Автор: Поезжаева Ирина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12" "Светлячок" г. Куса"
Населённый пункт: город Куса Челябинская область
Наименование материала: Познавательно - творческий проект
Тема: «Детская книга своими руками» для детей 3-4 лет
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Светлячок» г. Куса»
Познавательно - творческий проект
«Детская книга своими руками»
для детей 3-4 лет
Воспитатель:
Поезжаева Ирина Витальевна
г. Куса
2019 - 2020 учебный год
«Детская книга своими руками»
Номинация: познавательно - творческий проект
Методический паспорт проекта.
Руководитель проекта: воспитатель высшей квалификационной категории
Поезжаева Ирина Витальевна
Направление проекта: воспитание любви к книге
Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников
Возраст детей, участников проекта: 3-4 года.
По времени проведения проект: долгосрочный
Вид проекта: творческо – познавательный
Социальные партнёры: Детская библиотека, центр детского творчества
Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки! –
Все ребята говорят.
(З. Бычков)
Аннотация проекта:
Проект «Детская книга своими руками» является средством воспитания
любви и приобщение дошкольников к книге. Основная идея проекта –
развитие познавательного интереса, формирование представлений о разных
книгах, специфике изготовления книг и бережном обращении с книгой.
Основной принцип проекта - вызвать интерес к книге, к чтению как
процессу и ведущей деятельности человека. Представленные в проекте
задачи, решаются в ходе освоения таких образовательных областей, как
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Познавательное
развитие»,
«Художественно-эстетическое
развитие».
Представленная
в
проекте
культурно-досуговая деятельность в форме детских развлечений направлена
на развитие интереса к чтению. Проект апробирован, проведён мониторинг
результативности, эффективности сформированности личностных качеств
детей в проектной деятельности и будет иметь продолжение.
Проект предназначен для воспитателей
и педагогов дополнительного
образования
Введение
Проект «Детская книга своими руками». Проблема сохранения интереса к
книге, к чтению как процессу ведущей деятельности человека сегодня
актуальна как никогда. Техника (аудио – видео - компьютерная, дающая
готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая
на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы
уже
начинаем
пожинать
сегодня;
низкий
уровень
развития
речи,
воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных
устоев. Аксиомой в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не
имеем права лишать ребенка всего того, что принес прогресс, как не имеем
права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе. Как
помочь малышу полюбить книгу, чтобы он стал её пленником на всю жизнь?
Один из способов сделать книгу ближе ребенку – предоставить ему
максимум свободы для творчества и разнообразной деятельности. Этому
будет способствовать наш проект «Детская книга своими руками».
Обоснование актуальности проекта.
Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным.
Пока он ещё совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием,
развивающим малыша, является чтение книг.
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб
расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой,
всем, что его окружает.
Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на
формирование его предпочтений и читательских вкусов.
Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте.
Ещё несколько лет назад родители с трудом могли приобрести нужную книгу
в магазине. Сейчас всё обстоит иначе: прилавки переполнены литературой
для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому
многие папы, мамы, бабушки и дедушки вынуждены решать вопрос о том,
как выбрать книгу для ребёнка, чтобы она была и красивая, и полезная, и
понравилась ему. Наш проект решает такую проблему как: в создание книги
участвуют родители и дети, создают такую книгу, которая будет доставлять
радость не только детям, но и взрослым.
Ход проекта построен на чтении разных книг, играх, на знаниях истории как
создают книги. Родители и дети активно включались в совместную
деятельность, обогащали отношения через эмоциональное общение.
Ведь не зря гласит пословица «Будущее нации — в руках матерей».
Родители – самые дорогие и близкие люди! Дети любят их, им хочется
вместе с родителями проводить как можно больше времени. Дети в своей
памяти навсегда сохранят тепло общения со своими родителями, радость
сопереживания. Взрослые и дети творчески подошли к выполнению заданий:
придумали книги для конкурса, приготовили костюмы, принимали участие в
выставке.
Проблемы, решению которых будет способствовать проект:
В настоящее время у многих современных родителях, не находится время
для совместного с детьми чтения книг. Проблема сохранения интереса к
книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня
актуальна как никогда. Техника (аудио – видео - компьютерная, дающая
готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая
на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы
уже
начинаем
пожинать
сегодня;
низкий
уровень
развития
речи,
воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных
устоев. Аксиомой в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не
имеем права лишать ребенка всего того, что принес прогресс, как не имеем
права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе. Как
помочь малышу полюбить книгу, чтобы он стал её пленником на всю жизнь?
Один из способов сделать книгу ближе ребенку – предоставить ему
максимум свободы для творчества и разнообразной деятельности. Этому
способствует наш проект «Детская книга своими руками».
Необходимость в реализации данного проекта существует, так как он будет
способствовать решению таких проблем:
1.
Неумение ценить наследие народа;
2.
Отсутствие живого интереса к книге;
3.
Недостаточная познавательная активность
Цель проекта:
углубить интерес детей к книге, расширить читательские интересы, развить
творческие способности детей, объединить родителей и детей в общем деле.
Задачи проекта:
1. Формирование у детей интереса к книгам, произведениям художественной
литературы;
2. Формирование умения рассматривать книжные иллюстрации, соотносить
их с текстом произведения;
3. Развитие умения слушать и понимать литературные произведения разных
жанров, эмоционально откликаться на воображаемые события;
4. Развитие связной речи, активизация словаря младших дошкольников;
5. Развитие творческих способностей детей при изготовлении книжек-
малышек;
6. Воспитание любви и бережного отношения к книге.
Предметом данной проектной деятельности является привитие любви детей
к книге.
Необходимые условия реализации проекта:
Технические
средства,
разные книги,
народные костюмы, устный
и
музыкальный фольклорный материал, атрибутика, иллюстрации
Механизм реализации проекта:
1.
Изучение
и
анализ
психолого-педагогической
и
методической
литературы по привитию детям интереса к книге
2.
Подбор инструментария для мониторинга качества реализации проекта;
3.
Подбор и адаптация бесед, досуга для детей младшей группы;
4.
Подбор иллюстрационного и видео материала для знакомства с
разными книгами, играми, присущими определённому досугу;
5.
Организационная
и
просветительская
работа
с
родителями
воспитанников, специалистами ДОУ участвующими в реализации проекта.
Методы работы по проекту с воспитанниками:
•
Словесные – рассказ, беседа, чтение художественной литературы.
•
Наглядные – наблюдения, демонстрация реальных объектов, слайдов
мультимедийных презентаций, иллюстраций.
•
Практические – творческие задания, упражнения, художественное
творчество.
•
Игровые – дидактические, подвижные игры, народные игры, сюжетно
– ролевые.
Методы работы по проекту с родителями:
•
Наглядные: информационные материалы в родительских уголках,
папках-передвижках.
•
Индивидуальные: беседы, индивидуальные задания, рекомендации.
•
Коллективные: консультации.
•
Привлечение родителей к проведению досуга и изготовлению книжек-
малышек.
Взаимодействие с воспитателями и специалистами:
Внедрение проекта проходит более эффективно и результативно при участии
специалистов ДОУ:
•
Советы
логопеда
и
совместная
деятельность
помогают
совершенствовать речевые навыки дошкольников;
Ресурсное обеспечение проекта:
Нормативно – правовой ресурс:
•
согласование проекта с администрацией ДОУ;
•
утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов.
Материально – технический ресурс:
•
приобретение
расходного
материала
для
изготовления
книги
и
создания костюмов;
•
создание музея «Книжка-малышка».
Информационный ресурс:
•
подбор методической и познавательной литературы по теме;
сбор информации по теме проекта из специальной литературы, Интернета и
периодических изданий.
Интеллектуальный ресурс:
•
творческая группа МБДОУ д/с №12 г. Куса
Финансовый ресурс:
•
средства Попечительского совета
Партнёры:
•
Детская библиотека, центр детского творчества
Целевая аудитория:
•
Специалисты ДОУ;
•
Воспитанники от 3 до 4 лет;
•
Родители воспитанников.
Этапы реализации проекта:
I.
Организационно-подготовительный
•
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
•
Определение цели и задач проекта;
•
Подбор
литературы,
пособий,
атрибутов,
видео-
и
аудиоматериала;
•
Обсуждение
с
родителями
детей
вопросов,
связанных
с
реализацией проекта
II. Основной
•
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
•
Совместная деятельность
•
Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
•
Обобщение результатов работы;
•
Анализ деятельности;
•
Презентация итогов работы.
План-график реализации проекта:
I. Подготовительный этап:
Предварительная работа.
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала; загадок, пословиц
о книге; книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки,
энциклопедии, детские журналы.
II.
Основной этап реализации проекта:
Содержание деятельности родителей:
1.Помощь педагогам в наполняемости центров активности предметами и
материалами по темам, проходящим в процессе реализации проекта;
2.Участие в продуктивной деятельности и оформление выставок в группе; в
совместных мероприятиях, играх с детьми.
Содержание деятельности педагога:
1.Проведение
запланированных
мероприятий
в
рамках
проектной
деятельности по теме «Детские книги своими руками»;
2.Фиксирование всех видов детской деятельности, работы с родителями, для
оформления презентации проекта.
Система мероприятий с детьми.
Утренний кружок «Начало дня»:
• беседы по теме: «Берегите книгу», «Зачем нужны книги», «Где живут
книги»,
• чтение потешек, загадок, пословиц;
• показ сказок на магнитной доске («Заюшкина избушка», «Пых», «Три
медведя», «Репка»);
• пальчиковые игры, физкультминутки;
• игры «Чудесный мешочек» (из какой сказки);
• рассматривание иллюстраций по произведениям В. Сутеева, А. Барто и т.д.;
В литературном центре:
• чтение русских народных сказок, авторских сказок;
• рассматривание иллюстраций к литературным произведениям;
• дети и педагоги совместный подбор материала для «Книжек-малышек»;
• слушание музыкальных сказок «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок»;
• выставка «Книжки-малышки».
Центр искусства:
• рисование «Зайчик», «Неваляшка», «Кошка»;
• аппликация «Грузовик», персонажей сказок («Три медведя»);
• моделирование создание «книжек-малышек» со стихами;
• коллективная работа «Игрушки» (из любимых книг детей);
• ремонт книг;
• конструирование из бумаги «Маленькая книжечка».
Центр математики:
•собираем пазлы по сказкам;
• ориентировка в пространстве («Найди и спрячь» и т.п.);
• дидактические игры («Сложи картинку», определи сказку).
Центр драматизации и сюжетно-ролевой игры:
• обыгрывание сценок сказочных персонажей;
• сюжетно-ролевая игра «Путешествие по сказкам»;
• игра-драматизация по сказке «Теремок»;
• игра «Книжкина больница».
Центр строительства:
• постройка теремка, домика;
• обыгрывание построек.
III.
Заключительный этап.
Проведение мастер-класса по книгоиздательству для детей и родителей по
теме: «Книжки-малышки».
Ожидаемый результат
Предполагаемые результаты – эффекты:
• Дети познакомятся с различными видами книг, строением книги, узнают о
способах изготовления книжек-самоделок, научатся создавать книжки-
самоделки из разнообразных материалов совместно с родителями.
• Овладеют умением составлять рассказы, сказки, стихи.
• Научатся творчески мыслить и использовать различные материалы в
оформлении книг.
• Должно, измениться отношение родителей к данной проблеме.
Социальный эффект:
1.
Формирование стойкой мотивации на поддержание активного интереса
к книге;
2.
Возрождение
традиционного
семейного
воспитания,
укрепление
внутрисемейных отношений;
3.
Распространение педагогического опыта.
Предполагаемые продукты, результаты проекта
• Книжки - самоделки
Деятельность родителей в реализации проекта:
• Помощь воспитателям в подборе интересной информации.
• Беседы с детьми
• Чтение научно – популярной и художественной литературы.
• Рассматривание иллюстраций.
• Создание книг-самоделок совместно с детьми.
Деятельность воспитателя в реализации проекта:
• Проведение бесед, подбор литературы, организация экскурсии.
• Создание презентаций, показ способов изготовления книжек-самоделок
• Разработка домашних заданий для детей и родителей.
• Разработка консультаций для родителей
Обогащение предметно-развивающей среды под идею проекта:
• Пополнение книжного уголка разнообразной литературой и альбомами
• Приобретение материала для изготовления и украшения книг-самоделок.
Результаты – продукты по обогащению РППС:
Музей «Книжки – малышки», пополнение уголка книги, альбом портретов
детских писателей.
Проектные мероприятия способствовали:
1.
Увеличению количества воспитанников, имеющих положительную
динамику достижений планируемых результатов освоения основной
образовательной программы;
2.
Эффективному использованию педагогами ДОУ образовательных
технологий в познавательном, речевом воспитании дошкольников;
3.
Повышению уровня профессионального мастерства, совместному
переходу педагогов и специалистов на более высокую профессиональную
ступень;
4.
Участию воспитанников в творческих конкурсах;
5.
Сплочению педагогического коллектива;
6.
Гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
Межпредметные связи
Образовательные
области
Виды
детской
деятельности
Содержание деятельности
Методы и формы работы
с детьми
Методы и формы
работы
с
родителями
Познавательное
развитие
Игровые
обучающие
ситуации
Презентация
«Такие
разные книги»
Дидактические игры: «На
прогулку мы собрались»,
«Закончи
фразу»,
«Подбери
«слова-
приятели»»,
«Что сначала, что потом»
Просветительские
статьи, советы о
темах
бесед
с
детьми дома.
Сбор
экспонатов
для музея.
Художественно-
эстетическое
развитие
Продуктивна
я
деятельность
Расписывание
иллюстраций
в
книгах,
ремонт книг
Изготовление
макета
книги
в
домашних
условиях.
Социально-
коммуникативное
развитие
Игровые
обучающие
ситуации
Беседа: «История книги»
Рассказы детей: «Какие
любят книги»
Сбор
материала,
необходимой
детям
информации
про
книги.
Физическое
Игровая
Народные
игры,
Участие
в
развитие
деятельность
спортивные состязания
спортивных
состязаниях.
Риски и пути их преодоления:
При апробации проекта учитывалось, что могут возникнуть определённые трудности и
риски:
Направление
работы
Методика
Содержание
Результат
Нежелание
родителей
участвовать
в
реализации
проекта
Консультации,
памятки
Знакомство с
историей
книги
их
изготовления
Сформированы знания о
книгах,
материалах, инструмент
ах, необходимых для их
изготовления; интерес к
истории
Слабая
заинтересованн
ость
воспитателей
Просветительска
я
работа,
наглядная
агитация
Формирование
знаний
о
создании
книги,
приобщение к
ценностям
семейных
и
национальных
традиций
читать книги.
Расширение кругозора.
Применение
полученных
знаний
в
разных
видах
деятельности
и
режимных
моментах.
Создание своих мини-
проектов.
Мониторинг результативности реализации проекта
Отслеживание качества образовательной деятельности по проекту
проводилась путём диагностирования знаний детей на начало и
завершение проекта.
Цель: изучить особенности отношения детей дошкольного возраста к
книге.
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки.
2 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной
помощью взрослого.
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно
Диагностическая ситуация «Книжкин дом»
Цель - пополнять лексику разнообразием слов.
Предъявление задания. «Смотри, какой необычный дом! Как его можно
назвать? Как ты догадался, что в нем находятся книги?».
Диагностическая ситуация «Дворец сказок»
Цель
–
выявить
интерес
детей
к
сказкам,
оценить
богатство
«сказочного» опыта.
Предъявление задания. «Ты стоишь перед Дворцом сказок». Какая
сказка тебе нравиться, почему она тебе нравиться?
Диагностическая ситуация «Назови правильно»
Цель: выявить умения детей играть в подвижные и хороводные игры.
Предъявление задания. Назови правила и текст сказочной игры «Муха-
Цокотуха».
Диагностическая ситуация «Путешествие в прошлое»
Цель: познакомить детей с историей создания книги.
Предъявление задания. Рассмотри картинки и определи, в какой
последовательности происходит изготовление книги.
Диагностическая ситуация «Для чего это нужно»
Цель: научить ориентироваться в прошлом.
Предъявление задания. Предметные картинки с изображением бересты и
пера, бумаги и ручки. Найти предметы, которые используются для
изготовления книги.
И.Ф.
Книжкин
дом
Дворец
сказок
Назови
правильно
Путешествие
в прошлое
Для
чего
это нужно
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Маша А.
3
4
3
2
3
Ваня В.
3
4
3
2
3
Никита Г.
4
4
3
2
3
Варя Б.
4
4
3
2
3
Егор Б
3
3
3
2
3
Максим Б.
3
3
3
2
3
Илья Г.
3
3
3
2
3
Лиза К.
3
4
3
2
3
Есения М.
3
3
3
2
3
Богдан П.
3
3
3
2
3
Степан У.
3
4
3
2
3
Ваня Ф.
3
3
3
2
3
Артем Ч.
3
3
3
2
3
Результаты обследования
Полученные результаты диагностики были подвергнуты статистической
обработке. Частотный анализ результатов исследования показал,
что
большинство детей в исследуемой группе показывают средний уровень
развития по всем исследуемым показателям.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Проект «Детская книга своими руками» является импульсом развития
всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к
книгам. Проект, в своём развитии имеет прогресс, так как его реализацией
заинтересовались все педагоги и специалисты ДОУ. Воспитатели обогащают
существующий проект своими мини-проектами. На основе проекта родились
мини-проекты: «Театр – как много в этом слове», «Откуда пришёл
мультфильм?». Такое сотрудничество помогает комплексно подойти к
проблеме
познавательно – творческому воспитанию дошкольников.
В перспективе организация нового проекта «Моя семья. Семейные
традиции» для детей 4-5 лет.
Возможности распространения проекта «Детская книга своими руками»
в других образовательных учреждениях
Проект может
использоваться педагогами и специалистами ДОУ,
педагогами дополнительного образования, чтобы привить детям любовь к
книгам.
Литература:
Приложение 1.
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Книжка в
гости к нам пришла»
Задачи:
Расширить знания детей о книгах (их тематики, оформлении,
назначении).
Дать представления о многообразии книг: книги со сказками, книги о
животном и растительном мире, книги для взрослых, книги для самых
маленьких, познавательные книги (энциклопедии).
Закрепить знания детей о книжках - самоделках.
Продолжить работу по обогащению словаря детей. Ввести в словарь
детей такие понятия: энциклопедия, книжки - самоделки, книжки-
малышки, обложка, корешок.
Побуждать детей интересоваться смыслом слов, вступать в дискуссию,
делать обобщения полными предложениями.
Учить детей беречь книгу.
Закрепить знания детей о строении книги.
Повысить творческую активность у детей при создании книжек -
малышек.
Создать условия для коллективного (2-3реб.) и самостоятельного творчества.
Учить составлять сюжетные композиции из готовых материалов и
самостоятельно вырезанных форм; пользоваться клеем; применять способы
конструирования при изготовлении книжки - малышки.
Во время самостоятельной работы учить детей соблюдать технику
безопасности при работе с клеем и мелким бросовым материалом.
Воспитывать умение считаться с интересами и мнением других детей,
желание вместе работать.
Способствовать формированию умения и желания помогать друг другу в
процессе работы.
Предварительная работа:
беседа о создании книг и её создателей;
знакомство со строением книг;
рассматривание книг в книжном уголке;
чтение книг в книжном уголке;
чтение книг в повседневной жизни и на занятиях, рассматривание
иллюстраций;
изготовление книг - самоделок «Книжка своими руками»;
реставрация книг детьми «Книжкина больница».
Оборудование: магнитофон, диск с записью слов «книги», книги разного
формата и тематики, заготовки из картона для обложек, клей, клеёнки,
салфетки, кисточки, мелкий бросовый материал, книги разного формата и
содержания.
Ход:
Сюрпризный момент.
Стук в дверь, вносится сундук.
Рассматриваем сундук. Дети высказывают свои предположения о том, что
может находится в сундуке.
- Я хочу загадать вам загадку, может она поможет узнать, что лежит в
сундуке:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней-
Будешь вчетверо умней. (Книга)
(Открывается сундук, в нём книга, перевязанная лентой).
- Посмотрите, действительно книжка! Какая она нарядная! А почему у неё
такое украшение на обложке? (показать на бант). Дети размышляют.
Наводящие вопросы: когда вы сами наряжаетесь? Одеваете бантики?
Встречаете гостей? и т. д. (когда какой- то праздник).
- Может, у нашей гостьи тоже праздник? Но какой?
Книга: Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться
Нужно грамоте учиться (магнитофонная запись).
- Дети, какая необычная говорящая книга. Удивительно, кто научил тебя
разговаривать?
Книга: Добрый волшебник.
- Как хорошо, что ты пришла к нам в гости. Расскажи детям о себе.
Книга: Белые листы у книг,
Много чёрных букв на них,
Для людей они важны-
Знать ребята их должны.
Если буквы будешь знать,
Сможешь книгу прочитать.
И услышишь в тот же час
Удивительный рассказ.
Ты узнаешь, сколько лет
Солнце нам даёт свой свет,
Почему весной цветы,
А зимой поля пусты.
Край родной узнаешь свой,
Мирный, сильный и большой.
- Спасибо тебе книжка за интересный рассказ. А почему ты сегодня такая
красивая?
Книга: Я же в гости собиралась, хотела вам понравиться, посмотрите, какой
бантик у меня. Давайте с ним поиграем.
Коррекционные упражнения для глаз с лентой.
- Ребята, вы любите книги? Почему?
- А где живут книги? (в библиотеке).
- Дети, расскажите нашей гостье, у кого дома есть библиотека и какие в ней
книги?
- А как называют людей, которые пишут книги? (писатели)
- Назовите писателей, которых вы знаете.
- А как называется профессия человека, который рисует картинки,
иллюстрации? (иллюстратор)
- А есть среди вас дети, которые умеют читать?
- Вспомните, какую последнюю книгу вы прочитали или вам прочитали
взрослые?
Вы назвали много книг. Какие они все разные! А давайте пригласим нашу
гостью на нашу книжную выставку.
(дети проходят к выставке книг) Много книг в обложках разных,
Голубых, зелёных, красных.
Все на столиках лежат
Дожидаются ребят.
- Книжка, посмотри, сколько здесь твоих сестричек! Сейчас ребята тебе
расскажут о них.
Самые любимые книжки у детей - это сказки. А какие сказки вы знаете?
Ответы детей.
А это книги - энциклопедии. Вы знакомы с ними? (эти книги самые
интересные и полезные, они многому могут нас научить и рассказать обо
всём на свете - о звёздах и космосе, о животном мире, о путешествиях и
приключениях).
- А здесь «расположились» книжки - малышки. Они, наверное, для самых
маленьких? (ответы детей) Это книжки просто маленького размера. Их
удобно переносить в кармане, в сумочке. У них маленькие картинки, мелкие
буквы. Они для тех, кто умеет читать.
- Взгляните на эти книги. Вот они- то сделаны для малышей, которые не
умеют читать. Картинки у них крупные, яркие, а страницы толстые. Как вы
думаете, почему? (ответы детей) Правильно, пальчики у малышей
непослушные, они случайно могут порвать книгу.
- А вот здесь, Книжка, собрались самые необычные книги. Это книжки –
самоделки. Почему мы их так называем? (эти книжки дети делали вместе с
родителями и воспитателями, сами сочиняли текст, рисовали иллюстрации).
- Ребята, а представьте себе, что было бы, если бы все книги на земле взяли и
исчезли? (ответы детей)
- Действительно, жизнь без книг невозможно себе даже представить.
«Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг!
Что бы делал человек, если б не было бы книг?
Если б всё исчезло разом, что писалось для детей:
От волшебных, добрых сказок, до весёлых новостей.
Ты хотел развеять скуку, на вопрос найти ответ…
Протянул за книгой руку, а её на полке нет!
Нет! Нельзя себе представить, чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить все герои детских книг».
- Как вы думаете, дети, сколько книг на земле? (ответы детей)
«Сколько звёзд в небесах,
Сколько цветов в лесах,
Сколько капель в реке,-
Столько книг на земле».
- И все книги нужны как детям, так и взрослым.
Книжка: Ребята, мне очень понравилась ваша выставка книг. Я хотела тоже
пополнить вашу библиотеку новыми книгами, но вот беда, книжки мои
рассыпались и все страницы перепутались.
Дидактическая игра: «Собери книжку»
(Дети собирают и сортируют все предварительно нарисованные страницы в
«одну книгу» (2-3 книги) и дают название.)
- Ребята, а эти листочки можно назвать книгой? (нет)
Давайте рассмотрим, из каких частей состоит книга?
В книге много листочков – страниц, и все они скреплены вместе. Страницы,
как будто куст, «растут» из одного корня. И то место, где страницы
скреплены, так и называется – корешок. Его накрепко промазывают клеем. А
чтобы страницы не рассыпались и не разлетались, их «одевают в рубашку».
«Рубашка» для книги – это плотная картонная «одёжка», которая называется
– обложка.
Предлагаю сделать обложку для книжки своими руками, чтобы соединить
все странички. Обложка является лицом книги. Как сделать так, чтобы глядя
на обложку, читатели могли представить себе содержание книги? (ответы
детей)
Технологический процесс изготовления:
1. Листы для будущей книги с левой стороны склеиваем клеем.
2. По месту склеивания наносим клеевую полоску в 1 см. и приклеиваем
форзац (место её сложения с двух сторон).
3. Фарзац промазываем клеем и наклеиваем на неё картонные сторонки
(обложку).
4. Цветной полоской оклеиваем место «сшивания» книжки – корешок.
5. Обложку можно разрисовать, оформить аппликацией по содержанию
книги, а затем украсить, используя бусины, бисер, тесьму, мелкие пуговицы
…
Заключительная часть:
- Посмотрите, какая книжка – малышка будет жить в нашей библиотеке. А
как нужно обращаться с книгами, чтобы они дольше радовали своих
читателей? Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте ДА или НЕТ:
* Книга боится дождя?
* Книга любит свет?
* Книга боится грязных рук?
* Закладкой может быть карандаш? Пирожок?
* Книга любит, когда её читают во время еды?
* Книга любит, когда в ней пишут или рисуют?
* Книга любит, когда к ней бережно относятся?
* Книга любит, когда помнят, о чём в ней прочитали?
Книга: Молодцы, ребята, мне очень понравилось у вас, было очень
интересно! Я издаю указ о включении вас в состав юных сочинителей книг.
Издавайте и читайте книги! До свидания!
- Вот и закончилось наше занятие. Но не заканчивается наше общение с
книгой. Ведь книга самый верный, самый лучший друг. Берегите её.
Приложение №2.
Конспект беседы во второй младшей группе «Книги — лучшие друзья»
Цель: Воспитывать у детей интерес и любовь к книгам. Развивать речевую
активность, умение по словесному описанию и иллюстрациям; определять
знакомые книги и сказки.
Ход беседы:
Загадка.
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не поле, а засеяно,
Не человек, а рассказывает.
Воспитатель: Ребята, вы любите, когда вам читают книжки? Кто вам их
читает? А в нашей группе есть книги? Где же они живут? Правильно, в
нашем книжном уголке. Сегодня мы с вами будем говорить о книгах.
Посмотрите, у каждого из вас в руках есть книга. Как вы узнаете, что это
книга? Давайте сравним ее с листами бумаги (сравниваем книгу).
Есть обложка, есть рисунки, которые называются иллюстрации, есть
страницы, есть размер.
А где можно найти книги? (магазин, библиотека).
Я каждый день наблюдаю за вами и вижу, кто из вас любит книги, кто умеет
с ними обращаться бережно, аккуратно. А ведь умные люди уже давно
сказали: «Книги – это лучшие друзья»! В книгах живут стихи и сказки,
веселые истории и яркие картинки.
Какие стишхи и сказки знаете?
А теперь попробуйте отгадать, о какой сказке эта загадка?
Маша в коробе сидит, далеко она глядит.
Кто несет ее, ответь, быстрыми шагами?
А несет ее медведь вместе с пирогами.
Провела его малышка, будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка. Это (Маша и медведь).
Воспитатель: Найдите эту книжку в нашем книжном уголке и покажите.
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
(Колобок)
Жили-были семь ребят –
Белых маленьких козлят.
Мама очень их любила,
Молочком детей поила.
Тут зубами щелк да щелк
Появился серый волк.
(Волк и семеро козлят)
Воспитатель: А давайте мы с вами поиграем.
Игра-разминка «Ровным кругом»
Как бабушка Колобка стряпала? (показывают движения)
Как Машенька в лесу грибочки собирала?
Как дед Репку из земли тянул?
(вновь посадить на стульчики)
Воспитатель: Самая умная книга – энциклопедия! В ней можно найти ответы
на самые разные вопросы: Почему солнце светит? Куда уплывают облака?
Зачем ежику нужны иголки?
Эта книга называется Азбука! Вы хотите научиться читать? Все люди: ваши
мамы и папы, бабушки и дедушки учились читать по Азбуке. Значит, и вам
эта книга очень скоро пригодится!
Ребята, а можно ли в этих книгах рисовать? Конечно, нет! Для этого есть
специальные книги-раскраски.
Пальчиковая гимнастика.
Покажите пальцем Дети сжимают правую руку в кулак.
Зайца, Вытягивают средний и указательный пальцы.
Книжку, Две раскрытые ладони складывают рядом.
Мышку Ладони прикладывают к макушке.
Орех Сжимают кулак.
Указательному пальцу вытягивают вверх указательный палец, сгибают и
Все известно лучше всех Разгибают его несколько раз.
(Упражнение повторить несколько раз, чередуя руки.)
Воспитатель рассказывает детям: о чем пишут в книгах (сказки, о природе,
стихи, рассказы); чем сказка отличается от рассказа; чем от сказок
отличаются стихи; кто пишет сказки; кто стихи.
Сядьте удобно и приготовьтесь слушать. Я хочу прочитать вам
стихотворение С. Я. Маршака «Книжка про книжки». (Чтение произведения.)
У Скворцова Гришки
Жили-были книжки -
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые,
Без конца и без начала,
Переплеты как мочала,
На листах - каракули.
Книжки горько плакали.
Дрался Гришка с Мишкой,
Замахнулся книжкой,
Дал разок по голове -
Вместо книжки стало две.
Как нам быть? - спросили книжки.
Как избавиться от Гришки?
И сказали братья Гримм:
Вот что книжки, убежим!
Бежим в библиотеку.
В центральный наш приют-
Там книжку человеку
В обиду не дают!
Беспризорные калеки
Входят в зал библиотеки.
Светят лампы над столом,
Блещут полки за стеклом.
В переплётах тёмной кожи,
Разместившись вдоль стены,
Словно зрители из ложи,
Книжки смотрят с вышины.
Вдруг задачник-неудачник
Побледнел и стал шептать:
Шестью восемь -
Сорок восемь.
Пятью девять -
Сорок пять!
География в тревоге
К двери кинулась, дрожа.
В это время на пороге
Появились сторожа.
Принесли они метёлки,
Стали залы убирать,
Подметать полы и полки,
Переплёты вытирать.
Чисто вымели повсюду:
И за вешалкой, в углу,
Книжек порванную груду
Увидали на полу -
Без конца и без начала,
Переплёты - как мочала,
На листах - каракули.
Сторожа заплакали:
Бесприютные вы, книжки,
Истрепали вас мальчишки!
Отнесём мы вас к врачу,
К Митрофану Кузьмичу.
Он вас, бедных, пожалеет,
И подчистит, и подклеит,
И обрежет, и сошьёт,
И оденет в переплёт!
Вышли книжки из больницы,
Починили им страницы,
Переплёты, корешки,
Налепили ярлыки.
А потом в просторном зале
Каждой полку указали.
Встал задачник в сотый ряд,
Где задачники стоят.
А Тимур с командой вместе
Встал на полку номер двести.
Словом, каждый старый том
Отыскал свой новый дом.
А у Гришки неудача:
Гришке задана задача.
Стал задачник он искать.
Заглянул он под кровать,
Под столы, под табуретки,
Под диваны и кушетки.
Ищет в печке, и в ведре,
И в собачьей конуре.
Гришке горько и обидно,
А задачника не видно.
Что тут делать? Как тут быть?
Где задачник раздобыть?
Остаётся - с моста в реку
Иль бежать в библиотеку!
Говорят, в читальный зал
Мальчик маленький вбежал
И спросил у строгой тёти:
Вы тут книжки выдаёте?
А в ответ со всех сторон
Закричали книжки: - Вон!
От автора
Написал я эту книжку
Много лет тому назад,
А на днях я встретил Гришку
По дороге в Ленинград.
Он давно уже не Гришка,
А известный инженер.
У него растёт сынишка,
Очень умный пионер.
Побывал у них я дома,
Видел полку над столом,
Пятьдесят четыре тома
Там стояли за стеклом.
В переплётах - в куртках новых,
Дружно выстроившись в ряд,
Встали книжки двух Скворцовых,
Точно вышли на парад.
А живётся им не худо-
Их владельцы берегут.
Никогда они оттуда
Никуда не убегут!
Воспитатель задает вопросы о прочитанном произведении:
Почему сбежали книжки?
Где им помогли?
Смог ли Гришка обойтись без книг?
Исправился ли Гришка?
Физминутка.
Как живешь?
Вот так! Показать большие пальцы обеих рук, направленные вверх.
Как идешь?
Вот так! Маршировать.
Как бежишь?
Вот так! Бег на месте.
Ночью спишь?
Вот так! Ладони соединить и положить на них голову (щекой).
Как берешь?
Вот так! Прижать ладонь к себе.
А даешь?
Вот так! Выставить ладошку вперед.
Как шалишь?
Вот так! Надуть щеки и кулаками мягко ударить по ним.
Как грозишь?
Вот так! Погрозить пальцем друг другу.
Во все времена люди ценили и берегли книги. Родители передавали книги
своим детям.
Воспитатель: О чем мы с вами сегодня говорили? Кто лучшие друзья
человека?
Приложение 3.
Читаем вместе.