Автор: Скляренко Татьяна Анатольвна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Филиал « Детский сад №43»-«детский сад №41» г.Славгород Алтайского края.
Населённый пункт: город Славгород Алтайский край
Наименование материала: " Реализация индивидуального подхода социально-нравственного воспитания детей"
Тема: Статья
Раздел: дошкольное образование
Статья
« Индивидуальный подход в воспитании детей»
Целью воспитания ребёнка является воспитание гармонически развитой
личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему
прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя
целую систему воспитания ребенка. Все реализуемые программы воспитания
и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение
ребенка со средним уровнем развития, т.е не учитывались индивидуальные
особенности детей. Нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои
склонности, особенности, интересы. С помощью индивидуального подхода
можно найти “ключик” к каждому ребенку.
Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление
индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепления их
собственной активности и раскрытие неповторимой личности.
Высшей ценность нашего общества является человек. Внимание к
воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей,
совершенствовании личных качеств, входит в круг проблем современного
общества. Проблемы индивидуального подхода в воспитании детей уделяли
внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так
и зарубежной.
Уже в педагогической системе Я. А. Коменского [1] - великого чешского
педагога – чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и
воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и
индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путём
систематических наблюдений.
Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что
любое воздействие на ребёнка преломляется через его «внутреннее условие»,
без учёта которых невозможен по – настоящему действенный процесс
воспитания.
А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень
важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при
организации, и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей,
в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания
личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с
индивидуальными особенностями ребенка. Этим определением
А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям.
Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо
ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка
опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям [2]
Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные
стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в
собственные силы и возможности.
Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен
пронизывать всю систему воздействия на ребёнка, и именно потому это
общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и
обучения этот подход проявляется в разной мере.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление
положительных качеств и устранения недостатков. При умении и
своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного,
мучительного процесса перевоспитания.
Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения
разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход
является органической частью педагогического процесса, он помогает
вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным
обучением.
В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все
звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов.
Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые
стоят перед педагогом, работающем с коллективом детей, решаются им
посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из
знания его психических особенностей и условий жизни.
Индивидуальный подход – один из главных принципов педагогики. Сама
проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но
существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного
подхода к детям:
- знание и понимание детей;
- любовь к детям;
- основательный теоретический баланс;
- способность педагога размышлять и умение анализировать.
Педагог не должен забывать, что ребёнок – это субъект собственного
развития. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.
Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе
организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы.
При организации работы воспитатель должен опираться на такие
показатели:
- характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность
ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или
отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);
- уровень знаний и умений (осознанность, действенность) ;
- работоспособность (возможность действовать длительное время, степень
интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);
- уровень самостоятельности и активности;
- отношение к обучению;
- характер познавательных интересов;
- уровень волевого развития.
Индивидуальный подход позволяет разрешить основные противоречия
процесса обучения между общественной формой существования культуры и
индивидуальной формой ее присвоения, делая более реальным личночтно-
ориентированный подход к воспитанию детей.
Теоретический анализ исследований Т.И.Бабаевой, Л.С.Выгодского,
Т.Н.Захаровой, Я.И.Ковальчук, Н.Н.Поддъякова, М.Г.Синяковой,
Н.М.Шахмаева и др. позволяет выделить педагогические условия
индивидуализации в обучении детей:
- учет вариативного содержания образовательной работы с детьми;
- особенности восприятия познавательного материала;
- знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных детей и
их групп;
- умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с
которыми встретятся разные группы детей;
- составление развернутого плана занятия, включая задания разным группам
и отдельным детям;
- осуществление оперативной обратной связи;
- соблюдение педагогического такта.
Пути реализации индивидуального подхода изучаются учеными в
основном в обучении школьников и крайне редко – дошкольников. Значение
и условия реализации индивидуального подхода в работе с дошкольниками
речевом развитии раскрыты в исследовании Т.Н.Захаровой [3], физическом
воспитании детей разных групп здоровья – М.Х.Спатаевой [4], в
формировании полоролевой социализации мальчиков и девочек –
О.И.Ивановой [5]. В данных исследованиях выделены важные условия
реализации индивидуального подхода к развитию детей дошкольного
возраста. Осуществление индивидуального подхода требует разработки
нового содержания, пересмотра методических приёмов работы с детьми. Его
сущность состоит в том, что задачи обучения и развития дошкольников,
решаются посредством педагогического воздействия на подгруппы детей и
каждого ребёнка, объединённых общими особенностями развития. Кроме
того, осуществление индивидуального подхода зависит от умения педагога
диагностировать детей, отбирать содержание и приёмы организации разных
видов деятельности и материальной среды, готовить дифференцировать
дидактический материал, создавать условия для активной самостоятельной
деятельности ребёнка.
Теоретический анализ исследовательской проблемы индивидуального
подхода и условий его реализации позволяет выделить ряд положений,
которые обеспечивают его реализацию в работе с дошкольниками:
- Положения о взаимосвязи обучения и развития Л.С.Выгодского,
В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др., согласно которым
обучение идёт впереди развития, ориентированного на развитие ребёнка,
определяет его, обучение, в свою очередь строится на основе уровня
развития.
- Развития ребёнка как субъекта деятельности. Ребёнок развивается,
обучаясь и воспитываясь, овладевая разнообразными средствами и
способами деятельности.
- В развитии любых психических функций и свойств личности
необходимо опираться на актуальный уровень развития ребёнка и
ориентироваться на ближайший.
- Эффективность развития ребёнка достигается, если педагогический
процесс организуется на основе уровневой дифференциации. Переход
ребёнка из одной группы в другую осуществляется с учётом индивидуальных
темпов развития.
Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий
успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка,
раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствова
ть радость успеха в
умственном труде.
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка,
проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей,
которые осваивает подрастающий человек.
Работа с семьей – это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к
детям, индивидуальной помощи.
Формы работы с родителями:
1. Посещение семьи ребенка. С целью выявления особенностей и
причин формирования индивидуальных качеств детей.
2. Консультации о возрастных и индивидуальных особенностях
детей.
3. Индивидуальные беседы с родителями.
4. Совместный анализ педагога с родителем поступков ребенка, для
выявления причины поступать именно так.
5. Оформление папок-передвижек “Особенности психофизического
развития детей”, “Детские капризы и упрямство”, “Воспитание застенчивых
детей” и т.п.
6. Подбор рекомендаций статей, книг, журналов, в соответствии со
спецификой семейного воспитания и индивидуальных проявлений детей.
7. Групповые родительские собрания “Индивидуальный подход к
детям в семье”, “Нравственное воспитание в семье” и т.д.
В работе с родителями педагогу отводится роль помощника родителей в
познании детей с научной позиции, а не через призму суждений.
Таким образом, индивидуальный подход – важнейший принцип
воспитания.
Он предполагает профессиональное знание и научно обоснованное
понимание индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка,
так же специфических условий которые повлияли на формирование
определенной черты личности.
Список литературы:
1. Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая
дидактика» и др. произв. с сокращ.). М.: Карапуз, 2009, 288 с.
2. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие
для воспитателя детского сада. – М.:Просвещение, 1981.
3. Захарова Т.Н. «Теория и методика дошкольного образования»,
автореферат, Екатеренбург
4. Спатаева М.Х. «К проблеме дифференцированного подхода к физическому
воспитанию детей дошкольного возраста второй и третьей групп здоровья»//
Научные труды: Ежегодник./ М.Х.Спатаева, С.Г.Куртев. – Омск: СибГАФК,
2001. – С.148-151.
5. Т.В.Иванова. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к
воспитанию детей. Корифей ИТД, Волгоград с 96.