Автор: Мауль Игорь Андреевич
Должность: тренер-преподававтель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДЮСШ Куйбышевского района Новосибирской области
Населённый пункт: г.Куйбышев Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Тема: Особенности организации тренировочного процесса по гиревому спорту в сельской школе
Раздел: дополнительное образование
Тема: Особенности организации тренировочного процесса по гиревому
спорту в сельской школе
На базе МБУ «Октябрьская СОШ» с января 2019 года проводятся занятия
в секции гиревого спорта с группой Б-1 .Занятия проводятся по расписанию
3 раза в неделю с детьми в возрасте от 10 лет и старше. Секцию посещают
около 14 человек с медицинским допуском и с согласия родителей.
В Октябрьской средней школе, расположенной в с. Нагорное в 2 км от г.
Куйбышева Новосибирской области, обучается около 150 детей, которые
проживают как в селе, так и в близлежащих районах города. У детей этой
школы есть возможность посещать различные кружки в местном доме
культуры, а также выезжать на занятия в учреждения дополнительного
образования, расположенные в городе. Поэтому открытие на базе школы
секции
от
ДЮСШ
для
учащихся,
не
охваченных
дополнительными
занятиями, является хорошей возможностью проявить себя в силовом виде
спорта.
Занятия проводятся по плану, составленному на основания программы
предпрофессиональной подготовки по гиревому спорту, согласованной на
педагогическом совете МБУ ДО ДЮСШ и утверждённой 24 декабря 2018
года.
Главной целью занятий в соответствии с программными требованиями
является воспитание гармонично развитой личности.
Для достижения этой цели тренер-преподаватель должен решать следующие
задачи:
1.Формировать потребность в здоровом образе жизни;
2.Формировать навыки адаптации к жизни в обществе, профессиональной
ориентации;
3.Создавать условия для получения детьми
начальных знаний, умений,
навыков в области физической культуры и спорта;
4.Реализовать потребности детей в двигательной активности;
5.Подготавливать
желающих
к
поступлению
в
профессиональные
образовательные организации и образовательные организации высшего
образования, реализующие основные образовательные программы среднего
профессионального и высшего образования по укрупненным группам
специальностей
и
направлений
подготовки
в
сфере
образования
и
педагогики, в области физической культуры и спорта;
6.Проводить отбор одаренных детей, создавать условия для их физического
воспитания и физического развития;
7.Подготавливать детей к освоению этапов спортивной подготовки.
Наряду с методической базой для проведения занятий есть
соответствующая материальная база в виде уютного спортивного зала и
пришкольной
спортивной
площадки.
В
инвентарной
комнате
школы
размещены наборы гирь от 5 кг. до 16 кг., набивные мячи от 1 до 5 кг.,
наборы гантелей от 1 кг до 3 кг., скакалки, мячи резиновые, мячи
футбольные, волейбольные и баскетбольные, конусы, мячи теннисные и др.
Можно утверждать, что имеющийся инвентарь позволяет проводить самые
разнообразные по содержанию и задачам тренировочные занятия.
Почему дети, среди многообразия предложений в области физической
культуры и спорта, выбирают секцию гиревого спорта? Отчасти интуитивно
большинство из них надеется стать сильнее за короткий промежуток
времени. Не все прочитали в «интернете» и не всем рассказали старшие
ребята - опытные гиревики, что гиревой спорт по воздействию на организм
занимающихся
является
одним
из
наиболее
эффективных
средств
физического развития.
Вместе с тем их выбор отчасти оправдан, потому что упражнения с
гирями просты и доступны, они осваиваются легко и быстро. Разнообразие
упражнений, их зрелищность (особенно при жонглировании) позволяют
проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и с высокой
плотностью. В процессе занятий воспитываются необходимые физические
качества:
сила,
силовая
выносливость,
высокая
физическая
работоспособность, формируются осанка и красивое телосложение. Уже в
первые месяцы занятий, занимающиеся овладевают жизненно важными
умениями и навыками правильного обращения с тяжестями, что на всю
жизнь страхует их от травм позвоночника.
Кроме этого, положительным моментом является то, что упражнения с
гирями способствуют укреплению мышц спины, так как большинство
упражнений с гирями (их более 50) выполняются с наклоном и энергичным
выпрямлением туловища. Таких наклонов с различной амплитудой за одно
занятие ребята делают от 200 до 500 и более. Это, наряду с укреплением
мышц спины, способствует в свою очередь профилактике и даже лечению
сколиозов.
После
нескольких
месяцев
занятий
у
детей,
имеющих
незначительное
нарушение
осанки
(искривление
позвоночника),
одновременно с укреплением мышц спины, позвоночник приобретает
нормальное положение, причём в дальнейшем этот недуг не проявляется.
Статические нагрузки в жонглировании гирями кратковременные и со
сравнительно
небольшим
весом,
поэтому
каких-либо
отрицательных
последствий от них не происходит.
Естественно,
что
физическая
нагрузка
на
занятиях
подбирается
индивидуально и с учётом возрастных особенностей. Кроме этого
для
большинства
юношей группы характерна избыточная масса
тела, что
вызывает затруднения для адаптации их организмов к нагрузке и требует
более длительного
времени для
восстановления
работоспособности.
Учитывая эти особенности, все занятия направлены на повышение общей
выносливости посредством игрового и соревновательного метода, также
много времени уделяется общей физической подготовке с применением
упражнений с собственным весом, с разнообразным инвентарем. Различные
упражнения со скакалкой, легким набивным мячом, гимнастической палкой ,
гимнастическим обручем, с гимнастической скамьёй и др. снарядами и
оборудованием, в виде эстафет, круговой тренировки , полосы препятствий
способствуют формированию разнообразных двигательных
действий и
сглаживают монотонность упражнений с гирями, пусть даже легких ,
посильных весов. При подготовке к соревнованиям в предсоревновательный
и
соревновательный
период
применяются
с
учётом
индивидуальных
особенностей интервальный, повторный, переменный и комбинированный
методы.
Положительным моментом является то, что дети стремятся к улучшению
своих результатов в упражнениях с гирями. Так, если юноша на первых
занятиях не мог правильно выполнить рывок гири 8 кг, то выполнение им
более 100 подъёмов
этой гири через несколько тренировочных циклов
поддерживает у него мотивацию к дальнейшим тренировкам и рекордам.
При работе с гирями разных весов акцент делается на лёгкие веса от 4 до
14 кг , с шагом 2 кг., с которыми дети могут уверенно обращаться, усваивая
элементарные навыки работы с тяжестями, отрыв от помоста , замах,
укладка гири на грудь, сброс гири с груди в положение виса, постановка
гири, хват гири за дужку сверху, удержание гири вверху, переноска гирь в
верху, на груди, в низу.
Заметно прирастают координационные способности при обучении детей
различным
упражнения
силового
жонглирования.
А
подготовка
ими
одиночных и групповых номеров жонглирования и выступление перед
аудиторией формирует ответственность и психологическую устойчивость к
сбивающим факторам внешней среды ( незнакомая аудитория, новое место
выступления,
уровень
мероприятия
и
т.п.)
Приходится много внимания уделять и психологическому климату в
тренировочной
микрогруппе,
так
как
становление
личностей
детей
происходит в коллективе, где случаются конфликтные ситуации, которые
необходимо разрешать.
Так для создания комфортных психологических условий обязательно
применяется действия организационного характера в проведении занятий. К
таких действиям можно отнести контроль поведения в раздевалках до и
после тренировки, назначение дежурных на время занятий, контроль
самочувствия перед и после занятия, контроль веса и пульсометрия,
постановка задачи и подведение итогов тренировки, игры со сменным
составом команд. общение с родителями и информирование их о результатах
занятия, занятия на свежем воздухе с игровой направленностью, с решением
задач тренировки в разновозрастных группах и другие методические приёмы.
К
сожалению
вызывает
определённые
трудности
состояние
общефизической
подготовленности
детей
по
основным
физическим
качествам, возрастные требования к которым наиболее полно представлены
в нормативах комплекса ГТО. Наиболее характерными упражнениями, в
которых отстают юные гиревики, являются: подтягивание на перекладине,
сгибание – разгибание рук в упоре лёжа на полу, челночный бег, бег на
длинные дистанции. Из всех занимающихся только единицы могут сдать
нормативы ВФСК ГТО на бронзовый знак.
Таким образом, при организации тренировочного процесса по гиревому
спорту в сельской школе мне пришлось столкнуться со следующими
особенностями:
1.Разновозрастной состав группы и как следствие разноуровневое состояние
физической подготовленности, в связи с чем проводится максимально
индивидуализированная тренировка в основной части;
2.Желание достижения быстрых результатов при минимуме затрат у
большинства
обучающихся;
что
невозможно,
если
соблюдать
закономерности развития детского организма и не нарушать научных
принципов тренировки. Для нивелирования такого желания проводится
систематическая
разъяснительная
работа
о
принципах
спортивной
тренировки и особенностях развития силовых качеств в разных возрастах;
3.Наличие в группе детей с избыточным ростовесовым коэффициентом, что
побуждает
тренера
к
повышенному
педагогическому
контролю
за
реализацией заданий этими детьми и реакцией их организма на физическую
нагрузку;
4. Низкий уровень общей физической подготовленности обучающихся, для
повышения которого детям разрабатываются индивидуальные планы для
самостоятельных занятий по развитию отстающих компонентов ОФП;
5.Закономерный интерес родителей обучающихся к местонахождению и
успехам своих детей, для удовлетворения которого создана группа в
«Ватсапе», куда направляется вся необходимая информация.
Подводя итог вышесказанному можно сказать, что детский организм при
условии систематических
обоснованных воздействий адаптируется к
нагрузкам и гармонично развивается, но для этого нужен их интерес к
занятиям и наличие у них времени для посещения тренировочных занятий. А
тренер, ориентируясь на здоровье занимающихся, может решить все задачи
по овладению ими техники гиревого спорта и силового жонглирования в
сочетании
с
гармоничным
физическим
и
личностным
развитием.
Тренер-преподаватель Мауль И.А.