Напоминание

"Развитие мелкой моторики рук"


Автор: Шаброва Мария Николаевна
Должность: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Учебное заведение: "ГБОУ «Альметьевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Населённый пункт: г.Альметьевск.
Наименование материала: • Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР, направленной на поддержку лично-сти, преодоления отклонений в психофизическом и умственном развитии.
Тема: "Развитие мелкой моторики рук"
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Альметьевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями

здоровья »

Авторская программа

коррекционных занятий

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК»

Учителя начальных классов

Шабровой М.Н

Альметьевск

2021-2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………..3

2. Содержание программы………………………………………………………………………...11

3. Литература………………………………………………………………………………………19

4. Приложение……………………………………………………………………………………..20

2

Пояснительная записка.

Введение.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разносто-

роннее развитие личности ребенка предполагает не только формирование базовых знаний,

умений и навыков, но и развитие психических функций, обеспечивающих высокий уровень

общего развития обучающихся.

В процессе учебной деятельности у детей развиваются: внимание, память, восприятие,

мышление, но на уроках прослеживается дефицит упражнений для развития мелкой мотори-

ки рук.

А этот психический процесс у детей с ЗПР недостаточно развит по причине микроорганиче-

ской недостаточности мозга, обусловленной вредоносными факторами в период вну-

триутробного развития, родового периода или раннего детства, чаще всего в первые годы.

Психическое развитие детей закладывается в раннем возрасте (умение хватать, ходить,

говорить), а из - за отсутствия адекватных для этих детей педагогических условий и непра-

вильно организованного воспитания в семье приобретаются стойкие пониженные признаки

обучаемости. Таким образом, возникает социальная ситуация, оказывающая негативное

влияние на развитие ребенка:

Дефицит общения со взрослыми способствует недостатку развития эмоциональных,

познавательных процессов, речи в периоды, когда общение является для ребенка ве-

дущим видом деятельности.

Травмирующее действие социальной микросреды вызывает нарушение психики ре-

бенка.

Отсутствие в быту полноценной, соответствующей его возрасту деятельности, обеспе-

чивающей «присвоение» и смену ведущего вида деятельности в каждом календарном

периоде развития ребенка.

Отсутствие адекватных педагогических условий, обеспечивающих реализацию полно-

ценного развития ребенка и коррекцию неблагоприятных вариантов его развития.

Отсутствие внимания родителей к развитию ребенка.

Состояние здоровья (соматические заболевания, переходящие в хронические формы с

частыми обострениями, могут привести к нарушениям обменных процессов мозга, бо-

лее стойкой задержке развития).

3

Чем менее адекватными состоянию детей были условия микросоциальной и микропедагоги-

ческой среды, чем длительнее они находились в них, тем более выражены и стойкие трудно-

сти в развитии.

В связи с этим возросла потребность в разработке и создании программы «Развитие

мелкой моторики рук», предназначенной для учащихся начальных классов с диагнозом - за-

держка психического развития. Эта программа обеспечивает коррекцию негативных тенден-

ций развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта, так как

решает проблему не только развития руки и подготовки к овладению навыкам письма, но и

косвенным образом влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.

Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рас-

суждать, у них достаточно развита память, внимание, связная речь. Возможность познания

окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действия руки. Еще

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончи-

ках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли.

Главным образом, нарушение моторики сказывается при обучении детей письму, в первую

очередь на внешней картине письма, в каллиграфии. Недоразвитие детской руки приводит к

ряду трудностей, возникающих уже на первой неделе обучения ребенка в школе.

К ним относятся:

Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную) без отрыва

карандаша.

Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графи-

ческого элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры).

Трудности с овладением навыкам письма.

Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графи-

ческих элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы).

Очень медленный темп письма.

Недостаток интеллектуального развития.

Недостаточность развития памяти, внимания, связной речи.

Недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негатив-

ного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Возникающие трудности, которые неизбежны вследствие того, что дети поступают в

школу с низким уровнем подготовленности к обучению, так как они в основном все испыта-

ли на себе синдром «социальной ситуации», описанной выше, необходимо предотвратить

или преодолеть, потому что ребенку, не имея элементарных навыков развития, тяжело прой-

4

ти школьный адаптационный период, связанный с базовыми учебными установками, кото-

рые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность школьного обучения.

Работу в этом направлении необходимо начинать с учащимися в возрасте до 9 лет, так

как это самый благоприятный период для развития детей, когда кора больших полушарий

ещё окончательно не сформирована. Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное

воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка, позволяющее в известной

степени компенсировать задержку психического развития. Несвоевременное развитие мел-

кой моторики может оказать негативное воздействие на весь учебный процесс.

Чтобы помочь ребенку хорошо учиться, необходимо создать для него условия, позволяю-

щие успешно функционировать и развиваться в образовательной среде.

В учебном процессе большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья

детей не только физического, но и психического. Развитие мелкой моторики помогает ре-

шить ряд проблем, связанных с охраной здоровья. Несформированные двигательные навыки

осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную нагрузку на центральную

нервную систему, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший

эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Про-

стые движения пальцев помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, избав-

ляют от умственной усталости. При повышенных стрессовых ситуациях в жизни необходимо

создание благоприятного эмоционального фона, а данная программа, составленная преиму-

щественно с опорой на принцип «Учите, играя», снижает тревожность, а также формирует

учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности.

Одной из проблем современного общества является - развитие речевой компетентно-

сти учащихся. Дети с ЗПР испытывают затруднения в речевом оформлении своих мыслей.

Словесные ответы недостаточно точны, так как словарный запас резко ограничен, беден. Эти

причины препятствуют полноценному общению с людьми, приводят к замкнутости, неуве-

ренности в себе. А это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на развитие коммуни-

кативных навыков. Исследователи отмечают, что систематические упражнения по трениров-

ке движений пальцев рук формируют словесную речь ребенка, поскольку существует тесная

взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.

Наиважнейшей проблемой системы образования является – преемственность между

начальной и основной школами. Немаловажную роль в её решении играет развитие мелкой

моторики рук, так как ребенок может испытать ряд трудностей при переходе на II ступень

образования, связанных со скоростью письма, графическими умениями. Адаптационный пе-

риод будет проходить медленно и болезненно. На этой основе может снизиться мотивация

учебной деятельности.

5

Чтобы помочь ребёнку хорошо учиться, необходимо преодолеть проблемы раннего

развития, описанные выше. А для этого надо создать условия, позволяющие успешно функ-

ционировать и развиваться в образовательной среде.

Цели и задачи программы.

В основу создания программы положен личностно - ориентированный подход, который

ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение ком-

фортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по-

тенциалов. Личность ребенка здесь является целью образовательной системы, а не сред-

ством достижения какой- либо цели.

Эта программа характеризуется гуманистической и психотерапевтической направленно-

стью и имеет следующую цель:

Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР, направленной на поддержку лично-

сти, преодоления отклонений в психофизическом и умственном развитии.

Для достижения поставленных целей в работе предполагается решение следующих задач:

Выявление индивидуальных способностей детей в развитии мелкой моторики.

Создание ребёнку условий для накопления двигательного и практического опыта.

Укрепление рук, ручной умелости, плавных, точных и координированных движе-

ний.

Подготовка руки ребенка к навыкам письма, формированию почерка.

Формирование у учащихся предпосылок, необходимых для учебной деятельно-

сти, требующих развитой двигательной сферы.

Занятия по данной программе способствуют стимулированию развития центральной нервной

системы, всех психических процессов; созданию атмосферы творчества, сотрудничества,

развитию коммуникативных навыков, эффективной и быстрой адаптации школьника к учеб-

ной деятельности; профилактике школьных неврозов и созданию психологического комфор-

та.

Эта программа даёт возможность проведения диагностики развития мелкой моторики

рук, что позволяет реализовать принцип единства диагностики и коррекции заложенный в

концепции коррекционно - развивающего обучения и позволяет планировать индивидуаль-

ную работу с обучающимися. Возможность непрерывного мониторинга обусловлена тем, что

выполнение развивающих игр и упражнений предоставляют информацию о текущем уровне

развития детей.

6

Программа составлена так, что она может быть использована не только на коррекци-

онных занятиях, но и некоторые её элементы введены в учебный процесс.

Имеет место связь с объединениями дополнительного образования, ориентирование

на интеграцию образовательных и оздоровительных процессов, использование педагогиче-

ских технологий: игровых, социально- коммуникативных; интерактивных форм; личностно-

ориентированной системы; использование передового педагогического опыта.

Данная программа реализует следующие принципы:

единства диагностики и коррекции;

коррекционно-развивающей направленности процесса;

индивидуализации обучения;

комплексного воздействия на развитие познавательной сферы и эмоционально-воле-

вых качеств личности, сохранения и укрепления здоровья учащихся;

обеспечение преемственности между начальной и основной ступенями общего об-

разования;

самоутверждения и самореализация обучающихся.

Организация и проведение занятий.

Предлагаемая программа коррекционно - развивающих занятий предназначена для уча-

щихся начальных классов с диагнозом - задержка психического развития, обучающихся в

специальных коррекционных школах, классах.

Формы занятий в основном носят игровой характер, который наиболее доступен и близок

детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности учащегося.

Занятия, которые способствуют развитию мелкой моторики, проводятся один раз в неде-

лю и предназначены для индивидуальной и групповой коррекционной работы.

Программа занятий условно разделена на три этапа, отличающихся типом и уровнем

сложности упражнений. В программе не дается точной разбивки на классы, так как дети

имеют разный уровень развития и по разному усваивают предлагаемый изучению материал,

поэтому педагог самостоятельно планирует деятельность учащихся, опираясь на результаты

диагностического обследования, распределяя учащихся на уровни по степени развития мел-

кой моторики. Зная стартовые возможности каждого ребенка, учитель определяет периодич-

ность и продолжительность занятий. Примерно один этап соответствует одному году обуче-

ния, но может уменьшаться или увеличиваться количество времени на отработку упражне-

ний.

На каждом этапе предполагается осуществление четырёх периодов.

7

I период начинается в сентябре месяце и продолжается не более двух недель. В рамках

этого периода необходимо:

Провести психолого - педагогическую диагностику, направленную на определение

уровня развития мелкой моторики и координации движения рук;

Выявить группу детей нуждающихся в коррекционной помощи;

Продумать стратегию и тактику развития ребенка с учетом выявленных особенностей

и возможностей, разработать образовательные маршруты;

По результатам диагностики составить индивидуальную карту стартовых возможно-

стей учащихся, помогающую организовать индивидуальную работу и прогнозировать

конечный результат, на который ориентируется учитель, проводя коррекционную ра-

боту.

II период – непосредственное проведение коррекционных занятий с учащимися, имею-

щими недостаточное развитие мелкой моторики. Продолжительность этого периода с сентя-

бря по май месяц.

III период – промежуточное изучение. Проводится в январе, с целью выявления каче-

ственных изменений в развитии ребенка и дальнейшем планировании работы.

IV период – диагностический срез, помогающий определить эффективность проведения

коррекционных занятий, выявить положительную динамику развития учащихся и уточнить

механизмы дальнейшей работы.

Эта работа реализует принцип дефектологической науки - принцип динамического изуче-

ния развития ребенка.

Элементы данной программы могут быть введены и в учебную деятельность детей.

Упражнения по развитию ручной умелости можно использовать на уроках трудового обуче-

ния; графические упражнения - на уроках русского языка, изобразительного искусства, ма-

тематики; пальчиковая гимнастика может быть использована на любом основном предмете

начального обучения в качестве проведения физкультминуток (см. Приложение 1).

Систематические занятия по данной программе оказывают положительное влияние на

развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук: формируются графические

навыки, движения становятся более плавными и ритмичными, исчезает тремор; развитие

руки косвенно влияет на общее развитие ребенка: речи, памяти, внимания, мышления; повы-

шается работоспособность головного мозга.

С целью определения эффективности проводимых занятий можно использовать методики

тестирования В.А. Калябина – доцента кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека

ВГПУ; методику «Домик», разработанную Н.И. Гуткиной; методику «Дорожки» по Л.А.

Венгеру; матометрический тест Н. И. Озерецкого (Приложение 2)

8

Проведение коррекционных занятий по данной программе требует соблюдения следую-

щих правил:

Ребенок самостоятельно выбирает вид упражнения, предлагаемого учителем.

Учитель и учащиеся находятся в состоянии сотрудничества: совместно ставят задачи

данного занятия, дают оценку выполненной работе.

Темп и скорость работы выбирают сами дети.

В ходе занятий не следует торопить детей.

Занятия строятся по принципу: от простого к сложному.

В ходе занятий необходимо поощрять каждый правильный шаг, что дает ребенку сво-

боду действия, стимулируя дальнейшую работу.

Любое задание должно быть направлено на отработку одной задачи; только после

того как учащийся выполнит данное задание правильно, можно переходить к отра-

ботке следующего.

Перед выполнением задания четко формулировать задачу, чтобы ребенок мог пред-

ставить, что и как ему выполнять.

При выполнении заданий важна не быстрота, а правильность выполнения каждого за-

дания.

Для работы на начальном этапе использовать тетради с крупной клеткой, высотой

строки 8 мм. или нелинованные листы.

Работу проводить регулярно.

Занятия должны приносить ребенку радость.

Не допускать скуки и переутомления.

Каждый этап программы содержит несколько разделов:

I.

Развитие движений рук и ручной умелости.

Движение пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на раз-

витие высшей нервной деятельности ребенка. Своевременное развитие ручных умений поло-

жительно влияет на развитие речи детей, на формирование познавательных психических

процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения.

II.

Пальчиковая гимнастика.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые

игры». В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют мо-

торику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,

концентрировать внимание на одном виде деятельности. Они увлекательны и способству-

9

ют развитию речи, творческой деятельности. Маленькие стишки, считалки, загадки, пе-

сенки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмыс-

ливать то, что дети произносят вслух. Данные игры рекомендуется проводить на каждом

уроке или коррекционном занятии 2-3 минуты.

Наглядно-дидактический комплект с методическим сопровождением по его использова-

нию предназначен для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного

возраста и включает 8 карт с контурными предметными изображениями и 16 карт с пока-

зом движений, на основе которых педагог сможет в игровой, двигательной и продуктив-

ной деятельности организовать образовательный процесс, направленный на развитие

мелкой моторики рук и ознакомление с профессиями на занятиях познавательного цикла

в соответствии с ФГОС. Адресован педагогам, родителям, гувернерам, специалистам до-

школьной педагогики, учителям начальных классов, студентам педагогических учебных

заведений.

III.

Графические упражнения.

Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации

движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражне-

ний очень важно для успешного овладения письмом.

IV.

Пальчиковый игротренинг.

Пальчиковый игротренинг включает в себя: сжатие, растяжение, расслабление кисти;

использование изолированных движений каждого из

пальцев. Пальчиковый игротренинг- это профилактика школьных неврозов, речевое раз-

витие, подготовка к письму, формирование почерка, психологическая коррекция.

V.

Подготовка к обучению письму.

Подготовка детей с ЗПР к обучению письму идет в нескольких направлениях. Перво-

начальное - ориентирование на листе бумаги, в начале нелинованной, на которой отраба-

тываются ритмичные круговые движения рук, имеющие широкий размах. Постепенно

размах движения уменьшается. Дети учатся проводить волнистые и прямые линии, по-

луовалы, овалы, петли. Последовательность заданий такова, что ребенок переходит от

широких движений ко все более мелким.

Упражнения данного раздела дают возмож-

ность воспринимать форму букв через тактильные и кинестические ощущения, выраба-

10

тывают умения владеть карандашом и ручкой, проводить линии по линейке, угольнику,

лекалу и на глаз.

VI.

Лечебная физкультура.

Массаж и самомассаж рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную си-

стему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работо-

способность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее. Мас-

саж улучшает функцию рецепторов, проводящих путей, усиливает рефлекторные связи

коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Содержание программы.

I этап – 34 часа.

I. Развитие движений

рук и ручной

умелости.

1.

Манипуляция с крупными деталями.

Работа с конструктором «Лего», мозаиками, с деталями

крупных размеров.

Пришивание больших пуговиц с двумя отверстиями.

Нанизывание шариков на проволоку.

2.

Лепка из пластилина.

Лепка способом обрубовка крупных форм.

Налепные украшения с использованием элементов: за-

витки, конусы, лепестки, шарики.

Лепка из целого куска вытягивание.

3.

Вращательные движения мелких предметов пальцами.

Запуск мелких волчков.

Катание по очереди каждым пальчиком камешков, шари-

ков.

Застёгивание пуговиц (игры с куклой – одевание, разде-

вание).

Закручивание крышек.

Завод механических игрушек ключом.

4.

Работа с нитками, проволокой, шнурками.

Завязывание и развязывание узелков.

Наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на

палец (получается колечко или спираль).

11

Шнуровка ботинок, сапог, курточек.

5.

Складывание бумаги.

Изготовление изделий способом складывания – «гар-

мошка».

6.

Вырезание из бумаги и склеивание.

Изготовление аппликаций.

Изготовление закладок с элементами аппликации.

7.

Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание сюжетных картинок в «Книжках - рас-

красках».

Рисование различными материалами: ручкой, каранда-

шом, мелом, восковыми мелками, акварелью, гуашью,

углём, фломастерами с использованием кисточки, шер-

стяных ниток и пальчиков.

II. Пальчиковая гим-

настика.

1.

Инсценирование руками стихов по образцу учителя.

Моя семья»

«Улей»

«Черепаха»

«Капуста»

«Дружба»

«Цветы»

«Сидит белка на тележке»

«Зайцы»

«Дом и ворота»

«Помощники»

«Лодочка»

«Рыбки»

«Пылесос»

«Не плачь куколка моя»

2.

Теневой театр.

III. Графические

упражнения.

1.

Прямые линии.

«Я самый меткий»

«Дорожки»

«Дождик»

12

«Парашютисты»

2.

Штриховка.

Обведение по трафаретам фигур и их штриховка (верти-

кальными, наклонными, округлыми линиями).

3.

Обведение рисунка точно по линиям без отрыва каран-

даша.

4.

Клубочки.

Рисование, наматывание клубочка от центра или от края

по часовой стрелке и против.

5.

Рисование узоров по образцу не осложнённых количе-

ством элементов.

6.

Графические диктанты.

IV. Пальчиковый иг-

ротренинг.

1.

Игры.

«Письмо на ладони»

«Встречные колечки»

«Рожки да ножки»

«Перекаты»

«Да», «Нет», «Не знаю»

«Птицы»

«Окно, очки»

«Бегущий человек»

«Горшочек, корыто»

«Тарелка, гнездо»

2.

Составление фигур из пальцев.

«Домик»

«Стол»

«Шарик»

«Корзинка»

3.

Составление фигур из палочек с усложнением.

«Бабочка»

«Мельница»

«Лодка»

«Мост»

13

V. Подготовка к обу-

чению письму.

1.

От слова к букве.

Серия упражнений, направленных на выработку стерео-

типов движений руки слева направо, сверху вниз,

способствующих исчезновению угловатости овалов.

«Грибочек»

«Зонтик»

«Снежинка» (постепенное усложнение рисунка)

2.

Копирование рисунка на прозрачную бумагу.

3.

Использование методики «От слова к букве» (автор -

Н.А. Федосова)

4.

Учебно-методический комплект:Федосова Н.А. От слова к

букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе .

VI. Лечебная физ-

культура.

1.

Массаж, самомассаж.

Разминание.

Распределение.

Надавливание.

Пощипывание.

Потягивание за кончики пальцев.

2.

Гимнастический комплекс.

Сжатие и разжатие кулака.

Поочерёдное сжатие и разжатие пальцев руки.

Вращение кистью рук.

Упражнения с карандашом, шариками, грецкими ореха-

ми.

3.

Упражнения, связанные с укреплением мышц руки.

Хватательные движения.

Работа с мячиками.

Лазанье по гимнастической стенке.

14

II этап – 34 часа

I. Развитие движений

рук и ручной умело-

сти.

1.

Манипуляция с мелкими деталями.

Работа с техническим конструктором.

Пришивание пуговиц мелких размеров с четырьмя отвер-

стиями.

Нанизывание бусинок на нить.

Обрывная аппликация.

2.

Лепка из пластилина.

Лепка фигур человека и животных с использованием

мелких по размерам деталей (у человека пальцы, нос,

глаза, уши, куртка с пуговицами).

3.

Вращательные движения мелких предметов пальцами.

Катание по очереди каждым пальцем мелких бусинок.

Закручивание шурупов, гаек.

4.

Работа с нитками, проволокой, шнурками.

Наматывание ниток на катушку.

Вышивание по контуру швом «вперёд иголка».

Косое плетение из верёвочек.

5.

Складывание бумаги.

Изготовление изделий способом оригами простых

конструкций (рыбка, лягушонок, ёлочка)

6.

Вырезание из бумаги и склеивание.

Изготовление игрушек с основой «конус».

Изготовление ажурных закладок.

Изготовление бус.

Прямое плетение ковриков из полосок бумаги.

7.

Рисование и раскрашивание.

Рисование различными материалами.

Рисование с разным нажимом.

«Самолёты за облаками»

15

«Лодки за волнами»

«Человек под проливным дождём и под моросящим»

«Дом – ночью, дом – вечером»

II. Пальчиковая гим-

настика.

1.

Инсценирование стихов при помощи рук самостоятель-

но.

III. Графические

упражнения.

1.

Ломаные линии.

Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая

стен.

Нырни в воду и вынырни точно в спасательный круг.

Проведи корабль, чтобы не сел на мель.

Попади мячом в баскетбольную корзину.

Поездка по извилистой дороге.

2.

Соединение по точкам.

Соединение точек одной линией, не отрывая карандаш от

бумаги до получения целостного рисунка.

3.

Рисование фигур.

Рисование внутри большой фигуры, постепенно умень-

шая, а вокруг маленькой – постепенно увеличивая.

4.

Рисование узоров более сложной структуры с использо-

ванием наклонных линий.

5.

Дорисовывание картинок с простыми элементами.

6.

Графические диктанты.

IV. Пальчиковый иг-

ротренинг.

1.

Составление фигур из пальцев.

Сначала одной рукой, потом двумя руками вместе.

2.

Составление фигур из палочек с постепенным усложне-

нием.

V. Интегрирование с

объединениями до-

полнительного об-

разования.

1.

Занятия в кружке «Мягкая игрушка».

VI. Лечебная физ-

культура.

1.

Массаж, самомассаж.

2.

Гимнастический комплекс.

3.

Упражнения, связанные с укреплением мышц руки.

16

Занятия в спортзале, министадионе: лазанье, переходы со

снаряда на снаряд, раскачивание на лиане, вис на пе-

рекладине, занятия на трапеции.

III этап – 34 часа

I. Развитие движений

рук и ручной умело-

сти.

1.

Манипуляция с мелкими деталями.

Плетение из бисера.

Сортировка крупяных изделий.

Аппликация из крупяных изделий.

Обрывная мозаика.

2.

Лепка из теста.

Лепка сложных по форме предметов (диковинные птицы,

динозавры, вензеля).

3.

Работа с нитками, проволокой, шнурками.

Вязание крючком, спицами.

Простейшие способы плетения макраме.

Вышивание крестом, гладью.

Плетение из верёвочек фигуры человека и животных.

4.

Складывание бумаги.

Изготовление изделий способом оригами более сложных

конструкций.

«Белочка»

«Дельфин»

«Голубь»

«Журавль»

5.

Вырезание из бумаги и склеивание.

Вырезание фигурок из старых открыток, картинок.

Симметричное вырезание.

Плетение картинки из полосок бумаги.

6.

Рисование и раскрашивание.

Рисование различными материалами.

Штриховка фигур по образцу от бледного к насыщенно-

му.

17

II. Пальчиковая гим-

настика.

1.

Инсценирование стихов при помощи рук самостоятель-

но.

III. Графические

упражнения.

1.

Штриховка.

Построение композиций с помощью лекал и их штрихов-

ка комбинированными линиями.

Рисование фигур по образцу.

Рисование узоров с их продолжением.

Дорисовывание картинок сложной формы.

Графические диктанты с постоянным усложнением.

IV. Пальчиковый иг-

ротренинг.

1.

Составление фигур из палочек более сложных форм.

V. Интегрирование с

объединениями до-

полнительного об-

разования.

1.

Занятия в кружках:

«Лозоплетение»

«Макраме»

«Вышивка»

«Мягкая игрушка»

«Кукольный театр»

VI. Лечебная физ-

культура.

1.

Массаж, самомассаж, гимнастический комплекс.

2.

Упражнения, связанные с укреплением мышц руки.

18

Литература для учителя и учащихся.

1.

Васильева - Гангнус Л. Уроки занимательного труда. Издательство «Педагогика»

1997

2.

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво

рисовать. – Ярославль: Академия развития 1997.

3.

Журнал «Начальная школа» № 8 1999; № 9 1988.

4.

Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5 – 7 лет М.:

Владос 2003.

5.

Калябин В. А. Физиологические основы оценки степени готовности детей к обуче-

нию в школе. - Владимир: ВГПУ 1999.

6.

Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку - С.- П. 2004.

7.

Серия книг для развития творческих способностей учащихся.

8.

Сиротюп А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: Сфера 2003.

9.

Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.

10. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. Издательский дом «Федоров»

2000.

11. «Преемственность. Подготовка к школе» Федосова Н. А., Комарова Т. С.- М.: Про-

свещение, 2012,2015

12. учебно-методический комплект:Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие

для подготовки детей к школе в 2-х частях. –М.:Просвещение, 2019

19

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного и

школьного возраста через пальчиковые игры и

упражнения»

Методическое пособие для учителей начальных классов.

20

21

Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический дик-

тант, соединение по точкам, продолжение ряда

22

23

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают большой палец.)

Листья рябины, (Загибают указательный палец.)

Листики тополя, (Загибают средний палец.)

Листья осины, (Загибают безымянный палец.)

Листики дуба мы соберем, (Загибают мизинец.)

Маме осенний букет отнесем. ( Сжимают и разжимают кулачки.)

Пальчики уснули, в кулачок свернулись. ( Сжать пальцы правой руки в кулак.)

Один! Два! Три! Четыре! Пять! ( Поочередно разжимают пальцы.)

Захотели поиграть! ( Пошевелить всеми пальцами.)

Разбудили дом соседей, (Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак)

Там проснулись шесть и семь,

Восемь, девять, десять – (Отогнуть пальцы один за другим на счёт.)

Веселятся все! (Покрутить обеими руками.)

Но пора обратно всем:

Десять, девять, восемь, семь (Загнуть пальцы левой руки один за другим.)

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один, ( Загнуть пальцы правой руки.)

Круглый кулачок, как апельсин.

Мы делили апельсин, (Левая рука в кулачке, правая её обхватывает.)

Много нас, а он – один.

Эта долька – для ежа. (Правой рукой поочередно разжимаем пальчи-

ки на левой руке.)

Эта долька – для чижа.

Эта долька – для котят.

Эта долька - для утят.

Эта долька - для бобра.

А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти.)

Ушки длинные у зайки, (Указательный и средний = ушки, шевелятся.)

Из кустов они торчат, (Остальные пальцы – вместе, это мордочка зайки.)

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат!

Зайка взял свой барабан (Прижать указательный к среднему, ими не шеве-

лить.)

И ударил бам – бам – бам ! (Безымянный и мизинец стучат по большому.)

Закапали капли, (Постучать двумя пальцами каждой руки по столу.)

Идет дождь (Постучать четырьмя пальцами.)

Он льет как из ведра! (Стучим сильнее.)

Пошел град, (Косточками пальцев выбиваем дробь.)

Сверкает молния, (Шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе.)

24

Гремит гром! (Барабаним кулаками или хлопаем в ладошки.)

Все быстро убегают домой, (Прячем руки за спину.)

А утром снова ярко светит солнце! (Описываем руками большой круг.)

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали, (Сжимают и разжимают кулачки обеих рук.)

Вы скачите, пальчики, ( Поочередно прижимать пальцы к большому пальцу)

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок, (Указат. и сред. пальцы (ушки) шевелятся,)

Прискакали на лужок, (остальные пальцы = мордочка зайки.)

Ветер травушку качает, (Пошевелить всеми пальцами.)

Вправо, влево наклоняет. (Покачать кисти рук.)

Вы не бойтесь, зайки,

Веселитесь на лужайке! (Повтор – «Зайка с ушками».)

Дружно пальцы встали в ряд ( Показать ладони.)

Десять крепеньких ребят (Сжать пальцы в кулак.)

Эти два – всему указка (Показать указательные пальцы.)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (Показать средние пальцы.)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (Показать безымянные пальцы.)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (Показать мизинцы.)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (Показать большие пальцы.)

Два больших и удалых (Остальные пальцы сжать в кулак.)

«Карандаш»

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

«Помощник»

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

«Дорожка»

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчики и кошки.

25

«Ослик»

Ослик хвостиком качал,

Чуть его не потерял.

Ты качай – качай – качай,

Но давай-ка не теряй.

«Часы»

Есть часы теперь у нас,

Бьют исправно каждый час.

Снизу маятник у них:

Вправо-влево – так да тик.

Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начина-

ют его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.

Игрушки-самоделки из бросового материала «Соединялочка»

«Бабочка»

Бабочки крылатые

И жучки усатые

Ползают, летают,

Ребяток забавляют.

Для работы понадобятся емкости из-под шампуней и моющих средств разных цве-

тов. Вырезаем силуэты насекомых и части туловища из пластика ножницами. В на-

меченных местах делаем отверстие. Детали скрепляем кнопками от альбомов.

«Кузнечик» «Стрекоза»

26

Застёгивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок, завязывание и развя-

зывание лент, шнурков, узелков.

27

«Солнышко»

Мой маленький дружочек,

Возьми-ка ты шнурочек.

Видишь желтый круг?

Сделай лучики вокруг.

Солнце улыбается –

Ребятишкам нравится!

Основание панно вырезано из крышки пластикового ведра. Вырезаем кружок из ем-

кости желтого цвета (предварительно весь материал из пластика тщательно моется)

и прикрепляем леской к основанию. Карандашом рисуем лучики. Нагретым острым

предметом или шилом делаем отверстие в нужных местах. Чтобы дырочки получа-

лись ровными, прокручиваем их с помощью ножниц.

«Дождик»

Процесс работы аналогичный.

28

Стежок за стежком –

Голубеньким шнурком.

Вот и дождичек полил,

«Машина»

Способ изготовления аналогичный поделкам.

Что же делать? Вот вопрос.

У машины нет колес!

Их приделаем легко

И поедем далеко!

«Мухомор»

Мухомор красив на вид.

Но он очень ядовит.

Кто ловко пятна соберет,

Тот запомнит наперед:

Взрослых надо слушать,

Гриб не стоит кушать!

29

Для работы понадобятся емкости из-под кетчупа и шампуней (красный и белый цве-

та). Для ножки берется использованный фломастер, а для подставки – крышечка от

кофе.

«Елочка».

Мы на елочку повесим

Разноцветные шары

И зверюшек пригласим

На главный праздник детворы.

Заведем мы хоровод,

Поиграем в «Новый год».

30

Поделки на прищепках

Из пробки

31

32

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

33

34

35

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика «Дорожки» А.Л. Венгера

Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий,

соединяю-

щих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень разви-

тия точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом,

сформированность внимания и контроля за собственными действиями. На ри-

36

сунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого –

дом. Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Ширина дорожек подби-

рается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек

усложняется от первой к последней.

Инструкция для ребенка: “Здесь нарисованы машинки и дорожки с доми-

ками. Попробуй соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки”.

Критерии оценки/уровни развития мелкой моторики.

высокий уровень - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрыва-

ется от листа не более 3 раз.

выше среднего - один выход за дорожку, карандаш отрывается от листа не бо-

лее 3 раз.

средний уровень - два выхода за дорожку, карандаш отрывался от листа не бо-

лее 4 раз, дорожка не ровная, дрожащая.

ниже среднего - карандаш отрывался более 4 раз, линии дрожащие, прерыви-

стые, линии очень слабые или с очень сильным нажимом.

низкий уровень - три и более выходов за пределы "дорожки", неровная, дрожа-

щая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажи-

мом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту ри-

сунка.

37

38



В раздел образования