Автор: Сульдина Эльмира Амуровна
Должность: педагог студии "Волшебный мир"
Учебное заведение: Филиал МАУ ДО"ЦДО" г.Мирный в п.Светлый
Населённый пункт: Мирнинский р-он РС(Я)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Краткосрочная программа по ЗОЖ
Раздел: дополнительное образование
АННОТАЦИЯ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука
ЗОЖ» направлена на создание мотивации у школьников к здоровому образу
жизни, на формирование потребности сохраненияфизического и
психического здоровья.
Программа способствует формированию у младших школьников
необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, учит
использовать полученные знания в повседневной жизни, способствует
формированию у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья
Возраст учащихся: 9-10 лет.
Срок реализации – 1 год.
РАЗДЕЛ I
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука
ЗОЖ» имеет социально-педагогическую направленность.
Содержание занятий направлено на развитие у обучающихся негативного
отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение
друзей и организацию досуга. Быть здоровым – значит быть счастливым и
успешным в будущей взрослой жизни.
Актуальность программы
Актуальность данной программы продиктована необходимостью решения
проблемы снижения показателей здоровья как взрослого, так и детского
населения нашей страны. Программа решает одну из самых важных задач
современного образования – формирование здорового образа жизни
младших школьников. Предлагаемый курс занятий направлен на
формирование у ребёнка
ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление
своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по
гигиенической культуре.
Реализация данной программы– это обучение школьников бережному
отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.
Новизна программы
Новизна представленной программы заключается в том, что она объединила
в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены,
психологии и ОБЖ.
Отличительные особенности программы
В основу модифицированной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы положена программа формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья» для младших
школьников (авторы Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.).
Содержание программы «Азбука ЗОЖ» отличается от имеющегося курса
тем, что рассчитана на один год обучения и имеет более углубленные
теоретические и практические знания в области анатомии и физиологии
человека.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы «Азбука ЗОЖ» заключается в
формировании у младших школьников стремления поддержания
физического здоровья, и отсутствия вредных привычек, и стремления оказать
помощь тем, кто в ней нуждается.
Адресат – программа адресована обучающимся в возрасте 7-13 лет.
Возрастные особенности обучающихся
Данный возраст характеризуется ростом познавательной активности,
развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки
логического мышления. Недаром данный возраст называют возрастом
«почемучек». Росту познавательных возможностей способствует становление
смысловой памяти, произвольного внимания и т. д. Значительно возрастает
роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в
развитииобщения, разных видов детской деятельности. Происходит
интенсивное становление личности, воли. Ребенок, усваивая нравственные
представления, формы поведения, становится маленьким членом
человеческого общества. Дети данного возраста в состоянии ограничивать
свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения
целей, оценивать результаты выполняемых действий. В этом возрасте они
понимают смысл задач, поставленных взрослым, могут самостоятельно
выполнить его указания.
Срок реализации программы:
Данная программа рассчитана на 36 часов в год.
Режим занятий: продолжительность одного занятия по 2 часу 3раз в неделю.
Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для физического, социального и психологического
оздоровления детей, предупреждение и своевременная коррекция
распространенных среди школьников заболеваний, расширение
представления детей о здоровье.
Обучающие задачи:
- формирование знаний и умений о способах укрепления здоровья и навыках
здорового образа жизни;
- формирование умений и навыков сознательно, вариативно, творчески
использовать полученные знания в самостоятельной деятельности, пополняя
свой жизненный опыт;
- освоение новых моделей эффективного коллективного поведения и навыков
сотрудничества;
Развивающие задачи:
- создание эффективного развивающего, оздоровительного
воспитательного пространства через формирование модели игровой
деятельности;
- предоставление возможности каждому ребенку для самоопределения,
самореализации и саморазвития с учетом его индивидуальных особенностей;
- развитие у детей активного познавательного интереса к занятиям по
организации здорового образа жизни;
Воспитательные задачи:
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание культуры здоровья, потребности, способности и умения
заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии.
- воспитание ответственности за свое здоровье;
Оздоровительные задачи:
- улучшение показателей физического развития;
- снижение пропусков занятий по заболеваемости;
- улучшение общего самочувствия.
Планируемые образовательные результаты:
По окончанию курса обучения обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных
заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания, правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
УМЕТЬ:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевого энцефалита;
- определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- оказывать первую медицинскую помощь.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебны
й план
№ п/п
Наименовани
е раздела
Всег
о
часо
в
В том
числе
Формы
аттестации/
контроля
теорети
ч
занятия
практич
.
занятия
1.
Вводное
занятие
2
1
1
Стартовая
диагностика
2.
Питание и
здоровье
6
3
3
Стартовая
психолого-
педагогическа
я диагностика
на начало
года.
Мое здоровье
в моих руках
Рубежный
контроль
освоения
программы.
Рубежная
диагностика
3.
7
3
4
Выпуск
санбюллет
еня
4.
Я в школе
и дома
4
1
3
Составлен
ие
кроссворда
5.
Я и мое
ближайшее
окружение
4
1
3
Выпуск
санбюллет
еня.
Контроль
освоения
программы
по итогам
года.
6.
Первая
доврачебна
я помощь
10
3
5
Диагности
ка по
итогам
года. День
здоровья.
7.
Заключение
5
1
4
Итого
36
13
23