Автор: Пучкова Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ" Детский сад комбинированного вида №3"
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: проект
Тема: "Да здравствует мыло душистое"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3»
Проект
«Да здравствует, мыло душистое»
Руководитель: Пучкова С.С.
Курск, 2017
Актуальность
:
В последнее время приоритетной задачей воспитания и обучения детей
дошкольного возраста становится развитие их личностных качеств, умения
адаптироваться в социуме.
Усилия педагогов направлены на то, чтобы современные дошкольники
проявляли
элементы
творчества,
самостоятельно
искали
ответы
на
интересующие
вопросы.
Вместе
с
тем,
немаловажное
значение
имеет
сохранение
и
укрепление
здоровья
воспитанников.
Общеизвестно,
что
здоровье человека закладывается в детстве. Большое значение в охране и
укреплении здоровья ребенка принадлежит воспитанию его гигиенических
навыков, как неотъемлемой части культурного поведения.
Для
расширения
представлений
детей
об
окружающем
мире,
дальнейшего
вовлечения
детей
в проектную
деятельность,
б ы л
разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – мылом и
мыльными пузырями, которые приносят большое удовольствие всем детям
без исключения.
Тема проекта соответствует
возрастным
особенностям,
имеющему
опыту, сформированным знаниям и умениям детей средней группы детского
сада.
Цели:
1. Активизировать познавательные и творческие способности детей.
2. Расширить представлений детей о мыле и его свойствах.
3. Научить детей трудиться с удовольствием.
Задачи:
Образовательные:
1.Расширять и закреплять представления детей о мыле, его свойствах и
назначении.
2.Учить грамотно выражать свои мысли; пополнять активный словарь (учить
подбирать
прилагательные
к
существительным
и
составлять
из
них
словосочетания);
3.В
процессе
познавательно-исследовательской
деятельности
повышать
интерес детей к личной гигиене; доставлять удовольствие и положительные
эмоции.
Развивающие задачи:
1.Развитие связной речи;
2.Развитие
психических процессов:
памяти,
внимания,
мышления,
воображения; развитие познавательного интереса.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать доброжелательность, желание прийти на помощь.
2.Поддерживать естественный интерес и любознательность детей, получать
радость от узнавания нового.
Задачи для педагогов и
родителей:
Для педагогов:
1. Повысить уровень творческой инициативы педагогов.
2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий
для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
3.
Создать
условия
для
конструктивного
взаимодействия
с
семьями
воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
1. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.
2. Повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в деятельность
ДОУ.
Предполагаемый результат:
- создание необходимых условий для экспериментирования;
-развитие
любознательности,
творческих
способностей,
познавательной
активности;
-формировать и расширить знания о свойствах мыла; о его использовании в
творческой деятельности;
-привитие культурно-гигиенических навыков.
Тип проекта - исследовательский, практический.
Возраст детей, на которых рассчитан проект:4-5-лет.
Участники проекта:
д е т и средней
группы,
воспитатели,
родители,
помощник воспитателя.
Срок реализации – краткосрочный ( с 6.02.17 по 15.02.17).
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап.
1. Подбор детской и художественной литературы;
2. Составление конспектов опытов;
3. Сбор материала к составлению конспектов бесед о воспитании культурно-
гигиенических навыков;
4. Сбор разных видов мыла (жидкое, твердое, разного цвета, формы);
5. Подбор иллюстрационного материала с изображением мыла;
6. Подбор различных дидактических игр и игровых упражнений;
7. Подбор, приобретение материалов и атрибутов для опытов.
2.Основной этап.
Чтение художественной
литературы:
-Чтение сказки К. И, Чуковского «Мойдодыр».
-Чтение стихотворения «Девочка чумазая».
-М. Бойкова «В тепленькой водичке разведу я мыла»,
- Л. Гуляева «Если дунуть посильнее…»
-О. Борисова «Я пускаю пузыри»,
Беседы:
- История происхождения мыла.
- Для чего нужно умываться, мыть руки?
- Как можно защититься от микробов.
НОД: «Мыло и его секреты».
Дидактические игры:
-«Искупаем куклу»,
-«Да,нет»,
-«Постираем белье (платочки)».
-«Уроки Айболита» (ввести понятия «микроб», «вирус»).
Подвижная игра « Мыльные пузыри».
Трудовая деятельность:
- «Стирка полотенец»,
- «Мытье машинок, столов».
Исследовательская деятельность:
-«Душистое мыло» (запах, цвет, форма).
-«Жидкое - твердое»,
-«Растворяется, пенится, красится…»
-«Создаем пену (из цветного мыла)»,
- «Рисуем в пене»,
-«Делаем мыльные пузыри»,
-« Воздушные матрешки»,
-Игры с мыльными пузырями.
-Рисуем мыльными пузырями.
Наблюдение: все ли дети моют руки с мылом после прогулки, перед едой,
после посещения туалета.
3.Обобщающий этап.
-Изготовление
стенгазет «Да здравствует
мыло
душисто е», -
в
раздевалке группы (для родителей).
Цель стенгазет:
Повысить интерес родителей к проектной деятельности.
Активное вовлечение родителей в проектную деятельность.
Приложение 1.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней
группе «Мыло и его секреты»
Интеграция
образовательных областей:
познавательное
развитие,
речевое
развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
ЦЕЛЬ:
ознакомление
детей
со
свойствами
мыла,
его
разновидностями
и
назначением, в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
1 .
П о з н а ко м и т ь
д е т е й
с о
с в о й с т в а м и
м ы л а
и
е г о
разновидностями (туалетное,
хозяйственное,
жидкое мыло).
Уточнить
и
закрепить знания о том, для чего люди используют мыло в своей жизни.
Развивать память, внимание, мышление детей.
2.
Закрепить
умение
преобразовывать
существительные
в
относительные
прилагательные, упражнять в подборе определений качества предмета.
3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки детей.
4.
Формировать
потребность
в
двигательной
активности,
интерес
к
физическим упражнениям.
Ход НОД:
1.Беседа по сказке К. Чуковского “Мойдодыр”:
(на стульях, с показом картинок).
-Ребята,
посмотрите
внимательно
на
картинки
и
скажите,
какая
сказка
показана наних? («Мойдодыр» К. Чуковского)
- Скажите, а почему вещи и предметы убежали от героя?
-
Как
вы
думаете,
кто
может
помочь
мальчику? (Мойдодыр, мыло,
вода,
мочалка)
В.: Отгадайте загадку:
«Это наш хороший друг, терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится. В руках оно вертится.
От страха грязь бледнеть начнёт и побежит, и потечёт,
Исчезнет без следа. А руки станут чистыми.
Чистыми, душистыми. Узнали без труда?»»
Дети: Это мыло.
Воспитатель: Ребята, а зачем нужно мыло?
Дети: Для того чтобы умываться.
Воспитатель: А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой? Они тоже
станут чистыми.
Дети: Можно, но с мылом будет чище.
Воспитатель: Правильно. Ведь вода отмывает не всю грязь.
В.:Все микробы и бациллы
Как огня боятся мыла.
Нужно руки с мылом мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Знают дети все вокруг –
Мыло наш надежный друг!
Вос.: Ребята, а вы знаете, какие секреты есть у мыла? Вот сейчас мы с вами
их раскроем.
(1 стол, выставка мыла)
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти к столу посмотреть выставку мыла,
которую подготовил для вас Мойдодыр. Берите по кусочку – кому какое
нравится. Здесь его много, всем хватит.
Давайте
посмотрим,
какое мыло прислал
нам
Мойдодыр?
Какого
цвета,
формы, запаха?
Воспитатель вместе с детьми подходят к выводу: мыло, которым мы моем
руки, называется туалетным. мыло бывает разное по цвету, форме, качеству,
названию.
Воспитатель:
Это мыло называется
туалетным.
У
меня
в
руках мыло,
которое
пахнет
черникой,
значит
это мыло
черничное.
Дима,
попробуй
теперь ты определить аромат мыла и сказать какое оно. Что напоминает тебе
аромат этого мыла?
Ответы детей: оно напоминает лимон.
Воспитатель: если мыло с ароматом лимона, значит оно …. ?
Воспитатель: Зачем люди делают разное мыло?
Дети: Людям нравятся разные цвета и запахи.
Воспитатель спрашивает детей, кому какое нравится мыло и почему.
Выслушиваются ответы детей.
В. Показывает детям хозяйственное мыло
Дети: это тоже мыло.
Воспитатель: Какое-то оно не такое. И запах совсем необычный. Кто-нибудь
видел такоемыло? Где оно применяется?
Выслушиваются ответы детей.
Воспитатель:
такое
коричневое мыло,
с
необычным
запахом
называется
хозяйственное, оно применяется в хозяйстве, им можно стирать.
Воспитатель: посмотрите, ребята ещё один секрет.
Воспитатель читает надпись на бутылочке «Жидкое мыло».
Воспитатель: Интересно, а зачем мыло в бутылочке? Почему называется
жидким?
Дети: потому что течёт.
Физминутка «Раздувайся пузырь»
Воспитатель предлагает детям пойти взять свое мыло и пройти к другому
столу.
«2 стол, эксперименты)
Воспитатель: Шли-шли, в лабораторию пришли!
Проведем первый эксперимент.
Ребята, давайте развернем мыло
Дети
трогают
и
нюхают мыло.
Какое
оно? (оно
гладкое
и
душистое,
твердое).
Обследуют воду. Какая вода? (она теплая, прозрачная).
Делают быстрые движения руками в воде. Какое стало мыло (скользкое) Что
происходит с водой?
(В
воде
появляются
пузырьки
воздуха).
(мыльная
пена (мыло
убираем
в
мыльницы)
Второй эксперимент.
Воспитатель предлагает детям встать возле стаканчиков, которые стоят на
столе.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что в этих стаканчиках?
Дети: вода.
Воспитатель: Вода какая?
Воспитатель предлагает детям понюхать.
Дети: она без запаха, прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: А если мы нальём в стакан мыло, что с ним произойдёт?
Дети: Мыло растворится, будет пена.
Если дети не отвечают на этот вопрос, то воспитатель предлагает им взять
ложечки, наливает в них мыло, и дети размешивают его в воде.
Воспитатель: Возьмите трубочки и подуйте в неё, опустив в воду с мылом.
Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют.
Что происходит?
(Из трубочки появляется мыльный пузырь, он легкий, переливается на свету.
Погружаем
конец
трубочки
в
воду
и
дуем
в
нее.
Что
появляется
на
поверхности воды? (много мыльных пузырей).
Дети выполняют.
Воспитатель: Что случилось с мылом в воде? Откуда взялись пузыри?
Дети: Мыло в воде растворилось. Пузыри мы выдули из мыльной пены.
Воспитатель
делает
вывод:
любое мыло
растворяется
в
воде,
пенится,
образует много пузырьков. Именно мыльная пена и смывают грязь.
В.: А теперь дети я вам раскрою еще один секрет мыла, оно умеет рисовать.
Этимсекретом часто пользуются швеи, портные. Они рисуют маленькими
кусочками мыла по материалу, а мы с вами попробуем порисовать по картону.
Давайте подойдем к мольберту и нарисуем …
(3 стол, с алгоритмом мытья рук)
Мойдодыр хочет узнать, умеете ли вы правильно мыть руки. Он прислал
картинки и просит вас расставить их по порядку.
Дети проговаривают последовательность мытья рук, раскладывают картинки
в правильной последовательности вместе с воспитателем.
Вос.: Молодцы, ребята! Так зачем же нам необходимо мыло?
Дети: Что бы быть здоровыми!
В.:Все микробы и бациллы
Как огня боятся мыла.
Нужно руки с мылом мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Знают дети все вокруг –
Мыло наш надежный друг!
Приложение 2.
Беседа с детьми на тему «Почему нужно мыть руки?»
Задачи:
1. Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни.
2.
Воспитывать
привычку, мыть
руки
с
мылом
перед
едой,
по
мере
загрязнения,
после
пользования
туалетом,
умение
устанавливать
последовательность действий.
3. Разучить потешку.
4. Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.
5.
Совершенствовать
диалогическую речь:
учить
участвовать
в беседе,
понятно для слушателей отвечать на вопросы.
6. Подвести детей к понятию, что “Чистота – залог здоровья”.
Ход действий:
Все болезни у ребят,
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть
Надо с мылом и водой дружить
Каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета,
после игр и перед едой вам говорят одно и то же - «Не забудь помыть руки!»
Кто
ЗНАЕТ
зачем нужно
постоянно
мыть
руки?
Они
же
и
т а к
чистые! (Ответы детей)
Правильно
ребята
«На
руках,
как
и
на
всех
окружающих
предметах,
содержится множество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут
вызвать очень сильные заболевание»
Давайте сейчас посмотрим на наши ручки (повернув их ладошками в верх,
Полина
ты
видишь
там
микробов (Ответ
ребенка) Микробы
очень
маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов,
их можно разглядеть только под микроскопом. Микробы живут везде - в
воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных, игрушках и других
предметах.
А что нам поможет избавиться от этих микробов? Отгадайте!
Это наш хороший друг
Терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится,
В руках оно вертится,
Запенится вода.
От страха грязь бледнеть начнет
И побежит, и потечет,
Исчезнет без следа.
А руки станут чистыми,
Душистыми, душистыми
Узнали без труда.
-.Правильно, конечно, все микробы боятся мыла с водой. Вода и мыло -
настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.
Что же детям пригодиться,
Чтобы начисто умыться?
Нам нужна водица.
Что с рук грязь смывает?
Мыло детям помогает.
Чисто-чисто умывались.
Чем же дети вытирались? Полотенцем.
В умывальник мы идем,
Мыло и полотенце сейчас найдем!
Дети вместе с воспитателем проходят в туалетную комнату.
Правила
правильного мытья
рук:
(При
обсуждении
этого
вопроса
используем показ плаката«Алгоритм мытья рук»).
Закатай рукава.
Намочи руки.
Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
Потри не только ладони, но тыльную их сторону.
Смой пену.
Проверь, хорошо ли ты вымыл руки.
Вытри руки.
Проверь, сухо ли ты вытер руки - приложи тыльной стороной к щеке.
(Прошу
некоторых
детей,
а
потом
и
всех
продемонстрировать
все
стадии мытья и вытирания рук.)
Ребята, давайте мы прямо сейчас дадим торжественное обещание, о том, что
всегда будем дружить с мылом и водицей.
Торжественное обещание
1. Чтоб в грязнулю и неряху
Мне не превратиться,
Обещаю каждый день чисто-чисто. (мыться)
Быть хочу я очень чистой,
А не чёрной галкой,
2. Обещаю я дружить с мылом и. (мочалкой)
3. А ещё, два раза в сутки
Обещаю чистить. (зубки)
4. Обещаю всем кругом
Быть послушным малышом.
Ходить чистым и опрятным,
Очень, очень. (аккуратным).
Воспитатель завершает беседу предложением разучить потешку:
Мойся мыло не ленись
Не выскальзывай,не злись,
Ты зачем опять упало,
Буду мыть тебя сначала.
Приложение 3.
Дидактическая игра «Купание куклы»
Цель: Формировать представления о культурно-гигиенических навыках.
Задачи:
1. Научить, как интересно можно играть с куклой – учить последовательно
выполнять игровые действия.
2. Активизировать словарь: названия предметов, действий и качеств
(ванночка, мыло, мыльница, полотенце, купать, мыть, намыливать, вытирать,
расчесывать, вода холодная, теплая, горячая, чистая, грязная).
3. Воспитывать бережное отношение к кукле, желание заботиться о ней.
Игра «Да-нет»
- Мыльный пузырь похож на апельсин? (Да)
- А он похож на мандарин? (Да)
- А на яблоки в саду? (Да)
- А на рыбку, там в пруду? (Нет)
- Мыльный пузырь похож на шар земной? (Да)
- А на мячик надувной? (Да)
- Он похож на телефон? (Нет)
- А на большой магнитофон? (Нет)
- Круглый он, как солнце в небе? (Да)
- И как колесо на велосипеде? (Да)
- А ещё, похож на дом? (Нет)
- А на белый снежный ком? (Да)
Подвижная игра «Мыльные пузыри»
- Ребята, мы сейчас превратимся в пузырики. Давайте скажем волшебные
слова:
Раз-два-три,
Все мы мыльные пузыри.
- Пузырики любят летать. По сигналу: «Полетели» вы будете бегать по
участку.
- У пузыриков есть домики. Это обручи.По сигналу: «Пора домой!» вы
постараетесь занять место в домике. Кому места не хватит, выбывает из
нашей игры и превращается снова в ребёнка.
/по
ходу
игры
воспитатель
убирает
по
одному
обручу,
в
конце
игры
остаётся один обруч; победителей-пузыриков хвалят/
Воздушная
«матрешка»
Создаем пену (из цветного мыла)
Рисуем в пене
Делаем мыльные пузыри
Игры с мыльными пузырями
Мыльные пузыри (самодельные)
Рисуем мыльными пузырями
Растворяется, пенится, красится…
«Душистое мыло» (запах, цвет, форма)