Автор: Господинов Александр Сергеевич
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ Школа №38 Приморского района г.Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Мотивация детей в начальной школе на уроке ритмики
Тема: Формирование мотивации детей к танцевальным занятиям
Раздел: дополнительное образование
Формирование мотивации детей к танцевальным занятиям
Любая деятельность не возможна без мотивации, и танцы - не исключение. Чаще
всего, достижению цели мешает недостаточная мотивация. Причем наиболее важной
является именно внутренняя мотивация, которая возникает, внутри самого человека,
независимо от внешних причин. Не внешняя, которая толкает нас на определенные
действия извне, а именно наша личная сила и наше стремление добиться результата,
несмотря на встречающиеся, на пути препятствия, проблемы и т.д.
Мотив – это то, что провоцирует нас к какому либо действию или осознанное
желание, та причина, почему мы хотим, что то делать, чем то заниматься, чего то
достигать. Итак, понятием мотивации в танцевальной психологии есть :
· желание тренироваться;
· желание достигать результата;
· желание преодолевать трудности, которые неизбежно возникают на этом пути;
· желание идти вперед (делать танцевальную карьеру) и т.д.
В каждом возрасте и в каждом отдельном случае имеет место разная мотивация, то
есть разные желания. В любом возрасте есть свои исключения.
По разным причинам не все ребята могут заниматься танцами. А каждый хочет
проявить себя в творчестве, реализоваться в проектах, викторинах, концертах, конкурсах.
Есть прекрасные возможности показать себя, для этого важно стараться, заниматься.
Только благодаря упорству можно добиться замечательных результатов.
Начиная с 1-ого класса, на уроке ритмики учатся комплексы движений, но просто
выполнять задания неинтересно. Поэтому на занятиях предмета «Волшебство танца»
дети учат танцы. Ученики стараются красиво и музыкально танцевать, быть физически
сильными.
Какие же цели во время обучения танцам?
Танец – Искусство пластических и ритмических движений, задача – сделать
физическую нагрузку оптимальной. При этом внимание должно быть сфокусировано на
теле
и
развитии
навыка
выполнения
хорошо
контролируемых,
многообразных,
пластичных движений. Энергичные упражнения способствуют развитию силы и гибкости,
обеспечивают нормальное развитие детского организма.
Танец – это творческий процесс. Использование творческого воображения ребят и
умения придумывать оригинальное, необычное позволяют превратить танцы в самую
приятную физическую активность. Когда учителя, родители, ровесники оценивают
успешное выступление, это приводит к росту уверенности в себе и повышению
самооценки.
Танцу присуще выразительность и информативность. Цель – давать возможность
детям выражать свои чувства посредством ритмических движений.
Танец – это искусство, развивающее артистические способности, поэтому
необходимо обучать знанию и пониманию элементов движений, повышающих уровень
артистического
мастерства
детей.
Разнообразие
и
контраст,
применяемые
как
выразительные средства для передачи формы, скорости, силы и направления движений
тела, являются главными элементами, обеспечивают улучшение качества исполнения.
Танец – это «ситуация успеха».
Во время уроков при правильном исполнении движений создаётся ситуация успеха при
которой у ученика улучшается настроение, он участвует в согласованных действиях. Все
это оказывает огромное влияние на выбор детьми активного образа жизни.
Какой вид мотивации является наиболее важным на разных этапах занятия
танцами?
Так как на каждом возрастном этапе у танцоров изменяется мотивация и факторы,
которые на нее влияют. Рассмотрим особенности формирования мотивации у детей 5-7
лет или первого года обучения.
Начальный этап обучения.
Для ребенка, который пришел на танцы, не всегда ставиться целью получение
высоких спортивных результатов. Основная причина обычно заключается в том, чтоб
занять свободное время, отвлечься от компьютерных игр, дать физическую нагрузку.
На начальном этапе обучения эти задачи решаются.
В этот момент ребенка должен заинтересовать и увлечь тренер. Очень часто самым
важным является первое занятие, именно личность тренера, его опыт, умение работать
с детьми, личная увлеченность в большей степени влияет на то, останется ли ребенок
в танцах и будет ли двигаться дальше.
Одним важным условием мотивации танцора есть сам тренер, который своими
действиями может понижать или повышать мотивацию ребенка
Верно так же и другое явление: чем больше тренер создает для танцора специальных
(подходящих, благоприятных) условий, тем больше это означает, что высокая мотивация
есть у самого тренера, и это дает повод танцору бессознательно снижать мотивацию.
Начало концертной деятельности.
Отношение детей к занятиям танцами обычно меняется с началом участия детей в
конкурсах и концертах. Мало кого оставляют равнодушным первые победы и
поражения на соревнованиях. Ребенок, стоящий на пьедестале, с кубком в руках - это
для многих становится очень важным моментом, рождается ощущение гордости,
радость за успехи.
Когда не реализуются возможности?
Бывает и наоборот, когда нет мотивации. В итоге, причины недостаточной
успешности он ищет в окружающих. Виноваты оказываются тренеры, партнеры, судьи
и т.д. А причина кроется в отсутствии внутренней мотивации.
Дети первого года обучения, которым приблизительно от 5 до 7 лет, в случае низкой
мотивации танцора наблюдается следующее:
нежелание идти на тренировку, или ребенок идёт без интереса (скорей бы она
закончилась);
на тренировке танцор не работает (отсутствует внимание, физический тонус, настроение,
активность включается только во время игр);
ищет причины не идти на тренировку (болит нога, голова и т.д.);
не имеет желания принимать участия в концертах и жизни коллектива, прочее.
Мотивированные дети
Есть один момент, который очень радует руководителей. Когда в коллективе
появляются дети с внутренней мотивацией. Это, когда 7-летний ребенок первого года
обучения сам по видео выучил танец, когда дети сами без напоминания остаются,
чтоб отработать танец с конкретной целью – выиграть на соревновании или концерте.
Причем они это делают сами, по своей инициативе! Бывает, что и болезни отступают
при огромном желании заниматься любимым делом. Руководитель должен делать все
от него зависящее, чтобы дети воспитали в себе нужные качества. И всегда
поддерживал детей в их старании и стремлении к развитию.
Если ребенку удается развить внутреннюю мотивацию к какому-то занятию, то во
взрослой жизни он сможет добиться этого и в других своих начинаниях. И в итоге, он
будет успешен и получит соответствующее вознаграждение за свои труды.
Так как же это делать?
Демонстрировать поддержку;
- Поддержка ребёнка во всех начинаниях! Дать понять, что им гордятся, а его старания
приятны и важны.
Рассказывать о плюсах;
- Регулярно (но ненавязчиво) рассказывать ребенку, почему полезно заниматься танцами.
Замечать мелочи и никогда не сравнивать с другими детьми;
- Подмечать даже самые, казалось бы, незначительные изменения, и хвалить ребенка
даже за маленькие успехи.
Ввести систему поощрений;
- Самый простой способ мотивировать ребенка — обещать ему награды за посещение
тренировок. Никто не захочет упустить такую возможность, но такая мотивация не будет
подлинной, да и ребенок привыкнет к товарно-рыночным отношениям. Главное,
убедиться, что малыш ходит на тренировки не только ради подарков.