Автор: Минсылу Закировна Хайретдинова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: ЯНАО Пуровский район, пгт Уренгой
Наименование материала: Программа развивающих занятий в темной сенсорной комнате
Тема: «Волшебный Мир Здоровья» для детей 4-7 лет
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
ПРОГРАММА
РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
в темной сенсорной комнате
«Волшебный мир здоровья»
для детей 4-7 лет
Составители:
Луговая А.И., заместитель заведующего по ВиМР
Дудина И.Н., педагог-психолог
Хайретдинова М.З., воспитатель
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экстремальные условия жизни на Крайнем Севере оказывают негативное
влияние на здоровье человека. Особенно незащищенными в этих условиях
оказываются дети, организм которых на стадии роста и формирования, не
всегда способен справиться с кризисами полярной ночи, перепадами давления,
низкими температурами. Кроме особенностей климата, мощное воздействие на
формирование психофизиологического статуса организма ребенка оказывает
цвет и свет. Это энергия, необходима для поддержания тонуса центральной
нервной
системы.
В
условиях
Крайнего
Севера
ребенок
большую
часть
времени пребывает в состоянии «светового голодания» и цветовой бедности
окружающего пейзажа. Цветовое воздействие на психику ребенка затрагивает
не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, прежде всего
мышление, его динамические, энергетические характеристики.
С другой стороны, в нашем стремительно развивающемся мире техники и
компьютеров,
ребенок
постоянно
получает
множество
внешних
аудиовизуальных стимулов. Обычно, они разрознены, не структурированы, они
иногда завораживают, иногда пугают.
Попытка
решить
проблему
интерпретации
внешних
стимулов,
их
общеразвивающего, лечебного и психологического воздействия привела к идее
создания специальной интерактивной среды среды сенсорной комнаты.
В нашем детском саду функционирует темная сенсорная комната «Волшебный
мир
здоровья»
-
интерактивная
пространственная
среда,
насыщенная
различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами
для
проведения
образовательной,
профилактической
и
коррекционно-
развивающей работы с детьми.
Цель программы: формирование базовых составляющих психического
развития
ребенка:
произвольной
саморегуляции
поведения,
познавательной
активности,
игровой
активности,
умения
оценивать
себя
и
свои
действия
(самооценка),
Задачи программы:
1.Восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления
ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.
2.Снятие тревоги, создание чувства безопасности, незащищенности.
3.Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через
мимику, жесты, интонацию;
4. Привитие навыков социального поведения;
5. Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
6. Развитие нравственных качеств;
7. Повышение активности и самостоятельности детей;
3
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ
Теоретической
базой
является
концепция
А.Н.
Леонтьева,
где
основными
критериями
анализа
психики
являются
деятельность,
сознание,
личность.
В
основу
программы
положены
принципы,
отражающие
гуманистические установки:
уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;
создание условий для развития его индивидуальности;
обеспечение психологического комфорта;
взаимодействие
педагога
с
ребенком
по
типу
субъект
–
субъектного
общения;
наличие
«свободного
пространства»
для
проявления
индивидуальной
активности ребенка;
сочетание статично-динамичного положения;
каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в
свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»;
необходимость поддержания высокой самооценки ребенка; осуществление
понятной и ясной, честной и конкретной коммуникации между родителями
и ребенком;
конфиденциальность информации
о
ребенке
родителям,
недопустимость
медицинских диагнозов; акцент на рекомендации.
Психоэмоциональное состояние является одним из важных компонентов
развития
ребенка,
поэтому
эмоциональная
нестабильность
препятствует
гармоничному развитию ребенка в целом.
Комната
психологической
разгрузки
с
сенсорным
оборудованием
является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения,
сенсорного
и
познавательного
развития,
способствует
стабилизации
эмоционального
состояния,
повышает
эффективность
любых
мероприятий
направленных на улучшение психического и физического здоровья
детей
дошкольного возраста.
К
концу
дошкольного
возраста
должна
сформироваться
система
сенсорных
эталонов
и
перцептивных
действий.
Уровень
сенсомоторного
развития
составляет
фундамент
общего
умственного
развития
ребенка
и
является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. И
готовность
к
школьному
обучению
так
же
напрямую
зависит
от
уровня
сенсомоторного
развития,
недостаточное
сенсомоторное
развитие
детей
дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе
начального обучения.
4
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Программа охватывает контингент воспитанников ДОО от 4-ти до7-ми
лет, в приоритете дети с ОВЗ, гипер- и гипоактивные.
Противопоказания к занятиям в темной сенсорной комнате являются:
инфекционные заболевания (чтобы не передать инфекцию другим
детям),
глубокая умственная отсталость,
эпилепсия.
Формы
Методы и приемы
Профилактическая и
развивающая работа с
дошкольниками
Упражнения на релаксацию, на развития
мелкой и общей моторики, навыков общения
Игры на развитие восприятия, памяти,
внимания, воображения
Игры и игровые упражнения на снятие
агрессивности и коррекцию уровня
тревожности
Сеансы психофизической разгрузки
Психогимнастика
Музыкотерапия
Светотерапия
Просветительская работа
с коллективом МБДОУ
Групповые и индивидуальные консультации
Просветительская работа
с семьями воспитанников
Индивидуальные и стендовые консультации,
тренинги, совместные сеансы-занятия,
анкетирование
ОБОРУДОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ
Дизайн комнаты продуман таким образом, чтобы все предметы, которые
находятся здесь, были абсолютно безопасными при передвижении в полумраке:
мягкая мебель разнообразной цветовой гаммы
(пуфик-кресло с гранулами,
трапеция с гранулами, ковер), сухой душ, сенсорная тропа; разнообразные
приборы, приглушенный свет, успокаивающая музыка – вот те характеристики
сенсорной
комнаты,
которые
помогают
ребенку
развить
свои
сенсорно-
перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное
восприятие и общение с окружающими людьми.
Среда сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда, т.к. в
ней
присутствуют
приборы,
взаимодействуя
с
которыми,
ребенок
«погружается» в ирреальное пространство, где можно создавать новые объекты
и
целые
миры.
В
сенсорной комнате
это
достигается с
помощью
работы
светильников, различных панелей, панно: «Звездный дождь», «Звездное небо»,
цветозвуковая дорожка, детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной,
5
«Звездная
сеть»,
зеркальное
ультрафиолетовое
панно
«Светящиеся
нити»,
приборы динамической заливки света.
Название
оборудования
Назначение оборудования
1
Фиброоптическая
тактильная панель
«Фиброоптический душ»
Развитие мелкой моторики, разнообразных
ощущений, тактильной чувствительности,
восприятия в целом.
Пучок волокон
«Звездный дождь»
2
Панель интерактивная в
виде световой лестницы
Выработка понимания причинно-
следственных связей. (Принцип реагирования
датчика на громкость звука в комнате: чем громче
звук, тем больше количество светящихся модулей.)
3
Воздушно-
Пузырьковая колонна
Развитие мелкой моторики, разнообразных
ощущений, тактильной чувствительности,
восприятия в целом.
4
Светильник с водой
«Воздушно – пузырьковая
панель»
Настенное небьющееся
зеркало «Веселый свет»
Развитие зрительного восприятия, ориентировки в
пространстве. Создание
психологического комфорта. Снижение
уровня тревожности.
Коррекция страхов.
Релаксация: воздействие зрительных
образов.
5
Подвесная
Фиброоптическая
занавесь
с источником света
7
Магнитола «Supra»
Релаксация в сочетании со спокойной
музыкой или сказками.
Набор компакт-дисков
Релаксация под шум воды, ветра, пенье
птиц.
8
Настенное панно
«Звездное небо»
Зрительная релаксация и стимуляция в
процессе представления образов.
9
Напольный ковер
Настрой на позитивный лад. Развитие восприятия
пространства, своего
тела в пространстве.
10
Пуф мягкий в виде
груши
Отсутствие нагрузки на мышцы спины и затылка
11
Сухой бассейн угловой с
комплектом шариков
Стимуляция тактильных ощущений,
релаксация в процессе представления
образов.
12
Световой столик для
рисования
Развитие мелкой и общей моторики,
воображения.
Развитие творческого воображения.
6
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1.
Улучшение психоэмоционального состояния дошкольника, позитивные
поведенческие реакции и переживания.
2.
Использование навыков саморегуляции и релаксации для управления своим
эмоциональным состоянием.
3.
Распознавание чувств других людей через мимику, жесты,
выразительные движения, интонации.
Общее
психофизиологиче
ское развитие
o
развитие физиологических, возрастных,
психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций;
o
активизация мышления;
o
повышение иммунитета;
o
улучшение соматического здоровья;
o
коррекция эмоционального состояния;
o
активизация деятельности;
o
нормализация сна;
o
развитие мелкой моторики
Эмоциональное
развитие
o
обогащение эмоционального опыта;
o
преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и
агрессивности;
o
стимуляция приятных и эстетических значимых
переживаний;
o
формирование эмоционально спокойного состояния,
способствующее снятию негативных эмоций и состояний;
o
формирование коммуникативных навыков у детей;
Речевое развитие
o
активизация словаря;
o
накопление языковых представлений;
o
формирование способности ребенка к пониманию
обращенной к нему и контекстуальной речи;
o
формирование диалогической речи;
o
формирование монологической речи;
o
развитие выразительности речи;
Социальное
развитие
o
формирование личностной ориентации;
o
ориентация ребенка на взрослого как на источник
социального опыта;
o
формирование организационных умений
o
освоению теоретических знаний посредством обогащения
чувственного опыта;
o
формирование и развитие творческих способностей;
o
формирование развития самосознания, самоконтроля,
способности адекватного отношения к себе и окружающим;
o
формирование правильное поведения в коллективе
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
Эффективность
воздействия
сенсорной
комнаты
отслеживается
по
результатам наблюдений педагога-психолога за воспитанниками и по данным
входящей и выходящей психодиагностики (методика Люшера).
7
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организация занятий (игровых сеансов)
В
начале
учебного
года
по
результатам
диагностических
данных
мониторинга
психического
развития
дошкольников
педагогам-психологом
выявляются
дети
«группы
риска»,
которым
рекомендованы
занятия
в
сенсорной
комнате
и
разрабатываются
рекомендации
педагогам
дополнительного образования по работе с детьми. Занятия могут проводиться
как с одним ребенком, так и с подгруппой детей в зависимости от конкретной
области
психологической и
педагогической
помощи. Курс занятий
гибко
регулируется
в
зависимости
от
возрастных
и
индивидуальных
психофизических особенностей детей и включает в себя познавательный аспект
и
элементы
психотерапии.
В
зависимости
от
целей
сеанса-занятия
определяются методы и приемы работы.
Проведение занятий с группой детей:
Предполагаемое количество игровых сеансов за 1 курс – 15-20.
Периодичность – 2 раза в неделю, продолжительность - 20-30 минут.
Количество участников подгруппового занятия - до 4 человека.
Структура занятия:
1 этап: ритуал приветствия
2 этап: сказкотерапия
3 этап: игровое задание
3 этап: релаксационное упражнение
4 этап: ритуал прощания
На первом занятии всегда проходит знакомство с интерактивной средой
сенсорной комнаты. Ребенку или подгруппе детей дается установка, что дети –
маленькие
волшебники,
которые
прибыли в
Волшебную
страну
фантазий.
Здесь
живет
Дружок (перчаточная кукла
из
пособия
«Антикапризин» авт.
Антон Маниченко). Он будет играть с гостями и рассказывать им интересные
истории. Далее занятия организуются в зависимости от конкретной области
психологической помощи.
Ритуал приветствия:
Кот
ученый рад
видеть
нас
в
Волшебной
стране
фантазий. Давайте
улыбнемся
и
помашем
ему
рукой,
и,
приветствуя,
скажем:
«Здравствуй,
Дружок».
Ритуал прощания:
Кот ученый прощается с нами. Давайте улыбнемся, помашем ему рукой и
скажем «До свидания, Дружок, до встречи!»
8
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
(игровых сеансов)
№
Тема
План проведения
1
Знакомство с
сенсорной
комнатой
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Дорога сердца» (аудио)
Релаксация «Летняя ночь»
Ритуал прощания
2
Морское
путешествие
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Полезное колдовство» (аудио)
«Морской праздник»
Релаксация «На море»
Ритуал прощания
3
Таинственный
остров
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Сокровища пирата» (аудио)
«Сжимаем в кулачке»
Релаксация «Летняя ночь»
Ритуал прощания
4
Сказочное
превращение
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Непредсказуемый страус»
(аудио)
Релаксация «Солнечные зайчики»
Ритуал прощания
5
Белое и черное
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Белыш и Черныш» (аудио)
«Уходи, злость, уходи!»
Релаксация «Водопад»
Ритуал прощания
6
Дождливый день
Ритуал приветствия
«Под дождем», «Найди предмет»
Сказкотерапия «Хмурая колдунья» (аудио)
Релаксация «Радуга»
Ритуал прощания
7
Чудеса
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Как искренность чудеса
сотворила» (аудио)
«Волшебный мостик»
Релаксация «Отдых в волшебном лесу»
Ритуал прощания
8
Лесные
приключения
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Сказка про Колдунью-Врунью»
(аудио)
Релаксация «Отдых в волшебном лесу»
Ритуал прощания
9
9
Настроение
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Золотой сапожок» (аудио)
«Егоза», «Разложи камушки»
Релаксация «Солнечные зайчики»
Ритуал прощания
10
Школа эмоций
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Сказка про волшебную книгу»
(аудио)
Релаксация «Водопад»
Ритуал прощания
11
Путешествие в
лето
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Мышь и Белка» (аудио)
«Егоза», «Заплетем косичку»
Релаксация «Летняя ночь»
Ритуал прощания
12
Путешествие в
лес
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Два облачка» (аудио)
«Узелки», «Найди предмет»
Релаксация «Летняя ночь»
Ритуал прощания
13
Космическое
путешествие
Ритуал приветствия
«Звездочеты»
Сказкотерапия «Стрекоза и дождевой червь»
(аудио)
Релаксация «Слушай свое дыхание»
Ритуал прощания
14
Добрые дела
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Ласточка» (аудио)
«Слушай свое дыхание»
Релаксация «Летняя ночь»
Ритуал прощания
15
В гостях у сказки
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Как царь совесть потерял» (аудио)
Релаксация «Облачко»
Ритуал прощания
16
Волшебный свет
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Про торт и Бабу Ягу» (аудио)
«Характер ощущений», «Факир»
Релаксация «Волшебный сон»
Ритуал прощания
17
Моя фантазия
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Жираф и Ёжик» (аудио)
«Угадай, что это»
Релаксация «Факир»
Ритуал прощания
18
Радуга
Ритуал приветствия
10
Сказкотерапия «Сказка про то, как радуга
потерялась» (аудио)
Релаксация «Водопад»
Ритуал прощания
19
Приключение
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Пламенное сердце» (аудио)
Релаксация «Облачко»
Ритуал прощания
20
Разноцветные
сны
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Цветочные человечки» (аудио)
«Мерцающие звездочки»
Релаксация «Баю, бай»
Ритуал прощания
21
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Верный» (аудио)
Игра «Собери облако»
Релаксация «Мы – облака»
Ритуал прощания
22
Цветочная страна Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Цветочная страна» (аудио)
«Мыльные пузыри»
Релаксация
Ритуал прощания
23
Заколдованная
деревня
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Заколдованная деревня» (аудио)
«Живая рука»
Релаксация
Ритуал прощания
24
Волшебные бусы
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Волшебные бусы» (аудио)
«Мой домик»
Релаксация
Ритуал прощания
25
Сказочное
королевство
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Одинокий принц» (аудио)
Релаксация
Ритуал прощания
26
В зоопарке
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Потерялся слон» (аудио)
«Точки»
Релаксация
Ритуал прощания
27
Подарок для
мамы
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Подарок для мамы» (аудио)
«Воздушный шар»
Релаксация
11
Ритуал прощания
28
Верность
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Верный» (аудио)
Релаксация
Ритуал прощания
29
Дружба
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Сказка про кошку Мурку» (аудио)
«Наматывание»
Релаксация
Ритуал прощания
30
Улыбка
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Сказка о пропавшей улыбке»
(аудио)
Релаксация
Ритуал прощания
31
Только для детей
Ритуал приветствия
Сказкотерапия «Волшебная кнопочка» (аудио)
Релаксация
Ритуал прощания
32
Выбирай добро
Ритуал приветствия
«Сказкотерапия «Две дороги» (аудио)
Релаксация
Ритуал прощания
12
Описание развивающих игр и упражнений
в сенсорной комнате
Игры и упражнения на развитие психических процессов
«Звездочеты»
Предлагается представить, что сенсорная комната, это открытый космос, где
каждый может найти
и
выбрать свою
звезду, после
того как
выполнится
упражнение, каждый желающий, говорит о своих ощущениях.
Оборудование: панно «Звездное небо».
«Угадай, что это» (ознакомление с разнообразием тактильных ощущений)
Педагог знакомит детей с разнообразием тактильных ощущений. Затем он
начинает тактильное обследование предметов, называя качества поверхности,
предлагает
детям
обследовать
их
поверхности
на
ощупь,
спрашивая
о
признаках данных предметов. Если при выполнении задания у детей возникают
затруднения, педагог поясняет им, какие это предметы (твердый, шершавый,
колючий и т.д.).
Оборудование: пучок фибероптических волокон.
«Характер
ощущений»
(развитие
тактильных
ощущений,
памяти,
оображения)
Педагог
предлагает
детям
потрогать
предметы
и
определить,
каков
этот
предмет на ощупь. Затем он просит ребенка назвать свойства предмета по
ощущениям (мягкий, добрый, твердый, колючий, злой и т.д.)
«В море»
Ребенок лежит в сухом бассейне. Ему предлагается представить, что он плавает
в море на спине (на животе, на боку и т.д.). Ребенок имитирует движения,
придумывает рассказ.
Оборудование: сухой бассейн с шариками.
Игры и упражнения на активизацию зрительного восприятия,
формирование фиксации взора, концентрацию внимания
«Мерцающие звездочки»
Педагог обращает внимание детей на крутящиеся и создающий разноцветные
блики («мерцающие звезды») зеркальный шар: «Смотрите, как много звезд!
Заметьте, одна звездочка улыбается вам. Вон она полетела. Давайте поймаем ее
глазками, она хочет с вами поиграть» Дети ловят взглядом звездочку.
«Поймай взглядом»
Педагог обращает внимание детей на колонны с пузырьками: как трубки
меняет
цвет,
что
в
них
плавает
(рыбки,
пузырьки).
Дети
внимательно
рассматривают, происходящее в трубке.
«Посчитаем рыбок»
13
Педагог обращает внимание детей на трубки с пузырьками: как трубка меняет
цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Ребята,
смотрите,
сколько
рыбок
плавает,
давайте
их
посчитаем».
Дети
вместе
с
педагогом считают рыбок, прослеживая пальчиками их движения.
Игры и упражнения на формирование навыков психорегуляции
«Факир»
Ребенок сидит на коврике в позе «по-турецки», руки на коленях, спина и шея
расслаблены, глаза закрыты. Звучит
спокойная музыка, «факир» отдыхает.
Время выполнения: 3 минуты.
«Баю бай»
Ребенок
сидит,
педагог
подходит
и
касается
плеча
«волшебной
палочкой
засыпалочкой». Ребенок закрывает глаза, расслабляет все мышцы, засыпает.
Время выполнения: 3-4минуты.
«Слушай свое дыхание»
Ребенок лежит на спине в свободной расслабленной позе. Руки лежат ладонями
вверх, отодвинуты на некотором расстоянии от тела. Глаза закрыты.
Вначале
ребенок
дышит
глубоко,
затем
дыхание
становится
легким
и
медленным. Педагог предлагает сосредоточиться на глубоком вдохе животом
(вдох через нос) и легком выдохе через полуоткрытый рот, сдувая животик.
Время выполнения: 1-2минуты.
«Под дождем»
Ребенку предлагается сесть удобно на пуфик-грушу и представить что это
волшебный дождь, который смывает все страхи, обиды и переживания.
Оборудование: модуль «Фиберооптический душ».
Упражнения на развитие моторики и аналитического
восприятия свойств и признаков предмета
Пескотерапия
«Волшебные пальчики» (рисование пальчиками)
«Найди предмет»
«Разложи камушки»
«Тесто» (с живым песком)
«Сжимаем в кулачке»
Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки
(мягкие, длинные и т.д.). Обращается к детям: «Так как волокна мягкие, их
можно сгибать. Давайте соберем волокно в ручке». Педагог показывает детям,
как можно собрать волокно в ладошке. При повторении упражнения следует
усложнить задачу: количество волокон, включенное в одно задание должно
постепенно увеличиваться.
14
Оборудование: пучок волокон «Звездный дождь».
«Наматывание»
Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки
(мягкие,
длинные
и
т.д.).
Затем
он,
продолжая
знакомить
со
свойствами
волокон, наматывая их пальцы, говорит: «Волокна мягкие, поэтому они гнутся,
их
можно
наматывать.
Например,
на
пальчик».
Дети
вместе
с
педагогом
наматывают волокно на пальчик; на несколько пальчиков; на ладонь; на руку и
т.д. Педагог постоянно комментирует свои действия.
«Узелки»
Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки
(мягкие, длинные и т.д.). Затем, продолжая знакомить со свойствами волокон,
завязывая узелки, говорит: «Волокна мягкие, поэтому они гнуться. Давайте
завяжем
из
них
узелки».
По
образцу,
предложенному
педагогом,
дети
завязывают узелки: сначала на одном волокне; затем один узелок завязывается
из нескольких волокон. Затем педагог предлагает развязать все узелки.
«Заплетем косу»
Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки
(мягкие, длинные и т.д.). Затем, продолжая знакомить со свойствами волокон,
сплетая их, говорит: «Так как волокна мягкие, они гнуться. Давайте сплетем из
них косичку». По образцу, предложенному педагогом, дети плетут косички.
Косички могут состоять из трех и более волокон. Затем педагог предлагает
развязать все косички.
«Волшебный мостик»
Ребенку
предлагается
идти
по
дорожке
и
на
каждой
подушечке,
остановившись,
сказать
о
том,
что
ощущают
его
ножки.
Выполняются
аналогичные
задания
по
сигналу
ведущего,
изменяя темп.
Оборудование: тактильная дорожка.
Игры и упражнения на снятие агрессивности и коррекцию уровня
тревожности
«Уходи, злость, уходи!»
Ребенок
ложится
на
мягкое
напольное
покрытие
или
в
сухой
бассейн.
Упражнение
начинается
и
заканчивается
по
сигналу
ведущего.
По
сигналуребенок начинает
бить
ногами
и
руками
по
покрытию
с
громким
криком «уходи, злость, уходи!!!». Упражнение длится около 4 минут, после
чего ребенок должен отдохнуть еще 3-4 минуты.
«Егоза»
Ребенку разрешается в течение 3 минут вести себя на мягком напольном
покрытии
(или
в
сухом
бассейне)
так,
как
он
хочет
(прыгать,
крутится,
15
вертеться и т.д.). После упражнения ребенок в течение минуты спокойно сидит
или лежит, восстанавливая дыхание.
«Выбиваем пыль»
Ребенку предлагается выбить пыль из подушки, но так как она очень упрямая,
бить
надо
очень
сильно.
После
упражнения
ребенок
в
течение
минуты
спокойно сидит или лежит, восстанавливая дыхание.
Рисование на мольберте (прозрачном, обычном).
«Пушистые зверюшки» (рисование в технике «тампонирование»)
«Морозные узоры» (рисование в технике «кляксография»)
«Осенний дождь» (рисование мазками)
«Морской праздник»
Дети наблюдают за изменениями цвета воды и движениями рыбок. Психолог
обращает их внимание на то, что цвета воды яркие, красочные, веселые – на
морском дне праздник, и такое же радостное, веселое настроение должно быть
у
них.
Затем
детям
предлагают
потанцевать
под
музыку
и
показать,
как
веселятся рыбки.
Оборудование: воздушно-пузырьковая колонна.
Упражнения на релаксацию
(мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения)
«Летняя ночь»
Слова
педагога:
«Ложитесь
поудобнее,
расслабьтесь.
Наступает
чудесная
летная ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно
плывут
по
темному
небу.
Вы
чувствуете
себя
абсолютно
спокойными
и
счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше
тело: лицо, спину, руки и ноги… Вы чувствуете, как тело становится легким,
теплым, послушным…
Дышим легко…ровно…глубоко… (2 раза)
Ласковый ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и
прозрачен.
Дышим легко…ровно…глубоко…
Гаснут
звезды.
Наступает
утро.
Настроение
становится
бодрым
и
жизнерадостным. Мы полны сил и энергии…
Постарайтесь сохранить ощущение бодрости и радости на весь день».
«На море»
Слова педагога: «Представьте себе, что вы находитесь на берегу огромного
синего моря. Вы лежите на мягком теплом песочке… Вам тепло и приятно…
Теплые легкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, шее, рукам, ногам –
по всему телу… Ваши руки отдыхают…Ваши ноги отдыхают.
Дышим легко…ровно…глубоко…
16
Теплый ласковый ветерок обдувает все ваше тело легко свежестью. Вам тепло
и приятно…
Лучики солнышка скользят по вашей коже, приятно согревая ее. Вы спокойно
отдыхаете и…засыпаете.
Дышим
легко…ровно…глубоко…
Хорошо
вы
отдыхали,
отдыхали,
отдыхали.
Хорошо
вам
отдыхать? Но уже пора вставать!
Подтянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза и встать!»
«Отдых в волшебном лесу»
Слова
педагога:
«Ложитесь
поудобнее,
расслабьтесь
и
закройте
глаза.
Представьте себе, что вы находитесь в лесу, отдыхаете на мягкой зеленой
траве. Вокруг вас много деревьев, кустарников. Растут яркие, разноцветные,
очень красивые цветы: желтые, красные, голубые… них приятный сладкий
запах. Вы слышите пение птиц, шорохи травинок, шелест листьев деревьев.
Дышим
легко…ровно…глубоко…Вам
хорошо
и
спокойно.Постарайтесь
сохранить это ощущение на весь день».
«Водопад»
Слова педагога: «Сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь под
небольшим водопадом. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Струйки
воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и
ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под
водопадом пусть вода омоет ваше лицо и тепло, унесет прочь все страхи и
неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой. Ваши страхи,
беды смысла и унесли с собой вода. Чистая теплая вода омыла вас. Возьмите
хорошее настроение с собой на весь день».
«Радуга»
Слова
педагога:
«Ложитесь
поудобнее,
расслабьтесь
и
закройте
глаза.
Представьте себе, что вы лежите на мягкой зеленой траве. Над вами голубое
небо, а на небе яркая разноцветная радуга. Радуга блестит, переливается всеми
цветами и передает вам свое настроение. Вы видите красный и оранжевый
цвет. Красный цвет дает вам тепло и силу. Вы становитесь сильнее, вам тепло и
приятно.
Желтые
цвет
приносит
радость.
Солнышко
тоже
желтого
цвета,
лучики солнца вас гладят, и вы улыбаетесь. Зеленый цвет – это цвет травы,
листьев. Вам хорошо и Голубой и синий – цвета неба и воды. Голубой – мягкий
и
успокаивающий,
освежающий,
как
вода
в
жару.Запомните
ощущения,
которые приносил вам каждый цвет радуги, пусть настроение у вас сегодня
будет таким же разноцветным, как радуга».
«Солнечные зайчики»
Звуковое сопровождение упражнения «Лесные звуки». Дети ложатся на
мягкое напольное покрытие.
Слова педагога: «Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали
и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами отдыхаем на лесной полянке.
17
Мы лежим на мягкой теплой траве, а с неба нам улыбается солнышко. Оно
посылает нам свое тепло и ласково касается лучиками.
А вместе с лучиками к нам прилетели озорные солнечные зайчики. Один
зайчик прыгнул нам прямо на носик, он дарит нам радость и улыбку. Давайте
очень аккуратно погладим его, чтобы не испугать зайчика. С носика зайчик
прыгнул
на
щечку
и
подарил
нам
тепло
и
спокойствие,
погладьте
его
тихонечко. Зайчику нравятся наши прикосновения. Он посидел еще немного на
щеке и прыгнул нам на животик.
Вы понравились солнечному зайчику и он подарил нам свою ловкость и
силу. Давайте поблагодарим зайчика и нежно погладим его.
Пришло время прощаться с солнечными зайчиками, помашите им рукой,
откройте глазки и улыбнитесь друг другу».
«В космосе» (рекомендуется спокойная, чуть слышная музыка)
Установка педагога: «Лягте на спину, полностью расслабьте туловище, руки,
ноги)
Мы друзей хороших на Луне нашли.
Пригласили в космос их и летим.
Мы парим, как ласточки, в вышине.
Звёздами любуемся в тишине.
Ветерок проказник вскоре прилетел.
Опустив на землю нас, нежно шелестел.
«Облачко»
Установка педагога: «Ложись удобно, расслабь ручки, все тело.
Ты облачко. Большое, пушистое, легкое, нежное.
Как хорошо быть облачком, плыть в синем небе…
Руки легкие, они помогают лететь…
Облачко летит, вдыхает всем телом светлый и теплый воздух».
«Волшебный сон»
Установка педагога: «Ложись удобно, расслабь ручки, ножки, все тело.
Реснички опускаются, глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем…
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают, ножки тоже отдыхают...
Отдыхают, засыпают, отдыхают, засыпают …
Шея не напряжена и расслаблена она...
Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляются...
Дышится легко, ровно, глубоко...
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.
Потянулись, улыбнулись, и … проснулись.
18
Список литературы
1.
Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и
психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
2.
Игротренинги
с
использованием
сенсорных
модулей.
Старшая
и
подготовительные группы / авт.-сост. М. В. Янчук. – Волгоград: Учитель,
2012.
3.
Ильина М.В. Чувствуем – познаём – размышляем. Комплексные занятия
для развития восприятия и эмоциональной сферы у детей 5-6 лет. – М.:
АРКТИ, 2004.
4.
Крюкова
С.В.
Здравствуй,
Я
сам!
Тренинговая
программа
работы
с
детьми 3-6 лет. М.: Генезис, 2003.
5.
Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и
радуюсь. Программы
эмоционального развития детей дошкольного и
младшего школьного возраста.: Практическое пособие – М.: Генезис,
2005.
6.
Методический
комплект
для
воспитания
характера.
Мышление.
–
Челябинск: ООО «Умница», 2011.
7.
Обеспечение психологически комфортной образовательной среды ДОУ:
возможности сенсорной комнаты. С.Ю. Прохорова // Ж-л «Справочник
педагога-психолога» № 9, 2013г. (стр. 17-27).
8.
Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.
Практическое пособие для психологов. М.: "Издательство ГНОМ и Д",
2005.
9.
Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое
пособие / Под ред. В.Л. Женеврова, Л.Б. Баряевой, Ю.С.Галлямовой. –
СПб.: Генезис, 2005.
10.
Сенсорная
комната
в
дошкольном
учреждении:
Практические
рекомендации. Г.Г. Колос. – М.: АРКТИ, 2006 .
11.
Хухлаева
О.В.,
Хухлаев
О.Е.
Тропинка
к
своему
Я:
как
сохранить
психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004.