Напоминание

«Работа с родителями по профилактике аутоагрессивного поведения»"


Автор: Емельянова Наталья Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ с.Родничок им.В.П.Сергеева
Населённый пункт: с.Родничок
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Работа с родителями по профилактике аутоагрессивного поведения»"
Раздел: среднее образование





Назад




«Работа

с

родителями

по

профилактике

аутоагрессивного

поведения»

Выступление подготовила: Емельянова Н.А.

Дата:30.03.2021г.

Аутоагрессия

форма

отклоняющегося

поведения,

характеризующаяся

враждебными действиями, направленными на себя. Возникает в ситуациях переноса

агрессии с внешнего социально либо физически недоступного объекта. Проявляется

на

ментальном

уровне

самообвинением,

самоуничижением,

навязчивыми

мыслями, и на уровне действий – причинением физического вреда напрямую и

косвенно

(порезы,

суицидальные

попытки,

пирсинг,

анорексия)

Суицид считается наиболее опасной формой аутодеструктивного поведения. Кроме

того, существуют так называемые «ситуативные» суициды – самоубийства, которые

происходят в ответ на внезапные критические жизненные ситуации, когда не

справляются адаптационные защитные механизмы психики человека. По этой

причине важны профилактические мероприятия по обучению человека способам

поведения в критических жизненных ситуациях, мерах психологической помощи и

самопомощи при посттравматических стрессовых расстройствах.

Работа с родителями, семьей представляет собой сложный и необходимый

для

профилактики

девиантного

поведения

несовершеннолетних

вид

деятельности, так как семья является одним из важнейших факторов,

влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков.

Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать

единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей,

созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их

совместной

деятельности

и

общения.

Взаимодействие

на

основе

взаимной

заинтересованности в результатах воспитания поможет педагогам и родителям

объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех

качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации,

для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых

требований

к

ребенку,

определение

воспитательных

задач

и

организацию

совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач, что

предполагает изучение ребенка в семье и школе с помощью специальных методик и

составление программы его развития.

1) Одной из форм педагогической профилактики является социально -

педагогическая диагностика.

Целью диагностической работы с родителями является диагностика типа

семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной

семье.

Результаты

диагностической

работы

не

только

дают

специалисту

информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания,

детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных

проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже

имеются некоторые негативные тенденции.

Диагностическая

работа

может

проводиться

как

групповым,

так

и

индивидуальным

методом,

сообщение

же

результатов

диагностики

всегдаосуществляется

индивидуально

Диагностическая

работа

с

учащимися

позволяет

своевременно

выявить

группу

детей

с

повышенным

риском

формирования различных вредных привычек и девиации поведения, а также

особенности аномального развития детей.

Выявление сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и

детьми:

Содержание блока:

Анализ семейного воспитания (АСВ) (Э.Г.Эйдемиллер)

опросник позволяет определить нарушения процесса воспитания и установить

некоторые причины этих нарушений.

«Сенсорные предпочтения» (Н.Л.Васильева)

Методика определения у личности индивидуальных особенностей систем

восприятия информации (поиска, приёма, переработки). Кинестетическая система –

ощущения,

визуальная

–зрительная

информация,

аудиальная

слуховая

информация, дигитальный – схематически –логическое восприятие информации.

Экспресс-диагностика семейного состояния (Р.В.Овчарова)

Методика позволяет быстро оценить общую семейную тревожность и уровень

выраженности чувств вины, тревоги и нервно-психического напряжения

в

семейных отношениях.

«Подростки о родителях» (модификация «ADOR» Шафера)

Эта методика весьма полезна для отражения тех фактов семейного воспитания,

которые оказываются скрытыми от врачей и психологов, так и от самих родителей.

В подростковый возраст отношения с родителями переходят на качественно новый

этап, поэтому нужно проследить, каким именно образом они меняются, чтобы не

допустить возможных отклонений и помочь легче адаптироваться друг к другу,

пройти этот период легко.

«Родительская тревожность» (А.М.Прихожан)

Тревожность, как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствия

грозящей

опасности

является

выражением

неудовлетворения

значимых

потребностей человека. Это состояние может сохраняться длительное время и

накладывать негативный отпечаток на семейные взаимоотношения.

PARI (измерение родительских установок и реакций) (в адаптации

Т.В. Нещерет)

Методика предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам

семейной жизни.При этом затрагивает не только сферу взаимоотношений родителей

с ребёнком,но и отражает позицию родителей в межсупружеских отношениях.

2) Информационно-просветительская работа с родителями направлена

на

формирование

жизнеспособной

личности,

гуманистически

ориентированной по отношению к обществу и к себе самой, углубление и

конкретизацию знаний о предупреждении правонарушений и преступлений

несовершеннолетних.

Информационно-просветительская

работа

с

родителями

имеет

целью

профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и

семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми

формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к

негативным отклонениям в поведении детей и подростков.

Информационно

-

просветительская

работа

с

родителями

должна

быть

направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного

воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков.

Основная форма работы класса и родителей – это родительское собрание. Другими,

в том числе активными формами взаимодействия педагогов и родителей могут быть

лекции, семинары, беседы, конференции, вечера вопросов и ответов, диспуты,

встречи с учителями, тематические родительские собрания с привлечением

специалистов (медиков, психологов, юристов и т. д.).

Рекомендуемые формы профилактической работы с родителями

1)

Родительский лекторий «Подростковый суицид»

2)

Информационные листы и памятки для родителей

3)

Психолого-педагогическое

консультирование

родителей

по

вопросам

проблемных (конфликтных) взаимоотношений с детьми.

4)

Психолого - педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии

ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное

состояние

ребенка»,

«Детско-родительский

конфликт

и

способы

его

преодоления», «Семейная жестокость» и т. д. Работа с семьей

ребенка,

попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное

состояние.

5)

Работа "Телефона доверия" (номер сотового телефона педагога психолога).

6)

Консультации для родителей по определенному графику.

7)

Приглашение родителей и учащихся (по необходимости) на индивидуальные

беседы с юристом, педагогом, психологом.

8)

Работа по профилактике отрицательных привычек: курение, токсикомания,

наркомания.

9)

Педагогические поручения, например, организация труда в семье, семейного

праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма

своему ребенку и т. д.

10)

Педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель»,

«Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему

ребенку» и т. д

11)

Выступления на родительских собраниях в ОУ по темам:

«Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник,

подросток)»;

«Наши ошибки в воспитании детей»;

«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи

подросткам в кризисных ситуациях»;

«Родители меня не понимают или как услышать подростка»;

«Родительская любовь»;

«Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»;

«Капля никотина убивает верблюда»;

«Серьезный мир несерьезных подростков»;

«Про «Это»…» (подростковая сексуальность);

«Доброе начало, или Как помочь первокласснику адаптироваться к

школе»;

«Понять. Простить. Принять»;

«Я бы в дворники пошел… или Как не отбить у детей желание учиться»;

Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому

перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им

устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть

травмирующую

ситуацию

и

совпадать

с

негативными

эмоциональными

переживаниями.



В раздел образования