Напоминание

"Загадочная вода"


Автор: Кокнаева Марина Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Конспект ООД по ознакомлению с окружающим "Загадочная вода" (экспериментирование)
Тема: "Загадочная вода"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экспериментирование с детьми «Загадочная вода».

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное развитие.

Цель: Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его

экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней. Развивать

познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

1. Образовательные:

-уточнять и расширять знания детей о воде, роли в жизни человека и живых

организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки, озёра и

т. д. ;

- формировать у детей познавательный интерес к природе; -закрепить знания о

круговороте воды в природе;

-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную

деятельность.

2. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

3. Развивающие:

- развивать речь, мышление, любознательность;

- формировать умение анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;

Материал и оборудование: стаканы, чайные ложечки, 2 яйца, 2 мандарина, соль,

сахар, дрожжи, воздушный шар, вода, различные емкости под воду.

Ход занятия:

- Ребята, скажите, а вы любите фокусы? А где можно увидеть фокусы?

Фокусник раскрывает свои секреты фокусов? Нет? Очень жаль, ведь так хочется

повторить эти фокусы. Правда? Вы со мной согласны? Так давайте сами

попробуем «пофокусничать».

Но в отличие от цирковых фокусов с секретами, я вам наши фокусы буду

подробно рассказывать- открывать их секреты. Согласны? Есть определенные

правила, которые вы должны выполнять: без разрешения ничего не трогать;

слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я. Приступаем?

А опыты мы будем делать с одним из важнейших веществ в природе,

без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы

попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ... (Вода)

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без ... (Воды)

- Правильно, сегодня мы будем работать с водой.

1 Опыт. У воды нет запаха.

Воспитатель: Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это?

(вода). А может быть, сок? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей).

Давайте понюхаем ее. Она пахнет? (нет)

Ребята подойдите ко мне .Что это? Чем пахнет? (Капните в один из них, например,

эфирное масло апельсина, сосны, лимона). Пусть понюхают.

-Ну, что? Запах есть?

Вывод: Правильно, вода не имеет запаха. Вода начинает пахнуть

теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или

смородиной в компоте, мясом в бульоне.

2 опыт. Утопи и съешь

У нас на столе две банки наполненные водой. Еще у нас два мандарина. Один из

них положим в банку с водой. Что происходит? Плавает. И даже если очень

постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в

воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два

одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?

Вывод: В мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха.

Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры

апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

3 опыт. Живые дрожжи.

Известная русская пословица гласит: "Изба красна не углами, а пирогами".

Пироги мы, правда, печь не будем. Хотя, почему и нет? Тем более что дрожжи у

нас на кухне есть всегда. Но прежде покажем опыт, а потом можно взяться и за

пироги.

Дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (а

это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные). Питаясь,

они выделяют углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой,

"поднимает" тесто, делает его пышным и вкусным.

Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех

пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном

и сухом виде.

Давайте их оживим. Наливаем в кувшин две столовых ложки теплой воды,

добавляем в нее две чайной ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и

перемешиваем.

Дрожжевую смесь выливаем в бутылку. Теперь я беру воздушный шарик и

натягиваю его на горлышко бутылки. Ставим бутылку в миску с теплой водой.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Музыкальная пауза.

После обратить внимание на емкость с бутылкой.

Ребята, что происходит? Шар надувается.

Вывод: Это происходит потому, что дрожжи, оживая,

начинают «есть» сахар и смесь наполняется пузырьками

углекислого газа, который они начинают выделять. Пузырьки

лопаются, и газ надувает шарик.

4 опыт. Своего вкуса у воды нет.

- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? - А

теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (солёная). - А

теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая). - А

теперь добавьте в воду аскорбиновую кислоту. Попробуйте. Какая на вкус стала

вода? (кислая). - А теперь снова попробуйте воду. Что изменилось? У воды

появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет

5 опыт. «Плавающее яйцо».

Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т. е с водой из-под крана,

лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в

руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо

утонуло, потому что оно тяжелей воды. - А теперь во второй банке мы с вами

сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо

перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому,

что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке. -

Вывод: в обычной воде, пресной, - яйцо утонуло, в солёной воде -

оно плавает на поверхности, так как частички соли поддерживают

яйцо

.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем

сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько

солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её

поверхности, не боясь утонуть.

Фокус «заговор воды».

Возьмите банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону

крышки покрасьте любой акварельной краской. Налейте воды в банку и закрутите

ее крышкой. В момент демонстрации не поворачивайте банку к маленьким

зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки.

Громко произнесите заговор: «Точно так, как в сказке, стань водичка разной». С

этими словами встряхните банку с водой. Вода смоет акварельный слой краски и

станет цветной.

Рефлексия: Вам понравилось «фокусничать»? Сможете повторить

наши опыты дома и показать их своим родным.

Стихотворение «Вы слыхали о воде? ».

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

На плите у вас кипит, паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

Ребята, действительно, вода источник жизни. Человек, животные, птицы, растения

не могут жить без воды и я приглашаю вас пополнить наши силы с помощью чая.

Чаепитие.



В раздел образования