Автор: Альмира Завдатовна Зиганшина
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МАОУ- СОШ№17
Населённый пункт: АЛЬМЕТЬЕВСК Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: «Использование современных педагогических технологий в процессе формирования орфографической зоркости у школьников на уроках русского языка в соответствии с ФГОС »
Раздел: среднее образование
Доклад по теме:
«Использование современных педагогических технологий в процессе формирования
орфографической зоркости у школьников на уроках русского языка в соответствии с
ФГОС»
Цели обучения, воспитания развития при обучении русскому языку чётко сформулированы в
программе по русскому языку. Они заключаются в следующем:
1.
дать глубокие, прочные знания по предмету, выработать умения применять эти
знания
на
практике,
сформировать
у
уч-ся
прочные
орфографические
и
пунктуационные навыки и умения, обучать нормам литературного языка.
2.
Способствовать развитию логического мышления, выработать у них навыки работы с
книгой, справочной литературой.
3.
Формировать у уч-ся основные представления о языке, его развитии и значении..
В своей работе главным считаю формирование орфографических и речевых навыков. На
это и направляю свои педагогические усилия, стремясь довести орфографические навыки до
автоматизма, а речевые умения до такой степени, чтобы учащиеся умели говорить и писать
на любую тему в любом стиле так, чтоб словам было тесно, а мыслям просторно .Такой
уровень подготовки принесёт детям уверенность в себе, удовлетворение и радость при
общении с окружающими, а это очень важно- уметь общаться.
Для того чтобы в какой – то мере достичь осуществления поставленных задач,
стараюсь отобрать материал на урок таким образом, чтобы он обеспечивал прочные знания,
способствовал
развитию
познавательной
и
творческой
деятельности,
формировал
эмоциональное отношение к миру и в то же время был доступен учащимся, содержал самое
главное и исключал перегрузку учащихся. Это и материал учебника, и подобранный
дидактический материал, художественные тексты, иллюстрацию.
Начиная тему, заостряю внимание на том, что должен знать и уметь учащийся в результате
изучения этой темы, часто этой цели служат обобщающие вопросы в конце темы, а на
каждом уроке чётко формулирую те задачи, над которыми придётся трудиться на уроке .
Главное внимание уделяю формированию орфографической и пунктуационной грамотности
учащихся и их речевому развитию, а также прочному усвоению тех знаний, которое
являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.
Работая
над
формированием
орфографического
навыка,
прежде
всего
учитываю
психологическую природу орфографического навыка. Навыки – это автоматизированные
компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе её выполнения.
Учёные-лингвисты считают, что для успешного овладения орфографическими навыками
необходимы следующие условия:
1.
высокий уровень преподавания орфографии;
2.
связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;
3.
знание орфографических правил;
4.
знание схемы применения правила;
5.
упражнения, отрабатывающие умения применять орфографические правила.
Причём хочу отметить, что «упражнение и правильная тренировка – это повторное
разрешение одной и той же задачи, в процессе которой движение совершенствуется и
качественно видоизменяется»,- пишет Рубинштейн в книге «Основы общей психологии».
Выше названные условия являются для меня ориентиром в формировании навыков
орфографического письма, кроме того важным условием успешной является вариантность
дидактического материала, подобранного с учётом типичных затруднений и применении
орфографических правил. Как показывает личный опыт формирование орфографических
навыков- процесс длительный, трудоёмкий и сложный. Поэтому значительное место в
изучении языка отвожу тренировочным работам, практикумам, орфографическим разборам с
применением таблиц, схем, алгоритмов.
Известно, что орфографический навык является необходимым компонентом письменной
речи. Значит, орографический навык – это речевой навык. Вот почему занятия по
орфографии тесно связываю с работой по развитию речи. Развивать речь учащихся – это
значит работать над произношением значением морфем, слов и фразеологизмов, над
словосочетаниями и предложениями, связной речью.
Усвоение новых знаний базируется на закономерностях, присущих мышлению, памяти,
восприятию деятельности учащихся. Важную роль в организации процесса усвоения
материала учащимися играет учёт особенностей различных типов памяти. В зависимости от
характера содержания запоминаемого материала и его воспроизведения различают такие
типы памяти: моторную, образную, эмоциональную. Учитывая сказанное, в ходе познания
стараюсь опираться на тесное взаимодействие всех типов. Наиболее высокий уровень
контроля над качеством правописных навыков осуществляется словесно-логической
памятью, которая объединяет и координирует деятельность всех других типов памяти.
Сюда
относятся
и
использование
в
процессе
объяснения
материала
элемента
занимательности, демонстрация наглядных пособий.
В своей практике я использую разные формы, методы и приёмы проверки результатов
учебной деятельности школьников,
с их помощью устанавливаю обратную связь,
позволяющую вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала,
способствуют выявлению уровня обученности школьников на каждом уроке.
Виды контроля:
1.
итоговый
(тематический)
помогает
выявить
уровень
овладения
основным
содержанием темы каждым учеником. Проводится такая проверка на итоговом
опросе, итоговых контрольных работах, диктантах.;
2.
текущий (индивидуальный, фронтальный, выборочный)
При закреплении орфографических и пунктуационных навыков использую задание
«Проверь себя». Основным критерием оценки эффективности современного урока по
русскому языку является конечный результат. На обобщающих уроках особенно важна
правильная организация опроса, то есть нужно не только повторить, но и привести знания в
систему. Таким образом, от урока к уроку постепенно совершенствуются знания учащихся,
благодаря объективной, систематической проверке умений, навыков учащихся, которые в
процессе обучения выполняет самые разнообразные функции: контрольную, оценочную,
развивающую и воспитывающую.
Осознание практической потребности изучаемых знаний, является мощным стимулом в
учении. Интерес превращается в мотив – это такое субъективное отношение школьников к
учению, в основе которого лежит поставленная цель. Укреплению мотивации учения
способствуют такие занятия, на которых детям приходится использовать свои жизненные
наблюдения, экскурсии. Важным побудительным стимулом к учению является моральный
фактор, включающий в себя понимание школьниками своих обязанностей, чувства долга,
ответственности в учебной работе. Всеми своими уроками стараюсь донести до учащихся
мысль о том, что ценность образования – непреходящая. А осознать это можно только через
заинтересованное отношение к своему учебному труду. Любознательное отношение к
урокам русского языка может быть вызвано содержательным дидактическим языковым
материалом.
Игровые технологии на уроках русского языка
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности
интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты,
олимпиады.
Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся
одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество
деятельности,
которое
характеризуется
высоким
уровнем
мотивации,
осознанной
потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным
нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием
целенаправленных
управленческих
педагогических
воздействий
и
организации
педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Любая технология
обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в
некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности
результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я
использую на уроках русского языка.
Девиз моей педагогической деятельности: « Учение без принуждения ». Задача - сделать
процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить
преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике
преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать
новые технологии в своей работе.
Игровые технологии я использую в основном в 5 классе. Это связано с тем, что пятый
класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых
учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время сделать так,
чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала
возникновению интереса к учению. Мне, как учителю русского языка и литературы,
приходится решать такую задачу почти каждый день. Для меня важно сделать почти
ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а
радостными и интересными. Вот здесь на помощь
приходят уроки - игры, уроки -
путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки
наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для
лучшего восприятия большого и сложного материала.
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует,
что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося
возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания .
Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой
ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от
учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом
работают дети.
Гипотеза: Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и
активизации деятельности учащихся
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра,
являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди
использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и
интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих
случаях:
· 1) В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела
учебного предмета;
· 2) В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения,
контроля);
· 3) Как технологии внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу
методов и приёмов.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком –
чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,
которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно –
познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций,
которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной
деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по
таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме
игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал
используется
в
качестве
её
средства,
в
учебную
деятельность
вводится
элемент
соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение
дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные
По характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
-познавательные, воспитательные, развивающие;
-репродуктивные, продуктивные, творческие;
-коммуникативные, диагностические.
По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО.
Урок – деловая игра.
Деловые игры делятся на:
производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:
Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на
ход следующего;
Наличие конфликтных ситуаций;
Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные
сценарием роли;
Использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
Контроль игрового времени;
Элементы состязательности;
Правила, системы оценок хода и результатов игры.
Методика разработки деловых игр.
Этапы:
Обоснование требований к проведению игры;
Составление плана её разработки;
Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;
Отбор необходимой информации средств обучения, создающих игровую обстановку;
Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для
игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
Разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.
Возможные варианты структуры деловой игры на уроке:
Знакомство с реальной ситуацией;
Построение её имитационной модели;
Постановка главных задач группам, уточнение их роли в игре;
Создание игровой проблемной ситуации;
Вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
Разрешение проблемы;
Обсуждение и проверка полученных результатов;
-Реализация принятого решения;
-Анализ итогов работы;
-Оценка результатов работы.
Урок – ролевая игра.
В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором
структурных компонентов.
Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:
Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой
ситуации;
Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.
Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе
распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д.
Этапы разработки и проведения ролевых игр:
Подготовительный;
Игровой
Заключительный
Анализ результатов.
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного
отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия,
описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры,
общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы,
формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора
ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается
дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за
консультацией.
Допускаются
предварительные
контакты
между
участниками
игры.
Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из
игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.
1." Разброс мнений".
Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием,
межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не
имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать
действия участников, если они уходят от главной цели игры.
На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются
сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.
Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен
мнениями,
защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель
констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог
занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.
В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в
противном случае она превратится в скучную инсценировку.
Помимо всего вышеперечисленного игры на уроке можно применять с целью преодоления
познавательного
эгоцентризма
и
расширения
познавательных
и
коммуникативных
способностей учащихся. В этом случае игры должны быть групповыми. Рассмотрим
некоторые
из
игр,
наиболее
подходящих
для
групповой
работы
учащихся.
" Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное высказывание
участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме.
Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор
карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их прочтение и произнесение вслух
побуждает на ответное высказывание. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто
получил
карточку,
имеет
уже
готовое
начало
своего
короткого
выступления
по
предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в
первый
момент
разговора.
Трудность
подготовительной
работы
для
педагога
заключается
в
том,
чтобы
сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и лаконично. Число
карточек равняется числу участников дискуссии. На карточке написаны первые слова, с
которых начинается высказывание. Для успешной работы требуется создание атмосферы
заинтересованности и взаимной поддержки. Мнения принимаются обоснованные. Данный
вид работы оптимально проводить при освоении новой темы, чтобы актуализировать опыт
житейский и предметный самих учащихся. Ответы строятся по принципу высказывания
гипотезы
и
ее
аргумента.
Желательно
подбирать
темы,
предусматривающие
сосуществование различных подходов.
В итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к учебным понятиям.
2.
"Вытащи вопрос".
Данная
формы
работы
обращена
к
проблеме
постановки
вопросов.
Учителям
необходимо объяснить ученикам, что в современном мире информация меняется с высокой
скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать
проблемы и задавать нужные вопросы.
Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении
материала.
Начать занятие можно с вопроса: " Знаете ли вы кого- нибудь, кто задает интересные
вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? А теперь
задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать
хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?
Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашему
предмету. Мы запишем эти вопросы на корточках, сложим их и перемешаем. Потом вы по -
очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него. После ответа выскажите
свое мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно".
После занятия стоит проанализировать его с помощью вопросов:
- какие вопросы ученикам понравились?
- какой ответ показался более удачным?
- какие вопросы были трудными?
- доставило ли ученикам удовольствие придумывать вопросы?
Наиболее эффективно проведение данного вида работы с учащимися 6-8 классов.
3. "Правила игры".
Данный вид работы позволяет учащимся занять определенную позицию по отношению к
школьным правилам.
Они могут рассказать о новых правилах, по которым им хотелось бы жить в школе.
Работа начинается в период знакомства с классом с вопроса: "Предположим, в школе
ученики будут управлять наряду со взрослыми, разумно выдвигать и выполнять
определенные требования. Какие правила ввел бы каждый из вас? Запишите список своих
правил.
Посовещайтесь парами, предложите три правила организации урока и поведения на уроке,
которые устраивают вас обоих".
После оглашения правил всеми парами, стоит провести анализ:
-какое из собственных правил учеников кажется им особенно важным?
-какое правило, предложенное другой парой, понравилось?
-с каким из школьных правил ученики поспорили бы?
-кого бы ученики хотели видеть лидером класса?
-извиняются ли ученики, когда они нарушают правила?
-каковы наиболее важные правила класса?
-с какого класса, по мнению учеников, они могли бы участвовать в обсуждении правил
школьной жизни поддерживать их соблюдение?
Работа по составлению правил может проходить только в малой группе. То есть, чтобы
поработать над правилами, нужно воспользоваться делением класса на группы и встретиться
с каждой из них.
Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так
как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации
деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает
учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и
познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый
заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится быстрее и успешнее
справиться с заданием.
Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.