Напоминание

Программа "Здоровячок" рассчитанная для детей 5 -6 лет


Автор: Глушенко Елена Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ЦДТ Красноармейского района Волгоград
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
Тема: Программа "Здоровячок" рассчитанная для детей 5 -6 лет
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.

Пояснительная записка

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Грация» относится к программам физкультурно-спортивной направленности,

так как обучение по данной программе призвано обеспечить необходимый

уровень развития жизненно важных двигательных навыков и физических

качеств,

создавать

предпосылки

для

формирования

у

учащихся

таких

общечеловеческих

ценностей,

как

здоровье,

физическое

и

психическое

благополучие.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273);

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная

распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014

г. № 1726-р (Далее –Концепция);

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-

14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных организаций

дополнительного образования детей».

Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

Минобрнауки России, 18.11.2015.

Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и

спорте в Российской Федерации».

Актуальность программы:

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более

чем остро. Научные исследования свидетельствуют о том, что современные дети

в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит". В результате

снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за

собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку

возрастного

развития:

быстроты,

ловкости,

координации

движений,

выносливости, гибкости и силы. С каждым годом растет количество детей,

страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением

2

осанки, координации движений, деятельности органов дыхания. У детей

снижена сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям. И в наше

время весьма актуальной проблемой становится поиск эффективных путей

укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития,

профилактики

заболеваний

и

увеличения

двигательной

активности

как

оптимально мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития

человека.

Педагогическая целесообразность:

Базой для реализации программы "Здоровячок" является осуществление

задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей,

формирования

основ

двигательной

и

гигиенической

культуры;

создания

благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и

индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и

творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,

другими людьми, взрослыми и миром.

Развитие у детей потребности в

двигательной

активности,

интереса

к

физическим

упражнениям;

целенаправленное развитие у детей физических качеств. Программа также

ориентирована на создание ребенку эмоционально-комфортного состояния, что

может быть задано оптимальной интенсивностью двигательных, физических и

психических нагрузок, осуществлением индивидуально-дифференцированного

подхода к детям, с учетом индивидуальных темпов развития.

Отличительные особенности программы

Различные оздоровительные системы и комплексы упражнений общей

физической подготовки имеют относительно узкую направленность воздействия

на функции организма. Целью же идеальной оздоровительной системы должно

быть всестороннее гармоничное развитие функций организма как необходимое

условие здоровья. Поэтому, создавая программу оздоровительной гимнастики,

использовались наиболее эффективные и разнообразные методы и средства,

всесторонне воздействующие на организм ребенка. Детский фитнес – это

занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного

спортивного

инвентаря,

которые

укрепляют

мышцы

ребенка,

повышают

способность ориентироваться в пространстве, развивают координацию и

ловкость движений, чувство ритма, гибкость и пластичность. Внимание и

быстроту реакции.

Адресат программы:

Возраст детей,

участвующих в реализации данной образовательной

программы для достижения ее наибольшей результативности, составляет от 5 до

6 лет. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни

каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,

гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка,

формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок

интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью,

формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и

привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты

3

характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому физическое

воспитание особенно важно именно в этот возрастной период.

Программа 1-го года обучения разработана для учащихся 5 лет, количество детей

в группе 12-15человек.

Программа 2-го года обучения разработана для учащихся 6 лет, количество детей

в группе 12-15 человек.

Уровень программы, объем и сроки освоение программы:

Программа рассчитана на 2 года обучения и предполагает обучение детей

по линейной системе.

И первый, и второй год обучения рассчитаны на 72 часа.

Программа включает в себя 2 уровня сложности:

Iуровень

– стартовый (первый год обучения). Усвоение элементарных

знаний и умений, общая физическая подготовка, обучение работе в команде. В

течение первого года обучения, учащиеся знакомятся с видами оздоровительной

гимнастики, ее направлениями; с техникой выполнения различных видов и

комплексов упражнений без предметов, с предметами; проходят общую

физическую

подготовку;

учатся

элементам

хореографии,

выполнению

упражнений с музыкальным сопровождением, учатся работать в команде

посредством подвижных игр, эстафет; получают теоретические занятия о

правильном питании и режиме дня, санитарно-гигиенических нормах.

II

уровень

– базовый (второй год обучения). В течение второго года

обучения у учащихся увеличивается нагрузка, они осваивают более сложные

комплексы упражнений; специальные упражнения для профилактики сколиоза,

плоскостопия,

косолапия;

учатся

танцевальным

движениям,

элементам

хореографии.

Форма обучения: очная

Режим занятий:

Режим работы объединения для групп 1-го года обучения – 2 раза в

неделю по 1 учебному часу с перерывом 10 мин.

Режим работы объединения для групп 2-го года обучения – 2 раза в

неделю по 1 учебному часу с перерывом 10 мин.

Особенности организации деятельности учащихся – групповая с

индивидуальным подходом к каждому учащемуся.

Цель программы:

содействие всестороннему развитию личности до-

школьников средствами оздоровительной гимнастики.

Задачи программы:

Образовательные:

знакомить

с

техникой

безопасности

на

занятиях

оздоровительной

гимнастики;

знакомить с правилами самоконтроля своего состояния здоровья на

занятиях;

учить построению, перестроению;

4

учить правильному выполнению различных комплексов упражнений;

учить выполнять упражнения без предметов и с предметами;

учить выполнять упражнения с музыкальным сопровождением;

учить основным танцевальным шагам, элементам хореографии;

учить танцевальным связкам посредством ритмической гимнастики;

учить основным двигательным навыкам через игровой процесс;

формировать правильную осанку;

содействовать профилактике плоскостопия.

Метапредметные:

развивать и укреплять костно-мышечную систему организма дошкольника

(мышцы рук и плечевого пояса, мышцы брюшного пресса, мышцы спины

и таза);

формировать правильную осанку и правильное развитие свода стопы;

укреплять мышцы свода стопы, голеностопного сустава и способствовать

рессорной функции стопы;

развивать гибкость и подвижность в различных суставах.

укреплять мышцы туловища, т.е. способствовать созданию плотного

мышечного корсета;

развивать сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма;

развивать физические качества, двигательные навыки и умения;

развивать равновесие и координационные способности;

формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности;

развивать ручную умелость и мелкую моторику посредством пальчиковой

гимнастики;

повышать эмоциональный тонус.

Личностные:

совершенствовать нравственно-эстетические нормы, нормы поведения;

содействовать воспитанию умения эмоционального выражения,

раскрепощенности и творчества в движении;

воспитывать культуру здоровья, ответственность за здоровье и

потребность заботиться о нем;

воспитывать активность, инициативность, самостоятельность,

настойчивость;

воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

воспитывать способность к сопереживанию, взаимопомощи, работе в

единой команде.

5

Учебно-тематический план программы «Здоровячок»

1 год обучения

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы

аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж

по технике безопасности и

охране труда. Знакомство с

ЦДТ.

2

2

беседа, опрос.

2.

Основы гимнастики:

– основные команды педагога;

– основные виды

перестроений;

– основные виды ходьба и

бега.

3

1

2

беседа, опрос,

тестирование.

3.

Ознакомительный комплекс

общеразвивающих

упражнений, содержащих

различные виды ходьбы и

бега.

3

1

2

беседа, опрос,

тестирование

4.

Развитие физических качеств:

– гибкость;

– выносливость;

– координация и ловкость;

– прыгучесть;

– сила.

4

3

4

4

4

4

3

4

4

4

тестирование

5.

Хатха-йога:

– простые асаны стоя;

– классические балансы на од-

ной ноге;

– наклоны вперед стоя;

– простые позы сидя;

– наклоны сидя;

– базовые позы лежа.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

тестирование

6.

Развитие основных групп

мышц:

– спины;

– плечевого пояса;

– живота;

– ног.

4

4

4

4

4

4

4

4

тестирование

7.

Упражнения с элементами

хореографии.

4

4

тестирование

6

8.

Развитие чувства ритма.

2

2

тестирование

9.

Подвижные игры и эстафеты.

5

5

тестирование

10.

«Детская зумба».

4

4

тестирование

11.

Проведение мероприятий,

посвященных разнообразным

календарным праздникам

(«День мамы», «Новый год» и

т.д.)

4

4

12.

Промежуточная аттестация.

4

1

3

тестирование,

опрос

Итого:

72

5

67

7

Учебно-тематический план программы «Здоровячок»

2 год обучения

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы

аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж

по технике безопасности и

охране труда.

2

1

1

беседа, опрос

2.

Основы гимнастики:

– повторение основных

команд педагога, основных

видов перестроений.

2

1

1

опрос,

тестирование

3.

Комплексы общеразвивающих

упражнений, содержащих

различные виды ходьбы и

бега.

2

0

2

тестирование

4.

Обучение технике сложно-

координационных

гимнастических упражнений:

– «ласточка»;

– «свечка»;

– «мостик».

3

3

3

3

3

3

тестирование

5.

Хатха-йога:

- выполнение комплекса хатха-

йоги.

8

8

тестирование

6.

Работа в парах.

2

2

тестирование

7.

Развитие

чувства ритма.

2

2

тестирование

8.

Развитие физических качеств:

– гибкость

– выносливость

– координация и ловкость

– сила

– прыгучесть

– быстрота.

4

2

3

3

2

2

4

2

3

3

2

2

тестирование

9.

Укрепление основных групп

мышц:

– спины

– плечевого пояса

– живота

– ног.

2

2

2

2

2

2

2

2

тестирование

10.

Упражнения с элементами

2

2

тестирование

8

хореографии.

11.

Подвижные игры и эстафеты.

6

6

тестирование

12.

«Детская Зумба».

4

4

показ

13.

Проведение мероприятий,

посвященных разнообразным

календарным праздникам

(«День мамы», «Новый год» и

т.д.)

4

4

14.

Итоговая аттестация.

4

1

3

опрос,

тестирование

Итого:

72

9

63

9

Содержание программы «Здоровячок»

1 год обучения

Тема 1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности и

охране труда.

Теория: знакомство с учащимися, с «Правилами внутреннего распорядка

для учащихся Центра детского творчества». Проведение инструктажа по технике

безопасности и охране труда. Знакомство с общими правилами поведения в

спортивном зале, с требованиями и организацией образовательного процесса в

секции «Оздоровительной гимнастики», с программой «Здоровячок».

Формы контроля: опрос

Тема 2. Основы гимнастики.

Теория и практика:

обучение и выполнение на занятиях основных

построений в «шеренгу», перестроений в «две шеренги», выполнение основных

видов ходьбы и бега. При изучении данной темы педагог и учащиеся будут

пользоваться основными понятиями и определениями гимнастики.

Формы контроля: беседа, опрос, тестирование.

Тема 3. Ознакомительный комплекс общеразвивающих упражнений,

содержащих различные виды ходьбы и бега.

Практика: обучение, закрепление техники гимнастических упражнений

без предметов и с предметами с целью укрепления здоровья. Во время занятий

учащиеся получат знания о технике выполнения каждого упражнения; научатся

работать в парах.

Формы контроля: беседа, опрос, тестирование.

Тема 4. Развитие физических качеств.

Практика:

развитие физических качеств посредством специальных

физических упражнений: «челночный бег», «прыжковые упражнения» и т.д.

Обучения прыжкам на скакалке, бег в разном темпе, с чередованием с ходьбой.

Учащиеся научаться правильно бегать; узнают, что такое «челночный бег»

посредством

подвижной

игры

«Собери

картошку».

Обучение

технике

выполнения

упражнениям

для

развития

силовых

качеств:

отжимание,

выполнение упражнений с отягощением и т.д.

Формы контроля: тестирование

Тема 5. Хатха-йога.

Практика:

знакомство детей с тем, что такое хатха-йога, для чего

необходимо заниматься йогой, обучение выполнений самых простых позиций

(асаны) хатха-йоги.

Формы контроля: тестирование

Тема 6. Развитие основных групп мышц.

Практика: обучение выполнению общеразвивающих упражнений для

различных групп мышц: «подтягивание», «лодочка», «книжечка» и т.д.

Формы контроля: тестирование

10

Тема 7. Упражнения с элементами хореографии.

Практика: обучение позициям рук, ног в хореографии. Выполнение

музыкально-ритмических упражнений.

Формы контроля: тестирование

Тема 8. Развитие чувства ритма.

Практика: выполнение упражнений на развитие чувства ритма у детей:

«Марширование под музыку», «Повтори хлопки», «Ритмическая гимнастика» и

т.д.

Формы контроля: тестирование

Тема 9. Подвижные игры и эстафеты.

Практика:

во

время

занятий

учащимся

предлагается

участие

в

подвижных играх и эстафетах: «Сигналы светофора», «Собери грибы», «Кто

быстрее?» и т.д. с целью развития силы, выносливости, координации, умения

действовать в команде единомышленников.

Формы контроля: тестирование

Тема 10. «Детская Зумба».

Практика:

знакомство

учащихся с

танцевальным

направлением

в

гимнастике «Зумба». Выполнение танцевальных движений под музыку «Мишка

Гумибер» и т.д. Укрепление и развитие дыхательной, сердечно-сосудистой

системы,

развитие

координации

движений,

развитие

подвижности

и

музыкальности, развитие выносливости.

Формы контроля: тестирование

Тема 11. Проведение мероприятий, посвященных разнообразным

календарным праздникам («День мамы», «Новый год» и т.д.)

Формы контроля: тестирование

Тема 12. Промежуточная аттестация.

Практика: выполнение контрольных упражнений на оценку, выполнение

контрольных тестов на различные физические качества у детей – определение

гибкости, подвижности, координации, ловкости, силы, прыгучести. В процессе

занятия, учащиеся повторяют весь изученный материал.

Формы контроля: опрос, тестирование

Содержание программы «Здоровячок»

2 год обучения

Тема 1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и

охране труда.

Теория и практика: знакомство с учащимися, с «Правилами внутреннего

распорядка для учащихся Центра детского творчества», с общими правилами

поведения в спортивном зале, знакомство с требованиями и организацией

11

образовательного

процесса

в

секции

«Оздоровительной

гимнастики».

Проведение инструктажа по технике безопасности и охране труда.

Формы контроля: опрос

Тема 2. Основы гимнастики.

Теория и практика: совершенствование техники выполнения на занятиях

основных построений «шеренга», «колонна», перестроений в «две шеренги»;

«три шеренги», «две колонны». Выполнение основных видов ходьбы и бега,

чередование бега с ходьбой. Совершенствование технике бега. При изучении

данной темы педагог и учащиеся будут пользоваться основными понятиями и

определениями гимнастики.

Формы контроля: опрос, тестирование.

Тема 3. Комплексы общеразвивающих упражнений, содержащих

различные виды ходьбы и бега.

Практика: закрепление и совершенствование техники общеразвивающих

упражнений без предметов и с предметами. Обучение целым комплексам и

связкам упражнений с целью укрепления здоровья. Во время занятий учащиеся

получат знания о комплексах упражнений на определенные группы мышц.

Формы контроля: тестирование.

Тема 4. Обучение технике сложно-координационных гимнастических

упражнений.

Практика:

выполнение

отдельных

компонентов

упражнения

и

дальнейшее

целостное

выполнение

освоенного

упражнения:

«ласточка»,

«мостик», «стойка на лопатках» и т.д. В процессе занятия, учащиеся получат

предварительное

представление

об

упражнениях,

о

технике

выполнения

движений.

Формы контроля: тестирование.

Тема 5. Хатха-йога.

Практика:

закрепление

и

совершенствование

технике

выполнения

упражнений в фитнес – направлении «хатха-йога». Учащиеся полностью

выполняют весь комплекс хатха - йоги.

Формы контроля: тестирование.

Тема 6. Работа в парах.

Практика:

закрепление

и

совершенствование

технике

выполнения

упражнений в парах. Выполнение комплексов общеразвивающих упражнений в

парах.

Формы контроля: тестирование.

Тема 7. Развитие чувства ритма.

Практика: обучение и выполнение комплекса ритмической гимнастики.

Посредством ритмической гимнастики учащиеся учатся выполнять упражнения

под музыку, запоминают самые простые танцевальные связки, развивается

чувство ритма.

12

Формы контроля: тестирование.

Тема 8. Развитие физических качеств.

Практика: закрепление и совершенствование техники гимнастических

упражнений без предметов и с предметами с целью укрепления здоровья. Во

время занятий учащиеся получат знания о технике выполнения каждого

упражнения; научатся правильно бегать; узнают, что такое «челночный бег»

посредством подвижной игры «Собери картошку».

Формы контроля: тестирование.

Тема 9. Укрепление основных групп мышц.

Практика:

выполнение

комплексов

упражнений,

развивающих

и

укрепляющих на различные группы мышц: приседания, наклоны, повороты,

прыжки, выпады, упражнения для развития мышц ног, комплексы упражнений с

гимнастическими мячиками, палочками для профилактики плоскостопия и т.д.

Формы контроля: тестирование.

Тема 10. Упражнения с элементами хореографии.

Практика:

совершенствование

технике

выполнения

элементов

хореографии. Обучение работе у «станка», махи ногами, руками, наклоны

вперед, назад. Обучение сложным позициям рук и ног в хореографии.

Выполнение музыкально-ритмических упражнений.

Формы контроля: тестирование.

Тема 11. Подвижные игры и эстафеты.

Практика:

во

время

занятий

учащимся

предлагается

участие

в

подвижных играх и эстафетах: «Заморозки», «Хвост бабы яги», «Лови мяч» и

т.д. с целью развития силы, выносливости, координации, умения действовать в

команде единомышленников.

Формы контроля: тестирование.

Тема 12. «Детская Зумба».

Практика:

знакомство

учащихся с

танцевальным

направлением

в

гимнастике

«Зумба».

Выполнение

танцевальных

движений

под

музыку.

Укрепление и развитие дыхательной, сердечно-сосудистой системы, развитие

координации движений, развитие подвижности и музыкальности, развитие

выносливости.

Формы контроля: тестирование.

Тема 13. Итоговая аттестация.

Практика: выполнение контрольных упражнений, контрольных текстов

на

различные

физические

качества

у

детей

определение

гибкости,

подвижности, координации, ловкости, силы, прыгучести. В процессе занятия,

обучающиеся повторяют весь изученный материал.

Формы контроля: опрос, тестирование.

13

Планируемые результаты.

В результате освоения программы,

Учащийся будет знать:

технику безопасности на занятиях оздоровительной гимнастики;

принципы здорового образа жизни;

основы личной гигиены и режиме дня;

что такое сколиоз, плоскостопие;

упражнения для профилактики сколиоза, плоскостопия;

позиции рук, ног в хореографии, технику выполнения;

самые простые правила правильного питания;

основы занятия йогой, простые асаны;

Учащиеся будут уметь:

правильно выполнять построение, перестроение по команде педаго-

га;

правильно выполнять общеразвивающие упражнения без предметов

и с предметами;

правильно выполнять танцевальные элементы;

работать в команде при проведении подвижных игр;

участвовать в эстафетах;

выполнять самые простые асаны на занятиях йогой;

выполнять гимнастические элементы: «мостик»; «ласточка»; «све-

ча», «перекаты»;

выполнять простые комплексы ритмической гимнастики;

правильно отдыхать после выполнения физических упражнений.

Реализация целей и задач программы направлена на достижение

следующих целевых ориентиров дошкольного образования:

учащийся проявляет инициативу и самостоятельность в разных

видах деятельности;

обладает установкой положительного отношения к миру, к разным

видам труда, другим людям и самому себе;

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в

совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства

других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается

разрешать конфликты;

учащийся обладает развитым воображением, которое реализуется в

разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и

видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться

разным правилам и социальным нормам;

достаточно хорошо может выражать свои мысли и желания, может

использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

у

ребенка

развита

крупная

и

мелкая

моторика;

может

контролировать свои движения и управлять ими;

учащийся может следовать социальным нормам поведения, во

взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила

14

безопасного поведения и личной гигиены;

проявляет

любознательность,

задает

вопросы

взрослым

и

сверстникам;

обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном

мире, в котором он живет.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,

включающий формы аттестации»

Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год:

1 год обучения

2 год обучения

Продолжительность учебного

года

с 01.09.2020 г. по 31.05.2021 г.

с 01.09.2020 г. по 31.05.2021г.

Продолжительность учебно-

образовательного процесса

36 недель

36 недель

Режим занятий

2 раза в неделю по

1 учебному часу

2 раза в неделю по

1 учебному часу

Длительность

академического часа

30 мин.

30 мин.

Продолжительность

перерывов между занятиями

не менее 10 мин.

не менее 10 мин.

Сроки проведения

промежуточной и аттестации

с 15.04.2021г. по 15.05.2021г.

с 15.04.2021г. по 15.05.2021г.

Каникулярное время

Зимние каникулы: 01.01.2021 г. – 08.01.2021 г.

Летние каникулы: 01.06.2021 г. – 31.08.2021 г.

Режим работы в

каникулярное время

В период зимних каникул – по плану воспитательных

мероприятий.

Праздничные (выходные дни)

4 ноября – День народного единства;

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января – Новогодние каникулы;

7 января – Рождество Христово;

23 февраля – День защитника Отечества;

8 марта – Международный женский день;

1 мая – Праздник Весны и Труда;

9 мая – День Победы;

12 июня – День России.

15

Условия реализации программы:

Материально-техническое обеспечение:

Для успешной организации учебного процесса необходимо наличие:

спортивного зала для занятий с детьми, имеющего достаточное освещение

и оборудованного в соответствии с нормами СанПиН;

оборудования: шведские стенки, гимнастические скамейки;

спортивного инвентаря: гимнастические палочки, мячики, фитбол и т.д.;

аудио- и видеотехники для звукового сопровождения занятий, демонстра-

ции видео мастер-классов.

Перечень оборудования и спортивного инвентаря для реализации

данной программы:

1. шведская стенка;

2. гимнастическая скамья;

3. коврики;

4. гимнастические палочки;

5. гимнастические скакалки;

6. обручи;

7. гимнастические мячики.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Глушенко Е.А.

16

Формы аттестации

Для оценки уровня и качества освоения учащимися материала данной

образовательной программы проводится аттестация.

Цель аттестации

– выявление вводного, текущего и промежуточного

уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, личностных

качеств учащихся, их соответствия прогнозируемым результатам программы.

Виды аттестации:

входной контроль – это оценка исходного уровня знаний учащихся

перед началом образовательного процесса.

текущий контроль

– это оценка качества освоения учащимися

содержания программы в период обучения после входного контроля до итоговой

аттестации.

промежуточная аттестация

– это оценка качества освоения

учащимися содержания образовательной программы по результатам учебного

года, либо по завершении всего образовательного курса программы в целом.

Аттестация

включает

в

себя

проверку

теоретических

знаний,

практических умений и навыков, уровня развития личностных качеств учащихся.

Формы проведения аттестации: наблюдение, тестирование, опрос,

практические задания.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

соответствие

уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора;

свобода восприятия теоретической информации; осмысленность и свобода

использования специальной терминологии.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

соответствие

уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;

свобода

владения

специальным

оборудованием

и

оснащением;

качество

выполнения

практического

задания;

технологичность

практической

деятельности.

Критерии

оценки

уровня

развития

личностных

качеств

и

воспитанности учащихся: культура поведения; аккуратность и ответственность

при работе; участие в коллективной деятельности; инициатива; развитие

самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества с

взрослыми

и

сверстниками

в

различных

социальных

ситуациях;

сформированность толерантной культуры, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других.

Критерии оценки результатов освоения программы:

высокий уровень– учащийся освоил практически весь объем

знаний, на 70-100% овладел умениями и навыками, предусмотренными

программой за конкретный период;

средний уровень– у учащегося объем освоенных знаний, умений и

навыков составляет 50-70% от объема, предусмотренного программой за

конкретный период;

низкий уровень– учащийся освоил менее чем 50% объема знаний,

17

умений и навыков, предусмотренных программой за конкретный период.

Сроки проведения аттестации:

Входной контроль проводится в сентябре, а для вновь пришедшего

учащегося на первом занятии.

Текущий контроль осуществляется по каждой изученной теме в

течение всего учебного года.

Промежуточная аттестация проводится в период с 15 апреля по 15

мая.

Оценочные материалы

1 год обучения

Оценка уровня теоретической подготовки

Форма проведения: контрольный опрос.

Правила проведения и методика оценки результата:

1.

Каждому учащемуся задаются по 5 вопросов.

2.

За каждый правильный ответ участник получает 1 балл, за

отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов.

3.

Результат аттестации зависит от общего количества набранных

баллов и выводится по следующей схеме:

Общее количество

вопросов

Максимальное

количество

баллов

Общее количество

баллов

Результат

аттестации

5

5

5-4

высокий уровень

4-3

средний уровень

3 и менее

низкий уровень

Список вопросов:

1.

Для чего необходимо заниматься оздоровительной гимнастикой?

2.

В какой форме необходимо заниматься гимнастикой?

3.

Какие асаны вы знаете из комплекса упражнений «хатха-йога»?

4.

Для чего необходимо следить за своей осанкой и как правильно си-

деть за столом?

5.

Техника выполнения упражнения «приседание»?

Оценка уровня практической подготовки

Правила проведения и методика оценки результата:

1.

Аттестация проводится с группой учащихся.

2.

Все учащиеся выполняют сначала 1 задание, затем 2 и т. д.

3.

Каждое выполненное задание оценивается уровнем (высокий,

средний, низкий). Результатом аттестации является преобладающий уровень.

4.

Критерии оценки практических заданий:

18

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Учащийся выполняет все

задания четко, старается

показать свой результат во

всех направлениях

(выносливость, скорость,

гибкость).

Учащийся выполняет

упражнения нечетко, и в

некоторых направлениях

есть затруднения.

Учащийся не выполняет

упражнения и не

воспринимает даже самой

малой нагрузки.

Задания:

1.

Выполнить 15 приседаний за 30 сек.

2.

Уметь выполнять отжимание (2-4 раз).

3.

Выполнить упражнение «книжечка» (8-10 раз).

4.

Выполнить упражнение «дерево» (10 сек).

5.

Уметь выполнять упражнение «лодочка».

6.

Показать 1 и 2 позицию ног в хореографии.

7.

Показать упражнение с гимнастическим мячом.

8.

Выполнить прыжки со скакалкой (10 раз).

9.

Выполнить упражнение лодочка (10 сек).

10.

Выполнить «зашагивание» на скамью с гантельками (15 раз).

Мониторинг развития личностных качеств

С целью выяснения, насколько образовательный процесс, способствует

позитивным изменениям в личности ребенка педагог проводит мониторинг

развития личностных качеств учащихся.

Мониторинг развития личностных качеств осуществляется в форме наблюдения.

Мониторинг проводится три раза в год: в сентябре, январе и апреле.

Результаты

мониторинга

заносятся

в

таблицу

(Приложение).

Признаки

проявления личностных качеств оцениваются уровнем (высокий, средний,

низкий). Результатом аттестации является преобладающий уровень.

Критерии оценки уровня развития личностных качеств:

п/п

Качества личности

Признаки проявления личностных качеств

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий уровень

1.

Любознательность,

активность

Активен,

проявляет

устойчивый

познавательный

Активен,

проявляет

познавательный

интерес,

Мало активен,

на занятии

наблюдает за

деятельностью

19

интерес,

прилежен,

добивается

хороших

результатов.

прилежен.

других, сам

задание не

выполняет.

2.

Коммуникативные

навыки

Легко вступает в

контакт,

дружелюбен,

неконфликтен,

владеет связной

диалогической и

монологической

речью.

Вступает и

поддерживает

контакты,

неконфликтен,

дружелюбен.

Поддерживает

контакты

избирательно,

часто замкнут,

работает

индивидуально.

3.

Ответственность,

дисциплина

Выполняет

поручения

охотно,

ответственно,

дисциплинирован

, соблюдает

правила

поведения,

требует того же

от других.

Выполняет

поручения

охотно,

ответственно,

хорошо себя

ведет независимо

от наличия или

отсутствия

контроля.

Неохотно

выполняет

поручения, часто

не доводит работу

до конца.

4.

Эмоциональная

отзывчивость

Доброжелателен,

способен

выразить

сочувствие,

помочь

сверстнику,

вежлив,

пресекает

грубость,

недоброе

отношение к

людям.

Доброжелателен,

способен

выразить

сочувствие,

помочь

сверстнику,

вежлив.

Сверстникам

помогает только

по поручению

педагога, в

присутствии

старших чаще

скромен,

со сверстниками

бывает груб.

20

2 год обучения

Оценка уровня теоретической подготовки

Форма проведения: контрольный опрос.

Правила проведения и методика оценки результата:

4.

Каждому учащемуся задаются по 5 вопросов.

5.

За каждый правильный ответ участник получает 1 балл, за

отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов.

6.

Результат аттестации зависит от общего количества набранных

баллов и выводится по следующей схеме:

Общее количество

вопросов

Максимальное

количество

баллов

Общее количество

баллов

Результат

аттестации

5

5

5-4

высокий уровень

4-3

средний уровень

3 и менее

низкий уровень

Список вопросов:

1.

Для чего необходимо выполнять утреннюю гимнастику?

2.

Какая форма нужна для занятий гимнастикой?

3.

Для чего необходимо соблюдать режим дня?

4.

Для чего необходимо следить за своей осанкой?

5.

Техника выполнения упражнения «ласточка»?

Оценка уровня практической подготовки

Правила проведения и методика оценки результата:

5.

Аттестация проводится с группой учащихся.

6.

Все учащиеся выполняют сначала 1 задание, затем 2 и т. д.

7.

Каждое выполненное задание оценивается уровнем (высокий,

средний, низкий). Результатом аттестации является преобладающий уровень.

8.

Критерии оценки практических заданий:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Учащийся выполняет все

задания четко, старается

показать свой результат во

всех направлениях

(выносливость, скорость,

гибкость).

Учащийся выполняет

упражнения нечетко, и в

некоторых направлениях

есть затруднения.

Учащийся не выполняет

упражнения и не

воспринимает даже самой

малой нагрузки.

21

Задания:

1.

Выполнить 20 приседаний за 30 сек.

2.

Уметь выполнять отжимание (4-6 раз).

3.

Выполнить упражнение «книжечка» (12 раз).

4.

Показать асаны «собака», «кобра».

5.

Выполнить упражнение «мостик».

6.

Показать 3 и 4 позицию ног в хореографии.

7.

Показать упражнение с гимнастическим мячом.

8.

Выполнить прыжки со скакалкой (10 раз).

9.

Выполнить упражнение лодочка (10 сек).

10.

Выполнить «зашагивание» на скамью с гантельками (15 раз).

Мониторинг развития личностных качеств

С целью выяснения, насколько образовательный процесс,

способствует позитивным изменениям в личности ребенка педагог проводит

мониторинг развития личностных качеств учащихся.

Мониторинг развития личностных качеств осуществляется в форме наблюдения.

Мониторинг проводится три раза в год: в сентябре, январе и апреле.

Результаты

мониторинга

заносятся

в

таблицу

(Приложение).

Признаки

проявления личностных качеств оцениваются уровнем (высокий, средний,

низкий). Результатом аттестации является преобладающий уровень.

Критерии оценки уровня развития личностных качеств:

п/п

Качества личности

Признаки проявления личностных качеств

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий уровень

1.

Любознательность,

активность

Активен,

проявляет

устойчивый

познавательный

интерес,

прилежен,

добивается

хороших

результатов.

Активен,

проявляет

познавательный

интерес,

прилежен.

Мало активен,

на занятии

наблюдает за

деятельностью

других, сам

задание не

выполняет.

2.

Коммуникативные

навыки

Легко вступает в

контакт,

дружелюбен,

неконфликтен,

владеет связной

диалогической и

Вступает и

поддерживает

контакты,

неконфликтен,

дружелюбен.

Поддерживает

контакты

избирательно,

часто замкнут,

работает

индивидуально.

22

монологической

речью.

3.

Ответственность,

дисциплина

Выполняет

поручения

охотно,

ответственно,

дисциплинирован

, соблюдает

правила

поведения,

требует того же

от других.

Выполняет

поручения

охотно,

ответственно,

хорошо себя

ведет независимо

от наличия или

отсутствия

контроля.

Неохотно

выполняет

поручения, часто

не доводит работу

до конца.

4.

Эмоциональная

отзывчивость

Доброжелателен,

способен

выразить

сочувствие,

помочь

сверстнику,

вежлив,

пресекает

грубость,

недоброе

отношение к

людям.

Доброжелателен,

способен

выразить

сочувствие,

помочь

сверстнику,

вежлив.

Сверстникам

помогает только

по поручению

педагога, в

присутствии

старших чаще

скромен,

со сверстниками

бывает груб.

23

Методическое обеспечение программы:

Программа

«Здоровячок»

опирается

на

следующие

основные

педагогические принципы:

Принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку.

Принцип непрерывности тренировочного процесса.

Принцип единства постепенности и предельности в наращивании

нагрузок.

Принцип волнообразности динамики нагрузок.

Принцип цикличности тренировочного процесса.

Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и

доступность обучения.

Формы обучения: практическая и теоретическая.

При

организации

занятий

педагогом

предусмотрено

использование

разнообразных методов обучения, таких как:

словесные (рассказ, беседа, объяснение);

объяснительно-иллюстративные;

методы строго регламентированного упражнения характеризуются

многократным выполнением действия (или его частей) при строгой регламента-

ции формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отды-

хом;

методы обучения двигательным навыкам;

методы разучивания по частям;

методы разучивания в целом;

игровой метод.

Формы проведения занятий:

беседа, игра, наблюдение, открытое

занятие, практическое занятие, презентация, соревнования.

Педагогические технологии, используемые в обучении:

Личностно-ориентированная технология. В работе много внимания

уделяется развитию практических навыков, необходимых в разных физических

ситуациях, сознательному, активному отношению учащихся к занятиям спортом,

разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физиче-

скими упражнениями. Чтобы достичь эффективности используется индивиду-

альный подход к учащимся, на создание ситуации, в которой учащийся нацелен

на творческий поиск и самоопределение.

Информационно-коммуникативные технологии. ИКТ позволяют ор-

ганизовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивать бо-

лее полное усвоение учебного материала. Это помогает в решении ещё одной за-

дачи – разбудить заинтересованность обучающихся в формировании здорового

образа жизни.

Игровые технологии помогают учащимся в форме игры усвоить

необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и

интерес детей к выполняемой работе.

24

В результате использования вышеописанных технологий в повышении эф-

фективности и качества занятия в современных условиях удается:

раскрыть всесторонние способности учащихся;

повысить заинтересованность учащихся и увлеченность занятиями в

группах «Оздоровительной гимнастики»;

научить учащихся быть более уверенными в себе;

научить учащихся использовать полученные знания в различных си-

туациях;

повысить качество знаний учащихся в области физической культуры

и спорта.

25

Список литературы:

1.

Журавин М.Л., Загрядская О.В, Казакевич Н.В. и др.; Под ред. М.Л.

Журавина, Н.К. Меньшикова. / Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.

заведений – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 448 с.

2.

Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 5 -

6 лет, 2020г. Пензулаева Л.И.

3.

Детский фитнес. Физическое развитие детей 5-7 лет / Сулим Е.В.,

2020.

4.

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного

возраста; комплекс упражнений; сюжетно – ролевое сопровождение.

ФГОС ДО, 2020

5.

Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М.:

Терра-Спорт, 2000. – 72с.;

6.

Семенов Л.П. «Советы тренерам»: Сб. упр. и метод. Рекомендаций.

– Изд. 2-е, перераб. – М.: ФК и С, 1980. – 175с., ил.

7.

500 игр и эстафет. – М.: ФК и С, 2000, – 304с., ил.;

8.

Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. –

М.: Просвещение, 1992. 80с.;

9.

Стрельникова А.Н. «Моя гимнастика». – М.: Знание, 2003. – ФК и

С.;

10.

Тихоревский В. И Физиология человека. Учебник для вузов физ.

культуры и факультетов физ. воспитания педагогических вузов / под общей

редакцией... – М.: Физкультура, образование и наука, 2001. – 492 с.

11.

Фирилева, Жанна Евгеньевна, «Са-Фи-Дансе»: танцевально-игровая

гимнастика для детей: учеб. -метод. пособие для педагогов дошкольных и

школьных учреждений / Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. – Санкт-Петербург:

Детство-Пресс.

12.

Занятия физкультурой. Игровой стрейчинг для дошкольников.

ФГОС, 2020. Сулим Е.В.

13.

Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для

детей 5-6 лет. ФГОС, 2020 г.

26



В раздел образования