Автор: Борисова Светлана Вячеславовна
Должность: Педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 34"
Населённый пункт: г.Нижневартовск, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Внеурочная деятельность "Арабеск"
Раздел: начальное образование
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом по школе
от 30.08.2020 № 361
протокол педсовета №1 от 30.08.2020
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«АРАБЕСК»
Составитель:
Борисова С.В.
педагог-организатор
г. Нижневартовск
2020 год
Пояснительная записка
Танец является одним из древнейших видов народного творчества.
Посредством танца народ передавал свои мысли, чувства, характер, настроение,
отношение к жизни. Вся история танца того или иного народа была связана с
его бытом, обычаями, культурой, традициями, образом жизни, географическим
расположением. В нем отражается современное понимание действительности
средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного
народу, любимого им. Содержание и выразительные средства все время
развиваются в соответствии с изменениями, происходящими в жизни.
Образовательная программа направлена на вооружение воспитанников
знаниями
основ
хореографического
искусства,
развитие
артистических,
исполнительских способностей детей, высокого общефизического, социального
,интеллектуального,
нравственного
уровня.
Актуальность данной программы состоит в том, что она представляет
собой синтез классической, народной и современной хореографии, то есть
широкий спектр хореографического образования. Программа востребована у
родителей (законных представителей) обучающихся и у самих обучающихся, о
чем свидетельствуют данные итогового опроса за 2019-2020 год. Содержание
программы разработано в соответствии с требованиями программ нового
поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут
развития
каждого
обучающегося,
который
будет
пронизывать
самые
разнообразные образовательные области.
Программа
разработана
с
учётом
следующих
законодательных
нормативно-правовых документов:
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Конституция РФ;
- Закон РФ «06 образовании»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» от 24.07.98г. 2 124-Ф3;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. К 197-Ф3;
- Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О
защите
прав
потребителей
и
кодекс
РСФСР
«Об
административных
правонарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
- ФГОС НОО;
- Целевая программа «Дети Югры» на 2011-2015 годы (с изменениями в
приложении от 20.10.2012г.; 24.11.2012г.; 23.02.2013г.);
-
Приказ
«Об
утверждении
плана
мероприятий
по
воспитанию
гражданственности и патриотизма у молодежи города Нижневартовска на 2016-
2010 годы» (от 04.07.2016 г №1008-р);
Педагогическая целесообразность: представляя хореографию во всем ее
многообразии, давая возможность ребенку попробовать себя в различных
направлениях, мы тем самым открываем более широкие перспективы для
самоопределения и самореализации.
2
Цель: Формирование и развитие индивидуальных возможностей и творческих
способностей детей посредством хореографии. С помощью искусства танца
приобщение учащихся к миру прекрасного, развитие их художественного
вкуса.
Задачи:
Воспитательные:
- формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться
в современном обществе;
- формирование потребности здорового образа жизни;
- воспитание культуры движения;
Развивающие:
- развитие физических данных ребенка, улучшение координации движений;
- развитие у детей музыкально-ритмических навыков;
- развитие у детей активности и самостоятельности общения;
- создание базы для творческого мышления детей средствами хореографии;
Образовательные:
- обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы,
самоконтроля и взаимоконтроля;
- обучение детей приемам актерского мастерства; сценической практике;
- обучение навыкам правильного и выразительного движения в области
классической, народной и современной хореографии;
Характеристика программы:
Программа по целям обучения является – развивающая художественную
одаренность в области хореографического искусства;
- по характеру деятельности – деятельностно-творческая;
- по уровню освоения – специализированная;
- по возрасту – разновозрастная;
- по уровню реализации – начальная;
- по сроку реализации –4 года.
Тип программы: модифицированная.
В
основе
лежат
программы
Г.П.Гусева
«Методика
преподавания
народного танца», Ж.Е.Фирилевой, Е.Р.Сайкиной «СА-ФИ-дансе» танцевально-
игровая гимнастика для детей; А.Я.Вагановой «Основы классического танца»
Ожидаемые результаты:
Знать: терминологию танца, раскладки исполнения движения, особенности и
традиции изучаемых народностей, направления хореографии.
Владеть:
культурой
исполнения,
хореографической
памятью,
техникой
движения, сценической выдержкой.
Уметь: выполнять элементы классического и народного экзерсиса на середине,
передавать в движении сложные ритмические рисунки танца, исполнять
различные движения, вращения, дроби, основные шаги.
К концу обучения участник хореографического ансамбля:
3
1. Имеет знания, умения, навыки по хореографии, хороший уровень
физической подготовки, познавательной деятельности.
2. Характеризуется развитыми общими и специальными способностями.
3. Ориентирован на нравственные, общечеловеческие ценности и гуманное
взаимодействие с окружающей средой.
4. Стремится к творческой самореализации.
5. Имеет потребность в постоянном самосовершенствовании.
6. Развит танцевальный, художественный вкус.
7. Владеет сценической выдержкой и практикой.
Формы оценки качества реализации программы.
За период обучения в хореографическом коллективе воспитанники
получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых
проверяется в творческом отчете. Отчет проводится в форме участия детей в
концертах для учителей, родителей, в общешкольных праздниках, в городских
мероприятиях. Педагог подводит итог всей учебно-воспитательной работы,
делает анализ творческих достижений детей.
Программа включает в себя:
- разнообразие видов хореографической деятельности;
- ориентацию индивидуальных особенностей воспитанника, бережное
сохранение и приумножение таких важных качеств ребенка, как
инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность;
- сплочение обучаемых в большой дружный коллектив единомышленников,
способных активно и четко воспринимать учебный процесс, его приемы,
способы и темпы обучения, умение выдавать продукт труда (танец) для
зрителя;
- развитие и сохранение деятельности в коллективе, превалирование групповых
интересов над личными, уважение к личности каждого;
- воспитание патриотизма, здорового образа жизни.
Структура программы:
На каждом этапе обучения дается материал по основным разделам:
1. Организационная работа.
2. Учебно-тренировочная работа.
3. Учебно-творческая работа (постановочная, репетиционная работа).
4. Работа с солистами.
5. Концертная деятельность.
Хотя программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со
спецификой занятий границы их несколько сглаживаются: на одном занятии
выполняются тренировочные упражнения и осуществляется постановочная
работа.
4
Организационная работа заключается в составлении расписания занятий,
выбора танцевального репертуара, обсуждение эскизов костюмов,
прослушивание музыкального материала, беседы о перспективном плане
коллектива, предстоящих выступлениях.
Учебно-тренировочная работа:
1. Азбука музыкального движения;
2. Танцевально-ритмическая гимнастика;
3. Тренаж из элементов классического танца;
4. Тренаж из элементов народного танца;
5. Тренаж из элементов историко-бытовых, бальных танцев;
6. Тренаж из элементов современного танца.
Учебно-творческая работа: (постановочная, репетиционная работа)
1.Постановка танца.
2.Репетиция и отработка танца.
Работа с солистами: отработка сольных партий.
Концертная деятельность: участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Познания основ классического танца является базой фундамента для
более успешного освоения народного и эстрадного танца. В процессе
постановочной работы, репетиций дети приучаются к сотворчеству, у них
развивается художественное воображение, творческие способности.
Программа в основе своей опирается на школу профессионально-
хореографического обучения, но с учетом цели обучения, специфики
хореографического коллектива в начальной общеобразовательной школе.
Продолжительность одного занятия для детей до 8 лет -35 минут; от8 до 10
лет -40 минут.
Учебно-тематический план кружка «Арабеск»
5
1группа – 1г,д,е классы (1 час в неделю)
№
Наименование разделов
Количество часов
часов
1
Организационная работа.
Вводное занятие. Красота танца.
1
2
Учебно-тренировочная работа:
Азбука музыкального движения
Танцевально-ритмическая гимнастика
Тренаж из элементов классического
танца
Тренаж из элементов народного танца
Тренаж из элементов историко-
бытовых, бальных танцев
Учебно-творческая работа
(постановочная, репетиционная работа).
28
3
Работа с солистами
2
4
Концертная деятельность
2
Итого:
33
1 класс
ОСНОВНЫЕ УУД:
Личностные результаты
Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит
отражение
в
эмоциональн-положительном
отношении
обучающегося
к
образовательному
учреждению
через
интерес
к
ритмико-танцевальным,
гимнастическим упражнениям. Наличие эмоционально-ценностного отношения
к
искусству,
физическим
упражнениям.
Развитие
эстетического
вкуса,
культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной
способности.
Метапредметные результаты
регулятивные
способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и
задачи;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
накопление представлений о ритме, синхронном движении.
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной
и внеурочной деятельности
познавательные
6
навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и
интерпретация информации с помощью учителя.
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
коммуникативные
умение координировать свои усилия с усилиями других;
задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных
ситуаций.
Предметные результаты
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое
место в строю и входить в зал организованно;
под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное
положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в
коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом,
двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая
круг и не сходя с его линии;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
выполнять игровые и плясовые движения;
Содержание программы
1.Организационная работа:
Беседа о хореографическом искусстве.
Поклон.
2.Учебно-тренировочная работа
азбука музыкального движения:
динамические оттенки
регистры: высокий, средний, низкий
ритмический рисунок
Танцевально-ритмическая гимнастика
-танцевальные шаги
-подскоки
-бег
-упражнение в паре
-чередование танцевальных шагов
Тренаж из элементов классического танца:
Партерная гимнастика
-перегибы корпуса к ногам
-растяжки
-шпагаты (прямой, поперечный)
-боковые броски
-мостики
-«бабочка»
-«лягушка»
-«березка»
7
экзерсис на середине:
- постановка корпуса, апломб.
- позиции ног: 1,2,3,6
- позиции рук: подготовительное положение, 1,2,3,4
- изучение понятия «поза»; Приступать к их изучению следует после усвоения
постановки корпуса, ног, рук и элементарных движений экзерсиса.
. battement tendu в сторону
. battement tendu вперед, назад
. Preparation.
. Demi-plie 1,2,6 позиции
. demi – rond de jambe par terre
Passe par terre.
battement tendu jete из 1 и 3 позиции
- в сторону
- вперед
- назад
- Releve подъем на полупальцы по 1,3,6 позиции
- Grand plie - 1,2,6 позиции
- battement releve lend на 45,90 – в сторону, вперед, назад
- Grand battement jete в сторону, вперед, назад.
- Port de bras – упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса
--Тренаж из элементов народного танца
-Шесть позиций ног – аналогичны позициям классического танца
- Grand battement jete (большие броски) по 1,3 позициям.
-Поочередное раскрывание рук
-Бытовой шаг с притопом.
- каблуком по полу,
- полупальцами по полу.
-перескоки с ноги на ногу по 6-й позиции и продвижением поочередное
выбрасывание ног перед собой
- «моталочка» в прямом положении на всей стопе,в комбинации.
-«веревочка»:- простая
- «ковырялочка» простая,
-простая дробь на месте,
-дробная дорожка на месте и с продвижением вперед.
- вращения (на середине зала, по диагонали)
-тренаж из элементов историко-бытовых бальных танцев.
основной шаг по одному, в паре, в повороте, перестроения по
фигурам.
3.Учебно-творческая работа: (постановочная, репетиционная работа).
4. Работа с солистами (отработка сольных партий)
5.Концертная деятельность: участие в концертах, конкурсах, фестивалях
Танцевальный репертуар (1группа)
8
1.
«Русский танец»
2.
«Полька»
3.
«Флэш-моб»
4.
«Маленькие звёзды»
5.
«Югорский танец»
Календарно-тематическое планирование (1 группа) -1г, д, е классы
№
урока
По
плану
По факту
Название темы
Кол
-во
час
ов
1
Вводное занятие. Красота танца.
1
2-3
Азбука музыкального движения.
2
4
Динамические оттенки.
1
5
Ритмический рисунок.
1
6-7
Подготовка к концерту.
2
8-9
Упражнения для рук.
2
10
Регистры.
1
11-12
Танец «Рыбка»
2
13-14
Партерная гимнастика.
2
15-16
Подготовка к концерту.
2
17-18
Движения классического танца.
2
19-20
Флеш-моб.
2
21-22
Работа с солистами танца.
2
23-24
«Югорский танец»
2
25
Ориентировка в пространстве.
1
26-27
Движения народного танца.
2
28
Движения бального танца.
1
29-30
Танец «Маленькие звёзды».
2
31-32
Образно-игровые упражнения.
2
33
Повторение движений и танцев.
1
Итого:
33
Учебно-тематический план ансамбля «Арабеск»
9
2 группа – 4 б,в,г классы (2 часа в неделю)
№
Наименование разделов
Количество часов
часов
1
Организационная работа
1
2
Учебно-тренировочная работа:
Азбука музыкального движения
Танцевально-ритмическая гимнастика
Тренаж из элементов классического
танца
Тренаж из элементов народного танца
- Тренаж из элементов историко-
бытовых бальных танцев
Учебно-творческая работа
(постановочная, репетиционная работа)
55
3
Работа с солистами
4
4
Концертная деятельность
8
Итого:
68
4 класс
ОСНОВНЫЕ УУД:
Личностные результаты
Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей,
способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения
видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить
себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый
сценический
образ.
Раскрепощаясь
сценически,
обладая
природным
артистизмом, ребенок может мобильно управлять своими эмоциям
и преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности
человека.
Метапредметные результаты
регулятивные
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность.
10
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в
их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять
инициативу и самостоятельность в обучении;
познавательные результаты
повторять любой ритм, заданный учителем;
задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его
исполнения (хлопками или притопами).
коммуникативные
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
участие в концертной жизни класса, школы;
Предметные результаты
воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении
танцевальных движений
рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения
в три колонны шеренги;
соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических
кругах;
самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа
движений,
руководствуясь музыкой;
передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки:
напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;
передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
Содержание программы:
1. Организационная работа:
Формирования целей, задач в новом учебном году
Беседа о хореографическом искусстве, прослушивание музыки.
2.Учебно-тренировочная работа.
Азбука музыкального движения.
Ритмический рисунок.
Музыкальные размеры: 2/4, 3/4, 4/4,
Танцевально-ритмическая гимнастика
Экзерсис на середине:
- танцевальные шаги (с носка, с высоким подниманием колена, приставные
шаги);
- упражнения для рук (поднимание, опускание, сгибание в локтевом суставе,
кисти);
- упражнения для головы и шеи (наклоны - вперед, назад, к плечам, повороты);
11
- упражнения на координацию движений;
- упражнения на ориентацию в пространстве;
- прыжки;
-.партерная гимнастика:
- «тучки и солнышко» (упражнения для голеностопа)
- «карандаши» (упражнения для силы ног)
- «угольки» (упражнения для стоп)
- «идем в гости» (упражнения на растяжение мышц ног)
- «корзиночка» ( упражнения для позвоночника)
- «колечко» (упражнения для позвоночника)
- «самолетики» (упражнения для мышц спины)
- «березка» (стойка на лопатках)
Тренаж из элементов классического танца. Азбука хореографии.
- Экзерсис на середине:
- постановка корпуса, апломб
- позиций ног: 1,2;3,6
- позиции рук: 1,2,3;4
- plie (по1, 2,3,6 позиции ног)
- battment tandu в сторону по 1,2,3 п.н.
- releve по1, 6 п.н.(подъем на полупальцы)
- упражнения по диагонали:
- танцевальный шаг
- танцевальный бег
- боковой галоп в паре
- махи вперед, в стороны
- «ножницы»
- подскоки в паре
-арабеск (1,2.3,4)
-повороты в паре
Тренаж из элементов народного танца.
Раскрывание и закрывание рук
-переводы рук по всем трём позициям
-положения рук в танце
Поклоны:
-на месте без рук и с руками,
-поклон с продвижением вперед и отходом назад.
Притопы: трилистник
Простой русский шаг:
-назад через пальцы на всю стопу,
-с притопом и продвижением вперед,
-с притопом и продвижением назад.
Боковой шаг на всей стопе и на полупальцах по прямой позиции.
«Переменный шаг»:
- с притопом и продвижением вперёд и назад
- с фиксацией одной ноги около икры другой и продвижением вперёд и назад
«Девичий ход» с переступаниями; мужские ходы.
12
-Проходочка (женская)
-Хлопушка (мужская)
-Вращения
--. Тренаж из элементов историко-бытовых, бальных танцев.
-основной шаг по одному, в паре, в повороте, перестроения по фигурам.
3.Учебно-творческая работа (постановочная, репетиционная работа).
4.Работа с солистами (отработка сольных партий)
5.Концертная деятельность: участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Танцевальный репертуар (2и 3 группа)
1. «Флэш-моб»
2 «Югорские мотивы»
3. «Полонез»
4. «Мазурка»
5. «Вальс»
4 б,в,г классы
№
урока
По плану
По факту
Название темы
Кол
-во
час
ов
1
Вводное занятие. Красота танца.
1
2-5
Азбука музыкального движения.
4
6-8
Музыкальные размеры.
3
13
9-11
Основные танцевальные шаги.
3
12-13
Подготовка к концерту.
2
14-17
Упражнения для рук.
4
18-20
Упражнения на координацию
движений.
3
21-23
Танец «Полонез»
3
24-27
Партерная гимнастика.
4
28-30
Танец «Вальс»
3
31-33
Движения классического танца.
3
34-35
Работа с солистами танца.
2
36-38
Ориентировка в пространстве.
3
39-41
«Флэш-моб».
3
42-45
Движения народного танца.
4
46-48
Подготовка к концерту.
3
49-50
Работа с солистами танца.
2
51-53
Музыкально - ритмические
упражнения.
3
54-57
Танец «Югорские мотивы».
4
58-60
Движения бального танца.
3
61-64
Танец «Мазурка».
4
65-67
Подготовка к концерту.
3
68
Повторение движений и танцев.
1
Итого:
68
Календарно-тематическое планирование (3 группа) -4а, д, классы
№
урока
По плану
По факту
Название темы
Кол
-во
час
ов
1
Вводное занятие. Красота танца.
1
2-5
Азбука музыкального движения.
4
6-8
Музыкальные размеры.
3
14
9-11
Основные танцевальные шаги.
3
12-13
Подготовка к концерту.
2
14-17
Упражнения для рук.
4
18-20
Упражнения на координацию
движений.
3
21-23
Танец «Полонез»
3
24-27
Партерная гимнастика.
4
28-30
Танец «Вальс»
3
31-33
Движения классического танца.
3
34-35
Работа с солистами танца.
2
36-38
Ориентировка в пространстве.
3
39-41
«Флэш-моб».
3
42-45
Движения народного танца.
4
46-48
Подготовка к концерту.
3
49-50
Работа с солистами танца.
2
51-53
Музыкально - ритмические
упражнения.
3
54-57
Танец «Югорские мотивы».
4
58-60
Движения бального танца.
3
61-64
Танец «Мазурка».
4
65-67
Подготовка к концерту.
3
68
Повторение движений и танцев.
1
Итого:
68
Методическое обеспечение программы
Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.
Для достижения цели, задач и содержании программы необходимо опираться в
процессе обучения на следующие хореографические принципы:
- принцип формирования у детей художественного восприятия через танец;
- принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
- принцип обучения владению культурой движения.
Принципы дидактики:
- принцип развивающегося и воспитывающего характера обучения;
15
- принцип систематичности и последовательности в практическом овладении
основами хореографического мастерства;
- принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение
материала, упражнений, элементов танца;
- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения,
показа;
- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип доступности и посильности;
- принцип прочности обучения как возможность применять полученные
знания во внеурочной деятельности, в учебных целях.
Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие
методы:
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание
интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные
упражнения - образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание
музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной
грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология,
историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и
прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно - тренировочной работе
осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с
постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск
художественного и технического решения.
Приемы:
- комментирование;
- инструктирование;
- корректирование.
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный
уровень материально - технического обеспечения:
- наличие просторного зала; общая площадь 71 кв.м.; на одного человека 3
кв.м.; количество детей на занятии от 15 человек.
- музыкальная аппаратура, аудиозаписи;
- специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером – коврик
костюмы, для концертных номеров.)
Список литературы.
1.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения
и комбинации на середине зала: Учеб. пособие для студ. вузов культуры и
искусств-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с: ил.: ноты
2.Ваганова А.Я. «Основы классического танца»
3. Фирилева.Е.Р.«СА-ФИ-дансе» танцевально-игровая гимнастика для детей.
4. Народные танцы. Издательство ВЦСПС ,1954г.
16
5.ПуртоваТ.В., Беликова А.Н. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования, — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003. — 256 с.
6. Ритмика и танец: Программа спецкурса для учащихся 1-3 классов.
Сост. Т. Е. Авинская, Ю.Д. Чурилов,- Ставрополь,1995.
7. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная
гимнастика: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 1910 «Физ.
культура»— М.: Просвещение, 1989.— 175 с.
8.Фольклор - музыка - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов
дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-
метод. пособие / Под ред. С.И.Мерзляковой. -М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1999. - 216 с: (Воспитание и доп. образование детей).
9. ГОРШКОВА Е.В. «От жеста к танцу».
17