Напоминание

"Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"


Автор: Куркина Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад " Лесная полянка"
Населённый пункт: п.Нижегородец, Дальнеконстантиновский район
Наименование материала: родительское собрание
Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ детский сад «Лесная полянка»

Родительское собрание

в группе раннего возраста на тему:

«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного

образовательного учреждения»

Подготовила:Куркина Е.А.

воспитатель

п. Нижегородец

2021 г

Программное содержание:

1.Познакомить родителей с адаптационным периодом и особенностями

протекания адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

2.Установить контакт между родителями и педагогом.

3.Содействовать

сплочению

родительского

коллектива,

вовлечение

родителей в жизнедеятельность группового сообщества.

Форма проведения:веранда на территории детского сада

План проведения:

1.Знакомство родителей и воспитателя.

2. Выступление воспитателя (игры)

3.Анкетирование родителей (анкета – знакомство)

4. Разное

5. Подведение итогов собрания.

6. Заключение. Отзывы о встрече.

Материалы и оборудование:

Стол для игр, стулья, лавочки, воздушный шарик, пустые листочки для

рисования, листочки с «солнышком», листочки с «тучкой», фломастеры,

цветные карандаши,

ручки памятки для родителей: «Играем дома»,

«Потешки в режимных моментах», буклеты «Проблемы адаптации у детей

раннего возраста к условиям ДОУ»

Ход собрания:

1.

Знакомство с родителями:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Очень рада видеть вас!

Надеюсь, что наша встреча будет приятной и интересной для нас всех!

Рассчитываю на вашу помощь, поддержку и взаимопонимание.

Сегодня мы посвятим наше родительское собрание теме очень важной,

актуальной, требующей терпения – «Адаптация детей раннего возраста к

условиям дошкольного образовательного учреждения».

Совсем скоро Вы приведете своих малышей в детский сад. И нам с вами

необходимо объединить усилия для того, чтобы сделать пребывание детей

здесь комфортным, безопасным и полезным. Это наша с Вами общая цель.

Нам необходимо стать одной дружной семьей, тогда и пребывания детей в

группе станет интересным, увлекательным, познавательным и комфортным.

Так как мы встречаемся с вами в первый раз, нам нужно познакомиться. Я

попрошу Вас встать в круг (родители встают в круг)

Упражнение 1: «Наши имена»

Воспитатель: Я пущу по кругу воздушный шар. Предлагаю по очереди

сначала назвать своё имя, а потом вспомнить, и назвать себя так, как Вас

называли родители и близкие люди в детстве. Это очень нужное и

трогательное упражнение!

Упражнение 2: А теперь, ещё одно упражнение. Назовите теперь имя своего

ребенка, и то, как к нему обращаетесь Вы и близкие люди в домашней

обстановке.(проводится игра - знакомство)

Воспитатель: Спасибо, вот мы познакомились друг с другом и я немного

узнала о ваших детках, теперь уже можно сказать и о моих, было очень

интересно

.

Ни для кого не секрет, что дети, и взрослые очень любят, когда к ним

обращаются по имени и не просто по имени, а используя уменьшительно-

ласкательные формы имени. Это одни из самых приятных звуков для

человеческого слуха. Давайте же почаще называть детей, своих близких и

просто людей из Вашего круга общения по именам.

2. Выступление воспитателя:

Воспитатель: И вопрос, который интересует всех насэто: «Адаптация

детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного

учреждения»

И начать свой разговор я хотела бы со стихотворения:

Какое счастье! Ваш малыш подрос!

И многое умеет сам:

Играет, ходит, размышляет.

Пришла пора ребенка в сад отправить.

Тревожно маме, папе, всей семье,

Переживает даже серый кот –

Малыш сегодня в детский сад

идет!

Вздыхает мама: «Как он там один?

Не плачет ли? Как кушает? Что с ним?

Играет ли с детьми?

А если плачет? Как же быть?

Что делать? Как же все исправить?»

Всех адаптация переживать заставит!

Уважаемые родители! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни

и жизни вашего ребенка – он пришел в детский сад. И для того,

чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно спокойнее и

быстрее, вы должны знать больше об особенностях этого сложного периода.

Поступления малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную

жизнь, который не всем детям даётся легко.

Каждому ребёнку рано или поздно приходится социализироваться, т е,

становится способным жить среди других людей. Это необходимый для всех

этап. Родителидолжны привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский

сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со

сверстниками. Я хочу, чтобы он пошел в садик»

Для каждого родителя именно его ребенок самый лучший, самый умный.

Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у мамы с папой возникают

первые переживания, связанные с садом. А как ребенок привыкнет?

Понравится ли ему?

Профессор Н.М. Аксарина, раскрывая проблемы адаптации детей раннего

возраста, приводит пример: садовник, собираясь пересаживать дерево,

готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его

корневую систему, пересаживает вместе с землей, – но, несмотря на все его

усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. Так же и ребёнок

(как это дерево,)и чтобы не нарушать его нервную систему, и мы педагоги, и

вы родители должны ему в этом помогать.

Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним

условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто

проходит с напряжением.

Период адаптации – это наиболее сложный процесс в жизни ребёнка и для

родителей, и для нас сотрудников.

Живя

в

семье

в

определённых

условиях

организм

ребёнка

приспосабливается

к

определённой

температуре

и

к

окружающему

микроклимату. У ребёнка образуются различные привычки: он привыкает к

домашнему

режиму,

способу

кормления,

у

ребёнка

формируются

определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

И вот наступает тот день, когда ребёнка надо вести в детский сад.

Волнение родителей мы понимаем. Надо настроиться родителям - всё будет

хорошо.

Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к

которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей,

другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти

изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать

у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с

окружающими.

И вот ребенок заплакал, и у родителей возникает вопрос: «Как быть?»

Как не парадоксально, но это очень хорошо, что малыш плачет. Большую

тревогу вызывают тихие, «Равнодушные» дети, ведь они все переживания

держат в себе. Ребенок плачет – он дает «сигнал» обратить на него внимание.

По статистике (проверено годами) можно сказать, что плачущие поначалу

дети в будущем посещают детский сад с большим удовольствием, чем тихие

и спокойные.

Чтобы

снизить

эмоциональное

напряжение,

необходимо

переключить

внимание ребенка на деятельность, которая приносит ему удовольствие – на

игру,

а

также

создать

условия

для

возникновения

доверия

между

воспитателями и ребенком.

В первую очередь на адаптацию влияет физическое состояние ребенка.

Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями

системы адаптивных механизмов, он лучше справляется с трудностями.

Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие

плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, значительно большие

трудности в детском саду.

Другим фактором, оказывающим воздействие на характер адаптации ребенка

к новым условиям, является возраст, в котором он поступает в детское

учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка

к матери и возникающими на этой основе формами поведения.

К моменту поступления в детский сад ребенок может уметь:

Самостоятельно есть разнообразную пищу;

Своевременно сообщать о своих физиологических потребностях;

Мыть руки при помощи взрослых;

Пользоваться полотенцем, носовым платком;

Самостоятельно садиться на стул;

Самостоятельно пить из чашки;

Пользоваться ложкой;

Участвовать в одевании.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три

степени адаптации ребенка к детскому саду:

1 – 16 дней - легкая адаптация

16 - 32 дней – адаптация средней тяжести

от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация

1. Лёгкая адаптация

Поведение

ребенка

нормализуется

в

течение

двух

недель,

ребенок

прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще

обычного.

В первые дни аппетит может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от

еды не наблюдается, в первую неделю возможны проблемы с засыпанием,

сон может быть непродолжительным. К 20 дню сон нормализуется.

2. Адаптация средней тяжести

Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое

время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней,

есть признаки психического стресса.

Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней.Аппетит

снижается. В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается

через 20-40 дней.Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне.

Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через 20-40 дней.

3. Тяжелая адаптация

Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся

навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение

организма.

Часто болеют, более 3 раз за период. Появляются признаки невротических

реакций. Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами,

вес может снижаться. Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул,

невротическая рвота.Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом

привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного приема

пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню. Плохо засыпает, сон короткий,

прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать

во сне. Восстанавливается примерно к 60 дню.

Объективные показатели окончания периода адаптации у детей

являются:

Глубокий сон;

Охотное общение с другими детьми;

Хороший аппетит;

Бодрое эмоциональное состояние;

Полное

восстановление

имеющихся

привычек

и

навыков,

активное

поведение;

Соответствующая возрасту прибавка в весе.

Желание идти в сад.

Признаки дезадаптации:

Нарушение сна, плохо засыпает, часто просыпается по ночам, много

ворочается.

Нарушение аппетита, отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в

животе.

Появление вялости, капризности.

Появление агрессивности, часто меняется настроение.

Ребенок чаще стал болеть.

Для того чтобы ребенок привык к новым условиям жизни, следует

постепенно формировать у него привычку и желание ходить в детский сад.

Лучше всего адаптация проходит с участием мамы. Однако не каждая мама

понимает необходимость такого участия и представляет, как нужно себя

вести в период, когда ребенок не хочет отпускать ее от себя, плачет,

отказывается играть и общаться с воспитателем и сверстниками.

Чем же может помочь мама?

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее

адаптироваться. И это замечательно.

Спокойное утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как

нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел

спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. И

дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте

доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду –

раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным

голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при

пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с

собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его

уверенностью и хорошим настроением.

- Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче

расстаться.

- Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки,

или после обеда, или после того, как он поспит и покушает).

- Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

- У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать

рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не

оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее

переживает малыш.

Не делайте ошибок

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые

затрудняют адаптацию ребенка.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при

расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните,

он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он

обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста

еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы

обязательно придете.

- Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в

детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни

любимым, ни безопасным.

- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может

навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают

плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если

малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или полный день.

Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый

день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые

впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа.

Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит,

что его адаптация проходит тяжело.

Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.

-

Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями.

- Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте

дружбу.

- Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.

Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается

физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их

продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь

уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе

мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и

умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным,

смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте

нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с

поступлением в детский сад, удастся избежать.Удачи Вам!

Мы коротко рассмотрели основные моменты этой большой темы, а сейчас

немного отдохнём то теории, у нас опять игра. И сейчас мы с вами

пофантазируем и порисуем.(проводиться игра)

Игровое упражнение «Дом счастливого ребенка».

Материал: лист бумаги и маркеры (карандаши, фломастеры, ручки) разного

цвета на каждого участника.

Ход игры:

Воспитатель: Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, а

счастье – это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть

любимые и интересные игрушки, есть место для всех – «счастливый дом».

Давайте нарисуем или опишем «дом счастливого ребенка». Это может быть в

виде ромашки, на лепестках которой вписаны необходимые составляющие.

Или же это будет многоэтажный домик, а на каждом этаже счастливые

моменты в жизни Вашего ребенка. Можно использовать все, о чем вы

думаете. (Родители

рисуют,

играет

спокойная

музыка,

затем

идет

обсуждение

работ

по

желанию).

Воспитатель: Спасибо, очень красочные и интересные получились работы, и

мы подведем итог нашему собранию.

4. Итог выступления:

Воспитатель:1.Итак, привыкание к дошкольному учреждению – это первый

проблемный

этап

в

детском

возрасте.

Вы

можете

помочь

ребёнку

подготовиться, а, значит, и скорее и безболезненнее пройти это время.

Чтобы адаптационный период прошёл легче нужно:

- Сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду.

- Заранее подготовить малыша (прогулки около детского сада, беседы)

-

Поддержать ребёнка

(

немного терпения, внимания, усилий с вашей

стороны)

В заключении хочется сказать, что мы вместе будем закладывать фундамент

доброжелательных отношений в детском саду и в родительском коллективе.

5. Коротко о разном:

1.Правила нашей группы:

Воспитатель: Познакомьтесь пожалуйста с правилами нашей группы:

-Приём детей в детский сад осуществляется с 7:00 до 8:00.

Опаздывание

мешают педагогическому

процессу,

отвлекают детей и

воспитателей от режимных моментов и зарядки;

- За детский сад оплачивайте до 10 числа каждого месяца.

- Если ребёнок не посещает детский сад в связи с болезнью, отпуском или по

какой то другой причине, обязательно предупредить воспитателя, затем

ребёнок принимается в детский сад только со справкой от педиатра.

- Нельзя забирать детей родителям в нетрезвом виде и лицам младше 17 лет.

Воспитатель имеет право не отдавать ребёнка в этих случаях.

- Просьба родителям – принимать участие в жизни группы и детского сада в

оформлении

участка,

группы.

Участвовать

в

различных

творческих

конкурсах.

2. Выбор родительского комитета

Воспитатель: В нашу группу нужно выбрать родительский комитет. Может

ктото желает?(выбирается родительский комитет, решаются групповые

вопросы)

Уважаемые родители! Приглашаю Вас принять участие в анкетном опросе.

Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности

и желания Вашего ребенка — для создания благоприятных условий его

развития и профилактики дезадаптации.

(Под спокойную музыку, заполняются анкеты «Давайте познакомимся»)

5. Заключение. Отзывы о встрече.

Воспитатель: Если сегодняшняя встреча вам понравилась и вам было

интересно, то возьмите листочек с «солнышком» и напишите положительные

отзывы, понравившиеся моменты. На листочке с «тучкой» - то, что не

понравилось, на что необходимо обратить внимание. Для меня важно знать

ваше мнение, очень рада была познакомиться с вами, надеюсь на

сотрудничество и взаимопонимание, жду ваших детей в детском саду!

Задавайте пожалуйста вопросы (воспитатель отвечает на вопросы, если они

есть). Спасибо всем!

До свидания!

Список литературы:

1.Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом,

диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель,

2008. - 188 с

2.Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Практическое пособие – изд. Учитель, 2006. - 236 с.

3.Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое

пособие» М, 2005

4.Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные

особенности, адаптация, сценарии дня). - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 192 с.

5.Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в

ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

6.Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста /

Дошкольное воспитание. - 2006. - №1 - С.34-37.

7. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. -

М.: Сфера, 2006. – 128 с.

8. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание.

- 2006. - №4. - С.46-51.



В раздел образования