Напоминание

«Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях в учреждениях дополнительного образования»


Автор: Андреева Елена Павловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях в учреждениях дополнительного образования»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Дом детского творчества №4 города Орла»

«Мастер – класс»

«Развитие творческих способностей

обучающихся на занятиях в учреждениях

дополнительного образования»

(Методическая разработка

для педагогов дополнительного образования)

Андреева Елена Павловна

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Дома детского творчества №4

города Орла»

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

изостудии «Капелька»

г. Орёл-2018г.

Пояснительная записка

Развитию творческих способностей детей посвящено значительное число

исследований педагогов. Эта проблема является актуальной не только в

нашей стране, но и за рубежом. Творчество во многом определяется умением

выражать свои чувства, представление о мире различными способами. А для

этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь

отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только

свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие

возможности на решение разных задач.

Данная методическая разработка « Мастер-класса» предназначена для

педагогов дополнительного образования. Она даёт возможность

познакомиться с моделью процесса обучения, которая используется для

развития творческих способностей, с основными этапами развития

творчества. Целью методической разработки является: познакомиться с

некоторыми приёмами, используемыми педагогом для развития творческих

способностей на занятиях изобразительной деятельностью.

У обучающихся творческие способности проявляются в нестандартности

решения предлагаемых им заданий. Большое количество приёмов,

применяемых на занятиях, развивают их способности, помогают овладеть

тайнами мастерства, учат ценить национальное культурное наследие.

Педагог делится опытом своей работы, предлагая отдельные приёмы

рассмотреть в практической части занятия, посредством воплощения их в

творческие работы. Для выявления творческих способностей обучающихся и

дальнейшего их развития педагог предлагает различные диагностики.

Отдельные из них проводит с педагогами, даёт советы и рекомендации.

В конце мастер-класса педагог предлагает рекомендации по руководству

детским творчеством, а также используемую литературу.

План – конспект « Мастер – класса»

Изобразительная студия: «Капелька».

Ф.И.О. педагога: Андреева Елена Павловна.

Место проведения: МБУ ДО «Дом детского творчества №4 города Орла».

Тип занятия: «Мастер – класс».

Возрастной уровень: педагоги дополнительного образования.

Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях в

учреждениях дополнительного образования».

Цель: Познакомиться с некоторыми приёмами, используемыми педагогом

для развития творческих способностей на занятиях изобразительной

деятельностью.

План занятия.

1. Краткая информация о развитии творческих способностей обучающихся.

2. Практическая часть занятия:

а) «Узоры из точек» (приём письма в живописи для детей младшего

возраста);

б) «Выдувание» рисунков (приём, используемый для детей среднего

возраста);

в) Знакомство с технологией изготовления рельефной рамки.

3. Диагностический блок.

4. Проведение теста «Как найти свой тип по временам года».

5. Подведение итогов.

Ход занятия.

Проблеме развития творческих способностей обучающихся посвящено

значительное число исследований педагогов и психологов в нашей стране и

за рубежом. Их анализ позволяет сделать вывод об отсутствии единой точки

зрения на содержание понятия «творческие способности».

Творческие способности – особый вид умственных способностей,

выражающихся в умении продолжать мыслительную деятельность за

пределами требуемого, отклоняться в мышлении от традиционных норм и

генерировать разнообразные оригинальные идеи, находить способы их

практического решения.

У обучающихся творческие способности проявляются в нестандартности,

нешаблонности решения предлагаемых им заданий.

Для развития творческих способностей обучающихся предлагается

модель процесса обучения.

Модель состоит из трёх этапов, у каждого своя цель и средства

осуществления, предполагающие определённую деятельность педагога и

обучающегося на занятиях.

1. Подготовительный этап.

Цель – подготовка и мотивация обучающихся к совместной деятельности.

Простые задания, предлагаемые педагогом, опираются на базовый уровень

знаний и жизненный опыт обучающихся.

2. Вводный этап.

Цель – пробное включение в процесс занятия совместной работы в

группах при решении вариативных заданий.

3. Тренировочный этап.

Цель – закрепление навыков совместной деятельности при выполнении

более сложных вариативных заданий, готовность к работе в группе.

Для стимула творческого мышления существуют следующие правила.

1. Принимаются нестандартные, нестереотипные, фантастические идеи.

2. Каждое предложение принимается. Критические замечания

высказываются позже. Разрешается только одобрительный смех.

3. Критическим высказыванием подвержены все. Критикуя – предполагай!

4. В игре не существует ранговых и авторитетных мнений, т.е. действует

принцип демократизма, равенства.

5. Добровольное отношение к свободному «полёту мысли». Чем

непринуждённее выступление, тем лучше. Идеи легче спускать на землю,

чем запускать в небо.

6. Лучше, когда идей много. Чем больше предложений, тем вероятнее, что

среди них найдётся особенно удачное. Ранее высказанная идея может быть в

ходе дискуссии отвергнута, изменена или дополнена.

7. Не ошибается тот кто, ничего не делает.

8. Творческие идеи обычно возникают в конце обсуждения.

9. Количество идей влияет на их качество.

10. Наряду с собственными идеями следует высказывать предложения об

улучшении идей товарищей или о возможности соединения одной или

нескольких идей.

Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие

воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом

определяется умением выражать свои чувства, представления о мире

различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом

предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака

предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять

свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Можно наметить основные этапы развития творчества.

Начальным этапом в развитии творчества является возникновения

замысла. Вынашивание замысла является вторым этапом творческой

деятельности. Третий этап – реализация замысла, в процессе которого идёт

дальнейшее уточнение и разработка содержания, воплощение его в

конкретной форме.

Дополнительное образование, вопреки всем современным тенденциям,

сохраняет уголки творческого, нестандартного подхода к образованию

подрастающего поколения.

Выстроенная система воспитания и творческого развития реализуется по

разным направлениям. Одним из них является изобразительное искусство и

прикладное творчество.

Получить в детстве задатки художественного воспитания – это на всю

жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить

произведения искусства, а главное – самому приобщиться к

художественному творчеству.

В процессе художественной деятельности активно формируется сенсорика

обучающегося, развивается художественно-эстетический вкус. Обучающиеся

овладевают тайнами мастерства, учатся ценить национальное культурное

наследие.

Мы познакомимся с развитием творческих способностей обучающихся

через изодеятельность, применяя самые различные приёмы техник и приёмы

работы.

Практическая работа.

Рассмотрим несколько приёмов работы на занятиях изостудии.

«Узоры из точек» - этот приём используется на занятиях для обучающихся

младшего школьного возраста.

Он развивает воображение, фантазию, образное мышление, аккуратность

в работе и учит подбирать и сочетать цвета друг с другом. Это помогает

дальнейшему развитию у обучающихся навыков работы кистью.

Для осуществления этой работы используются ватные палочки,

гуашевые или акварельные краски. Лист бумаги покрыть выбранным цветом

или использовать цветной лист. Можно использовать белый лист.

Нарисовать рисунок простым карандашом (бабочку, цветок, узор и т. д.).

Затем подобрать необходимые цвета для работы. Взять кусочек губки и

смочить его водой. Положить на губку краску и с помощью ватной палочки

начать печатать узоры по рисунку. Для каждого цвета использовать

отдельную ватную палочку. Работая ватной палочкой, можно составлять не

только узоры, но и выполнять простые пейзажи.

Следующий приём работы – это «выдувание» рисунков.

Он используется для детей среднего школьного возраста. Этот приём

способствует развитию фантазии, воображения, умения увидеть и создавать

различные образы.

На основе ранее изученного приёма, он учит не только подбирать и

сочетать цвета, но и соединять их путём раздувания красок. Получаемые при

выдувании разнообразные формы, их очертания помогают обучающимся

развитию творческих замыслов, идей в создании композиции и освоении

дизайна.

Для работы необходима плотная бумага, тонкая трубочка и краски

гуашевые или акварельные. Развести водой краску двух или несколько

цветов до жидкого состояния. Затем налить эти цвета на бумагу, близко друг

к другу. Приложить трубочку к центру бумаги и сильно подуть, разгоняя

краску наружу, чтобы получить ветвистые отростки. Краску выдувать в

разных направлениях. Аккуратно промокнуть краску в середине пятна

уголком влажной салфетки. Затем, круговыми движениями протереть краску,

сделав форму заданного образа ( лица, цветка, рыбки и т. д.). Дать

просохнуть и тонкой кистью дорисовать задуманный образ. Чем больше

использовать разных оттенков красок , тем интереснее получится работа.

Изготовление рельефной рамки является одной из тем по изучению

программы в разделе «Дизайн». Этот метод развивает умение работать

самостоятельно над эскизом, созданием формы, её внешним оформлением.

Выполнение рамки рассчитано на три занятия для детей среднего и старшего

возраста.

Для изготовления используется следующий материал: плотный картон,

обои ( лучше тиснёные), клей ПВА или «Титан», акриловые краски.

(Технологическая карта прилагается).

- Задаётся форма рамки и выполняется заготовка.

- Обклеивание рамки обоями.

- Выполнение рисунка на рамке клеем путём выдавливания (просыхание

клея – сутки).

- Покрытие рамки акриловыми красками. Можно использовать несколько

цветов.

В рамку можно оформить любые работы, выполненные обучающимися –

это живопись, графика, бумагопластика и т. д.

Мы проследили рост развития творческих способностей обучающихся на

разных возрастных этапах, применяя отдельные приёмы работы,

используемые в изобразительном искусстве. И таких приёмов много. Чем

старше обучающиеся, тем сложнее приёмы.

Диагностический блок.

Для выявления творческих способностей обучающихся и дальнейшего их

развития используются различные диагностики.

Проведение теста « Как найти свой тип по временам года».

Этот цветовой тест можно проводить с целью выявления вашего типа:

весеннего, летнего, осеннего и зимнего.

Каждое время года имеет свою цветовую шкалу. Для этого понадобятся

акварельные краски, лист бумаги и кисть. Доверяйтесь своей интуиции и

изобразите на листе бумаги как можно больше оттенков цветов, которые вам

нравятся и близки. Затем сравните свои цвета с цветовой шкалой. С какой

шкалой будет больше совпадений, к тому типу вы и относитесь (весеннему,

летнему, осеннему и зимнему).

Подведение итогов.

Выберите одну из своих работ, которая вам нравится, и оформите её в

рамочку. Эмоциональная оценка: чтобы узнать ваше настроение на

занятии, воспользуемся «деревом настроения». Выберите одно из двух

яблок, которое вам понравится и прикрепите его на дерево. Красное яблоко –

хорошее настроение, положительный заряд от занятия. Зелёное яблоко –

плохое настроение, отрицательный заряд от занятия. А теперь посмотрим,

какое получилось дерево.

Рекомендации

педагогу по руководству детским творчеством

Важнейшими предпосылками к руководству детским творчеством являются:

1. Систематическое обогащение детского эстетического восприятия путём

наблюдения природы, быта, общественной жизни, восприятия разнообразных

видов искусств.

Хорошее качество наблюдений создаёт благоприятную почву для успешного

развития детского рисунка, для осуществления учебной работы. Поэтому

педагог дополнительного образования проявляет особую заботу о культуре

детского наблюдения, о систематическом обогащении ребёнка новыми

впечатлениями, а также повторными, закрепляющими, углубляющими

первоначальные.

2. Второй предпосылкой является забота педагога дополнительного

образования о предоставлении ребёнку необходимых изобразительных

материалов, достаточно разнообразных, в достаточном количестве и

хорошего качества.

Отсутствие материала часто приводит к тому, что дети оказываются

лишенными того или иного вида изобразительной деятельности, и

изобразительные способности их гаснут.

3. Важной предпосылкой для успешного руководства детской, творческой

деятельностью является творческая и в тоже время деловая учебная

атмосфера, которая обеспечивает непринужденность и заинтересованность в

работе детей.

Требовательность педагога в сочетании с уважением к ребёнку и мягкостью,

приветливостью в общении с ним создают благоприятные условия для

смелого проявления ребёнком своих замыслов, интересов, умений.

4. Продолжительных результатов можно добиться, если выбрать систему

развития творчества, которая включает: спонтанное обучение творчеству,

создание необходимых условий для приобретения опыта и проявления

фантазии, обучение приёмам творческой работы.

5. В руководстве изобразительными занятиями важно чётко определять

основные и попутные задачи.

6.Осуществляя руководство выполнением задания, педагог максимально

использует игровые формы воздействия на детей.

7. Игра - едва ли не единственный вид деятельности, направленный на

развитие не отдельных способностей, а способности к творчеству в целом.

8. Воображение - «душа» игры. Для того, чтобы «душа» жила и развивалась,

игра должна стать для ребёнка подлинным средством его творческой

самореализации.

Детское изобразительное творчество вырастает из игры, питается игрой,

становится средством игры. Ребёнок рисует играя, а играет рисуя.

Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии

– только в том случае игры будут полезными для развития ребёнка.

9. Задача педагога дополнительного образования – создавать полноценную

мотивационную основу деятельности ребёнка, только в этом случае

потенциальные возможности его воображения раскроются в полной мере, что

будет способствовать развитию творческой личностью

Литература:

Гатанов Ю. Развиваю воображение-Питер,2000.

«Загадки одарённости». А.М. Матюшкин изд. «Полымя» Госком БСССР

1993 г.

Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения

социального опыта.-М.,1981г.

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию (под

ред. Сакулиной Н.П., Комаровой Т.С.). М., «Просвещение»,1979г.

«Развитие творческой активности школьников» под редакцией А.М.

Матюшкина. М. Педагогика.1991г

Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства.-

М.,1999г.

Гагарин Б.Г. "Конструирование из бумаги". Ташкент, 1988.

Газарян С. "Прекрасное - своими руками". М, 1989.

Щеголихина А.К., Тимофеева И.Е. "Рисунок". М, 1976.

Канцедикас А. "Искусство и ремесло". М, 1977.

Каменева Е. "Какого цвета радуга". М, 1983.

Джоан Хансен "Цветы в акварели". М, Астрель АСТ, 2004.

Каролина Линскотт "Акварель". М, Астрель АСТ, 2004.

Мосин И.Г. "Рисование. Виды и жанры". У-фактория, Екатеринбург.

Автор разработки:

Андреева Елена Павловна

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Дом детского творчества №4 города Орла» -

2018г.

Приложения



В раздел образования