Напоминание

«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников».


Автор: Соболева Ирина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №6
Населённый пункт: город Белая Калитва
Наименование материала: Обобщение опыта работы.
Тема: «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников».
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Музейная педагогика как средство патриотического

воспитания дошкольников».

Уже с младшего дошкольного возраста, человек формируется как личность. В

этом возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек

приобщается

к

духовно-нравственным

основам,

обретает

ценностные

ориентиры. Личность же старшего дошкольника – это важное звено в цепочке

преемственности поколений. Поэтому одним из центральных направлений

работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта

«Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации» в

рамках

национального проекта

«Образование».

Проект,

основная

цель

которого

воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе

духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических

и национально-культурных традиций путём вовлечения к 2025 году 25%

граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания, станет

ресурсной базой для дальнейшей реализации поправок в закон об образовании,

направленных на воспитательную работу.

Во исполнение статьи 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об

образовании

в

Российской

Федерации»

с

целью

приведения

основной

образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС № 6

«Сказка» в соответствие с действующим законодательством на основании

решения педагогического совета (протокол от 15.01.2021 № 3) была разработана

рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы

ДОУ.

Являясь членом рабочей группы, мной разработан модуль «Роль музейной

педагогики в воспитании юного патриота».

Музейная педагогика является

эффективным

средством

воспитания

личности

ребенка,

обеспечивает

историческую преемственность поколений, сохраняет национальную культуру,

формирует бережное отношение к наследию народов России. Музейное дело

раскрывает духовно-нравственный потенциал дошкольника и способствует

освоению социально-значимых представлений об окружающем мире.

Содержание модуля выстраивается с учетом региональной специфики,

социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и

индивидуальных особенностей. Основная цель - приобщение детей к традициям,

истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края.

Задачи:

формировать элементарные знания о предметах и объектах окружающего

мира;

формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, о

социокультурных ценностях, быте, традициях и праздниках;

способствовать

воспитанию

эмоционально-ценностного

отношения,

чувства гордости и сопричастности к родному дому, семье, своей Родине.

Знакомство воспитанников ДОУ начинается с посещения Белокалитвинского

историко-краеведческого

музея.

Музей

это

надежный

хранитель

исторической памяти и наследия прошедших эпох. Он

также является

эффективным средством познания системы ценностей, традиций, которые

передаются из поколения в поколение. Современный музей это место, где легко

организовать диалог на разные темы средствами культуры. И социальная

ценность такой площадки очень высока.

Дети не только знакомятся с родным городом, его историей, но и учатся

выражать своё личное отношение, как к экспонатам мини-музея, так и к

историческим событиям отечественной истории.

Детский музей-это целая воспитательно-образовательная система, в которой

музейная педагогика облегчает ребёнку вхождение в сложный мир искусства,

погружает его в мир традиционной культуры. В обычном музее ребёнок лишь

пассивный созерцатель, а здесь

он – соавтор, творец экспозиции. В ДОУ

создаются мини-музеи разной тематики.

Огромную помощь и поддержку оказывают

родители воспитанников,

приносят экспонаты, помогают в оформлении. Педагоги вместе с детьми

разрабатывают содержание экскурсий по музею, причем сами дошкольники

могут предложить, что именно они считают нужным рассказать в мини-музее.

В группе организованны мини-музеи:

«Казачья утварь». Музей пополняется экспонатами: глиняный кувшин-

махотка, вязанные крючком скатерть и салфетки, ухват, скалка и рубель для

разглаживания белья.

«Народные промыслы Донской земли» - это и Семикаракорская глиняная

посуда, и плетеные изделия (корзинки из лозы), и кружевоплетение (скатерть и

салфетки), и лоскутное шитьё (одеяло).

«Куклы

наших

бабушек».

Это

совместное

творчество

детей,

педагогического

коллектива,

родителей

воспитанников

(куклы-семиручки,

куклы-пеленашки, куклы из соломы, ткани, лоскутков, вязанные крючком и

спицами).

Взаимодействие с музыкальным руководителем позволило создать в

группе мини-музей «Казачьи народные инструменты». Куда вошли такие

экспонаты: рубель, трещотки, деревянные ложки, трензель или треугольник.

В речевом развитии атрибуты и игры мини-музея «Как у нас на Дону»

расширяют казачий словарный запас детей через авторские игры «Мой город в

прошлом и настоящем»,

«Путешествие по городу», «Казачьи слова», «Собери

казачью пословицу», «Составь из слов предложение», «Найди пару к слову»,

«Казачья поговорка». Играя, дети знакомятся с историей города через

самобытность казачьего наречия. Таким образом, дети приобщаются к речевой

культуре казачества.

Мини-музей

«Старинной

фотографии»

(где

были

представлены

фотографии начала прошлого века,

сделанные на картоне). Историческая

ценность этих фотографий состоит не только в том, что они отражают семейные

взаимосвязи. На этих фотографиях читается целая эпоха: история казачества,

довоенные фотографии, фото военных лет, послевоенные годы, на которых

можно было увидеть наш город в разные его исторические периоды.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только

можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а

здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа,

мама, бабушка и дедушка.

Гордость ДОУ - «Музей Славы», создан совместно с родителями к проекту

«Мы будем помнить об этом всегда». В этой экспозиции представлены военные

находки с раскопок поисковой экспедиции Белокалитвинского Матвея Платова

казачьего кадетского корпуса, в которой вместе с родителями участвовала наша

воспитанница Соловьёва Соня. Гильзы, снаряды, саперская лопатка, разбитая

солдатская каска, штык и затвор от винтовки, граната – всё это было найдено во

время раскопок. В экспозицию также вошли личные вещи ветерана Великой

Отечественной войны Соловьёва Петра Фёдоровича, которому в этом году

исполнилось 95 лет. Был создан не просто музей экспонатов, перед детьми

стояла важная задача – самостоятельно найти информацию о каждом экспонате.

Изучая историю, дети осознавали ценностную значимость военных писем-

конвертов, солдатской фляжки и ложки, сапёрной лопатки.

Каждый ребёнок, выступающий в роли экскурсовода, вместе с родителями

придумывали текст, на основе полученной информации и затем, рассказывали

свои истории всей группе. Фотогаллерея портретов родных и близких, с

рассказами детей о том, с какими трудностями пришлось столкнуться им в годы

войны, как на фронте, так и в тылу, помогла детям глубже понять, что испытали

люди в эти лихие годы. Ещё один важный экспонат, созданный нами для «Музея

Славы» - это книга памяти. В нашем городе много улиц, названных в честь

героев войны. Имена этих героев сохранит теперь наша книга памяти.

Наш музей стал центром, где проходит культурная жизнь воспитанников:

Литературный вечер "Мы о войне стихами говорим" разговор шел о ВОВ,

о великой Победе на замечательном языке, на языке поэзии.

Музыкальная гостиная «Этот день Победы».

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с

распространением CoViD-19 был создан интерактивный музей «Музей Славы».

Пополнение экспонатов музея происходит постоянно. Это и обновление

имеющихся экспонатов, и привнесение новых.

Работа в мини-музее помогла заложить хорошую основу гармоничного

развития

личности

ребёнка,

сформировать

эстетический

вкус,

повысить

активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным. У

воспитанников обострилось понимание того, в какой стране мы живём, что наше

Отечество развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни

во имя мира на земле, во имя безоблачного детства маленьких граждан.



В раздел образования