Напоминание

Использование сказкотерапии в работе логопеда


Автор: Пыхова Оксана Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ФГКДОУ "Детский сад № 154" МО РФ
Населённый пункт: Оленегорск-2
Наименование материала: статья
Тема: Использование сказкотерапии в работе логопеда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья.

Использование сказкотерапии в работе логопеда.

С каждым годом среди учащихся увеличивается число детей с различными

нарушениями в развитии. Наиболее распространенными отклонениями

развития

являются

речевые

расстройства.

Причем,

характер

речевых

патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму. У

детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических

функций,

состояние

общей

и

мелкой

моторики,

ориентирование

в

пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность

Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем

возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере

раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Всё это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом

воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она

развивает речь.

Сказкотерапия – психотерапевтическое направление, использующее сказки

для решения тех или иных психологических проблем, для развития

творческих способностей, расширения сознания, совершенствования

взаимодействий с окружающим миром.

Сказкотерапия

-

метод,

использующий

сказочную

форму

для

интеграции личности, развития творческих способностей, расширения

сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Все

дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают

в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи

между

предметами

и

явлениями.

Именно

эти

особенности

речевых

нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии:

всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней

психических процессов.

В

атмосфере

сказки

дети

раскрепощаются,

становятся

более

открытыми

к

восприятию

действительности,

проявляют

большую

заинтересованность в выполнении различных заданий.

Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать

многие

коррекционные

задачи.

Этим

мы

повышаем

эффективность

логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в

образовательный материал.

Сказка является наиболее доступным материалом для развития

психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и

неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить

интерес к слову.

Таким

образом,

хотелось

бы

отметить,

что

использование

сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии

учёта возрастных и психологических особенностей детей с нарушениями

речи дошкольного возраста.

Далее приведу пример лишь некоторых игр и упражнений, которые

используются в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста,

имеющих нарушение речи.

Активизация познавательных способностей детей:

использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных

представлений с опорой на различные модели восприятия.

Игра: « Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).

Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и

тактильные ощущения.

Цель, которая озвучивается для детей: принести угощения трём медведям,

чтобы помирить их с Машей.

Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет,

форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья,

пирожные.

Игра: «Домики для друзей - животных» (по сказке «Теремок»)

Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис.

Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые яркие домики

для всех, кто жил в теремке.

Каждый

ребёнок

«строит»

свой домик

из

различных

разноцветных

геометрических фигур разных по цвету и величине.

Развитие общих речевых навыков:

Сила голоса.

Игра: « Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу» (по

сказке «Заюшкина избушка»).

Цель: учить повышать и понижать силу голоса.

Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в

зимнем лесу, помогите ему.

«Лиса и петух». «Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит

петушок? (дети демонстрируют), а теперь лиса зашла за высокие горы, как

сейчас звучит голос петушка?». Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-

СА-СА-СА»: дети поют, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышают

тон голоса, спускаясь – понижают тон.

Речевое дыхание.

Игра: «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка»).

Цель: работать над длительностью речевого выдоха.

Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова:

«пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная,

сладкая».

Также используются игры и упражнения по развитию силы и длительности

ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания. Игра:

«Катится колобок по дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».

Слухового внимание.

Игры: «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу),

«Михаил Иванович

сердится» (топни, если услышишь ошибки), «Угадай, кто идет», «Узнай нас».

Цель: развитие слухового внимания.

Цель, которая озвучивается для детей: «Расколдуй сказку»: «Жарозко»-

«Морозко»,

«Оле-Огурцое»- «Оле-Лукое», «Красная Тапочка»-«Красная

Шапочка», «Серебряный замочек» - «Золотой ключик», «Кепка»- «Репка»,

«Коробок»-«Колобок».

Развитие лексико-грамматических категорий.

Игра: « Кого встретил в лесу колобок».

Цель: тренировать употребление родительного падежа существительных,

формировать простую фразу.

Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья

прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть

волка, лапы лисы).

Игра: « Где прячется Маша? » (по сказке: «Маша и медведь»).

Цель: развивать правильное употребление (понимание ) простых предлогов,

активизировать словарь по теме: мебель.

Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите,

где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).

Игра: «Только ласковые слова»

Цель: образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Цель, которая озвучивается для детей: дети по кругу называют слова из

сказок: рукавичка, репка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка,

Дюймовочка и т.д.

Игра: «Длинные слова»

Цель: образование сложных слов.

Цель, которая озвучивается для детей: У Буратино длинный нос. Какой

Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой он?

(одноногий), и т.д.

Игра: «Всё наоборот»

Цель: образование антонимов.

Цель, которая озвучивается для детей: по сказке «Баба Яга» (У дочки была

добрая матушка, а мачеха - наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а

наоборот-…(умна), и т.д.).

Упражнение «Если бы, да кабы…»

Цель: умение

составлять

сложноподчиненные

предложения,

логически

мыслить, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.

Цель, которая озвучивается для детей: вы должны закончить предложение:

«Если бы я был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…».( «Если

бы я был бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все

любили»).

Игра: «Хорошо – плохо».

Цель: умение высказывать свое мнение, хорошее или плохое о предмете,

образе, явлении, поступке. Учатся логически строить свои высказывания,

правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.

Игра: «Слово-сказка».

Цель: умение сочинять сказку по одному слову.

Слово пишется на доске вертикально. Каждую букву «расшифровываем»: К-

кот; Н-нитки; И-иголка; Г-горка; А-аптека. На основе этих пяти новых слов

дети сочиняют сказку. Например : «Жил-был кот. Он очень любил играть с

нитками. Однажды он увидел катушку с нитками, стал её катать по полу и

уколол лапку. В катушке торчала иголка. Ему было очень больно. Кот

загрустил, но вдруг он посмотрел в окно, увидел горку и побежал на улицу.

Кот весело скатился с нее и попал прямо в аптеку. Там ему дали лекарство

для лапки». Такие сказки дети любят сочинять коллективно, по кругу.

Игра «Сказки перепутались»

Цель: развитие памяти, внимания и воображения

когда предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их

героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок используются

картинки с изображением героев сказок. Придуманные сказки дети часто

инсценируют в группе с помощью настольного театра. Декорации при этом

сводятся к минимуму. Кукол можно водить молча, под рассказ ведущего, а

можно разыгрывать диалоги.

Развитие связной речи.

Проходит поэтапно:

* договаривание отдельных слов во фразе;

* произнесение отдельных фраз сказочных героев;

* повторение, составление простых фраз;

* рассказывание сказки.

«Назови сказки, где есть дед, бабка…..»

«Из какой сказки фраза?»

«Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси – лебеди»,

«Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов»)

«Отгадай сказку по отрывку»

«Расскажи сказку по слогам» ( По-дед-ре. В-ре-бо-пребо. Ста-де-ре-тя. Тя-

потя-вы-ни. По-де-ба. И т.д.)

Выше упоминалось о том, что сказка оказывает психотерапевтический

эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и

упражнения направленные на:

- сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку;

передают шепотом друг другу имена герое в сказки),

- снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на

солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);

- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей

сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику).

Таким

образом,

хотелось

бы

отметить,

что

использование

сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии

учёта возрастных и психологических особенностей детей с нарушениями

речи дошкольного возраста.

Сказка является наиболее доступным материалом для развития

психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и

неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить

интерес к слову.

Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:

- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;

-формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением,

различать и сравнивать мышечные ощущения;

-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

- развивать интонационную выразительность и силу голоса;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;

- укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.

И

как

мы

понимаем,

именно

такая

работа

является

основой

профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб.,

2006.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика

сказкотерапии. - СПб., 1998.

3. Александрова О. Разыгрываем сказки. Дошкольное воспитание.

4. Большева Т.Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.

5.Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в

психотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”,

2000.

6.Лора Поляк. Театр сказок. СПб. «Детство Пресс»,2001.

7.Прохорова Е.В. Театрализованные игры для дошкольников. СПб.1995.

8.Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию

связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

С каждым годом среди учащихся увеличивается число детей с различными

нарушениями в развитии. Наиболее распространенными отклонениями развития

являются речевые расстройства.

Причем, характер речевых патологий стал

сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму. У детей одновременно

нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и

мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая

сфера, творческая активность.

Несформированность языковых и коммуникативных навыков у учащихся

обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании

самооценки, мотивации и поведения детей, приводит к школьной дезадаптации.

В современной научной литературе подчеркивается, что проблема отклонений

в развитии речи у детей имеет много граней, относящихся к разным научным

дисциплинам: медицине, психологии, психолингвистике, логопедии.

Находясь на грани соприкосновения педагогики, психологии, медицины

логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям,

наиболее эффективные, не традиционные для нее методы и приемы смежных

наук, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.

Существует достаточное количество новых методов и форм работы,

инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и

воспитания. К методам нетрадиционного воздействия относятся: игро-, смехо-,

библио-, воско-, хорео-, имаго-(рисование под музыку) терапия и другие.

Наиболее универсальным и комплексным методом воздействия в

коррекционной работе является сказкотерапия.

Сказкотерапия – психотерапевтическое направление, использующее сказки

для решения тех или иных психологических проблем, для развития творческих

способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с

окружающим миром.

Сказкотерапия используется в практике сравнительно недавно, хотя приобрела

известность довольно давно. Этот метод относится к здоровьесберегающим

технологиям и одновременно является инновационной технологией духовно-

нравственного воспитания. У сказкотерапии, как метода психологической

коррекции, возрастные ограничения отсутствуют.

Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, относятся к 18 веку.

Речь идет не только о собирательстве фольклорных сказок, но и о попытках

интерпретаций их содержания. Сказку, как отражение глубинной психики

человека исследовали такие психологи, как Э. Фромм, Э. Берн, К. Юнг и другие.

Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и психологами:

Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, М.В. Осориной, А.В. Гнездиловым и

другими.

Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии

«Комплексная сказкотерапия» получила в работе Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой –

доктора психологических наук, ректора института сказкотерапии в Санкт-

Петербурге.

По определению энциклопедического словаря, сказка – «это один из основных

жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно

прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или

бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют

различные виды устной прозы».

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. выделяет пять видов сказок:

К художественным сказкам относят народные сказки и авторские

истории.

Сюжеты народных сказок многообразны:

сказки о животных

бытовые сказки

страшные сказки

волшебные сказки

Авторские художественные сказки рассказывают нам о частных сторонах

жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение

ребенка.

Психотерапевтические сказки. Здесь рассказывается о многих проблемах

человека, и каждый может узнать себя на страницах литературного

произведения. К психотерапевтическим сказкам можно отнести сказки

сочиненные самим ребенком и сказки сложенные совместно с ребенком.

Медитативные сказки создаются, как пишет Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, с

целью накопления положительного образного опыта, снятия

психоэмоционального напряжения. Отличительная особенность медитативных

сказок – это отсутствие конфликтов и злых героев.

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного

материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки,

арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ

мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и

важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются»

учебные задания.

Сказки – форма хранения жизненных знаний. Они издревле использовались в

качестве передачи информации.

Хорошо известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает

«правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их

развития и социализации информация должна быть передана через яркие

образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются

лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире.

Положительное влияние сказки на развитие ребенка неоспоримо. Сказка не

только расширяет знания ребенка о мире, но и приобщает к жизни,

человеческой культуре, формирует основы поведения и общения, является

великолепным инструментом адаптации ко всем сложным жизненным

ситуациям, а также средством положительного воздействия на эмоциональное

состояние ребенка.

Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку

никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного

воздействия на речевую сферу ребенка.

Являясь наиболее универсальным комплексным методом воздействия,

сказкотерапия решает разнообразные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты,

относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие

фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией,

дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование

слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения;

совершенствование связных высказываний (строить распространённые

предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и

рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам).

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к

природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки,

ответственности, патриотизма.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие познавательных процессов

(мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие

просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи,

работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);

развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение.

Используя в своей работе элементы сказкотерапии, необходимо учитывать

следующие особенности:

речевой статус детей (общее недоразвитие речи III-IV уровня, осложненное

неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и

гиперактивности, дизартрией);

недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового

внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению со

взрослыми; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая

работоспособность);

специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность,

повышенная возбудимость);

принцип мультисенсорности.

Вышеперечисленные особенности детей должны учитываться при выборе

сказки:

используются хорошо знакомые детям сказки;

сюжет сказки должен быть интересным, вызывать эмоциональный отклик у

детей;

возможное использование элементов сюжета, а не сказки целиком.

Основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей с

нарушениями речи является одновременная работа над всеми компонентами

речевой системы. Также и метод сказкотерапии, ее элементы могут

использоваться в работе над всеми компонентами речевой системы и на разных

этапах работы. Для этого применяются дидактические, в том числе, хорошо

известные нам логосказки, и психокоррекционные сказки с использованием

различных форм работы: анализ сказок, рассказывание сказок, сочинение

сказок, рисование по мотивам сказки. Сказкотерапия настолько универсальна,

что любое задание можно облачить в сказочную форму.

Проиллюстрируем некоторыми примерами применение метода сказкотерапии

(ее элементов) на различных этапах коррекционно-развивающего обучения.

Перед тем, как начать работу со сказками, необходимо настроить детей, помочь

им вспомнить названия сказок и сказочных персонажей при помощи загадок и

различных заданий:

«Из какой сказки цитаты?»;

«Вспомни имена сказочных героев, которым принадлежат желания»;

«Как называются сказки с числительными?»;

«В названиях каких сказок упоминаются кошки?»;

«Соедини слова, чтобы получилось название сказки».

Сказкотерапия в педагогической практике может применяться для всех детей, но с учетом

противопоказаний. Она способствует развитию творческих способностей, социализации,

воспитанию детей, формированию лексики, формированию культуры [8]. Одним из примеров

применения сказкотерапии в педагогических целях может послужить её использование на

уроках чтения и литературы. В результате улучшается поведение детей и развивается их

тяга к прекрасному. Сказкотерапия, проводимая путём индивидуального или группового

сочинения сказки, вносит весомый вклад в развитие креативности [10]. Сказка есть способ

ухода от обыденности в жизни с помощью воображения, причем для ребёнка более важным

является непосредственно процесс фантазирования, чем его результат [11]. Стоит отметить,

что сказкотерапия способствует формированию так называемого «нравственного

иммунитета», который осуществляет проверку всей информации, которая поступает в

сознание человека. Только полезная и позитивная информация проходит «цензуру» и

встраивается в систему ценностей и мировоззрение. При этом важно, чтобы не только

педагоги и воспитатели, но и родители рассказывали сказки, сочиняли их вместе с ребёнком,

помогали переместить положительную информацию в реальную жизнь для воспитания

«нравственного иммунитета» [12]. Прорабатывая некоторые жизненные ситуации путём

перевода их на «язык сказки», ребенок в будущем, сможет разобраться и принять правильные

решения, устранив проблемы [11].

Сказкотерапия также используется для терапии и профилактики различных форм девиантного

поведения (агрессия, употребление алкоголя, наркомании и др.), тревоги, фобий,

неуверенности в себе и других нарушениях ПЗ [6, 7, 8].

По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия может быть использована как метод,

направленный на «детское» начало в человеке, при этом может применяться как у детей, так

и у взрослых. Использование метода Сказкотерапии наиболее эффективно в детском

возрасте, поэтому чаще применяется в данной возрастной группе. Тем не менее,

сказкотерапия может быть полезна взрослым, которые имеют актуальные для себя

«подростковые» проблемы, например, неприятие себя, агрессивность, одиночество,

сложность в понимании своих чувств, осмыслении своей жизни, безответственность, и др. [2],

а также при различных формах зависимостей. Кроме того, если обучить родителей

методически правильно работать со сказкотерапией, можно добиться хороших результатов не

только в воспитании ребенка с психическими отклонениями в развитии, но и избежать

эмоционально-психологических и поведенческих проблем [13].

С учётом детских психологических проблем Р. М. Ткач выделяет следующие группы сказок:

сказки для детей, имеющих фобии; сказки для детей с синдромом дефицита внимания с

гиперактивностью (СДВГ); сказки для работы с агрессивными детьми; сказки для детей с

расстройствами поведения с физическими проявлениями; сказки при сложностях отношений в

семье (развод родителей, появление нового члена семьи и т.д.), сказки в случае потери

ребенком близких людей [14].

В исследовании Пустовойтовой О.В. и ее коллег рассматривается применение сказкотерапии

у дошкольников с различными уровнями агрессивного поведения (от высокого до низкого)

показало свою эффективность. Использовались сказки «Серебряное копытце», «Малахитовая

шкатулка», П. Бажова; «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Двенадцать месяцев» С. Маршака,

«Лекарство от непослушности» К. Драгунской, и другие. В результате были

продемонстрированы улучшения в характере детей: уменьшение уровня агрессии,

внимательное отношение к себе и окружающим. При этом дети в большей степени обращали

внимание на свое эмоциональное состояние, что привело к повышению социальной

адаптации [15].

Сказкотерапия может быть использована в целях профилактики употребления психоактивных

веществ. Данный метод может применяться как в профилактических целях, так и для

реабилитации наркозависимых больных. За счет положительного влияния сказки создается

благоприятное воздействие на поведение и моральные ценности ребенка, что [15].

Следует выделить проблему работы коррекционных учреждений закрытого типа для

малолетних правонарушителей с девиантным поведением. Коррекционная работа в данном

случае направлена на исправление, то есть на подавление личности. При этом существует

необходимость в наиболее полном развитии личности и осознании разрушающих факторов,

препятствующих этому. Сказкотерапия очень важна в процессе духовно-нравственного

воспитания и повышения самосознания, способствует переоценке жизненных ценностей и

становлению на правильный путь [17].

В случае поздней и малоэффективной терапии СДВГ происходит усиление проблем

поведения и социальной дезадаптации, что требует психиатрического лечения.

Сказкотерапия достаточна эффективна при работе с детьми дошкольного возраста,

имеющими СДВГ. Изменение состояний активности и покоя при выполнении упражнений по

мотивам сказок приводит к увеличению гибкости и подвижность нервной деятельности,

движения ребенка становятся более координированными, а эмоционально-психическое и

двигательное напряжение снижаются, тем самым, увеличивается способность к более

длительному выполнению различных видов деятельности [18].

Групповая образно-игровая сказкотерапия показала свою эффективность при заикании у

детей (возраст 7 - 13 лет). Специалистами были выявлены улучшения речевого статуса и

повышение коммуникативных возможностей, нормализацией эмоционально-психологического

состояния детей, что привело к их социальной адаптации [19].

Сказкотерапия помогает в реабилитации детей с нарушением слуха, в частности, при

проведении логоритмики после кохлеарной имплантации. Работа со сказкой (после

подготовительных занятий) проходила в форме инсценировки. В результате у части детей

произошло улучшение слухоречевой памяти, навыков коммуникации и других показателей,

что говорит об эффективности данного коррекционного метода, о чем свидетельствует работа

коллектива авторов (Султанова Г.М., Смакова А.С., Истакеева А.А.)[20].

Таким образом, исследования специалистов, применяющих метод сказкотерапии, является

весьма эффективным вкладом в практику работы и профилактику психических расстройств.

Тем не менее, польза от сказкотерапии будет выше при сочетании с известным классическим

лечением, а также с учетом индивидуальных особенностей личности.



В раздел образования