Автор: Пыхова Оксана Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ФГКДОУ "Детский сад № 154" МО РФ
Населённый пункт: Оленегорск-2
Наименование материала: статья
Тема: Использование сказкотерапии в работе логопеда
Раздел: дошкольное образование
Статья.
Использование сказкотерапии в работе логопеда.
С каждым годом среди учащихся увеличивается число детей с различными
нарушениями в развитии. Наиболее распространенными отклонениями
развития
являются
речевые
расстройства.
Причем,
характер
речевых
патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму. У
детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических
функций,
состояние
общей
и
мелкой
моторики,
ориентирование
в
пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность
Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем
возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере
раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Всё это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом
воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она
развивает речь.
Сказкотерапия – психотерапевтическое направление, использующее сказки
для решения тех или иных психологических проблем, для развития
творческих способностей, расширения сознания, совершенствования
взаимодействий с окружающим миром.
Сказкотерапия
-
метод,
использующий
сказочную
форму
для
интеграции личности, развития творческих способностей, расширения
сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Все
дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают
в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи
между
предметами
и
явлениями.
Именно
эти
особенности
речевых
нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии:
всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней
психических процессов.
В
атмосфере
сказки
дети
раскрепощаются,
становятся
более
открытыми
к
восприятию
действительности,
проявляют
большую
заинтересованность в выполнении различных заданий.
Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать
многие
коррекционные
задачи.
Этим
мы
повышаем
эффективность
логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в
образовательный материал.
Сказка является наиболее доступным материалом для развития
психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и
неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить
интерес к слову.
Таким
образом,
хотелось
бы
отметить,
что
использование
сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии
учёта возрастных и психологических особенностей детей с нарушениями
речи дошкольного возраста.
Далее приведу пример лишь некоторых игр и упражнений, которые
используются в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста,
имеющих нарушение речи.
Активизация познавательных способностей детей:
использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных
представлений с опорой на различные модели восприятия.
Игра: « Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).
Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и
тактильные ощущения.
Цель, которая озвучивается для детей: принести угощения трём медведям,
чтобы помирить их с Машей.
Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет,
форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья,
пирожные.
Игра: «Домики для друзей - животных» (по сказке «Теремок»)
Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис.
Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые яркие домики
для всех, кто жил в теремке.
Каждый
ребёнок
«строит»
свой домик
из
различных
разноцветных
геометрических фигур разных по цвету и величине.
Развитие общих речевых навыков:
Сила голоса.
Игра: « Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу» (по
сказке «Заюшкина избушка»).
Цель: учить повышать и понижать силу голоса.
Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в
зимнем лесу, помогите ему.
«Лиса и петух». «Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит
петушок? (дети демонстрируют), а теперь лиса зашла за высокие горы, как
сейчас звучит голос петушка?». Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-
СА-СА-СА»: дети поют, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышают
тон голоса, спускаясь – понижают тон.
Речевое дыхание.
Игра: «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка»).
Цель: работать над длительностью речевого выдоха.
Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова:
«пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная,
сладкая».
Также используются игры и упражнения по развитию силы и длительности
ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания. Игра:
«Катится колобок по дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».
Слухового внимание.
Игры: «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу),
«Михаил Иванович
сердится» (топни, если услышишь ошибки), «Угадай, кто идет», «Узнай нас».
Цель: развитие слухового внимания.
Цель, которая озвучивается для детей: «Расколдуй сказку»: «Жарозко»-
«Морозко»,
«Оле-Огурцое»- «Оле-Лукое», «Красная Тапочка»-«Красная
Шапочка», «Серебряный замочек» - «Золотой ключик», «Кепка»- «Репка»,
«Коробок»-«Колобок».
Развитие лексико-грамматических категорий.
Игра: « Кого встретил в лесу колобок».
Цель: тренировать употребление родительного падежа существительных,
формировать простую фразу.
Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья
прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть
волка, лапы лисы).
Игра: « Где прячется Маша? » (по сказке: «Маша и медведь»).
Цель: развивать правильное употребление (понимание ) простых предлогов,
активизировать словарь по теме: мебель.
Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите,
где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).
Игра: «Только ласковые слова»
Цель: образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Цель, которая озвучивается для детей: дети по кругу называют слова из
сказок: рукавичка, репка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка,
Дюймовочка и т.д.
Игра: «Длинные слова»
Цель: образование сложных слов.
Цель, которая озвучивается для детей: У Буратино длинный нос. Какой
Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой он?
(одноногий), и т.д.
Игра: «Всё наоборот»
Цель: образование антонимов.
Цель, которая озвучивается для детей: по сказке «Баба Яга» (У дочки была
добрая матушка, а мачеха - наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а
наоборот-…(умна), и т.д.).
Упражнение «Если бы, да кабы…»
Цель: умение
составлять
сложноподчиненные
предложения,
логически
мыслить, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.
Цель, которая озвучивается для детей: вы должны закончить предложение:
«Если бы я был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…».( «Если
бы я был бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все
любили»).
Игра: «Хорошо – плохо».
Цель: умение высказывать свое мнение, хорошее или плохое о предмете,
образе, явлении, поступке. Учатся логически строить свои высказывания,
правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Игра: «Слово-сказка».
Цель: умение сочинять сказку по одному слову.
Слово пишется на доске вертикально. Каждую букву «расшифровываем»: К-
кот; Н-нитки; И-иголка; Г-горка; А-аптека. На основе этих пяти новых слов
дети сочиняют сказку. Например : «Жил-был кот. Он очень любил играть с
нитками. Однажды он увидел катушку с нитками, стал её катать по полу и
уколол лапку. В катушке торчала иголка. Ему было очень больно. Кот
загрустил, но вдруг он посмотрел в окно, увидел горку и побежал на улицу.
Кот весело скатился с нее и попал прямо в аптеку. Там ему дали лекарство
для лапки». Такие сказки дети любят сочинять коллективно, по кругу.
Игра «Сказки перепутались»
Цель: развитие памяти, внимания и воображения
когда предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их
героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок используются
картинки с изображением героев сказок. Придуманные сказки дети часто
инсценируют в группе с помощью настольного театра. Декорации при этом
сводятся к минимуму. Кукол можно водить молча, под рассказ ведущего, а
можно разыгрывать диалоги.
Развитие связной речи.
Проходит поэтапно:
* договаривание отдельных слов во фразе;
* произнесение отдельных фраз сказочных героев;
* повторение, составление простых фраз;
* рассказывание сказки.
«Назови сказки, где есть дед, бабка…..»
«Из какой сказки фраза?»
«Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси – лебеди»,
«Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов»)
«Отгадай сказку по отрывку»
«Расскажи сказку по слогам» ( По-дед-ре. В-ре-бо-пребо. Ста-де-ре-тя. Тя-
потя-вы-ни. По-де-ба. И т.д.)
Выше упоминалось о том, что сказка оказывает психотерапевтический
эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и
упражнения направленные на:
- сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку;
передают шепотом друг другу имена герое в сказки),
- снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на
солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);
- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей
сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику).
Таким
образом,
хотелось
бы
отметить,
что
использование
сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии
учёта возрастных и психологических особенностей детей с нарушениями
речи дошкольного возраста.
Сказка является наиболее доступным материалом для развития
психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и
неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить
интерес к слову.
Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:
- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;
-формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением,
различать и сравнивать мышечные ощущения;
-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;
- развивать интонационную выразительность и силу голоса;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;
- укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.
И
как
мы
понимаем,
именно
такая
работа
является
основой
профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб.,
2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика
сказкотерапии. - СПб., 1998.
3. Александрова О. Разыгрываем сказки. Дошкольное воспитание.
4. Большева Т.Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.
5.Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в
психотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”,
2000.
6.Лора Поляк. Театр сказок. СПб. «Детство Пресс»,2001.
7.Прохорова Е.В. Театрализованные игры для дошкольников. СПб.1995.
8.Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию
связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
С каждым годом среди учащихся увеличивается число детей с различными
нарушениями в развитии. Наиболее распространенными отклонениями развития
являются речевые расстройства.
Причем, характер речевых патологий стал
сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму. У детей одновременно
нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и
мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая
сфера, творческая активность.
Несформированность языковых и коммуникативных навыков у учащихся
обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании
самооценки, мотивации и поведения детей, приводит к школьной дезадаптации.
В современной научной литературе подчеркивается, что проблема отклонений
в развитии речи у детей имеет много граней, относящихся к разным научным
дисциплинам: медицине, психологии, психолингвистике, логопедии.
Находясь на грани соприкосновения педагогики, психологии, медицины
логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям,
наиболее эффективные, не традиционные для нее методы и приемы смежных
наук, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.
Существует достаточное количество новых методов и форм работы,
инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и
воспитания. К методам нетрадиционного воздействия относятся: игро-, смехо-,
библио-, воско-, хорео-, имаго-(рисование под музыку) терапия и другие.
Наиболее универсальным и комплексным методом воздействия в
коррекционной работе является сказкотерапия.
Сказкотерапия – психотерапевтическое направление, использующее сказки
для решения тех или иных психологических проблем, для развития творческих
способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с
окружающим миром.
Сказкотерапия используется в практике сравнительно недавно, хотя приобрела
известность довольно давно. Этот метод относится к здоровьесберегающим
технологиям и одновременно является инновационной технологией духовно-
нравственного воспитания. У сказкотерапии, как метода психологической
коррекции, возрастные ограничения отсутствуют.
Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, относятся к 18 веку.
Речь идет не только о собирательстве фольклорных сказок, но и о попытках
интерпретаций их содержания. Сказку, как отражение глубинной психики
человека исследовали такие психологи, как Э. Фромм, Э. Берн, К. Юнг и другие.
Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и психологами:
Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, М.В. Осориной, А.В. Гнездиловым и
другими.
Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии
«Комплексная сказкотерапия» получила в работе Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой –
доктора психологических наук, ректора института сказкотерапии в Санкт-
Петербурге.
По определению энциклопедического словаря, сказка – «это один из основных
жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно
прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или
бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют
различные виды устной прозы».
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. выделяет пять видов сказок:
К художественным сказкам относят народные сказки и авторские
истории.
Сюжеты народных сказок многообразны:
сказки о животных
бытовые сказки
страшные сказки
волшебные сказки
Авторские художественные сказки рассказывают нам о частных сторонах
жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение
ребенка.
Психотерапевтические сказки. Здесь рассказывается о многих проблемах
человека, и каждый может узнать себя на страницах литературного
произведения. К психотерапевтическим сказкам можно отнести сказки
сочиненные самим ребенком и сказки сложенные совместно с ребенком.
Медитативные сказки создаются, как пишет Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, с
целью накопления положительного образного опыта, снятия
психоэмоционального напряжения. Отличительная особенность медитативных
сказок – это отсутствие конфликтов и злых героев.
Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного
материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки,
арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ
мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и
важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются»
учебные задания.
Сказки – форма хранения жизненных знаний. Они издревле использовались в
качестве передачи информации.
Хорошо известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает
«правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их
развития и социализации информация должна быть передана через яркие
образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются
лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире.
Положительное влияние сказки на развитие ребенка неоспоримо. Сказка не
только расширяет знания ребенка о мире, но и приобщает к жизни,
человеческой культуре, формирует основы поведения и общения, является
великолепным инструментом адаптации ко всем сложным жизненным
ситуациям, а также средством положительного воздействия на эмоциональное
состояние ребенка.
Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку
никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного
воздействия на речевую сферу ребенка.
Являясь наиболее универсальным комплексным методом воздействия,
сказкотерапия решает разнообразные задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты,
относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие
фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией,
дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование
слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения;
совершенствование связных высказываний (строить распространённые
предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и
рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам).
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к
природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки,
ответственности, патриотизма.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие познавательных процессов
(мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие
просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи,
работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);
развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение.
Используя в своей работе элементы сказкотерапии, необходимо учитывать
следующие особенности:
речевой статус детей (общее недоразвитие речи III-IV уровня, осложненное
неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и
гиперактивности, дизартрией);
недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового
внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению со
взрослыми; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая
работоспособность);
специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность,
повышенная возбудимость);
принцип мультисенсорности.
Вышеперечисленные особенности детей должны учитываться при выборе
сказки:
используются хорошо знакомые детям сказки;
сюжет сказки должен быть интересным, вызывать эмоциональный отклик у
детей;
возможное использование элементов сюжета, а не сказки целиком.
Основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей с
нарушениями речи является одновременная работа над всеми компонентами
речевой системы. Также и метод сказкотерапии, ее элементы могут
использоваться в работе над всеми компонентами речевой системы и на разных
этапах работы. Для этого применяются дидактические, в том числе, хорошо
известные нам логосказки, и психокоррекционные сказки с использованием
различных форм работы: анализ сказок, рассказывание сказок, сочинение
сказок, рисование по мотивам сказки. Сказкотерапия настолько универсальна,
что любое задание можно облачить в сказочную форму.
Проиллюстрируем некоторыми примерами применение метода сказкотерапии
(ее элементов) на различных этапах коррекционно-развивающего обучения.
Перед тем, как начать работу со сказками, необходимо настроить детей, помочь
им вспомнить названия сказок и сказочных персонажей при помощи загадок и
различных заданий:
«Из какой сказки цитаты?»;
«Вспомни имена сказочных героев, которым принадлежат желания»;
«Как называются сказки с числительными?»;
«В названиях каких сказок упоминаются кошки?»;
«Соедини слова, чтобы получилось название сказки».
Сказкотерапия в педагогической практике может применяться для всех детей, но с учетом
противопоказаний. Она способствует развитию творческих способностей, социализации,
воспитанию детей, формированию лексики, формированию культуры [8]. Одним из примеров
применения сказкотерапии в педагогических целях может послужить её использование на
уроках чтения и литературы. В результате улучшается поведение детей и развивается их
тяга к прекрасному. Сказкотерапия, проводимая путём индивидуального или группового
сочинения сказки, вносит весомый вклад в развитие креативности [10]. Сказка есть способ
ухода от обыденности в жизни с помощью воображения, причем для ребёнка более важным
является непосредственно процесс фантазирования, чем его результат [11]. Стоит отметить,
что сказкотерапия способствует формированию так называемого «нравственного
иммунитета», который осуществляет проверку всей информации, которая поступает в
сознание человека. Только полезная и позитивная информация проходит «цензуру» и
встраивается в систему ценностей и мировоззрение. При этом важно, чтобы не только
педагоги и воспитатели, но и родители рассказывали сказки, сочиняли их вместе с ребёнком,
помогали переместить положительную информацию в реальную жизнь для воспитания
«нравственного иммунитета» [12]. Прорабатывая некоторые жизненные ситуации путём
перевода их на «язык сказки», ребенок в будущем, сможет разобраться и принять правильные
решения, устранив проблемы [11].
Сказкотерапия также используется для терапии и профилактики различных форм девиантного
поведения (агрессия, употребление алкоголя, наркомании и др.), тревоги, фобий,
неуверенности в себе и других нарушениях ПЗ [6, 7, 8].
По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия может быть использована как метод,
направленный на «детское» начало в человеке, при этом может применяться как у детей, так
и у взрослых. Использование метода Сказкотерапии наиболее эффективно в детском
возрасте, поэтому чаще применяется в данной возрастной группе. Тем не менее,
сказкотерапия может быть полезна взрослым, которые имеют актуальные для себя
«подростковые» проблемы, например, неприятие себя, агрессивность, одиночество,
сложность в понимании своих чувств, осмыслении своей жизни, безответственность, и др. [2],
а также при различных формах зависимостей. Кроме того, если обучить родителей
методически правильно работать со сказкотерапией, можно добиться хороших результатов не
только в воспитании ребенка с психическими отклонениями в развитии, но и избежать
эмоционально-психологических и поведенческих проблем [13].
С учётом детских психологических проблем Р. М. Ткач выделяет следующие группы сказок:
сказки для детей, имеющих фобии; сказки для детей с синдромом дефицита внимания с
гиперактивностью (СДВГ); сказки для работы с агрессивными детьми; сказки для детей с
расстройствами поведения с физическими проявлениями; сказки при сложностях отношений в
семье (развод родителей, появление нового члена семьи и т.д.), сказки в случае потери
ребенком близких людей [14].
В исследовании Пустовойтовой О.В. и ее коллег рассматривается применение сказкотерапии
у дошкольников с различными уровнями агрессивного поведения (от высокого до низкого)
показало свою эффективность. Использовались сказки «Серебряное копытце», «Малахитовая
шкатулка», П. Бажова; «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Двенадцать месяцев» С. Маршака,
«Лекарство от непослушности» К. Драгунской, и другие. В результате были
продемонстрированы улучшения в характере детей: уменьшение уровня агрессии,
внимательное отношение к себе и окружающим. При этом дети в большей степени обращали
внимание на свое эмоциональное состояние, что привело к повышению социальной
адаптации [15].
Сказкотерапия может быть использована в целях профилактики употребления психоактивных
веществ. Данный метод может применяться как в профилактических целях, так и для
реабилитации наркозависимых больных. За счет положительного влияния сказки создается
благоприятное воздействие на поведение и моральные ценности ребенка, что [15].
Следует выделить проблему работы коррекционных учреждений закрытого типа для
малолетних правонарушителей с девиантным поведением. Коррекционная работа в данном
случае направлена на исправление, то есть на подавление личности. При этом существует
необходимость в наиболее полном развитии личности и осознании разрушающих факторов,
препятствующих этому. Сказкотерапия очень важна в процессе духовно-нравственного
воспитания и повышения самосознания, способствует переоценке жизненных ценностей и
становлению на правильный путь [17].
В случае поздней и малоэффективной терапии СДВГ происходит усиление проблем
поведения и социальной дезадаптации, что требует психиатрического лечения.
Сказкотерапия достаточна эффективна при работе с детьми дошкольного возраста,
имеющими СДВГ. Изменение состояний активности и покоя при выполнении упражнений по
мотивам сказок приводит к увеличению гибкости и подвижность нервной деятельности,
движения ребенка становятся более координированными, а эмоционально-психическое и
двигательное напряжение снижаются, тем самым, увеличивается способность к более
длительному выполнению различных видов деятельности [18].
Групповая образно-игровая сказкотерапия показала свою эффективность при заикании у
детей (возраст 7 - 13 лет). Специалистами были выявлены улучшения речевого статуса и
повышение коммуникативных возможностей, нормализацией эмоционально-психологического
состояния детей, что привело к их социальной адаптации [19].
Сказкотерапия помогает в реабилитации детей с нарушением слуха, в частности, при
проведении логоритмики после кохлеарной имплантации. Работа со сказкой (после
подготовительных занятий) проходила в форме инсценировки. В результате у части детей
произошло улучшение слухоречевой памяти, навыков коммуникации и других показателей,
что говорит об эффективности данного коррекционного метода, о чем свидетельствует работа
коллектива авторов (Султанова Г.М., Смакова А.С., Истакеева А.А.)[20].
Таким образом, исследования специалистов, применяющих метод сказкотерапии, является
весьма эффективным вкладом в практику работы и профилактику психических расстройств.
Тем не менее, польза от сказкотерапии будет выше при сочетании с известным классическим
лечением, а также с учетом индивидуальных особенностей личности.