индивидуальный подход к

детям в семье”, “Нравственное воспитание в семье” и т.д.

В работе с родителями педагогу отводится роль помощника родителей в

познании детей с научной позиции, а не через призму суждений.

Таким образом, индивидуальный подход – важнейший принцип

воспитания.

Он предполагает профессиональное знание и научно обоснованное

понимание индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка,

так же специфических условий которые повлияли на формирование

определенной черты личности.

Список литературы:

1. Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая

дидактика» и др. произв. с сокращ.). М.: Карапуз, 2009, 288 с.

2. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие

для воспитателя детского сада. – М.:Просвещение, 1981.

3. Захарова Т.Н. «Теория и методика дошкольного образования»,

автореферат, Екатеренбург

4. Спатаева М.Х. «К проблеме дифференцированного подхода к физическому

воспитанию детей дошкольного возраста второй и третьей групп здоровья»//

Научные труды: Ежегодник./ М.Х.Спатаева, С.Г.Куртев. – Омск: СибГАФК,

2001. – С.148-151.

5. Т.В.Иванова. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к

воспитанию детей. Корифей ИТД, Волгоград с 96.



В раздел образования