Автор: Кушнаренко Любовь Ивановна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №18 имени Андрея Андреевича Мыльникова"
Населённый пункт: г. Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"
Раздел: среднее образование
Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя « Тарас Бульба»
Цель: развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, работы с
книгой; проверить знания учащихся по теме; развивать творческое воображение
детей, навыки устной речи; воспитывать вдумчивого читателя; формировать
гуманистические идеалы; подвести к вопросу решения проблемы добра и зла.
Ход
урока
І.
Слово учителя.
Гоголь — украинец, влюблённый в украинскую культуру,
знаток героического прошлого нашей страны, оставил творческое наследие,
которое является свидетельством его любви к Украине. Сегодня мы проводим
итоговый урок по повести Н. В. Гоголя « Тарас Бульба».
ІІ. Актуализация мыслительной деятельности
1.
Слово учителя. В статье «О малороссийских песнях» Гоголь писал о
запорожских казаках: «Везде …в них дышит широкая воля казацкой
жизни. Везде видна та сила, радость, могущество, с какою казак бросает
тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию
быта, опасностей и разгульного пиршества с товарищами. Ни чернобровая
подруга, пылающая свежестью, с карими очами, с ослепительным
блеском зубов, вся преданная любви…, ни престарелая мать,
разливающаяся, как ручей, слезами, которой всем существованием
завладело одно материнское чувство, — ничто не в силах удержать его.
Упрямый, непреклонный, он спешит в степи, в вольницу товарищей. Его
жену, мать, сестру, братьев — всё заменяет ватага гульливых рыцарей
набегов».
Вот из таких вольных казаков, а также из недовольных своим
положением беглых крестьян образовалась знаменитая Запорожская Сечь.
В какой век переносит нас повесть « Тарас Бульба » Н. В. Гоголя?
(Повесть переносит нас в далёкое прошлое. Гоголь воскресил
Запорожскую Сечь XVI — XVII ст., когда украинский народ, полный гнева
и ненависти к своим угнетателям — польским панам и турецким
хищникам, взялся за оружие в защиту своих человеческих прав и
национальной свободы.Он показал начало национально-
освободительного движения на Украине 30-х — 40-х годов Х
V
І ст.
В
повести запорожцы — настоящие былинные богатыри. Гоголь передал
дух того времени, историю народа в её величии.)
2.
О чём рассказывается в повести? Какова её центральная тема? (Дать
краткий ответ).( О героических подвигах сынов украинского народа, об их
мужестве и непреклонности в борьбе за родной край. Это повесть не об
одном герое, а рассказ о целом народе, о его могучих силах.
Это, как
сказал В. Белинский, «поэма о любви к родине, о ненависти к
захватчикам».
Тема произведения: героическая борьба украинского
народа за своё национальное освобождение). Какова роль Запорожской
Сечи в этой борьбе?
ІІІ. Обобщение изученного. Формирование умений
и навыков.
1
1. Обращение к теме урока (дети делают записи в
тетрадях).
Великий писатель поднимает в своём произведении очень важные
нравственные проблемы.
2. Словарная работа:
Нравственность – внутренние, духовные
качества, которыми руководствуется человек, этические нормы;
правила поведения, определяемые этими качествами.
Нравственный
– относящийся к сознанию, внутренней жизни человека.
3. Обращение к эпиграфу урока.
На уроке мы должны разобраться, в чём
видели смысл жизни наши предки — запорожские казаки, по каким
законам они жили. Этот урок поможет вам развивать в себе лучшие
человеческие качества.
А. Доверие, честность, бескорыстие в жизни запорожцев
«Сечь
состояла из шестидесяти с лишком куреней, которые очень походили на
отдельные, независимые республики…» — пишет Гоголь.
Приведите
примеры из текста, подтверждающие эту мысль. Что главное в
отношениях запорожских казаков отмечает автор?
(Доверие, честность,
бескорыстие)
Расскажите
о законах Запорожской Сечи.
Б. Проблемы патриотизма, воинского братства, товарищества в
повести
Словарная работа «Патриот – это человек, служащий
Родине, а Родина – это, прежде всего, народ» (Н.
Чернышевский)«Патриотизм — преданность и любовь к своему
отечеству, к своему народу. Патриот — человек, проникнутый
патриотизмом.
Работа над эпизодами, которые повествуют о храбрости
запорожцев. (ІХ глава).Выразительное чтение отрывков текста о том,
как погибали многие запорожцы: Шило, Гуска, Бовдюг,Балабан.
Работа над образом Остапа Информация ученика об Остапе-казаке.
(Остап – молодой казак, красивый, сильный, умный, как и его брат
Андрий. Скоро братья стали на хорошем счету у казаков: метко стреляли
в цель, переплывали Днепр против течения. Оба были храбрыми воинами
и в стычках с неприятелем показали своё бесстрашие и воинское умение.
Остап был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной
пирушки. В бою он сохраняет хладнокровие, умеет взвесить свои силы и
силы противника и принять верное решение. Тарас видит в нём задатки
настоящего полководца. До самой смерти он верен родине, боевым
товарищам. Во время казни Остап выносит нечеловеческие пытки. Ни
крика не издал он, ни стона.
Работа над образом Тараса Бульбы
2
Кто такой
Тарас
и какими качествами обладает?
(Он отличный воин,
восхищающий товарищей по оружию своим мужеством и находчивостью
в боях с врагами. Он выделяется из рядов запорожцев своей
дальновидностью, знанием врага — теми качествами, которые более всего
нужны казацкому атаману.
Моральная сила Тараса — в его
несокрушимой вере в силу товарищества.
Рассказать наизусть «Речь о товариществе». В чём же главная сила
запорожцев?
(Главное — в том чувстве товарищества, которое ни одному
запорожцу не позволит оставить товарища в беде, а толкнёт его с риском
для собственной жизни броситься на выручку.
Старый вояка очень любит
своих товарищей. Нет такого товарищества между людьми, как на
Русской земле, ни на какой другой земле.)
Ярче всего патриотизм казаков
показан в эпизоде смерти Тараса .
Ученик читает отрывок «Смерть
Тараса
»
Учитель. Погиб Тарас героической смертью в битве с польским
гетьманом Потоцким. Тарас был предан родине и народу до конца
жизни. Уже огонь лизал его ноги, а он думал не об огне. Он давал
последний совет товарищам к спасению и прощался с ними.
Так
пламенная любовь к отчизне в сочетании с ненавистью к врагу-
угнетателю и верой в великие силы своего народа выковали из Тараса
Бульбы , его сына Остапа и его товарищей подлинных национальных
героев.
Что защищали казаки? (свою Украину и свою малую родину).
Вывод. Тема любви к родине — это вечная тема. Автор показал, как
надо любить свою родину.
Трагичная, но славная судьба главных героев.
Сильными и отважными являются все запорожцы. Все они презирают
смерть. Это Тарас Бульба , его сын Остап, его единомышленники и
друзья: Мусий Шило, Кукубенко, Попович, Степан Гуска, Бовдюг и
другие. Для них дружба, воинское братство дороже всего на свете. Так,
старый товарищ Товкач две недели вёз изрубленного, без сознания
Тараса на Сечь, оберегая, как ребёнка. Перед вами репродукция
картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому
султану».
Эта картина близка повести Гоголя. Не являясь иллюстрацией
к ней, она помогает лучше понять повесть, заговорить с её героями. Эти
великие произведения взаимно дополняют друг друга и обогащают наше
представление о могучих запорожцах, героях повести Гоголя. Над
картиной художник работал в общей сложности 13 лет (1878 — 1891 г.)
Изучая документы истории Украины, Репин прочитал однажды письмо
запорожцев турецкому султану. (Конец ХVІ в. Турецкий султан
Мухаммед шлёт запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывает
им сдаться добровольно. Но запорожцы отвечают ему письмом, дерзким и
полным юмора.) Познакомившись с этим документом, художник сразу же
сделал наброски будущей картины.
Кто из запорожских казаков,
3
изображённых на картине, по вашему мнению, больше всех напоминает
Тараса Бульбу ?
Отвечает ученик, который выполнял индивидуальное задание):
(Это
добродушный казак в красном жупане и белой папахе, который
заразительно хохочет. В его бесхитростном, громком, от всей души смехе
звучит широта и удаль казацкой вольницы. Этот образ списан с натуры:
Репину позировал его друг и земляк А. Рубец — потомственный казак
Запорожской Сечи, современник Т. Г. Шевченко.
Художник сосредоточил
внимание не на отдельных личностях, а на народной массе. Он создал
собирательный образ свободолюбивого народа, и картина его звучит
торжествующим гимном казацкой вольнице. Запорожцы собрались за
наспех сколоченным дощатым столом, чтобы дать отповедь заклятому
врагу. Тут и кошевой атаман Серко, сдержанно улыбающийся в усы, и
лукавый писарь, и задумчиво улыбающийся молодой красавец (Андрий?),
и дюжий рубака-воин и т. д.
Репин показывает крепкую боевую
сплочённость запорожских рыцарей, великую силу их товарищества.)
Проблемы нравственного выбора, предательства, доброты,
милосердия, любви в повести
.
Беседа по вопросам:
Учитель. Проблема нравственного выбора
обязательно встаёт перед каждым человеком. Тарас Бульба , его
старший сын Остап, их товарищи, запорожские казаки, сделали свой
выбор: они проливали кровь в боях, прошли через муки пыток и погибли,
защищая от врагов землю родную, мать и веру христианскую. Мать и
Родина — те святыни, без которых не может жить человек.
Но забыл об
этих святынях Андрий. Перед ним тоже встала проблема морального
выбора: с кем быть – с отцом, братом и товарищами защищать родину
или спасать от голодной смерти прекрасную полячку, отказавшись от
матери и отчизны, став предателем?
Какой выбор сделал Андрий? (Звучит
текст)
О чём думал он в последние мгновения своей жизни?
Чьё имя
шептал перед смертью? (Звучит текст)
Андрий предал свою родину, и
мать, и отца, и товарищей.
Тарас Бульба не простил своему сыну
предательства, вынес ему приговор и сам привёл его в исполнение.
А
как вы оцениваете поступок Андрия?
Жаль ли вам молодого казака,
младшего сына Тараса Бульбы ?
(
Тарасу
жаль сына:
(«Чем бы не
козак был?— сказал Тарас .— И станом высокий, и чернобровый, и лицо,
как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно,
как подлая собака!» Остапу жаль
брата
:
(« Предадим же, батько, его
честно земле, чтобы не поругались бы над ним враги и не растаскали бы
его тела хищные птицы».Автору жаль: «И погиб казак! Пропал для всего
казацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских
хуторов своих, ни церкви божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего
из своих детей, взявшихся защищать её»;
«Как хлебный колос,
подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем
смертельное железо, повис он головой и повалился на траву…»;
«Он был
4
и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы
и непобедимого для жён очарованья, всё ещё выражало чудную красоту;
черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.
Учитель делает вывод. Да, предательство — это страшный грех,
непростительное преступление.
А каким отцом был Тарас Бульба ?
Он был суровым, строгим и хотел
воспитать сыновей настоящими воинами-казаками, патриотами своей
земли, защитниками родины и веры христианской. Он гордился своими
детьми. Но в Тарасе нет ничего половинчатого: если любовь — то до
конца, отцовские чувства — до предела, ненависть — без отступления.
Никогда не простит сердце Тараса измены. Поэтому он сам вершит суд
над Андрием.
И в то же время Тарас всячески старается поддержать
другого своего сына — Остапа, отбивающегося от шестерых, а потом
восьмерых ляхов: «Добре, сынку!.. Добре, Остап!.. Вот и я следом за
тобою!... Остап!.. Остап, не поддавайся!..»
Отец едет в Варшаву, он
готов выкупить попавшего в плен сына любым способом,
воспользовавшись помощью жидов: «Освободите мне моего Остапа!
Дайте случай убежать ему от дьявольских рук. Вот я этому человеку
обещал двенадцать тысяч червонных,— я прибавлю еще двенадцать. Все,
какие у меня есть, дорогие кубки и закопанное в земле золото, хату и
последнюю одежду продам и заключу с вами контракт на всю жизнь, с
тем чтобы всё, что ни добуду на войне, делить с вами пополам».
Переодевшись иностранным графом, он хочет проникнуть к сыну в
тюрьму.
А когда все его попытки спасти Остапа не увенчались успехом,
он решил сам увидеть, как достойно (Тарас был в этом совершенно
уверен!!!) будет умирать его старший сын. И, рискуя быть пойманным,
он ответил на последний возглас Остапа:
« — Батько! Где ты! Слышишь
ли ты?
—
Слышу!»
А после казни сына Тарас мстил за него полякам до
последнего мгновения.
І
V
. Итог
урока
Учитель. Я думаю, что сегодня на уроке ваши сердца
бились учащённо от гордости за отечественную культуру, историю.
Гордясь своей культурой, человек будет уважать и чужую культуру, и
чужой народ. Он будет истинным интеллигентом.
Что же остаётся
главным для человека во все времена? (Связь с родиной, с землёй отцов,
со своими истоками, которые неиссякаемы, как родник, потому что
берут начало от далёких предков. Если человек ощущает эту связь, «не
будет в мире силы, которая бы не покорилась ему…». Если только сам
человек не отрубит узы, связывающие его с родом).
V
. Домашнее задание
Сочинение на тему (по выбору учащихся)
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия
«Над чем заставила меня
задуматься повесть Н. В. Гоголя « Тарас Бульба »?»
5