Напоминание

"Внедрение здоровье сберегающих технологий в систему преподавания занятий эстетического цикла"


Автор: Ковалёва Светлана Степановна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ Тогучинского района
Населённый пункт: Новосибирская область, город Тогучин
Наименование материала: статья
Тема: "Внедрение здоровье сберегающих технологий в систему преподавания занятий эстетического цикла"
Раздел: среднее образование





Назад




Внедрение здоровье сберегающих технологий в систему преподавания занятий

эстетического цикла

Моя педагогическая деятельность началась, когда мне исполнился 31 год. Окончив

в 1984 году Новосибирский инженерно-строительный институт по специальности

архитектура, я в 1993 году связала свою жизнь с педагогикой. В 2000 году я начала

работать в Тогучинской школе №2 им. В. Л. Комарова, где с первых дней и по

настоящее

время

занимаюсь

внеурочной

деятельностью

по

изобразительному

искусству. Всегда удивляла некомпетентность отдельных коллег, родителей в вопросе

того, важны ли для ребёнка занятия изобразительным искусством и музыкой. Мы

привыкли слышать: «Моему ребёнку не нужно это, он не собирается становиться

художником, музыкантом…», «Подумаешь, ваши уроки рисования…». Все эти слова

расстраивают, и начинаешь задумываться, куда мы идём и каких детей растим. Имея

такие взгляды на жизнь и как изменить всё это, если на уровне становления новой

вехи в образовании, изобретения, как считают высшие умы, идеальной школы – мы

убираем из обязательного базового стандарта такой предмет, как искусство, считая

его не главным. СОШ№2 им. В. Л. Комарова находится на окраине города в рабочей

его части, в нашем микрорайоне нет организаций, способствующих развитию

интеллектуальных, спортивных и творческих способностей жителей, организации их

досуговой деятельности. Хотелось бы сегодня, в то время, когда мы пытаемся

построить новое общество, в котором к становлению личности ребёнка, подростка,

уделяется огромное внимание, поразмышлять, какими путями мы хотим этого

добиться. И для этого нам нужно объединить все силы, различные ветви власти.

Встал острый вопрос о строительстве в нашем микрорайоне досугового центра,

спортивной площадки. Городским и районным властям необходимо обратить на это

внимание. Мы, педагоги, как никто другой, понимаем важность этого решения.

Качество здоровья подрастающего поколения – важный показатель качества

жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и

формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Сегодня безопасность страны,

политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной

причинно-следственной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подростков,

молодежи. По мнению большинства исследователей данной проблемы именно в этом

отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие тревоги и опасения.

Проблемы сохранении, поддержания здоровья и формирования культуры здоровья

населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются

причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих

граждан.

Основные факторы влияния на здоровье детей, обучающихся в нашей школе:

Экологические

Материально-бытовые

Медицинские

Факторы питания

Внешкольные социально-коммуникативные

1

Школьно-образовательные

Факторы внешкольной физической активности.

Компоненты

здоровья

как

системы

мы

можем

определить:

физические,

эмоциональные, интеллектуальные, социальные, личностные, духовные.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения -

обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения,

сформировать у него умения, навыки по здоровому образу жизни, научить применять

полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающая

педагогика

не

может

выражаться

какой-то

конкретной

образовательной технологией. Здоровьесберегающая педагогика рассматривается как

совокупность приёмов и методов организации воспитательно-образовательного

процесса без ущерба для здоровья обучающихся и педагогов. Педагог, владея

современными

педагогическими

знаниями,

в

тесном

взаимодействии

с

обучающимися, медицинскими работниками - планирует свою работу с учётом

приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Таким образом, передо мной возник вопрос: «Можно ли с помощью занятий по

изобразительному искусству корректировать здоровье

учащихся и что нужно

сделать мне, как педагогу, какие применить технологии и методы обучения для

укрепления и сохранения здоровья детей».

В процессе поиска ответа на интересующий меня вопрос, в результате

наблюдений за детьми, после прекрасных курсов повышения квалификации, которые

проходили у нас в городе Тогучине в 2016 году (преподавали Капустина Марина

Александровна, Никифорова Валентина Михайловна, Елена Владимировна Бирюлёва),

при использовании личных наработок, я сейчас очень большое внимание уделяю

формированию навыков здорового образа жизни учащихся с применением здоровье

сберегающих технологий на уроках искусства и внеурочной деятельности. Я считаю,

что на уроках искусства (музыки, изобразительного искусства, хореографии) можно

корректировать какие-то составляющие здоровья, выбрав различные направления с

учётом основных компонентов здоровья. Здоровье сберегающая образовательная

технология представляется мне

как функциональная система организационных

способов

управления

учебно-познавательной

и

практической

деятельностью

учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их

здоровья. Это целенаправленный подход к построению здоровье сберегающей

системы образования на основе закономерностей и принципов обучения и воспитания,

сознательный научно обоснованный (а не стихийный, не спонтанный) выбор

наилучшего варианта построения учебно-воспитательного процесса в целом.

Основными

критериями

оптимизации

функционирования

здоровье

сберегающей системы образования могут быть:

- эффективность и качество решения образовательно-воспитательных задач

с учетом диагностично поставленной цели – качественных, диагностируемых и

проверяемых характеристик здоровья субъектов образовательного процесса.

2

- оправданные затраты времени учащихся и учителей на достижение

намеченных результатов.

- доступные

затраты

усилий

учащихся

и

учителей

на

достижение

намеченных результатов за отведенное время.

Целью здоровье сберегающей образовательной технологии МБОУ Тогучинского

района «Тогучинская средняя школа №2 им.В.Л.Комарова» выступает обеспечение

условий

физического,

психического,

социального

и

духовного

комфорта,

способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного

процесса

данного

образовательного

учреждения,

их

продуктивной

учебно-

познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации

труда и культуре здорового образа жизни личности.

Исходя из возникшей проблемы, я выбрала цель своего проекта: « Внедрение

здоровье сберегающих технологий на занятиях эстетического цикла».

Для достижения данной цели мною поставлены следующие задачи:

-

формировать

нравственно

эстетическую

отзывчивость,

художественно

творческую активность учащихся;

- способствовать формированию у детей художественных знаний, умений и навыков

посредством овладения образным языком изобразительного искусства.

- оказывать помощь учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и

темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных

процессов и интересов;

- содействовать в формировании положительной Я-концепции, развитию творческих

способностей, овладению умениями и навыками самопознания.

Основные формы моей учебной деятельности - практическое

художественное

творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское

восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Принципы, на которые я полагаюсь в процессе преподавания:

- принцип деятельностного подхода к каждому ученику;

- принцип творчества;

- принцип целостного представления о мире;

- принцип минимакса;

- принцип вариативности;

- принцип непрерывности;

- принцип психологической комфортности.

Концепция

модернизации

российского

образования

определяет

цели

общего

образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации

образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и

на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». На

основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании

программы

предполагается

реализовать

актуальные

в

настоящее

время

компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.

2. Условия обеспечения внедрения здоровье сберегающих

технологий на занятиях эстетического цикла

Для достижения цели и обеспечения реализации проекта я составила и

применяю рабочие программы по изобразительному искусству для 5 – 8 классов, по

«Искусству» для 8-9 классов, разработанные на основе федерального компонента

3

государственного образовательного стандарта основного общего образования по

изобразительному искусству, примерной программы основного общего образования

по изобразительному искусству для 5 – 8 классов общеобразовательных учреждений,

авторской программы для 5 – 8 классов под редакцией Б.М.Неменского. В настоящие

программы внесены изменения: добавлены учебные часы, изменено распределение

количества часов на изучаемые разделы в соответствии с учебным планом

образовательного учреждения.

Кроме программ по этим учебным предметам мною разработаны рабочие

программы по элективному курсу по черчению для 7-х классов, для 5 - 6-х классов -

« Основы проектной деятельности», рабочие программы по внеурочной деятельности

«Мир глазами художника» для 2-х, 3-х, 4-х классов, рабочая программа «Одарённые

дети» для небольшой группы учащихся нашей школы.

Все программы написаны в соответствии с требованиями Образовательного

стандарта,

детализируют и раскрывают его содержание, определяют общую

стратегию обучения, воспитания и развития учащихся.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 – 8 классов реализуется при

помощи учебников «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в

жизни человека. 5 класс» (Н.А.Горяева, О.В.Островская, Москва, Просвещение),

«Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» (Л.А.Неменская,

Москва, Просвещение), «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни

человека.

7

класс»

(А.С.Питерских,

Г.Е.Гуров»,

«Искусство.

8-9

классы»

(Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д. Критская), материал в которых

излагается

доступно, а его изучение способствует развитию эстетического вкуса, получению

знаний о мире искусства и логического мышления.

Материал преподносится

крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было

наиболее эффективным, была четко видна связь между разделами науки об искусстве,

складывалось представление о необъятном мире искусства. Полнота и доступность

изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений,

разнообразие

видов

заданий

направлены

на

достижение

воспитательных,

образовательных,

информационных

целей,

обозначенных

в

Стандарте,

и

на

формирование коммуникативной, культуроведческой компетенций как результат

освоения содержания курса.

Методологическими основами здоровье сбережения средствами искусства в

моей деятельности являются:

Природосообразность

Творческое самовыражение

Художественное проживание и переживание.

Большое внимание на уроках искусства я уделяю арттерапии: свету, цвету, звуку,

движению.

Внедрение

зоровьесберегающих

технологий

может

выражаться

через

непосредственное обучение обучающихся элементарным приёмам здорового образа

жизни, использование на уроках физкультминуток, психогимнастики, тренингов,

лечебной физкультуры, проведение массовых оздоровительных мероприятий.

Основные здоровье творящие условия, которые я применяю в своей педагогической

деятельности:

Радость творчества

4

Установка на успех

Признание удачи другими

Самоудовлетворение от труда

Самоощущение единства в группе

Эмоциональная приподнятость

Отсутствие физического переутомления

Понимание целей и установка на возможность их достижения

Осознание собственной причастности к сохранению вечных ценностей.

В своей практике педагога я применяю различные методы здоровьесберегающих

технологий.

Под методами здоровьесберегащих

образовательных

технологий

обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи

педагогики оздоровления. На основе существующей педагогической практики можно

выделить следующие методы:

перцептивный (рассказ, беседы, лекции, дискуссии);

соревновательный метод;

практический метод;

активные методы обучения;

методы программированного обучения;

познавательная игра;

обучающий контроль;

игровой метод;

воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Моя

специальность

архитектора

позволили

мне

ещё

больше

применить

профессиональные возможности обучения детей в области конструирования, рисунка,

живописи, дизайна, архитектуры. Темы не меняются, а вот уроки всегда разные.

Современный урок невозможно представить без новых ТСО. И ведущим среди них

стал компьютер. Применение информационных технологий отличается высокой

результативностью и способствует личностному развитию учащихся. Повышает

интерес учащихся к занятиям в целом, ребята с удовольствием готовят презентации и

видеофильмы по различным темам. Да и жизнь не стоит на месте и нужно многое

успеть.

В процессе художественной деятельности происходит развитие творческого

воображения и художественно – образного мышления учащихся. Активизировать

художественную

деятельность

помогает

игра

(так

как

искусство

является

продолжением игры).

Проблемная и проектная деятельность (так как любое

творчество основано на решении проблем, а проект – практическое предъявление

этого решения – создание нового продукта, предполагающее интеграцию всего

комплекса знаний по искусству и связанных с ним дисциплин).

Современный учитель всегда находится в поиске новых, более эффективных

технологий,

призванных

содействовать

развитию

творческих

способностей

обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Моей целью

является

внедрить

в

практику

обучения

методику

проектного

метода

во

взаимодействии с информационными технологиями для реализации личностно

5

ориентированного обучения, где развивается познавательная и творческая активность

каждого ребенка. Мне нравится выполнять с ребятами большие проекты в группах.

Даю определённую тематику, обсуждаем какими приёмами и техниками можно

выполнить это задание (коллаж, аппликация, рисунок, плакат, фотоколлаж и др.).

Ребята формируют группы по желанию, по интересам, разрабатывают план

выполнения проекта.

Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности для повышения

качества обучения.

Во-вторых, метод проектов созвучен моим жизненным позициям:

- ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то, что ему интересно;

- ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.

В-третьих, иногда знания, полученные учащимися, остаются подчас теорией, а цель

метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для

решения конкретных задач реальной жизни;

В-четвёртых, индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку

свой уровень развития.

В основе создания

проекта лежит процесс творчества учителя и ученика.

Проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится

не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда учитель

превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельности

учащихся.

Организуя работу над проектом, я ставлю следующие задачи:

- повышение интереса учащихся к изобразительной деятельности;

- появление потребности в приобретении новых знаний и навыков;

- выявление сознательного творческого отношения учащихся к выполняемой работе;

- умение учащихся принимать самостоятельные решения;

- умение работать в коллективе;

- умение искать нестандартные оригинальные решения.

Разрабатывая тот или иной проект, я учитываю специфику учебной дисциплины,

предметные задачи, заданные учебной программой.

На первом уроке с пятиклассниками (т.к. я не преподаю уроки изобразительного

искусства в начальных классах) – знакомстве с учащимися, я провожу тестовое

занятие «Что я люблю рисовать». Это помогает мне выявить знания и навыки

учащихся на данном этапе и скоординировать в дальнейшем образовательный

процесс. Хочу сказать, что уровень подготовки в пятых классах различный. Меньше

всего ребята подготовлены в теоретической части. А ведь у нас в школьном

обеспечении есть все учебники по изобразительному искусству для 1-4 классов по

программе Б.М.Неменского. Учителя начальных классов недостаточно, по моему

мнению, уделяют времени на уроках для подготовки ребят, дают только навыки в

рисовании. И поэтому в 5 классах в течение учебного года параллельно с выдачей

программы мне приходится восполнять эти пробелы у ребят.

В конце первого полугодия я предлагаю пятиклассникам тест по проверке

знаний теоретической части, который провожу повторно в конце учебного года.

Я умею придумывать занимательные вопросы, стараюсь подвести ребят к

пониманию темы и задания урока наводящими вопросами. В начале урока у меня на

доске может быть представлен ребус, ребята его разгадывают, и это тема урока.

6

Например, в 7 классе на элективном курсе по черчению была тема «Сопряжения». На

доске была нарисована коробка сока, подписан, например - апельсиновый. И запятая

возле этого рисунка (убираем последнюю букву). Написано слово «пряжа» (опять

запятая), + ение. Пятиклассники и шестиклассники с желанием готовят кроссворды по

темам: «Древний Египет», «Древний Китай», «Русский народный костюм». Также

применяю на уроках следующее: учащиеся знакомятся с темой и материалом (это

чаще всего к восьмиклассникам и девятиклассникам относится) в учебнике, затем

сформулируют 1-2 вопроса по прочитанному и выборочно в классе задают вопросы

друг другу. При этом другие ребята могут дополнять ответы. И в конце занятия

учащиеся помогают мне выставить отметки друг другу за работу на уроке. На

занятиях по внеурочной деятельности «Мир глазами художника» в начальном звене я

активно применяю игровую форму. Было занятие было по теме «Зимние забавы». Я

предложила ребятам выходить к доске по очереди и

показывать с помощью

различных частей тела знакомые виды зимнего спорта. Показали и ходьбу на лыжах,

и игру в снежки, при этом девочку у доски засыпали со смехом «снежками»,

превратив её в «снежную бабу». Некоторые виды зимних игр ребята самостоятельно

не вспомнили, и я их продемонстрировала сама. Они узнали снежную крепость,

катание на ватрушке, катание на санках с горки.

Во время работы на уроке и объяснения нового материала умею выстраивать

логическую цепочку.

Также часто на уроках я организую групповую и коллективную работу. Групповая

форма

имеет много плюсов – ребёнок на уроке может побывать и

в роли

руководителя, и консультанта. Меняющийся состав группы обеспечивает гораздо

более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в

общении раскрепощаются. Ведь не каждый ребёнок может легко встать перед всем

классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное

воплощение новых стандартов на практике у меня – это урок, на котором я, лишь

направляя детей, даю рекомендации в течении всего урока. Поэтому дети ощущают,

что ведут урок сами.

Коллективная работа мне нравится больше, потому что ребята в конце урока видят

конечный результат своей коллективной деятельности в виде выставки рисунков на

доске, они могут составить какой-то красивый пейзаж: сельский, городской, горный и

т.д. Мы можем укрепить бумажных птиц на доске в классе, перед этим покружившись

с ними по классу. Также на демонстрационном столе создаём композицию: лесную

опушку, из бумажных объёмных ёлочек с применением ваты, снежинок и др.

материалов. С восьмиклассниками занимались макетированием на уроках различных

зданий из бумаги и картона. Затем в рекреации на 3 этаже возле моего кабинета на

нескольких столах создавали городской пейзаж и учащиеся других классов,

преподаватели и родители могли на переменах ознакомиться с этой экспозицией.

Получалось очень выразительно и наглядно.

Я могу продемонстрировать ребятам свои умения и навыки при рисовании портретов.

В классе выбираем мальчика или девочку для позирования всему классу. И на этих

уроках я тоже вместе с учениками рисую портрет, во время рисования ребята подходят

ко мне, и я демонстрирую им приёмы работы простым мягким карандашом или углём

с растушевкой. Затем этот портрет я дарю на память ученику.

7

Часто я также предлагаю учащимся при проверке домашнего задания выставлять

отметки в альбом самостоятельно. При этом я напоминаю, что оценка должна быть

объективной, учитывать все требования к самостоятельной работе.

В 8 «Б» классе ребятам очень понравилась тема, когда нужно было подготовить

вопросы к одному из воображаемых деятелей любого вида искусства и спорта, взять у

него интервью. Подготовились четыре пары, Васильев Сергей был у нас оператором,

снимал всё на планшет. В первой паре Костя брал интервью у «известного

архитектора» - Игоря, во второй паре Настя - у «известной лыжницы» Алёны, в

третьей – Никита у «известного кинорежиссера» - Романа. Светлана задавала вопросы

«известной писательнице» Алёне. Затем на следующем занятии ребята с большим

интересом просмотрели это видео.

Мне очень понравились разработки, которые были представлены Валентиной

Михайловной Никифоровой на курсах повышения квалификации в 2016 году. Я

приготовила ребятам карточки по русской народной сказке «Колобок»:

* Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли

тащить. Тянет - потянет, а вытянуть не может (1 карточка)

* Позвал дед бабку на помощь (2 карточка) и т.д.

Так у меня по этой сказке подготовлено 12 карточек. Я в начале урока расставляю их

по периметру класса (на окна, на полки, на доску). Во время выполнения задания

ребята должны прочитать эту сказку, определяя карточки с нужным текстом и

указывая на них, поворачиваясь в нужные стороны, отыскивая их глазами и показывая

на них рукой.

Также я взяла за основу поэму А.С.Пушкина « Руслан и Людмила», приготовила

карточки:

У лукоморья дуб зелёный (1 карточка)

Златая цепь на дубе том (2 карточка)

И днём и ночью кот ученый

Всё ходит на цепи кругом (3 карточка)

И т.д.

Применяю эту технологию и к загадкам, например, прочитать загадку, а отгадку

ребята ищут на рисунках в кабинете. К пословицам и поговоркам.

Ещё по аналогии по теме «Декоративно-прикладное искусство» я провожу в любой

параллели такое же упражнение. У меня в кабинете много предметов и изделий

декоративно-прикладного искусства, я их расставляю по периметру в классе на

полках, столах и шкафах. И ребята их находят по списку на доске. В столбик на доске

я записываю одно из направлений декоративно-прикладного искусства:

Художественная обработка дерева.

Изделия из лозы, бересты, соломы.

Художественная керамика

гончарство.

Ручное ткачество

кружево

Шитье

вышивка.

Традиционная и авторская игрушка

8

Ребята с удовольствием находят нужные предметы и называют их, описывая

характерные особенности этого вида декоративно-прикладного искусства.

Личностно

ориентированное

обучение

осуществляется

при

помощи

дифференциации и индивидуализации обучения. Для определения особенностей

работы учащихся в группе учитываю такие характеристики, как его роль в коллективе,

отношение к учебному материалу, к организации работ, обращаю внимание на то,

насколько легко ученик идет на сотрудничество, в каком качестве воспринимает он

учителя, какую форму обращения предпочитает, в каком виде следует высказывать

ему похвалу или неодобрение. Диагностические методики, позволяющие выявить

индивидуально-типологические особенности, достаточно распространены и доступны.

Их использование позволяет учителю построить образовательный процесс с учетом

знания реальных особенностей детей и «пристроиться» к ним.

Для дифференциации обучения я выделяю в пределах класса группы, выполняющие

разные задания. Например, группы с разными уровнями усвоения (обученности).

Первая группа выполняет задания на уровне воспроизведения, вторая группа работает

на

продуктивном

уровне,

третья

группа

на

творческом

уровне.

Состав

сформированных групп меняется на протяжении обучения. Когда я работала в

кабинете с большей площадью, у меня была возможность эти группы распределить по

рядам парт. Своевременная диагностика успехов ученика позволяет гибко менять

состав групп. Это создает возможность строить процесс обучения на оптимальном

уровне трудности.

Мною

разработаны

и

используются

дифференцированные

контрольно-

измерительные материалы по

изобразительному искусству для учащихся 5 – 8

классов; дидактические материалы, кроссворды, сканворды, филворды.

Повышение эффективности учебного процесса я вижу в комплексном использовании

наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных

технологий.

На мой взгляд, главным элементом технологии личностно ориентированного обучения

является создание мотива урока, заинтересованности в нем, желания активно работать.

На этом этапе обращаюсь к потребностям, интересам учащихся. Принято считать, что

главный

«возрастной»

мотив

школьников

мотив

достижения

успеха.

Систематическое создание ситуации успеха учителем является одним из путей

достижения успешности.

В процессе самостоятельной или исследовательской деятельности использую

совместную постановку темы и целей учебной деятельности. В рамках такого подхода

актуальны

проблемы,

связанные

с

непосредственным

опытом

учащихся,

их

жизненными потребностями и интересами.

Технологически такая постановка цели может выглядеть следующим образом. На

вводном (организационном) уроке отрабатываются основные формы взаимодействия:

беседа, проблемная лекция, самостоятельная работа. Для совместной постановки цели

использую методы – “опережающего задания”, проектный, исследовательский.

Деятельность учащихся состоит в ознакомлении с проблемой, получении информации

о ней, обсуждении значимости темы, формулировке ее и цели учебной деятельности.

Деятельность учителя определяется постановкой целесообразных вопросов, благодаря

чему повторяется пройденный материал, учащиеся подводятся к новой теме. Я

9

сообщаю ее, показываю значимость, противоречивость, выношу на обсуждение, в

процессе которого лишь уточняю и конкретизирую предложения учеников.

Обычно в конце урока подвожу его итоги, провожу обсуждение того, что узнали, и

того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в

начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность

и полезность выбранных форм работы.

Использую такие варианты рефлексии как пожелание, выставление отметок самими

учащимися которые позволяют ребенку, высказаться, почувствовать свою значимость.

Урок контроля знаний, умений, навыков я строю с расчетом на самостоятельную

деятельность каждого ученика, позволяющую выявить уровень усвоения знаний,

сформированности умений и навыков.

На

уроках

и

в

качестве

индивидуального

домашнего

задания

использую

дидактический материал, предназначенный для отработки учебной программы,

обеспечения

обученности

школьников

необходимыми

знаниями,

умениями,

навыками;

для

осуществления

предметной,

разноуровневой

дифференциации

учащихся. В настоящее время мною накоплены образцы такого дидактического

материала по изобразительному искусству для учащихся 5–9-х классов.

Мною разработана технологическая карта педагогической деятельности .

Кабинет изобразительного искусства оборудован мультимедийным оборудованием,

ноутбуком. Кроме этого, кабинет снабжён наглядными пособиями, дидактическим и

раздаточным материалом для многих разделов по изучаемому предмету, тестовыми

заданиями с разным уровнем сложности и разными типами построения задания, в

достаточном

количестве

имеется

демонстрационный

и

обучающий

материал,

творческие

задания

разных

уровней

сложности,

разработанные

с

учетом

индивидуальных особенностей учащихся.

В школе имеется кабинет информатики, оснащённый ноутбуками, библиотека с

читальным залом, спортивный зал, на территории школы оборудована спортивная

площадка, работают различные кружки и секции, способствующие развитию

различных способностей учащихся.

Высшее образование позволяет мне ориентироваться в научно – методической

литературе, находить ответы на возникающие вопросы, постоянно расширять кругозор,

знать, понимать и учитывать возрастные, личностные особенности учащихся.

Я регулярно повышаю свой профессиональный уровень на различных курсах,

делюсь своим опытом на педагогических заседаниях различного уровня, несколько лет

я

являлась

руководителем

районного

методического

объединения

учителей

изобразительного искусства, меня регулярно приглашают в качестве районного

эксперта по проверке олимпиадных и конкурсных работ, пользуюсь авторитетом

обучающихся, коллег, родителей, администрации школы.

Путь достижения цели проекта предусматривает целый ряд мер:

а) анкетирование детей, опрос об особенностях их развития и роста;

б) мониторинг состояния их здоровья;

в) щадящий режим труда и отдыха, питания, физических нагрузок;

г) индивидуальные рекомендации медиков и психологов по коррекции отклонений в

физическом и психологическом здоровье;

д) контроль за пограничными состояниями;

е) консультации родителей по организации оптимального домашнего режима;

10

ж) при необходимости проведение медико-педагогической коррекции;

з) отслеживание объёма учебной нагрузки, домашних заданий;

и) участие в составлении расписания уроков, в разработке режима дня, учитывая

возрастные и индивидуальные особенности организма детей и подростков.

Для

повышения

устойчивости

организма

учащихся

к

неблагоприятным

факторам внешней среды, для профилактики простудных заболеваний в школе в

рамках

программы

«Здоровье»

продолжать

проведение

ряда

закаливающих

мероприятий, таких как:

мероприятия повседневной жизни:

а) оптимальный температурный режим в помещениях;

б) оптимальный воздушный режим (регулярные проветривания);

в) ежедневные гигиенические процедуры (умывание, душ, смена белья и т.д.) (работа

совместно с родителями и классными руководителями).

Поддержание санитарно-гигиенических условий в школе на высоком уровне также

способствует уменьшению заболеваемости учащихся

.

Для профилактики и коррекции близорукости и других заболеваний глаз с учениками

регулярно продолжать проводить занятия с комплексом специальных упражнений для

глаз, отслеживать освещённость помещений, соблюдение зрительного режима и

правильной осанки.

Для активизации двигательного компонента в режиме дня в нашей школе

применяется целый комплекс мероприятий, в частности:

прогулки на свежем

воздухе,

физкультурные

паузы

во

время

уроков,

динамические

перемены,

максимальное вовлечение учащихся в занятия спортивных и оздоровительных секций,

проведение дней здоровья и других физкультурных праздников. Я также принимаю

участие со своими учащимися в данных мероприятиях.

На своих уроках я активно пользуюсь ИКТ. Самой распространенной формой работы

на уроках изобразительного искусства можно назвать работу с компьютерными

презентациями,

выполненными

в

программе

PowerPoint.

Основная

функция

презентации - служить наглядным материалом.

Мои

ученики

неоднократно

использовали

именно

презентации

в

качестве

сопровождения

к

творческим

работам

по

изобразительному

искусству.

Индивидуальная

работа

учащихся

по

созданию

презентаций

развивает

их

самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита

презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке

коммуникативных качеств.

Отдельные ученики показывают глубокие знания и умения по искусству, занимая

призовые места в различных мероприятиях - школьных тематических выставках,

конкурсах рисунков, в районных и областных конкурсах рисунка и искусства

фотографии

Проблема сохранения (а значимее – улучшения) здоровья учащихся

общеобразовательных учреждений является многофакторной. И каждый фактор –

целый «букет» причин, негативно влияющих на здоровье детей. Если учитывать

только один фактор, то проблему сохранения здоровья мы не решим. Необходимо

видеть весь комплекс факторов, все причины.

11

Каждый, кто причастен к судьбе подрастающего поколения, к его будущему,

должен с позиций своих возможностей и своей совести обеспечить нормальные

условия для сохранения и улучшения здоровья детей. Здесь, на наш взгляд, не может

быть оправдывающих ситуаций «мало зависит», «много зависит». Главное, что

«зависит», а так как ребенок, учащийся в образовательном учреждении находится

солидную часть своей жизни, то понятно, сколь значимо влияние школы на его

здоровье.

Прежде, чем решать проблему, необходимо видеть все причины, негативно

влияющие на здоровье ученика, а потом – выстраивать и реализовывать целую

многофакторную систему деятельности по снятию всех этих причин.

Усиление самостоятельности обучающихся детей, оптимизация содержания обучения,

обеспечение сознательного усвоения материала детьми, обеспечение необходимых

духовности и нравственности – и есть основа для роста качества образования. Иначе и

не может быть, так как сохранение здоровья обучающихся детей – главный критерий

качества образования.

Мы только тогда можем сказать, что воспитательно-образовательный процесс

осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при

реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения

здоровья обучающихся и педагогов.

Я с уверенностью могу сказать, что в ходе работы над проектом « Внедрение здоровье

сберегающих технологий в систему преподавания занятий эстетического цикла » я

буду способствовать улучшению здоровье творения учащихся средствами искусства и

рукотворчества . Работая индивидуально, я помогаю учащимся в укреплении их

здоровья. Личностно ориентированное обучение способствует усовершенствованию

знаний, умений, навыков каждого ученика, уменьшает отставание, углубляет и

расширяет знания учащихся, исходя из их интересов и индивидуальных

особенностей. Создавая на уроке благоприятные творческие условия, я обеспечиваю

активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на

основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Резюмируя проводимую мной работу, можно сказать, что это позволяет решать

важные задачи:

во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым

подросток приходит в наше учреждение;

а во- вторых, воспитать у подростка ценностное отношение к собственному

здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы он желал и мог,

например, иметь хорошую осанку, спокойный нрав.

Считаю целесообразным продолжить работу по внедрению здоровье сберегающих

технологий в систему преподавания занятий эстетического цикла при помощи

личностно ориентированного подхода.

12



В раздел образования