Напоминание

Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в студии прикладного творчества как одно из направлений создания обучающей и развивающей среды.


Автор: Лисова Тамара Яковлевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ№4
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в студии прикладного творчества как одно из направлений создания обучающей и развивающей среды.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста

в студии прикладного творчества как одно из направлений

создания обучающей и развивающей среды.

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО « Дом детского творчества №4 г. Орла»

Лисова Тамара Яковлевна

Основными условиями формирования навыков общения являются:

непосредственное взаимодействие ребенка со взрослым;

влияние сверстников;

процесс общения ( Его наличие генерирует использование первых двух

условий и создает, тем самым, основу для дальнейшей деятельности).

Эти условия в полной мере присутствуют и на занятиях, на различных

воспитательных мероприятиях как внутри объединения, так и во время в

учреждении.

Пути формирования коммуникативных навыков в нашей студии «Фантазия»

я представила в виде таблицы, на которой хотелось бы остановиться. Любой

процесс предполагает участников. В нашем случае это педагог, родители,

ребенок. Эти участники находятся в непрерывном взаимодействии. Оно

происходит в 3-х направлениях. Это:

взаимодействие педагога и ребенка,

взаимодействие детей между собой,

взаимодействие педагога, детей, родителей.

На каждом из этих направлений хочу остановиться подробнее.

1.Взаимодействие педагога и ребенка.

Здесь очень важной является задача стимулирования потребности в

общении.

Для меня очень важно, чтобы дети на занятиях чувствовали себя свободно, без

зажимов. И первый навык-это приветствие. Для маленьких детей в студии

создается игровая ситуация, во время которой они здороваются с игрушечной

черепахой Тортиллой. Черепаха приветствует каждого, и в ответ тоже получает

от ребенка добрые слова. Второй навык-умение прощаться-тоже

отрабатывается в игровой форме. Очень важно научить ребенка просить

помощи. Для многих детей это не проблема. Они обращаются и ко мне с

просьбой объяснить, повторить, а иногда и попросить пластилин, ножницы. Но

некоторые этого делать не могут. Их просьба-это требование или приказ, или

просто молчаливо-укоризненное страдание. И уж более высокий уровень- это

умение благодарить. Я всегда стимулирую желание помочь, поделиться,

заостряю внимание на добром поступке и обязательно подсказываю, что нужно

благодарить за помощь.

Формирование речевой культуры-процесс непрерывный и длительный. Жаль,

конечно, что мы варварски относимся к своему родному языку. Иногда слышу,

как родители общаются с детьми:неизвестный язык с отдельными русскими

фразами. Поэтому на занятиях стараюсь давать возможность детям

проговаривать правильно понятия, слова, фразы, подбирать определения.

Например, украшаем елку пластилиновыми игрушками. Спрашиваю: «Какая

елка?» Получаю ответы: зеленая, красивая, нарядная и т. д.

Погружение в общие переживания.

С детьми младшего возраста на каждом занятии проигрываются ситуации, в

которых на данный момент оказывается кто-то из сказочных героев,

пришедших к детям в гости. Ребята вовлекаются в эту игровую ситуацию,

высказывают предположения, советуют, предостерегают и т. д. С ребятами

постарше говорю на разные волнующие темы, даю возможность высказаться,

что-то предложить.(Пример с девочкой, которая долго пробыла в больнице)

Отдельным пунктом хочу выделить индивидуальные занятия с ребенком-

инвалидом, у которого нарушены связи с внешним миром, а вследствие этого

страдает речевое развитие.

2.Взаимодействие детей между собой.

Здесь тоже можно найти множество различных форм взаимодействия,

которые помогают формировать навыки общения. Остановлюсь на некоторых.

Оценка и взаимооценка выполненных работ. Уже много лет эта форма

контроля

существует у нас в студии. В конце каждого занятия дети дошкольного

возраста по очереди дают словесную оценку работы и поведения. Например,

ребенок говорит « Работа Маши мне нравится, потому, что цветочки на

открытке все разные, но Маша сегодня много разговаривала на занятии». В

начале года несколько раз это делаю сама, чтобы научить детей, на что

обращать внимание.

Самооценка тоже очень важна, поскольку дает возможность посмотреть на

свою работу со стороны.

В студии периодически практикуется выполнение коллективных работ. Это

очень благодатная почва для приобретения и закрепления навыков общения.

Обсудить тему, материалы, распределить обязанности, проговорить алгоритм

действий и т. д. ( Привести пример кол. работы, посвященной Дню семьи).

В этом году впервые стала практиковать проведение мастер-классов самими

детьми. Принцип: «научился сам-научи другого». Суть в следующем: дети

более старшего возраста могут разработать выполнение какого-то несложного

изделия, подготовить необходимый материал, тех. карты, проговорить со мной

ход занятия, потом выступить в роли «учителя» на занятии с дошкольниками.

Младшие дети получают бесценный опыт общения со старшими ребятами. И

для старших это полезно, т. к. они получают опыт общения с целой аудиторией.

Хочу отметить положительную роль в формировании коммуникативных

навыков традиционных праздников нашего объединения. Каждый сезон-осень,

зима, лето, весна - мы поздравляем именинников. Обязательным условием

является поздравление каждым гостем именинника. Стараюсь помочь детям

правильно сформулировать мысль. Еще очень интересно для них- говорить о

человеке его самые лучшие качества.

3.

Взаимодействие родителей, детей, педагога.

Уже на протяжении десятка лет в Доме творчества проводятся открытые

занятия для родителей. Сначала это касалось только школы раннего развития

«Гармония», а потом я стала это практиковать в студии. Причем, на мой взгляд,

более эффективно проходят занятия, когда родители являются не пассивными

наблюдателями, а активными участниками сценария. В течение короткого

времени они общаются с ребенком, выполняя общее дело. Причем в этой

ситуации ребенок выступает в роли учителя, пытается научить маму тому, что

умеет сам.

Несколько лет назад мы освоили такую форму работы, как презентация

для родителей лучших творческих работ. Каждый ребенок должен перед

аудиторией (детской и взрослой) рассказать о своем изделии. Примерный план

даю, но приветствую и самостоятельное построение выступления. Здесь очень

важно вовлечь в процесс обсуждения и детей , и родителей. В этой ситуации

обучающийся получает опыт ведения диалога перед аудиторией, отстаивание

своего мнения и т. д. Очень интересной формой взаимодействия детей,

педагогов, родителей стали наши совместные с изостудией семейные

праздники, которые мы проводили 2 раза в год (осенью и весной) для детей

младших групп. Это циклы «Осенняя мозаика» и «Весенняя мозаика». Каждый

праздник был тематическим, в рамках цикла. Например, « Прилетели к нам

грачи..», « Листопад», «Цветочный хоровод» и др. Праздники предполагали

общие коллективные работы, участие в конкурсах, викторинах и др. Общение

очень эмоциональное, насыщенное, а кроме воспитательных и познавательных

задач на этих праздниках дети приобретали и опыт коммуникации.

Еще хочу остановиться на экскурсиях, которые запланированы в программе

студии. Часто это экскурсии на выставки детского творчества, на которые дети

приходят с родителями. Они знакомятся с детскими работами, обсуждают их,

потом мы вместе пытаемся анализировать, давать оценку, поощрять. Очень

запомнилась экскурсия в Музей боевой и трудовой славы нашего

подросткового клуба «Ровесник». Ребятам посчастливилось пообщаться с

ветеранами войны и труда, познакомиться с экспозицией Музея, посмотреть

концерт, на котором ветераны выступали. Впечатления у детей остались очень

сильные, после мы несколько раз обсуждали эту тему.

В последнее время в работе с дошкольниками появилась еще одна форма:

организация и проведение «живой выставки». Она немного напоминает

презентацию, но короче по продолжительности. По окончании фронтальной

учебной работы дети выстраиваются в коридоре со своими картинами в

руках.Родители могут подойти посмотреть, сфотографировать. Затем я провожу

беседу c детьми, задаю вопросы по ходу выполнения картины. Дети отвечают.

Конечно, различных форм взаимодействия детей, родителей, педагога,

направленных на приобретение коммуникативных навыков, очень много. Я

выделила некоторые из них, которые стали традиционными, привычными,

приносящими результат. В студии « Фантазия» создана доброжелательная,

творческая атмосфера, в которой каждый ребенок имеет возможность развивать

способности общения, участвуя в игровых ситуациях на занятии, выступая с

презентацией творческих работ.

Успешные в общении дети будут успешны в дальнейшей взрослой жизни. А

это наша непосредственная цель-формирование самодостаточной

социализированной личности.



В раздел образования