Напоминание

НОД по познавательному развитию "ШОУ Фокусников"


Автор: Артёмова Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад 23
Населённый пункт: г.о.Домодедово,Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД по познавательному развитию "ШОУ Фокусников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Шоу фокусников»

Вид деятельности: Игровая. Познавательно исследовательская

Форма проведения: совместная деятельность

Место проведения: кабинет экологии

Направление: познавательно-речевое

Образовательная область: «Познание»

Цель: Формировать знания детей через экспериментальную деятельность в

совместной игровой деятельности

Программные задачи:

образовательные:

-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое

мышление;

- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;

-расширять знания и представления старших дошкольников о необходимости

математических знаний в различных ситуациях, закреплять геометрические

фигуры;

-формировать знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей, о силе

воздуха, о составе молока и свойстве моющего средства.

развивающие:

-развивать

мыслительные

процессы:

внимание,

мышление,

память,

тактильную чувствительность;

-умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;

- умение использовать условную мерку.

воспитательные:

-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;

- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.

Интегрируемые образовательные области:

«Социально-коммуникативное»,

«Речевое»,

«Познавательное»,

«Физическое».

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, художественное слово

Игровые: превращение в фокусников, психологическая игра «Зеваки»,

музыкальная физминутка «Буги - вугги»

Практические: выполнение экспериментов.

Словарная работа: закреплять в речи: эксперимент, магнитная сила,

атрибуты, лоток, плоскость.

Оборудование и материалы: блюдца, молоко, моющее средство, пипетки,

пищевые красители; стаканчики, сироп, вода, масло растительное, магниты,

скрепки, плоскости, воздушные шары, магнитофон

раздаточные: предметы для экспериментов, атрибуты фокусника.

Предварительная работа с детьми: рассказ детям о профессии фокусника,

о целях и принципах его деятельности, работа с детьми в «Центре

экспериментов», беседа о технике безопасности при проведении опытов,

знакомство с игрой «Зеваки», разучивание физминутки под музыку.

Примерная структура занятия-экспериментирования:

1. Организационный момент (превращение в фокусников, деление на

команды)

2. Психологический настрой (Игра «Зеваки»)

3. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.

4. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления

экспериментирования.

5. Уточнение плана исследования

6. Процесс экспериментирования

7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования

Организационный момент:

Дети заходят в кабинет.Здороваются с гостями.Встают полукругом.

В:Ребята,Скажите, кто из вас был в цирке?(ответы детей).Скажите,а хотели

бы вы сами стать артистами цирка,фокусниками например?(Ответы детей) Н

В: Сейчас, я буду превращать вас в фокусников. Но перед тем,как нам начать

наше превращение нужно настроиться. Игра «Зеваки»(Дети двигаются по

кругу под звук бубна.Как только бубен замолкает,дети должны хлопнуть в

ладоши и поменять направление)Молодцы,теперь вы готовы к нашему

превращению.

Закройте все глаза.

1, 2, 3, 4, 5 начинаю превращать

На носочки поднимитесь

Потихоньку покружитесь

В фокусников превратитесь!

(Воспитатель одевает шляпу)

В: Я тоже превратилась в фокусника и на правах старшего, буду главный

фокусник. Согласны? Я буду объявлять название фокуса, наблюдать за

правильностью эксперимента, ну и помогать, если у вас возникнут

трудности. Хорошо? И чтобы вы были тоже немного похожи на фокусника, я

приготовила вам вот такие атрибуты. (Воспитатель достаёт коробку с

колпачками) – дети одевают.

В: Для подготовки нам нужно разделиться на три команды. Как мы сможем

это сделать?

В: Кристина, напомни условия деления на команды с помощью нашего

волшебного мешочка.

К: Все по очереди будут доставать из мешка геометрические фигуры, у кого

одинаковые фигуры в одной команде.

В: Я хочу немного усложнить вам правила: прежде чем достать фигуру, её

нужно потрогать и назвать, цвет фигур не учитываем, только по форме.

(Дети называют фигуры)

В: Теперь каждая команда сделайте свой круг.

(Дети делают три круга)

В: Дима, посчитай, сколько человек в твоей команде?

Леша, по сколько человек в командах?

Как можно по - другому сказать Василиса?

( В командах по 5 человек)

В: Посмотрите и запомните кто с кем в команде. А теперь положите

геометрические фигуры в тарелочку.

В: Сейчас я приглашаю вас в наш "Центр подготовки фокусников».

( В центре экспериментальной деятельности 3 лотка,

лотки отмечены

геометрическими фигурами: треугольник, ромб, прямоугольник).

В: Ребята, вот три лотка нам для работы. Давайте подготовим место для

работы.

(Дети расстилают клеёнки, несут лотки на столы)

(Воспитатель предлагает детям принести стулья на ковёр)

В: Чтобы сосредоточиться для работы поиграем в игру «Зеваки»

(Пока звучит бубен дети идут по кругу, бубен замолкает, дети делаю 4

хлопка, берутся за руки и идут в другую сторону)

Основная часть

В: Вы молодцы, вижу все сосредоточились. И я приглашаю команду у кого

была геометрическая фигура прямоугольник, остальные участники пока

будут зрителями.

В: Вот такого волшебства

Не видали никогда,

Посчитаем хором, дружно.

Д: 4, 3, 2, 1!

Что случиться, поглядим!

В: Первый фокус "Танцующее молоко"

(Сначала нужно налить молоко, потом пипеткой капнуть в молоко краску.

Взять ватную палочку, макнуть её в моющее средство и дотронуться до

краски)

(Дети выполняют)

В: Что получилось?

Воспитатель предлагает всем подойти и посмотреть результат.

В: Почему так получилось, как вы думаете?

Вывод: В молоке есть жиринки, а жир боится моющее средство, вот и

разбегается в разные стороны.

В: Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром, северное

сияние)

В: Я предлагаю вам капнуть другой краски и проделать тоже самое, а теперь

нарисуйте палочкой разные плавные линии. Что получается?

(Дети)

В: Какая красота получилась! Давайте поаплодируем нашим фокусникам.

В: Приглашаю команду фокусников у кого геометрическая фигура ромб.

Дети подходят к лоткам.

В: Вот такого волшебства

Не видали никогда

Посчитаем хором дружно

Д: 4, 3, 2, 1, что случится, поглядим!

В: Следующий фокус «Магнитная сила»

Что будим делать в этом эксперименте?

( Сначала возьмём большой магнит и проверим, сколько скрепок к нему

прицепится.Возьмём маленький магнит и посмотрим,

сколько скрепок

прицепится к нему)

Дети выполняют действия с магнитами.

В: Что можно сказать, почему так получается?

Дети: У большого магнитная сила больше, а у маленького меньше.

В: Ребята, как вы думаете, будет действовать магнитная сила через

плоскость?

Дети говорят свои выводы.

В: Давайте проверим. Расположите скрепки по краю плоскости и потом

попробуйте собрать скрепки в центр круга маленьким магнитом, а потом

большим. Что можно сказать об этом?

Вывод: Магнитная сила большого магнита может двигать скрепки, а

магнитная сила маленького магнита слабая, она не двигает скрепки.

В: Давайте поаплодируем нашим фокусникам, разобрались и с этим

экспериментом.

В: Приглашаю фокусников с фигурами треугольник.

В: Вот такого волшебства

Не видали никогда

Посчитаем хором дружно

Д:4, 3, 2, 1, что случится, поглядим.

В: Следующий фокус "Разноцветные жидкости"

( Сначала мы нальём сироп, потом простой воды и потом нальём

растительного масла, наливать воду по стеночке стаканчика)

В: Хочу немного усложнить вам этот эксперимент. Наливать жидкости вы

будите с помощью мерок. Сироп отмерить до цифры 1, воду до цифры 2, а

растительного масла столько сколько сиропа.

Это сколько, ребята? (До цифры 1)

В: Приступаем, а вы ребята внимательно наблюдайте, правильно наши

фокусники измеряют жидкости.

Воспитатель контролирует, помогает.

В: Что получилось, ребята?

Вывод: Сироп остался внизу, вода посредине, а масло сверху.

В: Почему, как вы думаете?

Вывод: Сироп самый тяжёлый, он опустился вниз, а масло самое лёгкое, оно

осталось сверху.

В: Молодцы, поаплодируем фокусникам.

Ребята, а какие должны быть фокусники?

( Внимательные, ловкие, быстрые)

В: Вот сейчас, я вас и проверю на ловкость, внимательность и быстроту

реакции. Вставайте все в круг и под музыку выполняйте движения и

старайтесь не ошибиться, выполнять быстро.

Дети выполняют движения под песню "Буги -вуги"

В: Вы молодцы!

А сейчас я вам покажу фокус.

"Фиерверк из шаров"

Надую шары и закреплю прищепкой. Посмотрите на шарики. Сейчас по я

отпущу шары и посмотрим, который шар улетит дальше или выше.

В: Который шар улетел дальше? Почему?

Вывод: Потому что он был больше. а значит в нём было больше воздуха.

Воздух выходил сильнее и быстрее.

Заключительная часть

В: Ребята вам понравилось быть фокусниками?(ответы детей).А что

понравилось больше всего?Какие фокусы-эксперементы мы делали?Что

нового узнали?

На намять о сегодняшнем дне,я дарю вам эти колпачки.А еще все ,чему вы

сегодня научились теперь можете показать дома родителям и друзьям!

Прощаются с гостями и уходят.

Самоанализ занимательной деятельности

Занимательная деятельность проводилась с детьми старшей группы. В

количестве 15 чел.

По теме: «Развитие у детей познавательной активности, через детское

экспериментирование». «Шоу фокусников»

Цель: Формировать

знания

детей

через

экспериментальную

деятельность в совместной игровой деятельности

Программные задачи:

образовательные:

-упражнять в

умении

анализировать,

делать

выводы,

развивать

логическое мышление;

- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения

науки;

-расширять

знания

и

представления

старших

дошкольников

о

необходимости математических знаний в различных ситуациях, закреплять

геометрические фигуры;

-формировать знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей,

о силе воздуха, о составе молока и свойстве моющего средства.

развивающие:

-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память,

тактильную чувствительность;

-умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;

- умение использовать условную мерку.

воспитательные:

-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;

- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.

Интегрируемые образовательные области:

«Социально-коммуникативное»,

«Речевое»,

«Познавательное»,

«Физическое».

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, художественное слово

Игровые: превращение в фокусников, психологическая игра «Зеваки»,

музыкальная физминутка « Буги -вуги»

Практические: выполнение экспериментов.

Словарная работа: закреплять в речи: эксперимент, магнитная сила,

атрибуты, лоток, плоскость.

Правила безопасности при проведении эксперимента:

- работа под наблюдением взрослого;

-осторожно обращаться с емкостями;

Не брать руки в рот , и т.д.

Образовательная

деятельность

построена

с

дидактическими

и

общепедагогическими принципами:

Принцип непрерывности (занимательная деятельность была построена

на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес детей)

Принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным

особенностям детей)

Принцип психологической комфортности (в знакомой обстановке, в

игровой форме).

При планировании образовательной деятельности мною учитывались

индивидуальные и возрастные особенности детей (в группе были дети

медлительные и малоактивные. Группа старшая, но ещё никому не

исполнилось 6 лет.

На протяжении всего занятия старалась, чтобы в

деятельности участвовали все дети (одни выполняли действия, другие

наблюдали,

все

дети

участвовали

в

психогимнастике,

физминутке..

Постоянно активизировала внимание детей за правильным и аккуратным

выполнением эксперимента (что способствовало поддержке дисциплины и

самостоятельности.

Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

Практический метод (эксперименты выполняли сами)

Словесный метод (вопросы и ответы)

Психологический настрой (М.П.Игра «Зеваки»)

Игровой приём (превращение в фокусников, атрибуты)

Использованные

методы

способствовали

организационному

выполнению поставленных задач перед детьми.

Использование метода работы детей подгруппами всегда вызывало

осложнение, т. к. детям нужно самостоятельно делиться на подгруппы и

выполнять эксперимент вместе со всеми одновременно.( Но, дети с этим

справились)

Работоспособность детей была на протяжении всей деятельности,

каждому хотелось поучаствовать в эксперименте и сделать свой вывод.

Смена вида деятельности на следующем этапе занятия позволила

предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом

деятельности.

Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в

разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

По итогам исследований отчитывались о проделанной работе, что

позволило детям научиться взаимодействовать в группе, излагать свои

мысли, осознавать значимость своей работы.

Считаю,

что

совместная

образовательная

деятельность

достигла

запланированной цели. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию

деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач,

помогли обобщить и закрепить полученные знания. Об этом можно судить

по ответам и действиям детей, по интересу и желанию. Поставленные задачи

удалось реализовать полностью, благодаря созданной творческой атмосфере.

Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для

детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и

такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для

понимания

детей, побуждала

детей

к

проявлению

инициативы

и

самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.



В раздел образования