Авторы: Игнатова Анжелика Сергеевна, Ванда Анна Дмитриевна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ № 21
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Тема адаптации дошкольников к детскому саду постоянно обсуждается и педагогами и
родителями, и однозначного ответа на вопрос: «В каком возрасте лучше отдать ребенка в
детский сад?»,-никто вам не даст. Ведь адаптация каждого отдельно взятого ребенка- это процесс
индивидуальный.
Есть мамы, которые утверждают, что «систематическое разлучение ребенка с объектом
привязанности травмирует его, и , что только после трех лет ребенок способен понять, что его
ведут в сад не потому, что он не нужен, и его бросают, а потому, что маме надо на работу, и он
поймет…» Есть мнение, что дети социализируются после трех лет и ранее совершенно не следует
отрывать ребенка от мамы, так как это плохо сказывается на детской психике. Поэтому многие
мамы утверждают, что в сад нужно вести с трех лет, а если есть возможность, и после трех лет
отводить в сад не на весь день.
Бытует мнение, что лучше и вовсе не отдавать в детский сад, и коли нет возможности
находиться с мамой, лучше оставить ребенка с любящими бабушками и дедушками, которые
будут лучше присматривать за крохой, чем воспитатель, у которого не один ребенок , а 20-30
ребятишек. Конечно, никто не спорит с тем, что ребенку комфортно с мамой или с
родственниками дома, но «домашние» детки труднее привыкают к школе, им сложнее
адаптироваться в дальнейшей жизни, потому что до школьного коллектива они не росли в
социуме среди своих сверстников. К тому же , их иммунитет оказывается не готовым для того,
чтобы противостоять множеству бактерий, которые их начинают окружать впервые в семилетнем
возрасте.
Другие, напротив, считают, что «чем старше становиться ребенок, тем больше страхов
возникает у него при расставании с мамой». Следовательно, детей лучше приучать к детскому
саду уже с 1,5 лет. (Напомню, что направление в ДОУ в настоящее время выдается детям по
достижении ими двухлетнего возраста)
В СССР была практика посещения детьми ДОУ с 1,5 лет. Некоторые мамы, вынужденные
работать, отдавали своих детей в детский сад даже с трехмесячного возраста. Действительно, к
двум годам такие малыши уже чувствовали себя в детском саду, как дома. Надо сказать, что и
иммунитет у ребятишек раньше был сильнее. Нынешнее поколение дошкольников не справляется
с «микробами» друг друга и первый год в детском саду дети посещают с большими перебоями.
Адаптация психологическая осложняется общей адаптацией детского организма . Поскольку в
основе адаптации лежит так называемый адаптационный синдром (стресс) – совокупность
защитно-приспособительных реакций организма человека, у многих ребятишек , вследствие
заболеваний и многочисленных пропусков, наступает так называемый «откат назад»-им снова
приходиться начинать процесс адаптации, поскольку после долгого отсутствия в ДОУ они
отвыкают от режимных моментов и им сложно изменить свой привычный образ жизни.
Поэтому, мы считаем, что нет определенного возраста, который бы считался оптимальным
для поступления в детский сад. Каждый ребенок индивидуален. Но отказываться от детского сада
совсем-не лучший выход. Детский сад-это хорошая почва для дальнейшего развития детской
личности, твердая база для подготовки к школе и к социуму в целом. Конечно, никто не говорит
об исключениях из правил и здесь они тоже есть. Есть, так называемые, «не садиковские дети».
Причиной тому могут быть и сложная психологическая адаптация, и тяжелые формы аллергии,
когда ребенок не может питаться рационом, предоставляемым пищеблоком детского сада.
Сейчас во многих детских садах присутствует отдельное меню для деток-аллергиков. Нередко
встречаются в последнее время среди дошкольников ребятишки с физиологическим ацетоном.
Эта проблема неврологического характера, и справиться с ней может помочь только
квалифицированный невролог. Детки с неустойчивой психикой чаще подвержены приступам ,их
организм испытывает резкую потребность в глюкозе, вследствие высокого уровня ацетона в
организме. Находясь в детском коллективе, малыши, не всегда реагируют спокойно, если что-то
происходит не так, как им хотелось бы, и тогда может произойти скачок ацетона, что вызывает
симптомы, схожие с кишечным гриппом или ротовирусной инфекцией, что нежелательно для
детского коллектива. И помочь справиться с такой проблемой должны не только родители
совместно с неврологом, но и педагоги, которые должны постараться создать максимально
комфортные условия для ранимого ребенка. Тем самым мы хотим сказать, что из любой ситуации
есть выход, нужно только не сдаваться и приложить максимум совместных усилий, чтоб создать
благоприятную среду для каждого малыша.
Таким образом, можно сказать, что во всем хороша золотая середина. Быть мамой-это
Божий дар и бесконечное счастье, но не стоит забывать о том, что наши детки подрастают, и им
нужно учиться жить в большом мире, поэтому не стоит всячески привязывать их к себе и не
отпускать от себя ни на минуту, иначе они не обретут самостоятельность и уверенность в себе и в
своих силах. Даже те детки, которые приходят в детский сад ,не научившись разговаривать или
плохо кушают, намного быстрее учатся всему этому среди своих сверстников. Но и не стоит
оставлять ребенка по истечении адаптационного периода в детском саду с раннего утра до
позднего вечера. Даже легко адаптируясь в среде ДОУ, ребенок любого дошкольного возраста
очень привязан к маме, к дому, и для него очень важно, чтоб его забирали «не последним», так
как детские чувства и эмоции очень мобильны. Им очень важно чувствовать родительскую
любовь не в сладостях и игрушках, которые вы им покупаете по выходным, а в том времени,
которое вы проводите с ними вместе ежедневно. И чем больше вы уделяете времени своим
детям вне детского сада, гуляя с ними, играя , читая им книги, изготавливая с ними что-либо
своими руками, тем больше впечатлений от общения с родителями остается в детской памяти на
долгое время. Такие дети чувствуют себя любимыми, желанными. А это дорогого стоит! Не
жалейте своего времени на детей. Дети быстро растут. Пройдет каких-нибудь 10-11 лет, и ваши
дети уже не будут так нуждаться в вашем внимании. Не упустите драгоценных моментов
дошкольного детства! Спасибо за внимание!