Напоминание

Внеурочная деятельность "Арабеск"


Автор: Борисова Светлана Вячеславовна
Должность: Педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 34"
Населённый пункт: г.Нижневартовск, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Внеурочная деятельность "Арабеск"
Раздел: начальное образование





Назад




ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

утвержденной приказом по школе

от 30.08.2020 № 361

протокол педсовета №1 от 30.08.2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«АРАБЕСК»

Составитель:

Борисова С.В.

педагог-организатор

г. Нижневартовск

2020 год

Пояснительная записка

Танец является одним из древнейших видов народного творчества.

Посредством танца народ передавал свои мысли, чувства, характер, настроение,

отношение к жизни. Вся история танца того или иного народа была связана с

его бытом, обычаями, культурой, традициями, образом жизни, географическим

расположением. В нем отражается современное понимание действительности

средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного

народу, любимого им. Содержание и выразительные средства все время

развиваются в соответствии с изменениями, происходящими в жизни.

Образовательная программа направлена на вооружение воспитанников

знаниями

основ

хореографического

искусства,

развитие

артистических,

исполнительских способностей детей, высокого общефизического, социального

,интеллектуального,

нравственного

уровня.

Актуальность данной программы состоит в том, что она представляет

собой синтез классической, народной и современной хореографии, то есть

широкий спектр хореографического образования. Программа востребована у

родителей (законных представителей) обучающихся и у самих обучающихся, о

чем свидетельствуют данные итогового опроса за 2019-2020 год. Содержание

программы разработано в соответствии с требованиями программ нового

поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут

развития

каждого

обучающегося,

который

будет

пронизывать

самые

разнообразные образовательные области.

Программа

разработана

с

учётом

следующих

законодательных

нормативно-правовых документов:

- Конвенция ООН о правах ребёнка;

- Конституция РФ;

- Закон РФ «06 образовании»;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской

Федерации» от 24.07.98г. 2 124-Ф3;

- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. К 197-Ф3;

- Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О

защите

прав

потребителей

и

кодекс

РСФСР

«Об

административных

правонарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

- ФГОС НОО;

- Целевая программа «Дети Югры» на 2011-2015 годы (с изменениями в

приложении от 20.10.2012г.; 24.11.2012г.; 23.02.2013г.);

-

Приказ

«Об

утверждении

плана

мероприятий

по

воспитанию

гражданственности и патриотизма у молодежи города Нижневартовска на 2016-

2010 годы» (от 04.07.2016 г №1008-р);

Педагогическая целесообразность: представляя хореографию во всем ее

многообразии, давая возможность ребенку попробовать себя в различных

направлениях, мы тем самым открываем более широкие перспективы для

самоопределения и самореализации.

2

Цель: Формирование и развитие индивидуальных возможностей и творческих

способностей детей посредством хореографии. С помощью искусства танца

приобщение учащихся к миру прекрасного, развитие их художественного

вкуса.

Задачи:

Воспитательные:

- формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться

в современном обществе;

- формирование потребности здорового образа жизни;

- воспитание культуры движения;

Развивающие:

- развитие физических данных ребенка, улучшение координации движений;

- развитие у детей музыкально-ритмических навыков;

- развитие у детей активности и самостоятельности общения;

- создание базы для творческого мышления детей средствами хореографии;

Образовательные:

- обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы,

самоконтроля и взаимоконтроля;

- обучение детей приемам актерского мастерства; сценической практике;

- обучение навыкам правильного и выразительного движения в области

классической, народной и современной хореографии;

Характеристика программы:

Программа по целям обучения является – развивающая художественную

одаренность в области хореографического искусства;

- по характеру деятельности – деятельностно-творческая;

- по уровню освоения – специализированная;

- по возрасту – разновозрастная;

- по уровню реализации – начальная;

- по сроку реализации –4 года.

Тип программы: модифицированная.

В

основе

лежат

программы

Г.П.Гусева

«Методика

преподавания

народного танца», Ж.Е.Фирилевой, Е.Р.Сайкиной «СА-ФИ-дансе» танцевально-

игровая гимнастика для детей; А.Я.Вагановой «Основы классического танца»

Ожидаемые результаты:

Знать: терминологию танца, раскладки исполнения движения, особенности и

традиции изучаемых народностей, направления хореографии.

Владеть:

культурой

исполнения,

хореографической

памятью,

техникой

движения, сценической выдержкой.

Уметь: выполнять элементы классического и народного экзерсиса на середине,

передавать в движении сложные ритмические рисунки танца, исполнять

различные движения, вращения, дроби, основные шаги.

К концу обучения участник хореографического ансамбля:

3

1. Имеет знания, умения, навыки по хореографии, хороший уровень

физической подготовки, познавательной деятельности.

2. Характеризуется развитыми общими и специальными способностями.

3. Ориентирован на нравственные, общечеловеческие ценности и гуманное

взаимодействие с окружающей средой.

4. Стремится к творческой самореализации.

5. Имеет потребность в постоянном самосовершенствовании.

6. Развит танцевальный, художественный вкус.

7. Владеет сценической выдержкой и практикой.

Формы оценки качества реализации программы.

За период обучения в хореографическом коллективе воспитанники

получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых

проверяется в творческом отчете. Отчет проводится в форме участия детей в

концертах для учителей, родителей, в общешкольных праздниках, в городских

мероприятиях. Педагог подводит итог всей учебно-воспитательной работы,

делает анализ творческих достижений детей.

Программа включает в себя:

- разнообразие видов хореографической деятельности;

- ориентацию индивидуальных особенностей воспитанника, бережное

сохранение и приумножение таких важных качеств ребенка, как

инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность;

- сплочение обучаемых в большой дружный коллектив единомышленников,

способных активно и четко воспринимать учебный процесс, его приемы,

способы и темпы обучения, умение выдавать продукт труда (танец) для

зрителя;

- развитие и сохранение деятельности в коллективе, превалирование групповых

интересов над личными, уважение к личности каждого;

- воспитание патриотизма, здорового образа жизни.

Структура программы:

На каждом этапе обучения дается материал по основным разделам:

1. Организационная работа.

2. Учебно-тренировочная работа.

3. Учебно-творческая работа (постановочная, репетиционная работа).

4. Работа с солистами.

5. Концертная деятельность.

Хотя программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со

спецификой занятий границы их несколько сглаживаются: на одном занятии

выполняются тренировочные упражнения и осуществляется постановочная

работа.

4

Организационная работа заключается в составлении расписания занятий,

выбора танцевального репертуара, обсуждение эскизов костюмов,

прослушивание музыкального материала, беседы о перспективном плане

коллектива, предстоящих выступлениях.

Учебно-тренировочная работа:

1. Азбука музыкального движения;

2. Танцевально-ритмическая гимнастика;

3. Тренаж из элементов классического танца;

4. Тренаж из элементов народного танца;

5. Тренаж из элементов историко-бытовых, бальных танцев;

6. Тренаж из элементов современного танца.

Учебно-творческая работа: (постановочная, репетиционная работа)

1.Постановка танца.

2.Репетиция и отработка танца.

Работа с солистами: отработка сольных партий.

Концертная деятельность: участие в концертах, конкурсах, фестивалях.

Познания основ классического танца является базой фундамента для

более успешного освоения народного и эстрадного танца. В процессе

постановочной работы, репетиций дети приучаются к сотворчеству, у них

развивается художественное воображение, творческие способности.

Программа в основе своей опирается на школу профессионально-

хореографического обучения, но с учетом цели обучения, специфики

хореографического коллектива в начальной общеобразовательной школе.

Продолжительность одного занятия для детей до 8 лет -35 минут; от8 до 10

лет -40 минут.

Учебно-тематический план кружка «Арабеск»

5

1группа – 1г,д,е классы (1 час в неделю)

Наименование разделов

Количество часов

часов

1

Организационная работа.

Вводное занятие. Красота танца.

1

2

Учебно-тренировочная работа:

Азбука музыкального движения

Танцевально-ритмическая гимнастика

Тренаж из элементов классического

танца

Тренаж из элементов народного танца

Тренаж из элементов историко-

бытовых, бальных танцев

Учебно-творческая работа

(постановочная, репетиционная работа).

28

3

Работа с солистами

2

4

Концертная деятельность

2

Итого:

33

1 класс

ОСНОВНЫЕ УУД:

Личностные результаты

Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит

отражение

в

эмоциональн-положительном

отношении

обучающегося

к

образовательному

учреждению

через

интерес

к

ритмико-танцевальным,

гимнастическим упражнениям. Наличие эмоционально-ценностного отношения

к

искусству,

физическим

упражнениям.

Развитие

эстетического

вкуса,

культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной

способности.

Метапредметные результаты

регулятивные

способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и

задачи;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

накопление представлений о ритме, синхронном движении.

наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной

и внеурочной деятельности

познавательные

6

навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и

интерпретация информации с помощью учителя.

соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;

выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;

начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.

коммуникативные

умение координировать свои усилия с усилиями других;

задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных

ситуаций.

Предметные результаты

готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое

место в строю и входить в зал организованно;

под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное

положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в

коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;

ходить свободным естественным шагом,

двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;

ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая

круг и не сходя с его линии;

ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

выполнять игровые и плясовые движения;

Содержание программы

1.Организационная работа:

Беседа о хореографическом искусстве.

Поклон.

2.Учебно-тренировочная работа

азбука музыкального движения:

динамические оттенки

регистры: высокий, средний, низкий

ритмический рисунок

Танцевально-ритмическая гимнастика

-танцевальные шаги

-подскоки

-бег

-упражнение в паре

-чередование танцевальных шагов

Тренаж из элементов классического танца:

Партерная гимнастика

-перегибы корпуса к ногам

-растяжки

-шпагаты (прямой, поперечный)

-боковые броски

-мостики

-«бабочка»

-«лягушка»

-«березка»

7

экзерсис на середине:

- постановка корпуса, апломб.

- позиции ног: 1,2,3,6

- позиции рук: подготовительное положение, 1,2,3,4

- изучение понятия «поза»; Приступать к их изучению следует после усвоения

постановки корпуса, ног, рук и элементарных движений экзерсиса.

. battement tendu в сторону

. battement tendu вперед, назад

. Preparation.

. Demi-plie 1,2,6 позиции

. demi – rond de jambe par terre

Passe par terre.

battement tendu jete из 1 и 3 позиции

- в сторону

- вперед

- назад

- Releve подъем на полупальцы по 1,3,6 позиции

- Grand plie - 1,2,6 позиции

- battement releve lend на 45,90 – в сторону, вперед, назад

- Grand battement jete в сторону, вперед, назад.

- Port de bras – упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса

--Тренаж из элементов народного танца

-Шесть позиций ног – аналогичны позициям классического танца

- Grand battement jete (большие броски) по 1,3 позициям.

-Поочередное раскрывание рук

-Бытовой шаг с притопом.

- каблуком по полу,

- полупальцами по полу.

-перескоки с ноги на ногу по 6-й позиции и продвижением поочередное

выбрасывание ног перед собой

- «моталочка» в прямом положении на всей стопе,в комбинации.

-«веревочка»:- простая

- «ковырялочка» простая,

-простая дробь на месте,

-дробная дорожка на месте и с продвижением вперед.

- вращения (на середине зала, по диагонали)

-тренаж из элементов историко-бытовых бальных танцев.

основной шаг по одному, в паре, в повороте, перестроения по

фигурам.

3.Учебно-творческая работа: (постановочная, репетиционная работа).

4. Работа с солистами (отработка сольных партий)

5.Концертная деятельность: участие в концертах, конкурсах, фестивалях

Танцевальный репертуар (1группа)

8

1.

«Русский танец»

2.

«Полька»

3.

«Флэш-моб»

4.

«Маленькие звёзды»

5.

«Югорский танец»

Календарно-тематическое планирование (1 группа) -1г, д, е классы

урока

По

плану

По факту

Название темы

Кол

-во

час

ов

1

Вводное занятие. Красота танца.

1

2-3

Азбука музыкального движения.

2

4

Динамические оттенки.

1

5

Ритмический рисунок.

1

6-7

Подготовка к концерту.

2

8-9

Упражнения для рук.

2

10

Регистры.

1

11-12

Танец «Рыбка»

2

13-14

Партерная гимнастика.

2

15-16

Подготовка к концерту.

2

17-18

Движения классического танца.

2

19-20

Флеш-моб.

2

21-22

Работа с солистами танца.

2

23-24

«Югорский танец»

2

25

Ориентировка в пространстве.

1

26-27

Движения народного танца.

2

28

Движения бального танца.

1

29-30

Танец «Маленькие звёзды».

2

31-32

Образно-игровые упражнения.

2

33

Повторение движений и танцев.

1

Итого:

33

Учебно-тематический план ансамбля «Арабеск»

9

2 группа – 4 б,в,г классы (2 часа в неделю)

Наименование разделов

Количество часов

часов

1

Организационная работа

1

2

Учебно-тренировочная работа:

Азбука музыкального движения

Танцевально-ритмическая гимнастика

Тренаж из элементов классического

танца

Тренаж из элементов народного танца

- Тренаж из элементов историко-

бытовых бальных танцев

Учебно-творческая работа

(постановочная, репетиционная работа)

55

3

Работа с солистами

4

4

Концертная деятельность

8

Итого:

68

4 класс

ОСНОВНЫЕ УУД:

Личностные результаты

Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей,

способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения

видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить

себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый

сценический

образ.

Раскрепощаясь

сценически,

обладая

природным

артистизмом, ребенок может мобильно управлять своими эмоциям

и преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности

человека.

Метапредметные результаты

регулятивные

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

10

умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в

их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять

инициативу и самостоятельность в обучении;

познавательные результаты

повторять любой ритм, заданный учителем;

задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его

исполнения (хлопками или притопами).

коммуникативные

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную

позицию;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения,

в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на

позицию партнера в общении и

взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных

позиций в сотрудничестве;

участие в концертной жизни класса, школы;

Предметные результаты

воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении

танцевальных движений

рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения

в три колонны шеренги;

соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических

кругах;

самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа

движений,

руководствуясь музыкой;

передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки:

напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;

передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;

Содержание программы:

1. Организационная работа:

Формирования целей, задач в новом учебном году

Беседа о хореографическом искусстве, прослушивание музыки.

2.Учебно-тренировочная работа.

Азбука музыкального движения.

Ритмический рисунок.

Музыкальные размеры: 2/4, 3/4, 4/4,

Танцевально-ритмическая гимнастика

Экзерсис на середине:

- танцевальные шаги (с носка, с высоким подниманием колена, приставные

шаги);

- упражнения для рук (поднимание, опускание, сгибание в локтевом суставе,

кисти);

- упражнения для головы и шеи (наклоны - вперед, назад, к плечам, повороты);

11

- упражнения на координацию движений;

- упражнения на ориентацию в пространстве;

- прыжки;

-.партерная гимнастика:

- «тучки и солнышко» (упражнения для голеностопа)

- «карандаши» (упражнения для силы ног)

- «угольки» (упражнения для стоп)

- «идем в гости» (упражнения на растяжение мышц ног)

- «корзиночка» ( упражнения для позвоночника)

- «колечко» (упражнения для позвоночника)

- «самолетики» (упражнения для мышц спины)

- «березка» (стойка на лопатках)

Тренаж из элементов классического танца. Азбука хореографии.

- Экзерсис на середине:

- постановка корпуса, апломб

- позиций ног: 1,2;3,6

- позиции рук: 1,2,3;4

- plie (по1, 2,3,6 позиции ног)

- battment tandu в сторону по 1,2,3 п.н.

- releve по1, 6 п.н.(подъем на полупальцы)

- упражнения по диагонали:

- танцевальный шаг

- танцевальный бег

- боковой галоп в паре

- махи вперед, в стороны

- «ножницы»

- подскоки в паре

-арабеск (1,2.3,4)

-повороты в паре

Тренаж из элементов народного танца.

Раскрывание и закрывание рук

-переводы рук по всем трём позициям

-положения рук в танце

Поклоны:

-на месте без рук и с руками,

-поклон с продвижением вперед и отходом назад.

Притопы: трилистник

Простой русский шаг:

-назад через пальцы на всю стопу,

-с притопом и продвижением вперед,

-с притопом и продвижением назад.

Боковой шаг на всей стопе и на полупальцах по прямой позиции.

«Переменный шаг»:

- с притопом и продвижением вперёд и назад

- с фиксацией одной ноги около икры другой и продвижением вперёд и назад

«Девичий ход» с переступаниями; мужские ходы.

12

-Проходочка (женская)

-Хлопушка (мужская)

-Вращения

--. Тренаж из элементов историко-бытовых, бальных танцев.

-основной шаг по одному, в паре, в повороте, перестроения по фигурам.

3.Учебно-творческая работа (постановочная, репетиционная работа).

4.Работа с солистами (отработка сольных партий)

5.Концертная деятельность: участие в концертах, конкурсах, фестивалях.

Танцевальный репертуар (2и 3 группа)

1. «Флэш-моб»

2 «Югорские мотивы»

3. «Полонез»

4. «Мазурка»

5. «Вальс»

4 б,в,г классы

урока

По плану

По факту

Название темы

Кол

-во

час

ов

1

Вводное занятие. Красота танца.

1

2-5

Азбука музыкального движения.

4

6-8

Музыкальные размеры.

3

13

9-11

Основные танцевальные шаги.

3

12-13

Подготовка к концерту.

2

14-17

Упражнения для рук.

4

18-20

Упражнения на координацию

движений.

3

21-23

Танец «Полонез»

3

24-27

Партерная гимнастика.

4

28-30

Танец «Вальс»

3

31-33

Движения классического танца.

3

34-35

Работа с солистами танца.

2

36-38

Ориентировка в пространстве.

3

39-41

«Флэш-моб».

3

42-45

Движения народного танца.

4

46-48

Подготовка к концерту.

3

49-50

Работа с солистами танца.

2

51-53

Музыкально - ритмические

упражнения.

3

54-57

Танец «Югорские мотивы».

4

58-60

Движения бального танца.

3

61-64

Танец «Мазурка».

4

65-67

Подготовка к концерту.

3

68

Повторение движений и танцев.

1

Итого:

68

Календарно-тематическое планирование (3 группа) -4а, д, классы

урока

По плану

По факту

Название темы

Кол

-во

час

ов

1

Вводное занятие. Красота танца.

1

2-5

Азбука музыкального движения.

4

6-8

Музыкальные размеры.

3

14

9-11

Основные танцевальные шаги.

3

12-13

Подготовка к концерту.

2

14-17

Упражнения для рук.

4

18-20

Упражнения на координацию

движений.

3

21-23

Танец «Полонез»

3

24-27

Партерная гимнастика.

4

28-30

Танец «Вальс»

3

31-33

Движения классического танца.

3

34-35

Работа с солистами танца.

2

36-38

Ориентировка в пространстве.

3

39-41

«Флэш-моб».

3

42-45

Движения народного танца.

4

46-48

Подготовка к концерту.

3

49-50

Работа с солистами танца.

2

51-53

Музыкально - ритмические

упражнения.

3

54-57

Танец «Югорские мотивы».

4

58-60

Движения бального танца.

3

61-64

Танец «Мазурка».

4

65-67

Подготовка к концерту.

3

68

Повторение движений и танцев.

1

Итого:

68

Методическое обеспечение программы

Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.

Для достижения цели, задач и содержании программы необходимо опираться в

процессе обучения на следующие хореографические принципы:

- принцип формирования у детей художественного восприятия через танец;

- принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;

- принцип обучения владению культурой движения.

Принципы дидактики:

- принцип развивающегося и воспитывающего характера обучения;

15

- принцип систематичности и последовательности в практическом овладении

основами хореографического мастерства;

- принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение

материала, упражнений, элементов танца;

- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения,

показа;

- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- принцип доступности и посильности;

- принцип прочности обучения как возможность применять полученные

знания во внеурочной деятельности, в учебных целях.

Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие

методы:

1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание

интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные

упражнения - образы.

2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание

музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной

грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология,

историческая справка и др.

3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и

прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.

4. Метод практического обучения, где в учебно - тренировочной работе

осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с

постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск

художественного и технического решения.

Приемы:

- комментирование;

- инструктирование;

- корректирование.

Важным условием выполнения учебной программы является достаточный

уровень материально - технического обеспечения:

- наличие просторного зала; общая площадь 71 кв.м.; на одного человека 3

кв.м.; количество детей на занятии от 15 человек.

- музыкальная аппаратура, аудиозаписи;

- специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером – коврик

костюмы, для концертных номеров.)

Список литературы.

1.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения

и комбинации на середине зала: Учеб. пособие для студ. вузов культуры и

искусств-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с: ил.: ноты

2.Ваганова А.Я. «Основы классического танца»

3. Фирилева.Е.Р.«СА-ФИ-дансе» танцевально-игровая гимнастика для детей.

4. Народные танцы. Издательство ВЦСПС ,1954г.

16

5.ПуртоваТ.В., Беликова А.Н. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ.

учреждений сред. проф. образования, — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,

2003. — 256 с.

6. Ритмика и танец: Программа спецкурса для учащихся 1-3 классов.

Сост. Т. Е. Авинская, Ю.Д. Чурилов,- Ставрополь,1995.

7. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная

гимнастика: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 1910 «Физ.

культура»— М.: Просвещение, 1989.— 175 с.

8.Фольклор - музыка - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов

дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-

метод. пособие / Под ред. С.И.Мерзляковой. -М.: Гуманит. изд. центр

ВЛАДОС, 1999. - 216 с: (Воспитание и доп. образование детей).

9. ГОРШКОВА Е.В. «От жеста к танцу».

17



В раздел образования