Автор: Артёмова Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад 23
Населённый пункт: г.о.Домодедово,Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД по Речевому развитию " По следам сказки"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Квест - игра «По следам сказки».
Цель:
пересказ сказки Ш. Перро « Красная Шапочка»,
формировать умение
пересказывать сказку с использованием инновационной технологии « Карты
Проппа»
Задачи
1. Формировать умение пересказывать сказку « Красная Шапочка» с помощью
конструктора сказок "Карты Проппа"
2.Формировать умение выделять структуру сказки (зачин, повторы, герои,
концовка)
3.Развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные
поступки героев.
5.Вызывать эмоциональный отклик детей, воспитывать любовь к
художественной литературе.
Подготовительная работа: чтение сказок «Волк и семеро козлят», « Гуси-
лебеди», «Крошечка - Хаврошечка», беседа по содержанию, анализ сказок, как
жанра литературы; знакомство с героями сказок, знакомство с картами Проппа.
Оборудование: карты Проппа, фонограмма сказки «Красная
шапочка»,аудиозапись физминутки «Три хлопка» , картинки для дидактической
игры «Собери героев сказки» (разрезные картинки), Сл/ игра «Продолжи
предложение», корзинка с кофетами «Красная Шапочка».
Ход.
Организационный момент
Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.
И подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Посмотрите на гостей,
улыбнитесь и поздоровайтесь.
Ребята,сегодня я для вас приготовила квест игру!Но,чтобы понятнее вам было о
чем пойдет речь в этой игре,мне вам нужно задатьнесколько вопросов.Готовы?
Я знаю, что вы очень любите сказки.
Вы знаете, кто пишите сказки? (писатель сказочники).
2.Ребята, а скажите:
- Что такое сказка? ( Сказка-это волшебство, чудо. Это то, чего не бывает на
самом деле)
- Какие части есть в любой сказке?
( зачин, приключения героев, волшебные предметы, превращения и концовка)
-Совершено, верно, в каждой сказке есть три части. Зачин, Сюжет и концовка.
Теперь вам понятна тема нашей игры? (да,играть сегодня будем со
сказкой)
Итак,объясняю правила игры.Я вам буду давать подсказки,с помощью которых
вы будете искать конветры с заданиями.Все конверты спрятаны у нас в группе.
Подсказка 1.Задание 1 там,где строят города!(под музыку дети ищут конверт с
заданием 1,который спрятан в уголке конструирования)Конверт передают
воспитателю.
1.Предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение», я начну, а вы
продолжайте.
- С каких слов может начинаться сказка?
(педагог начинает говорить, а дети заканчивают предложение)
Зачин:
"Жили-….были",
"В некотором царстве,…….в некотором государстве",
"За тридевять земель,…….. в тридевятом царстве".
" Однажды…..в далекие времена".
- А какими словами может заканчиваться сказка?
Концовка:
"Жили они долго ……………. и счастливо"
"И стали они жить-поживать, ………..да добра наживать",
"И я там был, мед, пиво пил,………. да усы лишь обмочил".
«Вот вам сказка …………..а мне баранок связка.
«Вот и сказочки конец, ………. а кто слушал молодец.
- Какое главное условие сказки? ( там добро всегда побеждает зло)
Подсказка 2.Задание там,где создают картины.(под музыку дети ищут конверт
с заданием 2,который спрятан в уголке изо)Конверт передают воспитателю.
2.Д\игра « Собери героя сказки»
«Красная Шапочка»: после того, как собраны и названы герои, разрезная
картинка заменяется целой. Картинки выставляются на доске.)
- Ребята вы узнали, из какой сказки герои?
(дети отвечают полным предложением : Сказка называется «Красная
шапочка»).
- Скажите, а вы хотели бы попробовать себя в роли сказочников? (Ответы
детей)
- Ну, тогда слушайте еще одну подсказку.
Подсказка 3.Задание там,где живут фокусы и опыты.(Дети ищут конверт с
заданием 3,который находится в уголке эксперементирования)Конверт
передают воспитателю,в нем карты «Проппа»
3. Рассказывание сказки « Красная Шапочка» и сопровождение рассказывания
выкладыванием карт Проппа по сюжету.( Карты: Жили-были, герой покидает
дом, запрет, нарушение запрета, враг начинает действовать, появляется
ложный герой, разоблачение ложного героя, появление друга- помощника, враг
оказывается поверженным, счастливый конец, мораль)
Ребята,смотрите здесь
карты.Как они называются?Они помогут нам стать сказочниками?Давайте их
рассмотрим и вспомним как они называются.(Воспитатель показывает
карты,а дети говорят их названия.)Думаю,вы все догадались о какой сказке
сегодня пойдет речь!О какой?Предлагаю вам ее послушать!
Беседа по содержанию.Дети проговаривают слова,воспиатель выставляет карты)
1.
С каких слов начинается эта сказка? (карта домик)
2.
Куда отправилась Красная шапочка? (карта герой покидает дом)
3.
Что сказала мама дочке? (карта запрет)
4.
Почему она стала разговаривать с волком? (карта нарушение запрета)
5.
Как поступил волк? (карта враг начинает действовать)
6.
Что произошло с бабушкой? (карта появляется ложный герой)
7.
Красная шапочка узнала волка? (карта разоблачение ложного героя)
8.
Кто их выручил бабушку и Красную шапочку ? (карта появляется друг -
помощник)
9.
Что случилось с волком? (карта враг оказывается поверженным)
10.
Как закончилась эта сказка? (карта счастливый конец)
11.
Чему учит нас эта сказка? (карта мораль)
4. Повторное прослушивание сказки с установкой на пересказ.
Сейчас вы прослушаете эту сказку ещё раз, а затем попробуете ее рассказать.
(карты убрать по завершению сказки)Ребята,но прежде чем прослушать
сказку нам нужно сделать несколько упражнений,для разминки.Согласны?
Музыкальная физминутка «Три хлопка»
5. Прослушивание и Пересказ сказки детьми с помощью карт Проппа.
Кто будет первым, самым смелым сказочником?
Предлагаю выходить вдвоём. Один будет, находит нужную « карту»,
а другой рассказывает отрывок из сказки.
Выходи, сказку начинайте, а « карты» вам помогут.(если ребёнок затрудняется-
педагог помогает).
Дети пересказывают сказку и последовательно выставляют карты Проппа.
Под картами изображение героев сказки.
Дети в парах рассказывают отрывки из сказки. Молодцы ребята.
6.
Итог.
Как вы считаете, мы стали сказочниками? Какую сказку рассказывали?
Что нам помогло запомнить и рассказать эту сказку? (Карты)
В какую игру играли? Какие задания выполняли? А как вы думаете, нашим
гостям понравилась игра?Ребята ,за то что вы сегодня очень
старались ,выполняли задания Красная шапочка для вас приготовила
угощение. Корзинку со своими конфетками. Кто знает их название?(корзинка
с конфетами красная шапочка).Дети берут угощение,прощаются с гостями и
уходят.
Задание 1
Задание 2
Задание 3