Автор: Соболева Ирина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №6
Населённый пункт: город Белая Калитва
Наименование материала: Обобщение опыта работы.
Тема: «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников».
Раздел: дошкольное образование
«Музейная педагогика как средство патриотического
воспитания дошкольников».
Уже с младшего дошкольного возраста, человек формируется как личность. В
этом возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек
приобщается
к
духовно-нравственным
основам,
обретает
ценностные
ориентиры. Личность же старшего дошкольника – это важное звено в цепочке
преемственности поколений. Поэтому одним из центральных направлений
работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта
«Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации» в
рамках
национального проекта
«Образование».
Проект,
основная
цель
которого
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе
духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических
и национально-культурных традиций путём вовлечения к 2025 году 25%
граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания, станет
ресурсной базой для дальнейшей реализации поправок в закон об образовании,
направленных на воспитательную работу.
Во исполнение статьи 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании
в
Российской
Федерации»
с
целью
приведения
основной
образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС № 6
«Сказка» в соответствие с действующим законодательством на основании
решения педагогического совета (протокол от 15.01.2021 № 3) была разработана
рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы
ДОУ.
Являясь членом рабочей группы, мной разработан модуль «Роль музейной
педагогики в воспитании юного патриота».
Музейная педагогика является
эффективным
средством
воспитания
личности
ребенка,
обеспечивает
историческую преемственность поколений, сохраняет национальную культуру,
формирует бережное отношение к наследию народов России. Музейное дело
раскрывает духовно-нравственный потенциал дошкольника и способствует
освоению социально-значимых представлений об окружающем мире.
Содержание модуля выстраивается с учетом региональной специфики,
социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и
индивидуальных особенностей. Основная цель - приобщение детей к традициям,
истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края.
Задачи:
формировать элементарные знания о предметах и объектах окружающего
мира;
формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, о
социокультурных ценностях, быте, традициях и праздниках;
способствовать
воспитанию
эмоционально-ценностного
отношения,
чувства гордости и сопричастности к родному дому, семье, своей Родине.
Знакомство воспитанников ДОУ начинается с посещения Белокалитвинского
историко-краеведческого
музея.
Музей
–
это
надежный
хранитель
исторической памяти и наследия прошедших эпох. Он
также является
эффективным средством познания системы ценностей, традиций, которые
передаются из поколения в поколение. Современный музей это место, где легко
организовать диалог на разные темы средствами культуры. И социальная
ценность такой площадки очень высока.
Дети не только знакомятся с родным городом, его историей, но и учатся
выражать своё личное отношение, как к экспонатам мини-музея, так и к
историческим событиям отечественной истории.
Детский музей-это целая воспитательно-образовательная система, в которой
музейная педагогика облегчает ребёнку вхождение в сложный мир искусства,
погружает его в мир традиционной культуры. В обычном музее ребёнок лишь
пассивный созерцатель, а здесь
он – соавтор, творец экспозиции. В ДОУ
создаются мини-музеи разной тематики.
Огромную помощь и поддержку оказывают
родители воспитанников,
приносят экспонаты, помогают в оформлении. Педагоги вместе с детьми
разрабатывают содержание экскурсий по музею, причем сами дошкольники
могут предложить, что именно они считают нужным рассказать в мини-музее.
В группе организованны мини-музеи:
«Казачья утварь». Музей пополняется экспонатами: глиняный кувшин-
махотка, вязанные крючком скатерть и салфетки, ухват, скалка и рубель для
разглаживания белья.
«Народные промыслы Донской земли» - это и Семикаракорская глиняная
посуда, и плетеные изделия (корзинки из лозы), и кружевоплетение (скатерть и
салфетки), и лоскутное шитьё (одеяло).
«Куклы
наших
бабушек».
Это
совместное
творчество
детей,
педагогического
коллектива,
родителей
воспитанников
(куклы-семиручки,
куклы-пеленашки, куклы из соломы, ткани, лоскутков, вязанные крючком и
спицами).
Взаимодействие с музыкальным руководителем позволило создать в
группе мини-музей «Казачьи народные инструменты». Куда вошли такие
экспонаты: рубель, трещотки, деревянные ложки, трензель или треугольник.
В речевом развитии атрибуты и игры мини-музея «Как у нас на Дону»
расширяют казачий словарный запас детей через авторские игры «Мой город в
прошлом и настоящем»,
«Путешествие по городу», «Казачьи слова», «Собери
казачью пословицу», «Составь из слов предложение», «Найди пару к слову»,
«Казачья поговорка». Играя, дети знакомятся с историей города через
самобытность казачьего наречия. Таким образом, дети приобщаются к речевой
культуре казачества.
Мини-музей
«Старинной
фотографии»
(где
были
представлены
фотографии начала прошлого века,
сделанные на картоне). Историческая
ценность этих фотографий состоит не только в том, что они отражают семейные
взаимосвязи. На этих фотографиях читается целая эпоха: история казачества,
довоенные фотографии, фото военных лет, послевоенные годы, на которых
можно было увидеть наш город в разные его исторические периоды.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только
можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а
здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа,
мама, бабушка и дедушка.
Гордость ДОУ - «Музей Славы», создан совместно с родителями к проекту
«Мы будем помнить об этом всегда». В этой экспозиции представлены военные
находки с раскопок поисковой экспедиции Белокалитвинского Матвея Платова
казачьего кадетского корпуса, в которой вместе с родителями участвовала наша
воспитанница Соловьёва Соня. Гильзы, снаряды, саперская лопатка, разбитая
солдатская каска, штык и затвор от винтовки, граната – всё это было найдено во
время раскопок. В экспозицию также вошли личные вещи ветерана Великой
Отечественной войны Соловьёва Петра Фёдоровича, которому в этом году
исполнилось 95 лет. Был создан не просто музей экспонатов, перед детьми
стояла важная задача – самостоятельно найти информацию о каждом экспонате.
Изучая историю, дети осознавали ценностную значимость военных писем-
конвертов, солдатской фляжки и ложки, сапёрной лопатки.
Каждый ребёнок, выступающий в роли экскурсовода, вместе с родителями
придумывали текст, на основе полученной информации и затем, рассказывали
свои истории всей группе. Фотогаллерея портретов родных и близких, с
рассказами детей о том, с какими трудностями пришлось столкнуться им в годы
войны, как на фронте, так и в тылу, помогла детям глубже понять, что испытали
люди в эти лихие годы. Ещё один важный экспонат, созданный нами для «Музея
Славы» - это книга памяти. В нашем городе много улиц, названных в честь
героев войны. Имена этих героев сохранит теперь наша книга памяти.
Наш музей стал центром, где проходит культурная жизнь воспитанников:
Литературный вечер "Мы о войне стихами говорим" разговор шел о ВОВ,
о великой Победе на замечательном языке, на языке поэзии.
Музыкальная гостиная «Этот день Победы».
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с
распространением CoViD-19 был создан интерактивный музей «Музей Славы».
Пополнение экспонатов музея происходит постоянно. Это и обновление
имеющихся экспонатов, и привнесение новых.
Работа в мини-музее помогла заложить хорошую основу гармоничного
развития
личности
ребёнка,
сформировать
эстетический
вкус,
повысить
активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным. У
воспитанников обострилось понимание того, в какой стране мы живём, что наше
Отечество развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни
во имя мира на земле, во имя безоблачного детства маленьких граждан.