Автор: Михайлова Рузалия Ильгизовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 36 ЯБЛОНЬКА
Населённый пункт: Г.Сургут
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: "Пожарная безопасность
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №36 «Яблонька»
Конспект НОД по развитию речи в группе
старшего дошкольного возраста «Ласточка»
на тему: «Пожарная безопасность»
Подготовил: воспитатель
Михайлова Р.И.
г. Сургут
2020
Конспект открытого НОД по развитию речи в группе старшего
дошкольного возраста (6 - 7 лет)
Тема:
«Пожарная безопасность»
Цель:
повышение качества речевого развития у детей; совершенствовать
речь
Задачи:
Образовательные:
-продолжать расширять и уточнять представления детей о пожарной
безопасности, пожароопасных предметах, профессии пожарный;
-продолжать формировать умение пересказывать тексты с опорой на
наглядную схему;
-совершенствовать фонематический слух: формировать умение определять
место звука в слове;
-формировать умение различать гласные и согласные звуки;
-формировать умение составлять звуковую схему слова;
-совершенствовать умение образовывать по образцу однокоренные слова;
-закреплять умение делить двусложные слова на слоги;
- обогащать представления о огне, воде;
-активизировать словарный запас детей прилагательными,
характеризующими огонь.
Развивающие:
- развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы,
формировать навыки применения диалогической и монологической речи;
-развивать память, внимание, смекалку, логическое мышление
Воспитательные:
-воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
-воспитывать уверенность в своих силах, проводить профилактику страха
перед огнем,
-воспитывать чувство благодарности к людям, которые помогают нам в
трудных ситуациях.
Приоритетное направление: речевое развитие.
Интеграция: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-
эстетическое развитие.
Используемое оборудование: ноутбук, проектор, доска для слайдов,
мольберт.
Раздаточный материал: карандаши, звуковые домики, заготовки буклета,
картинки по пожарной безопасности, клей-карандаш, клеенка, салфетка (на
каждого ребенка).
Форма организации деятельности: групповая.
Место проведения: групповая комната.
Предварительная работа:
-беседы по теме «Пожарная безопасность», «Профессии».
-продуктивная деятельность: изготовление макета по пожарной
безопасности, изобразительная деятельность «Пожарная безопасность»;
- рассматривание иллюстраций;
-экскурсия в пожарную часть;
-сюжетно – ролевые игры по теме «МЧС»;
-чтение художественной литературы.
Словарная работа: обжигающий.
Вводная часть: дети стоят в кругу.
Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим
настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость
и много новых интересных впечатлений. Здравствуйте!
Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг — берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с
ними тоже поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: А что значит слово «здравствуйте»?
Дети: Здравствуйте, значит «желаю здоровья».
Воспитатель: Ой, ребята, я же совсем забыла, к нам сегодня пришел еще
один гость! Это наш знакомый- Хэлпик.
(на экране появляется Хэлпик, в руке держит огонь.)
Воспитатель: Ой, Ой, Ой. Ребята, что же это? Что же Хэлпик держит в
руках?
Дети: это «огонь».
Воспитатель: Правильно. А разве можно играть с огнем?
Дети: нет, играть с огнем нельзя.
Воспитатель обращает внимание на яркую коробку: Ребята, посмотрите, что
это?
Ответы детей (коробка, подарок, посылка) Это наверное Хэлпик прислал
нам посылку. А вы любите подарочки, давайте посмотрим, что же там?
Воспитатель с детьми открывают подарок, в нем находят коробок спичек,
деревянные палочки, бумагу и письмо.
«Привет ребятишки, девчонки и мальчишки! Подслушала, что вы
собираетесь устроить игры. Чтоб вам было веселей, зажигайте спички
поскорей! Пусть горят костры, будем веселиться мы! ХИ-ХИ-ХИ!!!
«Хэлпик»
Воспитатель: Вот так Хэлпик! Только он мог нам такое подарить! Ребята,
подскажите, правда нужно костры разжигать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что может произойти пожар.
Воспитатель: Получается, огонь приносит только вред?
Дети: Нет, огонь приносит и пользу и вред!
Воспитатель: Правильно! С давних времен огонь приносил пользу человеку,
был его другом, но и оставался опасным врагом, приносящим вред. А вы
сможете объяснить, когда огонь-враг
Воспитатель: Ну, Хэлпик, хоть ты и живешь в волшебной стране, а правила
пожарной безопасности все равно знать и соблюдать нужно!
Ребята, а давайте, сегодня вместе с Хэлпиком поговорим об огне и пожарной
безопасности.
Дидактическая игра «Подбери прилагательное»
Воспитатель: Предлагаю Вам вспомнить, какой же бывает огонь. А помогут
нам волшебные палочки (карандаши с ребристой поверхностью, на конце
объемный огонек).
Крутим палочку, смотрим на огонек, вспоминаем прилагательные, которые
можно отнести к слову «огонь».
Дети: яркий, горячий, обжигающий (повторить, закрепить), опасный,
красивый, красный и т.д.
Воспитатель: правильно.
Воспитатель: Знаешь, Хэлпик, огонь – это очень опасно!
Воспитатель: Ребята, расскажите, что бывает, когда огонь злой?
Дети: горит дом; горит лес; огнём можно обжечь руки, лицо; может
загореться утюг, плита, розетка. (Пригласить детей сесть за столы)
Звуковой анализ слов
На слайде дом с окошками.
Воспитатель: Когда горит дом, что это?
Дети: Это пожар!
Воспитатель: Сколько слогов в слове «пожар»?
Дети: 2.
Воспитатель: Сколько звуков в слове «пожар»?
Дети: 5.
Воспитатель: Какой первый звук?
Дети: «п»
Воспитатель: Какие гласные звуки в слове?
Дети: о, а.
Воспитатель: Есть ли в этом слове мягкие согласные звуки?
Дети: нет.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, у вас на столах лежат звуковые
домики. Я предлагаю Вам самостоятельно составить звуковую схему к слову
«пожар». Будьте внимательны.
Дети совместно с педагогом выполняют звуковой анализ слова «пожар»,
отвечают на вопросы.
Воспитатель: Ребята, а чем можно потушить пожар?
Дети: огнетушитель, песок, вода и т.д.
Воспитатель: правильно. Но издревле, самым лучшим средством тушения
пожара является вода.
Воспитатель: А какие свойства воды вы знаете?
Дети: Вода – это жидкость. Она не имеет формы. Вода прозрачная,
бесцветная, безвкусная. Вода тяжелее воздуха.
Дидактическая игра «Подбери однокоренное слово»
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте подберем однокоренные слова к
слову «вода»
Дети: водяной, водопад, водопровод, водохранилище, водица, водичка,
водный и т.д. Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Хэлпик очень любит веселье, давайте поиграем, повеселим
нашего гостя.
Физкультминутка (2 раза, показ ребенка)
«Спички опасны, их только тронь»
Спички опасны, их только тронь - Дети грозят пальчиком.
Сразу появится яркий огонь! Поднимают руки вверх, шевелят
пальчиками
Сначала маленький, Руки перед собой
Потом большой, большой! Руки вверх, шевелят пальчиками.
Подул ветерок. Дуют.
Но горит огонёк. Руки перед собой, шевелят пальчиками.
Тогда насос включаем, Воду из реки качаем. Руки в кулачках перед
собой, периодически выпрямляем их вниз и вверх обратно
Влево – раз, вправо – два, Наклоны в стороны
Потекла ручьем вода. Ладошки сложены вместе, извивающими
движениями выпрямлять вперёд
Раз, два, три, четыре Хлопки руками
Огонёк мы потушили. «Вытирать пот со лба»
Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать, почему же в одном доме
произошел пожар. Слушайте внимательно! А для этого я буду использовать
опорную схему.
Пересказ рассказа (по опорной схеме)
Воспитатель: А теперь, давайте послушаем рассказ и узнаем, что же
произошло в доме, почему начался пожар.
В одном доме жила семья. Мама, папа и две дочери. Старшую сестру звали
Соня, а младшую звали Анжела. Мама с папой ушли на работу, а девочки
остались одни дома. Старшая сестра села читать книгу, а младшая стала
играть с игрушками. У неё было много игрушек, только все они Анжеле уже
надоели, и она решила придумать себе новую игру. А для игры взяла Анжела
спички. Увидела старшая сестра спички, испугалась и говорит:- Нельзя брать
спички! Нельзя играть со спичками! Только младшая сестра её не послушала
и потихоньку зажгла спичку. Начался пожар.
Пересказ рассказа (2-3 ребенка)
Воспитатель: Ребята, а кто знает, как вызвать пожарных?
Дидактическая игра «Вызываем пожарных»
Воспитатель: Представьте, что у вас горит квартира. Вам необходимо
сообщить об этом пожарным. (Ребенок берет телефонную трубку и
вызывает пожарных. Называют, что горит, адрес и фамилию. Например,
101- Меня зовут Маша Иванова. Помогите, у нас пожар. Улица Свердлова,
дом 8, квартира 3)
Воспитатель: А можно ли ради шутки, звонить по номеру 101? Почему?
Дети: Нет, ведь пока пожарные ездят в поисках несуществующего
возгорания, кому-то может потребоваться настоящая помощь.
Воспитатель: Правильно, ребята. Пожарных нельзя отвлекать от работы без
важных причин и в шутку.
Воспитатель: Ребята, а бывает ли огонь добрым?
Дети: Да.
Воспитатель: А что делает добрый огонь?
Дети: согревает, освещает (дарит тепло, свет), помогает приготовить пищу.
Художественно-продуктивная деятельность «Злой – добрый огонь»
Воспитаель: Ребята, посмотрите у вас на столах лежат буклеты, разверните
их. Слева Вы должны наклеить изображения, где огонь злой, а справа – где
огонь добрый. Картинки находятся в тарелочке на столе.
Не забывайте, нужно аккуратно пользовать клеем, наносить клей только на
специальной клеенке, с обратной стороны; приклеенную картинку
прогладить салфеткой.
Воспитатель: Все закончили? А теперь поменяйтесь буклетом со своим
соседом по парте и давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание
(изображение на экране).
Воспитатель: Молодцы!
А свой буклет мы через волшебный портал отправим Хэлпику.
(фокус с коробкой, на экране у Хэлпика появляется буклет)
Воспитатель: Ну вот и пришла пора Хэлпику отправляться обратно в свою
страну через свой волшебный портал. Пусть он расскажет всем своим
друзьям хэлпикам про пожарную безопасность и покажет им наш буклет. До
свидания, Хэлпик!
Дети: До свидания!
Педагог: Я думаю, что про пожарную безопасность нужно рассказать и
родителям, давайте вечером мы подарим им наши буклеты!
Подведение итогов
Педагог: О чем мы сегодня говорили?
Что вам больше всего понравилось?
Что было самым сложным?
Что нового вы узнали?
Дети: ответы детей.