Автор: Емельянова Наталья Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ с.Родничок им.В.П.Сергеева
Населённый пункт: с.Родничок
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Работа с родителями по профилактике аутоагрессивного поведения»"
Раздел: среднее образование
«Работа
с
родителями
по
профилактике
аутоагрессивного
поведения»
Выступление подготовила: Емельянова Н.А.
Дата:30.03.2021г.
Аутоагрессия –
форма
отклоняющегося
поведения,
характеризующаяся
враждебными действиями, направленными на себя. Возникает в ситуациях переноса
агрессии с внешнего социально либо физически недоступного объекта. Проявляется
на
ментальном
уровне
–
самообвинением,
самоуничижением,
навязчивыми
мыслями, и на уровне действий – причинением физического вреда напрямую и
косвенно
(порезы,
суицидальные
попытки,
пирсинг,
анорексия)
Суицид считается наиболее опасной формой аутодеструктивного поведения. Кроме
того, существуют так называемые «ситуативные» суициды – самоубийства, которые
происходят в ответ на внезапные критические жизненные ситуации, когда не
справляются адаптационные защитные механизмы психики человека. По этой
причине важны профилактические мероприятия по обучению человека способам
поведения в критических жизненных ситуациях, мерах психологической помощи и
самопомощи при посттравматических стрессовых расстройствах.
Работа с родителями, семьей представляет собой сложный и необходимый
для
профилактики
девиантного
поведения
несовершеннолетних
вид
деятельности, так как семья является одним из важнейших факторов,
влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков.
Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать
единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей,
созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их
совместной
деятельности
и
общения.
Взаимодействие
на
основе
взаимной
заинтересованности в результатах воспитания поможет педагогам и родителям
объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех
качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации,
для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых
требований
к
ребенку,
определение
воспитательных
задач
и
организацию
совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач, что
предполагает изучение ребенка в семье и школе с помощью специальных методик и
составление программы его развития.
1) Одной из форм педагогической профилактики является социально -
педагогическая диагностика.
Целью диагностической работы с родителями является диагностика типа
семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной
семье.
Результаты
диагностической
работы
не
только
дают
специалисту
информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания,
детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных
проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже
имеются некоторые негативные тенденции.
Диагностическая
работа
может
проводиться
как
групповым,
так
и
индивидуальным
методом,
сообщение
же
результатов
диагностики
всегдаосуществляется
индивидуально
Диагностическая
работа
с
учащимися
позволяет
своевременно
выявить
группу
детей
с
повышенным
риском
формирования различных вредных привычек и девиации поведения, а также
особенности аномального развития детей.
Выявление сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и
детьми:
Содержание блока:
Анализ семейного воспитания (АСВ) (Э.Г.Эйдемиллер)
опросник позволяет определить нарушения процесса воспитания и установить
некоторые причины этих нарушений.
«Сенсорные предпочтения» (Н.Л.Васильева)
Методика определения у личности индивидуальных особенностей систем
восприятия информации (поиска, приёма, переработки). Кинестетическая система –
ощущения,
визуальная
–зрительная
информация,
аудиальная
–
слуховая
информация, дигитальный – схематически –логическое восприятие информации.
Экспресс-диагностика семейного состояния (Р.В.Овчарова)
Методика позволяет быстро оценить общую семейную тревожность и уровень
выраженности чувств вины, тревоги и нервно-психического напряжения
в
семейных отношениях.
«Подростки о родителях» (модификация «ADOR» Шафера)
Эта методика весьма полезна для отражения тех фактов семейного воспитания,
которые оказываются скрытыми от врачей и психологов, так и от самих родителей.
В подростковый возраст отношения с родителями переходят на качественно новый
этап, поэтому нужно проследить, каким именно образом они меняются, чтобы не
допустить возможных отклонений и помочь легче адаптироваться друг к другу,
пройти этот период легко.
«Родительская тревожность» (А.М.Прихожан)
Тревожность, как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствия
грозящей
опасности
является
выражением
неудовлетворения
значимых
потребностей человека. Это состояние может сохраняться длительное время и
накладывать негативный отпечаток на семейные взаимоотношения.
PARI (измерение родительских установок и реакций) (в адаптации
Т.В. Нещерет)
Методика предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам
семейной жизни.При этом затрагивает не только сферу взаимоотношений родителей
с ребёнком,но и отражает позицию родителей в межсупружеских отношениях.
2) Информационно-просветительская работа с родителями направлена
на
формирование
жизнеспособной
личности,
гуманистически
ориентированной по отношению к обществу и к себе самой, углубление и
конкретизацию знаний о предупреждении правонарушений и преступлений
несовершеннолетних.
Информационно-просветительская
работа
с
родителями
имеет
целью
профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и
семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми
формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к
негативным отклонениям в поведении детей и подростков.
Информационно
-
просветительская
работа
с
родителями
должна
быть
направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного
воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков.
Основная форма работы класса и родителей – это родительское собрание. Другими,
в том числе активными формами взаимодействия педагогов и родителей могут быть
лекции, семинары, беседы, конференции, вечера вопросов и ответов, диспуты,
встречи с учителями, тематические родительские собрания с привлечением
специалистов (медиков, психологов, юристов и т. д.).
Рекомендуемые формы профилактической работы с родителями
1)
Родительский лекторий «Подростковый суицид»
2)
Информационные листы и памятки для родителей
3)
Психолого-педагогическое
консультирование
родителей
по
вопросам
проблемных (конфликтных) взаимоотношений с детьми.
4)
Психолого - педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии
ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное
состояние
ребенка»,
«Детско-родительский
конфликт
и
способы
его
преодоления», «Семейная жестокость» и т. д. Работа с семьей
ребенка,
попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное
состояние.
5)
Работа "Телефона доверия" (номер сотового телефона педагога психолога).
6)
Консультации для родителей по определенному графику.
7)
Приглашение родителей и учащихся (по необходимости) на индивидуальные
беседы с юристом, педагогом, психологом.
8)
Работа по профилактике отрицательных привычек: курение, токсикомания,
наркомания.
9)
Педагогические поручения, например, организация труда в семье, семейного
праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма
своему ребенку и т. д.
10)
Педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель»,
«Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему
ребенку» и т. д
11)
Выступления на родительских собраниях в ОУ по темам:
«Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник,
подросток)»;
«Наши ошибки в воспитании детей»;
«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи
подросткам в кризисных ситуациях»;
«Родители меня не понимают или как услышать подростка»;
«Родительская любовь»;
«Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»;
«Капля никотина убивает верблюда»;
«Серьезный мир несерьезных подростков»;
«Про «Это»…» (подростковая сексуальность);
«Доброе начало, или Как помочь первокласснику адаптироваться к
школе»;
«Понять. Простить. Принять»;
«Я бы в дворники пошел… или Как не отбить у детей желание учиться»;
Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому
перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им
устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть
травмирующую
ситуацию
и
совпадать
с
негативными
эмоциональными
переживаниями.