Автор: Сульдина Эльмира Амуровна
Должность: педагог- организатор
Учебное заведение: Филиал МАУ ДО"ЦДО" г.Мирный в п.Светлый
Населённый пункт: Мирнинский р-он РС(Я)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Презентация "Ступени здоровья"
Раздел: дополнительное образование
Филиал Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр
дополнительного образования» г. Мирный муниципального образования «Мирнинский район»
Республика Саха(Якутия) в п. Светлый.
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол № от «___» 2021г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая Филиал МАУ ДО «ЦДО»
г .Мирный в п. Светлый
__________Гаршина М.А.
«____»____________2021 г.
Короткосрочная образовательная программа
студии «Здрайверы»
Программа рекомендована для детей в возрасте 7 - 15 лет.
Срок реализации образовательной программы: 1 год.
Сульдина Эльмира Амуровна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной
категории
2021
Содержание
Пояснительная записка ...........................................................................................
3 2. Учебный п л а н ........................................................................................................................
7 3. Учебно-тематический п л а н ...............................................................................................8
4. Содержание программы.................................................................................................... 9 5.
Методическое обеспечение программы....................................................
13 6. Условия реализации ............................................................................................................
15 7. Список литератур ы ..............................................................................................................
1
Пояснительная записка
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России,
особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить её поможет
систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового
образа жизни. Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье
каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для его
укрепления, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает
нормы здорового образа жизни. При этом здоровье рассматривается как сложный,
многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и
социальный аспекты. Именно педагоги призваны вооружить ребенка индивидуальными
способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие
социального окружения. Общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Ш кола
здоровья" разработана с учетом комплексного развития личности учащихся на основе
следующих документов: - Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф 3 «Об
образовании в Российской Федерации»; - Концепции развития дополнительного
образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержденным
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 г. N 1008; - Постановления Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей"; - Письма Министерства образования и науки
России 11 декабря 2006 Г. № 06- 1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»; Методических рекомендаций по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
Министерства образования и науки Российской Федерации (от 18.11.2015 г. № 09 - 3242);
- Образовательной программы учреждения; - Учебного плана учреждения; - Положения о
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе; Положения; о
рабочей дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе; -
Постановления Правительства Белгородской обл. от 28.10.2013 N 431-пп «Стратегия
развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на
2013 - 2020 годы». Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья
обучающихся нашла отражение в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного (общего) образования, где подчеркивается необходимость
формирования у обучающихся и воспитанников мотивации на ведение здорового образа
жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей через
деятельные формы взаимодействия, в результате которых возможно становление
здоровьесберегающей компетентности. Рабочая программа «Ш кола здоровья» включает в
себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие
сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа
является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся,
позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и
укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Важно помнить, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние полного
физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается
гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и
духовного аспектов жизни. Другими словами осуществление здорового образа жизни
предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума,
эмоций и Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся
нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
(общего) образования, где подчеркивается необходимость формирования у обучающихся
и воспитанников мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию
культурной здоровьесберегающей практики детей через деятельные формы
взаимодействия, в результате которых возможно становление здоровьесберегающей
компетентности. Программа «Здрайверы» включает в себя знания, установки, личностные
ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и
психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по
формированию культуры здоровья обучающихся, позиции признания ценности здоровья,
чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний
и навыков по гигиенической культуре. Важно помнить, что здоровье - это не просто
отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального
благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального,
физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Другими
словами осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой
личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поведения.
Актуальность. Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики
укрепления здоровья учащихся через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровления с
использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением
неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями. В современных условиях
повышается роль профилактической работы по формированию мотивации и привитию
навыков здорового образа жизни, профилактике употребления алкоголя, никотина среди
детей и подростков. Общая цель всей деятельности в данном направлении - не только
научить ребенка объективно оценивать свои действия и поступки (соответственно
особенностям своего возраста), а развить веру в свои возможности и силы, адекватно
реагировать на сложную жизненную ситуацию и делать свой собственный выбор. Помочь
ему достигнуть социально-значимых результатов в жизни, и получить грамотно и
своевременно дозированную информацию о разрушающем эффекте вредных привычек не
только на организм человека, но на саму жизненную ситуацию. Через занятия по
программе «Здрайверы» предполагается научить детей быть здоровыми душой и телом,
стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами
природы, законами бытия. Важно, чтобы обучающиеся овладели объективными,
соответствующими возрасту знаниями о здоровом образе жизни. Ведь обучение
здоровому образу жизни приобретает особую значимость для детей, попавших в трудную
жизненную ситуацию, в силу их психофизических особенностей, отсутствия заложенных
семьей навыков здорового образа жизни и определённых проблем в развитии. В процессе
обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий
ставится задача сформировать у воспитанников необходимые компетенции здорового
образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обучение детей бережному отношению к своему здоровью - актуальная задача
современного образования. Предлагаемые занятия по программе «Здрайверы» призваны
помочь в решении одной из важнейших задач, которая стоит перед педагогом,
воспитателем - формирование у детей системы знаний и убеждений, обеспечивающих
духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру. Методика
организации занятий нацеливает педагога на то, чтобы дети в полной мере были
субъектами образовательного процесса и должны сами сформулировать соответствующие
выводы.
Цель программы - формирование у воспитанников основ здорового образа жизни
(ЗОЖ ), ценностного отношения к здоровью, стремления учиться быть здоровыми душой
и телом, творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами
природы, а также создание условий для улучшения и укрепления здоровья детей.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование первоначальных основ знаний здорового образа жизни; -
обучать навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных
отношений; - способствовать формированию и проявлению у ребёнка и педагога
психологического механизма - рефлексии, многосторонней деятельности, направленной
на самопознание, самообразование и самоанализ своих поступков;
- формирование соответствующих возрасту знаний, умений в оказании помощи себе и
другим людям в экстренных случаях, экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
развивающие: - развитие у детей потребности к познанию и совершенствованию себя и
окружающего мира;
- развитие у детей мотивации здорового образа жизни, потребности в освоении способов
сохранения и улучшения своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказания
помощи в экстремальных ситуациях;
- развитие познавательной сферы воспитанников - расширение знаний и кругозора о ЗОЖ,
о значении его в жизни человека;
- коррекция и развитие санитарно-гигиенических и культурно- гигиеничеких умений и
навыков.
Воспитательные: - воспитание у ребёнка заботы о своём организме, желания быть всегда
здоровым; - формировать установку на ЗОЖ и умение следовать ему;
- воспитывать духовно-нравственные качества по отношению к окружающим
(доброжелательность, эмпатию, чувство товарищества, и т. д.), эстетические чувства и
интересы, эмоциональную сферу личности ребёнка.
При решении задач обучения, развития и воспитания акцент делается на задачах развития:
знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и
эмоциональной сферы, творческих способностей и личности ребёнка.
Программа «Здрайверы» осуществляет воспитательную работу по социально-
педагогическому и спортивно-оздоровительному направлениям и состоит из 7 разделов: -
«Я и моё здоровье». Резервы моего здоровья - моё богатство. - «Я и другие люди».
Взаимодействие в коллективе как условие здоровья ребёнка. - «Семья - свет жизни». Моя
роль в семье. - «Мир природы». Взаимодействие с природой как основа здоровья. - «Я и
общество». Явления общественной жизни, социальные институты. - «Мальчишки и
девчонки». Формирование культуры общения и взаимоотношений между мальчиками и
девочками. - «Я и мир вещей». Уважительное отношение к творениям рук человеческих.
Указанные разделы в совокупности определяют понятие ЗОЖ, под которым понимаются
такие формы и способы повседневной жизни человека, которые приводят к
совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению
сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее
распространённых заболеваний. ЗОЖ также определяется правильными
взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и
природой. В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на итоговых
мероприятиях по всем разделам, что способствует обобщению, расширению и
систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения
обучающихся, воспитанников. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех
компонентов здоровья, подчеркивает взаимное влияние интеллектуальных способностей,
коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости
закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения
оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее
благополучие человека и его успешность в различные рода деятельности.
Сроки и пути реализации программы. Занятия для детей 7-15 лет, состав участников
группы. На реализацию программы отводится 3 дня в неделю по 2 часа, всего 14 часа.
Продолжительность занятия - 45 минут перемена 5минут,продолжение занятия 45 минут.
Педагог при необходимости может изменять и дополнять содержание программы.
Ожидаемые результаты реализации программы: - расширение и углубление знаний детей
о здоровье и факторах сохранения здоровья. - обучение детей приемам и методам
сохранения и укрепления своего здоровья. - ознакомление детей с профилактикой
некоторых заболеваний. углубление знаний о вредных привычках и формирование
отрицательное отношение к ним. - приобщение большего количества детей к занятиям в
различных спортивных кружках и секциях. - повышение функциональных возможностей
организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников; - повышение
приоритета здорового образа жизни; - повышение мотивации к двигательной
деятельности, здоровому образу жизни; - повышение уровня самостоятельности и
активности детей; - высокий уровень сплочения детского коллектива; Формы подведения
итогов реализации программы: выставки, участие в массовых мероприятиях.
Учебный план
№ Наименование раздела
Общее
количество
часов
теоретических
практических
1.
Введение в
образовательную
программу «Ступени
здоровья»
2
0,5
1,5
2.
Раздел «Я и моё здоровье»
4
1
3
3.
Раздел Наши помощники
Современная бытовая
техника.
2
0,5
1,5
4.
Раздел «Мир природы»
4
1
3
5.
Раздел «Я и другие люди»
2
0,5
1,5
6.
Раздел «Мальчишки и
девчонки»
2
0,5
1,5
7.
Итоговое занятие «Вместе
по ступенькам здоровья»
2
0,5
1,5
Всего по программе
18
4,5
13,5
Содержание программы
Содержание программы предполагает изучение вопросов этики, морали, психологии,
социологии, правоведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте
пропаганды обучения и воспитания здорового образа жизни. Планируемые результаты: -
Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие
физического потенциала школьников; - Повышение приоритета здорового образа жизни; -
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни; -
Повышение уровня самостоятельности и активности школьников - Сокращение
количества уроков, пропущенных по болезни; - Рост числа учащихся, занимающихся в
спортивных секциях, кружках по интересам; - Высокий уровень сплочения детского
коллектива; Формы подведения итогов реализации программы: выставки, участие в
массовых мероприятиях.
Раздел1.Введение в образовательную программу «Ступени здоровья» Ознакомление с
разделами программы. Беседа о важных для здоровья факторах внешней и внутренней
среды. Тестирование на определение уровня знаний о ЗОЖ.
Раздел 2 «Я и мое здоровье» Как я чувствую этот мир? Органы чувств: слух, зрение,
осязание, вкус, обоняние. Значение органов чувств для человека. Дидактическая беседа
«Наши органы чувств. Для чего они нужны?». Бережем зубы Зубы. Молочные, коренные
зубы. Смена зубов. Строение зубов. Кариес. Уход за полостью рта и правила ухода за
зубами. Кариес. Уход за полостью рта. Инструменты, приспособления для чистки зубов.
Правила чистки зубов. Врач - стоматолог. Практикум (правильный уход за зубами)
«Белоснежная улыбка». Надо, надо умываться История появления науки гигиены.
Правила личной гигиены и здорового образа жизни, помогающие человеку быть
здоровым, весёлым, активным. Понятие «гигиена». Предметы личной гигиены. Правила
личной гигиены. Зачем нужен режим дня? Режим дня. Особенности режима дня
школьника. Здоровый сон. Гигиена сна и условия для полноценного и здорового сна.
Развивающая игра - викторина «Режим дня мы соблюдаем, и здоровье не хромает!». В чем
секрет движения? Рассказ-беседа «Опора тела - наш скелет. Мышцы, кости и суставы - в
них движения секрет». Элементарное строение тела человека. Понятие «скелет человека».
Здоровый образ жизни. Физические упражнения, их роль для здоровья человека. Осанка.
Понятие «нарушение осанки». Влияние плохой осанки на внутренние органы человека.
Что мы едим? Пищевые продукты (полезные и вредные). Органы пищеварения. Здоровая
пища. Правила питания. Понятие «режим питания». Какая пища здоровая, а какая -
вредная? Правила здорового питания. Меню для всей семьи. Вредные продукты.
Ожирение. Болезни, к которым приводит неправильное питание и продукты, богатые
жиром. Дидактическое игровое задание «Вредной пищи много ел, от того и заболел...».
Кто справится с инфекцией? Инфекционные заболевания. Способы заражения и лечения
инфекций. Микробы. Иммунитет, защитные функции организма и как их укрепить.
Детские болезни, опасные инфекционные заболевания. Переносчики инфекции. Вакцины
и их введение в организм. Прививки и реакции организма на них. Карантин. Откуда
взялся этот грипп? Эпидемия гриппа, способы предупреждения болезни. Медицинские
препараты, их польза и вред. Ситуации, когда приём медицинских препаратов необходим.
Реакции организма на прием лекарств. Аллергия на лекарства. Рецепт. Аптека. Зачем
организму закаливание? Обтирание. Обливание. Закалка. Правила закаливания организма.
Рассказ - беседа с игровыми элементами «Закаляйся, обтирайся и здоровым оставайся!».
Осторожно - лекарства! Домашняя аптечка. Виды отравлений, как их избежать. Признаки
отравления. Кишечные расстройства. Срок годности лекарственных препаратов. Не
попадись в капкан вредных привычек Профилактика курения, употребления алкоголя и
ПАВ. Основные правила безопасности и ЗОЖ. Вредные привычки Привычки «полезные»
и «вредные». Влияние привычек на здоровье человека. Рекомендации по борьбе с
вредными привычками.
Раздел 3. Наши помощники Современная бытовая техника. Правила использования
сотового телефоном в школе. Правила безопасного пользования сотовым телефоном.
Правила просмотра телевизионных программ. Правила безопасной работы на компьютере.
Раздел 4 «Мир природы» Приходит осень золотая • изменения в природе. Красота
осеннего времени года. Жизнь и деятельность человека осенью. Охрана здоровья человека
осенью. Правила экологической безопасности. Что таит в себе волшебница зима? Зимние
изменения в природе. Красота зимнего времени года. Экологические связи. Жизнь и
деятельность человека зимой. Охрана здоровья человека зимой. Правила безопасного
поведения на реке зимой. Правила поведения при гололёде. Забота о своём здоровье в
зимнее время года. Весенние правила Жизнь и деятельность человека весной. Охрана
здоровья человека весной. Прекрасное и опасное в весенней природе. Правила
экологической безопасности. Правила безопасного поведения на воде весной. Опасный
тонкий лёд. Как вести себя на улице ранней весной в сырую погоду и гололёд. Сквозняки.
Мокрые ноги. Как избежать простуды. Роль и значение растений огорода для человека,
его здоровья.
Раздел 5 «Я и другие люди» Что такое дружба? Дружба. Коллектив. Пословицы и
поговорки о дружбе. Понятие «культура общения». Правила общения со взрослыми и
сверстниками. Помни о других Забота. Помощь. Оказание помощи слабым, престарелым
людям. Беседа с игровыми элементами «Уважай своё время и время других». Время.
Трудолюбие и лень. Понятие «рациональное» использование времени. Пословицы и
поговорки о труде и лени.
Раздел 6 «Мальчишки и девчонки» Чем мы похожи и в чем различия? Психологические
различия между мальчиками и девочками. Культура взаимоотношений и общения между
мальчиками и девочками. Беседа-игра «Мальчишки и девчонки - мы одна семья» Что
умеют делать девочки? Какую роль в обществе выполняет женщина. Великие и
прекрасные женщины разных эпох. Как быть настоящей хозяйкой. Что я уже умею делать
и чему мне надо учиться. Что умеют делать мальчики? Какую роль в обществе выполняет
мужчина. Славные рыцари давних времён, герои XX века и современного времени. Как
быть настоящим мужчиной. Что я уже умею делать и чему надо учиться.
Раздел 7. Итоговое занятие «Вместе по ступенькам здоровья» Подведение итогов
реализации программы. Определение достижений каждого ребенка, успешности освоения
программы (тестирование). 5. Методическое обеспечение программы В своей работе
педагог, ориентируется не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но
становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных
ребёнком знаний и представлений в его реальном поведении. На современном этапе уже
недостаточно проведения занятий в форме беседы или лекции. Методика работы с
воспитанниками строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с
обучающимся, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую
активность самих детей, что побуждает их к творческому отношению при выполнении
заданий. Занятия должны содержать познавательный материал, соответствующий
возрастным особенностям и психофизическим возможностям детей в сочетании с
практическими заданиями (ролевые игры, минутки рефлексии, исследования и опыты др.),
необходимыми для развития навыков ребенка. Занятия по формированию ЗОЖ
необходимо наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры
в занятие позволяет сохранить специфику среднего школьного возраста. Использование
изобразительной и театрализованной деятельности в процессе занятий повышает
результативность обучения обучающихся. Занятия по программе «Ступени здоровья»
требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно, с учетом накопления
знаний, умений и практического опыта. На каждом занятии необходимо использовать
приемы как внешней, так и внутренней мотивации. В содержание занятий включены
проблемные вопросы, которые активизируют познавательную деятельность школьников.
Ролевые игры создают эмоциональный настрой, будят эстетические чувства и интересы
воспитанников, повышают личностную значимость учения для детей. В настоящее время
процесс обучения и воспитания все больше связывают с деятельностным подходом и
освоением детьми новых знаний, умений и навыков. Одним из видов такого подхода
является проектная деятельность. Метод проектов не является принципиально новым в
педагогической практике, но вместе с тем относится к педагогическим технологиям XXI
века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире
постиндустриального общества. Проекты с средними школьниками - это проблематично,
так как дети ещё малы для проектирования и их развитие не позволяет реализовать метод
проектов в той степени, которой бы хотелось, тем более, если говорить о детях, попавших
в сложную жизненную ситуацию, но всё-таки это возможно при условии правильно
организованной, направляющей педагогической помощи. Несложность проектов на
первых порах обучения и воспитания обеспечивает успех их выполнения и является
стимулом, вдохновляющим воспитанника на выполнение других более сложных и в
определённой степени самостоятельных проектов. Приступая к проектированию со
средними школьниками, следует учесть, что большинство детей, тем более воспитанники
из проблемных семей, не имеют устойчивых и постоянных интересов, увлечений. Их
интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к её выполнению
надо немедленно, пока интерес не угас. Затягивание времени может привести к потере
мотивации к работе, незаконченному проекту. Огромные воспитательные возможности
представляет педагогу такая форма работы с детьми, как чтение. При целенаправленном
изучении художественная литература становится могущественным средством
эмоционального воздействия на школьников, на их нравственные и эстетические чувства
и представления, на их общественные убеждения. Это дает возможность проводить
интегрированные занятия по формированию ЗОЖ. Осуждение выпивок, впечатляющее
изображение распада личности, преступлений, хулиганства как постоянных спутников
вредных привычек, очерствения души человека, утраты интереса к окружающим, родным
и близким, труду и жизни, творчеству и созиданию, а также изображение людей честных,
трезвых, принципиальных - все это должно быть выявлено в ходе анализа тех
литературных произведений, которые дают для этого богатый материал. Широкое
использование литературных произведений в процессе формирования потребности вести
здоровый образ жизни, отказа от вредных привычек делает его более эффективным еще и
потому, что увеличивает эмоциональное воздействие на личность среднего школьника. В
этом плане очень актуальными будут литературные произведения С. Михалкова (басни),
авторские сказки. В процессе занятий необходимо использовать такие методы, как метод
рефлексии и метод решения педагогических ситуаций. Метод рефлексии. Не менее важно
для сохранения здоровья развивать у ребёнка способность рассматривать себя и свое
состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения.
Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют
ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой
интеллектуальный потенциал. Необходимо формировать у ребенка нравственное
отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть
здоровым, вести ЗОЖ. Важно добиться того, чтобы ребёнок осознал, что здоровье для
человека - важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и
каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы
мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать
положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от
методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни,
личный пример. «Ступени здоровья» предусматривает следующие формы проведения
занятий с детьми: занимательная и дидактическая беседа; рассказ; беседа-диалог; чтение и
обсуждение детских книг по теме занятия; инсценирование ситуаций; просмотр
диафильмов, мультфильмов; викторины; познавательные игры-занятия в форме
путешествий. Методы Приёмы Объяснительноиллюстративные Рассказ, демонстрация,
беседа. Репродуктивные Практическое занятие, деловая или ролевая игра, викторина.
Список литературы
1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. - М.: Московский психолог - социальный
институт, 2004, 2. Безруких М .М ., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы
своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и
колледжей и родителей. - М., 1996. 3. Безруких М.М ., Филлипова Т.А., Макеева А.Г.
Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМ А-ПРЕСС Инвест,
2003, 4. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации.
Законодательные и нормативные аспекты// Ш кола здоровья. -2001.- № 1. 5. Дубягин
Ю .П.Богачева О.П. Ш кола выживания или 56 способов защитить ребенка от
преступления.- М.: «Пихта», 1997. 6. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье
младших школьников. -Ростов-на-Д ону, Феникс, 2008. 7. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина,
О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. - М., ВАКО,
2007. 8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология
здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005. 9. Влияние учебной нагрузки и санитарно-
гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.:
Центр инноваций в педагогике, 1997. 10. Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности
жизнедеятельности. М., А С Т -Л Т Д ИПС, 1997 11. Методическое сопровождение
здоровьесберегающих технологий в ш коле/ Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина
А.В. - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО
«СарИПКиПРО», 2009. - 36 с. 12. ФГОС Планируемые результаты начального общего
образования. - «Просвещение», Москва. 2009. 13. Электронный журнал «Учительская»
ИРО-РТ , июль 2009. 14. Э У Э «Уроки тётушки Совы» - ТО «М аски», Москва, 2009. 15.
Э У Э «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009. 16. Григорьев Д.В.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2011. 17. Детские народные
подвижные игры - М.