Автор: Лисова Тамара Яковлевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ№4
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в студии прикладного творчества как одно из направлений создания обучающей и развивающей среды.
Раздел: дополнительное образование
Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста
в студии прикладного творчества как одно из направлений
создания обучающей и развивающей среды.
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО « Дом детского творчества №4 г. Орла»
Лисова Тамара Яковлевна
Основными условиями формирования навыков общения являются:
–
непосредственное взаимодействие ребенка со взрослым;
–
влияние сверстников;
–
процесс общения ( Его наличие генерирует использование первых двух
условий и создает, тем самым, основу для дальнейшей деятельности).
Эти условия в полной мере присутствуют и на занятиях, на различных
воспитательных мероприятиях как внутри объединения, так и во время в
учреждении.
Пути формирования коммуникативных навыков в нашей студии «Фантазия»
я представила в виде таблицы, на которой хотелось бы остановиться. Любой
процесс предполагает участников. В нашем случае это педагог, родители,
ребенок. Эти участники находятся в непрерывном взаимодействии. Оно
происходит в 3-х направлениях. Это:
–
взаимодействие педагога и ребенка,
–
взаимодействие детей между собой,
–
взаимодействие педагога, детей, родителей.
На каждом из этих направлений хочу остановиться подробнее.
1.Взаимодействие педагога и ребенка.
Здесь очень важной является задача стимулирования потребности в
общении.
Для меня очень важно, чтобы дети на занятиях чувствовали себя свободно, без
зажимов. И первый навык-это приветствие. Для маленьких детей в студии
создается игровая ситуация, во время которой они здороваются с игрушечной
черепахой Тортиллой. Черепаха приветствует каждого, и в ответ тоже получает
от ребенка добрые слова. Второй навык-умение прощаться-тоже
отрабатывается в игровой форме. Очень важно научить ребенка просить
помощи. Для многих детей это не проблема. Они обращаются и ко мне с
просьбой объяснить, повторить, а иногда и попросить пластилин, ножницы. Но
некоторые этого делать не могут. Их просьба-это требование или приказ, или
просто молчаливо-укоризненное страдание. И уж более высокий уровень- это
умение благодарить. Я всегда стимулирую желание помочь, поделиться,
заостряю внимание на добром поступке и обязательно подсказываю, что нужно
благодарить за помощь.
Формирование речевой культуры-процесс непрерывный и длительный. Жаль,
конечно, что мы варварски относимся к своему родному языку. Иногда слышу,
как родители общаются с детьми:неизвестный язык с отдельными русскими
фразами. Поэтому на занятиях стараюсь давать возможность детям
проговаривать правильно понятия, слова, фразы, подбирать определения.
Например, украшаем елку пластилиновыми игрушками. Спрашиваю: «Какая
елка?» Получаю ответы: зеленая, красивая, нарядная и т. д.
Погружение в общие переживания.
С детьми младшего возраста на каждом занятии проигрываются ситуации, в
которых на данный момент оказывается кто-то из сказочных героев,
пришедших к детям в гости. Ребята вовлекаются в эту игровую ситуацию,
высказывают предположения, советуют, предостерегают и т. д. С ребятами
постарше говорю на разные волнующие темы, даю возможность высказаться,
что-то предложить.(Пример с девочкой, которая долго пробыла в больнице)
Отдельным пунктом хочу выделить индивидуальные занятия с ребенком-
инвалидом, у которого нарушены связи с внешним миром, а вследствие этого
страдает речевое развитие.
2.Взаимодействие детей между собой.
Здесь тоже можно найти множество различных форм взаимодействия,
которые помогают формировать навыки общения. Остановлюсь на некоторых.
Оценка и взаимооценка выполненных работ. Уже много лет эта форма
контроля
существует у нас в студии. В конце каждого занятия дети дошкольного
возраста по очереди дают словесную оценку работы и поведения. Например,
ребенок говорит « Работа Маши мне нравится, потому, что цветочки на
открытке все разные, но Маша сегодня много разговаривала на занятии». В
начале года несколько раз это делаю сама, чтобы научить детей, на что
обращать внимание.
Самооценка тоже очень важна, поскольку дает возможность посмотреть на
свою работу со стороны.
В студии периодически практикуется выполнение коллективных работ. Это
очень благодатная почва для приобретения и закрепления навыков общения.
Обсудить тему, материалы, распределить обязанности, проговорить алгоритм
действий и т. д. ( Привести пример кол. работы, посвященной Дню семьи).
В этом году впервые стала практиковать проведение мастер-классов самими
детьми. Принцип: «научился сам-научи другого». Суть в следующем: дети
более старшего возраста могут разработать выполнение какого-то несложного
изделия, подготовить необходимый материал, тех. карты, проговорить со мной
ход занятия, потом выступить в роли «учителя» на занятии с дошкольниками.
Младшие дети получают бесценный опыт общения со старшими ребятами. И
для старших это полезно, т. к. они получают опыт общения с целой аудиторией.
Хочу отметить положительную роль в формировании коммуникативных
навыков традиционных праздников нашего объединения. Каждый сезон-осень,
зима, лето, весна - мы поздравляем именинников. Обязательным условием
является поздравление каждым гостем именинника. Стараюсь помочь детям
правильно сформулировать мысль. Еще очень интересно для них- говорить о
человеке его самые лучшие качества.
3.
Взаимодействие родителей, детей, педагога.
Уже на протяжении десятка лет в Доме творчества проводятся открытые
занятия для родителей. Сначала это касалось только школы раннего развития
«Гармония», а потом я стала это практиковать в студии. Причем, на мой взгляд,
более эффективно проходят занятия, когда родители являются не пассивными
наблюдателями, а активными участниками сценария. В течение короткого
времени они общаются с ребенком, выполняя общее дело. Причем в этой
ситуации ребенок выступает в роли учителя, пытается научить маму тому, что
умеет сам.
Несколько лет назад мы освоили такую форму работы, как презентация
для родителей лучших творческих работ. Каждый ребенок должен перед
аудиторией (детской и взрослой) рассказать о своем изделии. Примерный план
даю, но приветствую и самостоятельное построение выступления. Здесь очень
важно вовлечь в процесс обсуждения и детей , и родителей. В этой ситуации
обучающийся получает опыт ведения диалога перед аудиторией, отстаивание
своего мнения и т. д. Очень интересной формой взаимодействия детей,
педагогов, родителей стали наши совместные с изостудией семейные
праздники, которые мы проводили 2 раза в год (осенью и весной) для детей
младших групп. Это циклы «Осенняя мозаика» и «Весенняя мозаика». Каждый
праздник был тематическим, в рамках цикла. Например, « Прилетели к нам
грачи..», « Листопад», «Цветочный хоровод» и др. Праздники предполагали
общие коллективные работы, участие в конкурсах, викторинах и др. Общение
очень эмоциональное, насыщенное, а кроме воспитательных и познавательных
задач на этих праздниках дети приобретали и опыт коммуникации.
Еще хочу остановиться на экскурсиях, которые запланированы в программе
студии. Часто это экскурсии на выставки детского творчества, на которые дети
приходят с родителями. Они знакомятся с детскими работами, обсуждают их,
потом мы вместе пытаемся анализировать, давать оценку, поощрять. Очень
запомнилась экскурсия в Музей боевой и трудовой славы нашего
подросткового клуба «Ровесник». Ребятам посчастливилось пообщаться с
ветеранами войны и труда, познакомиться с экспозицией Музея, посмотреть
концерт, на котором ветераны выступали. Впечатления у детей остались очень
сильные, после мы несколько раз обсуждали эту тему.
В последнее время в работе с дошкольниками появилась еще одна форма:
организация и проведение «живой выставки». Она немного напоминает
презентацию, но короче по продолжительности. По окончании фронтальной
учебной работы дети выстраиваются в коридоре со своими картинами в
руках.Родители могут подойти посмотреть, сфотографировать. Затем я провожу
беседу c детьми, задаю вопросы по ходу выполнения картины. Дети отвечают.
Конечно, различных форм взаимодействия детей, родителей, педагога,
направленных на приобретение коммуникативных навыков, очень много. Я
выделила некоторые из них, которые стали традиционными, привычными,
приносящими результат. В студии « Фантазия» создана доброжелательная,
творческая атмосфера, в которой каждый ребенок имеет возможность развивать
способности общения, участвуя в игровых ситуациях на занятии, выступая с
презентацией творческих работ.
Успешные в общении дети будут успешны в дальнейшей взрослой жизни. А
это наша непосредственная цель-формирование самодостаточной
социализированной личности.