Напоминание

Комплексная подготовка к ОГЭ на уроках русского языка.


Автор: Светлана Юрьевна Бердюгина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Алтайский край город Барнаул
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Комплексная подготовка к ОГЭ на уроках русского языка.
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока русского языка

Бердюгина Светлана Юрьевна

Должность: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №118» г. Барнаула

Класс 9

Тема: «Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными»

Цель урока: создание условий для достижения образовательных результатов:

Личностных:

- развитие языковой личности через расширение лексического запаса слов (терминов);

- ответственное отношение к языку через развитие синтаксических и пунктуационных навыков

Метапредметных:

- умение определять цели, формулировать задачи в познавательной деятельности;

- умение строить логическое рассуждение и делать выводы;

- умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- формирование и развитие компетентности в области ИКТ

Предметных:

- расширение научных знаний о языке:

умение определять виды подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными;

умение составлять схемы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными;

умение конструировать сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

1.

Организационный этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты:

сформированные УУД

Приветствует учащихся, создаёт

эмоциональный настрой на учебную

деятельность и тему урока.

Обучающиеся формулируют тему,

сравнивают с формулировкой темы в

учебнике, определяют цель урока по

схеме: вспомнить-узнать-научиться.

Регулятивные УУД: умение

самостоятельно определять цели

своего обучения

Познавательные УУД: умение

Создание проблемной ситуации:

ведёт диалог, подводит обучающихся к

формулированию темы и целей урока,

создаёт момент осознания недостаточности

знаний:

Запись на доске:

1.

,

Вдохновение состоит в том

,

что вокруг открывается то что

. (

.

).

можно сделать

Л Толстой

2.

Когда у меня в руках новая книга,

я чувствую, что в мою жизнь

вошло что-то новое, говорящее,

чудесное. (М. Горький).

3.

Воспитанный человек – это тот,

кто хочет и умеет считаться с

другими, кто в равной мере вежлив

и со старшими, и с младшими, кто

строго выполняет данные

обещания другим (Д. Лихачёв).

- Перед нами высказывания классиков.

Какие проблемы поднимают Л.Толстой,

М.Горький, Д.Лихачёв?

-Прочитайте выразительно высказывания,

определите тему каждого высказывания

- Какие по структуре предложения

использовали классики для своих

высказываний?

- Что мы знаем о СПП?

Делают вывод:

Данные СПП с двумя или

несколькими придаточными имеют

различную структуру. Значит, на уроке

пойдёт речь о разновидностях таких

предложений.

Осознают недостаточность знаний для

ответа на вопрос: «В чём особенность

таких предложений?». Обращаются к

учебнику

строить логическое рассуждение,

делать выводы)

Коммуникативные УУД:

организовывать учебное

сотрудничество с учителем и

сверстниками

- Сколько придаточных в каждом из СПП?

- Что мы умеем делать, если перед нами

СПП?

- Составьте схемы предложений, записав

их в колонку

- Проверьте правильность составления

схем

- Сравните схемы предложений

- К чему присоединяется придаточное в

первом сложном предложении? во втором?

в третьем?

- В чём структурное различие этих

предложений?

- Сделайте вывод, попробуйте

сформулировать тему урока и цель его

- В чём особенность таких предложений?

2.

Изучение нового учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты:

сформированные УУД

Создаёт условия для ознакомления с

видами подчинительной связи в СПП.

Использует такие формы и методы

групповой работы, как «опора», «охота за

сокровищами»

Использует такой приём мотивирования

учебной активности учащихся, как

«эмоциональное поглаживание» (опора на

Читают теоретические сведения,

составляют план параграфа;

выбирают информацию по теме

урока, выписывают в тетрадь

термины, обосновывают название

терминов, соотносят их с

составленными ранее схемами

предложений, с макетами,

Регулятивные УУД:

умение составлять план работы с

учебником

Познавательные УУД: создавать

обобщение, аналогию,

классифицировать.

Коммуникативные УУД: умение

организовывать учебное

похвалу, одобрение, на добрый ласковый

тон; создание ситуации взаимопомощи

Организует работу в группах:

-По какому плану вы будете работать с

теоретическими сведениями параграфа?

Задания

1. Прочтите теоретические сведения

(стр.86-87)

2. Выберите информацию для ответа на

главный вопрос урока.

3. Выпишите термины. Обоснуйте их

название.

4. Соотнесите вид подчинения со схемой

5.Схемы какого подчинения нет на доске?

6. Рассказать, что нового узнали из

теоретических сведений учебника и что

уже было известно.

7. Подобрать примеры к каждому пункту

правила (тему высказываний выбирает

сам ученик; позитив – обязательное

условие высказывания)

Использует эвристическую беседу

Демонстрирует виды СПП с несколькими

придаточными в виде макетов

предложенными учителем.

Подводят итог работы с учебником

сотрудничество.

3.

Закрепление учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты:

сформированные УУД

Создать условия для применения знаний

на практике

Организует работу с учебником /

С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.

Максимов и др.

Упр. 202 учебника:

- По какому плану вы будете выполнять

задание упр.202?

В какой речевой ситуации можно

использовать данное предложение?

( На каком уроке? По какой теме?

Какой совет пригодится в жизни?)

Организует взаимопроверку

выполненного упражнения

Читают задание к упр.202, устно

составляют план его выполнения:

1.

Из трёх простых

предложений составить и

записать одно СПП с двумя

придаточными (по образцу).

2.

Определить вид связи,

составить схемы.

Представляют результат:

1)

Когда прогремел гром, то

не следует бояться

молнии, потому что

опасность от её удара уже

миновала. (Параллельное

подчинение + схема)

2)

Если мы знаем скорость

распространения звука,

вполне возможно

определить, как далеко

проходит гроза.

(Параллельное

подчинение + схема)

3)

Когда тело опускается в

жидкость, то оно теряет

часть своего веса, которая

равна весу вытесненной

им жидкости.

(Последовательное

Регулятивные УУД:

умение оценивать работу

одноклассников, сравнивать

полученные результаты с

ожидаемыми.

Познавательные УУД:

умение переработать информацию для

получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД:

умение аргументированно выражать

свои мысли, прислушиваться к

мнению других.

Организует индивидуальную работу по

карточкам с последующей самопроверкой

(через проектор)

Задание:

Спишите, выделите главное предложение

и придаточные. Укажите, к какому виду

подчинения относится каждое сложное

предложение. Составьте их схемы.

1.Русский язык так богат и гибок, что нам

нечего брать у тех, кто беднее нас.

(И.С.Тургенев)

2.Человеку бывает нужна тишина, чтобы

слышать, как дышит трава, чтобы верить,

что речка жива. (В.Кулёмин)

3. Я хочу рассказать, как прекрасен

цветущий луг ранним утром, как в

шершавых листиках травы накапливается

огромная хрустальная капля росы.

(В.Солоухин)

4.Когда взошло солнце, я увидел, как

одуванчики раскрывают свои ладони.

(В.Солоухин)

-Содержание какого предложения вам

понравилось? Почему?

Оценивает деятельность учащихся

подчинение + схема)

4)

Хотя горы состоят из

твёрдых каменных пород,

они всё-таки постепенно

разрушаются, так что на

месте прежних высоких

гор теперь нередко

находят низкие холмы и

даже равнины.

(Параллельное

подчинение + схема)

Выполняют индивидуальную

работу по карточкам с

последующей самопроверкой

(через проектор), представляют

результат.

Дают оценку деятельности по её

результатам

Часть обучающихся, не освоивших

тему, работает с макетами, затем

пишет терминологический

диктант, далее оценивает свою

работу

Использует следующие критерии для

определения степени усвоения учащимися

нового материала:

1 уровень- действие на узнавание (1-2

балла)

2 уровень – действие на воспроизведение

материала на уровне памяти (3-4 балла)

3 уровень - действие на воспроизведение

материала на уровне понимания (5-6

баллов)

4 уровень – применение знаний для

решения новой учебной задачи (7-8

баллов)

5 уровень - самостоятельное

использование усвоенных знаний для

решения проблемы

Использует следующие методы

реагирования на ситуации, когда часть

учащихся не освоила новый материал:

-работа с наглядными пособиями

(макетами);

-тестовые задания;

-терминологический диктант

4.

Организация итоговой рефлексии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты:

сформированные УУД

Проводит рефлексию

Предлагаемые вопросы для учеников: -

Какую цель вы поставили в начале урока?

Удалось ли нам достичь поставленных

целей? Каким образом? - Что было самым

интересным на уроке? Самым трудным?

Над чем бы вы ещё хотели поработать?

- Чью работу на уроке можно выделить и

почему? Кто доволен своей работой на

уроке? А кто нет?

Оценивает работу учащихся.

Ставит учебные цели для работы по

коррекции усвоения материала,

ликвидации пробелов, дефицитов

Оценивают свою работу на уроке

по следующей схеме:

1.Очень старался, но испытывал

затруднения при выполнении

заданий. Поставлю знак вопроса на

полях тетради.

2.Выполнял задания без

затруднений. Я работал хорошо.

Поставлю себе «+»

3.Могу объяснить эту тему

однокласснику.

Поставлю себе «!»

Дают оценку другим

Регулятивные УУД: умение оценивать

свою работу и работу

одноклассников.

Познавательные УУД: делать анализ.

Коммуникативные УУД: умение

выражать свои мысли,

аргументировать мнение.

5.

Задание на дом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты:

сформированные УУД

Задаёт и поясняет домашнее задание

(дифференцированное):

1) выполнить упражнение 201

учебника

2) выполнить творческую работу по

проблеме «Человек ХХI века и книга»

Задание :

По мнению писателя Л. Леонова, книгу

надо считать опорным камнем

Обучающиеся слушают объяснения

учителя по выполнению домашнего

задания (по выбору) и записывают его

в дневник

Определяют цель самостоятельной

работы

Регулятивные УУД: умение работать в

соответствии с поставленной задачей,

применять полученные знания на

практике.

Познавательные УУД: умение

самостоятельно перерабатывать

информацию для получения

необходимого результата.

Коммуникативные УУД: умение

цивилизации. Согласны ли вы с

классиком?

Составьте сложноподчинённое

предложение с несколькими

придаточными, используя в нём в

качестве главного (или придаточного)

следующее простое предложение:

Только книга может научить.

Варианты схем:

1)[ … глаг. + указ.сл.], (что…), (как…)

2)[ … глаг.], (как…), (как…)

Разъясняет критерии успешного

выполнения задания

выражать свои мысли.



В раздел образования