Напоминание

насекомые


Автор: Шпинь Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад комбинированного вида « Снегирек» г. Белоярский»
Населённый пункт: город Белоярский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: насекомые
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения

Белоярского района

«Детский сад комбинированного вида «Снегирек» г. Белоярский»

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего

дошкольного возраста.

«В мире насекомых»

в подготовительной группе

Автор: воспитатель Шпинь

Надежда Александровна

г. Белоярский

Пояснительная записка:

Конспект образовательной деятельности в подготовительнойгруппе.

Тема:«В мире насекомых»

Программное содержание:

Цель:

Обобщить представления дошкольника о многообразии насекомых в

природе, особенностях их внешнего вида, питания.

Задачи:

Обучающие

1. Уточнить представления о пользе и вреде насекомых.

Развивающие

2.

Развивать эмоциональность в речи, фантазию во время отгадывания и

загадывания

загадок,

сообразительность,

расширения

творческих

задач.

Воспитывающие

3. Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.

Здоровье сберегающие

4.Создавать

благоприятные

условия

для

эмоционально-положительного

восприятия материала.

НОД актуально.Созданы условия для развития познавательной сферы, где

ребёнок проявляет сочувствие, бережное отношение к окружающему миру, что в

наше время редко встретишь. Оно построено по интегрированному типу, что

позволит частую смену деятельности и поможет удерживать интерес детей на

протяжении всего занятия.

Технологии, методыОТСМ-РТВ-ТРИЗ: Игровая проблемная ситуация, игры,

работа в группах, работа со схемами, матрицами, нахождение взаимодействие

между объектами через классификацию, метод – фантазирования.

Приемы

активизации

самостоятельного

мышления

детей:

вопросы,

пояснения,

обсуждения, уточнения. Рефлексия.

Предполагаемый

результат–Научить,

закрепить

представления

детей

о

многообразии насекомых в природе, особенностях их внешнего вида, питания:

находить сходство и различие между другими классификациями.

Дидактическое

оснащение

и

оборудование:Схемы

ОТСМ-ТРИЗ-

технологииобъектов живого мира; живой и не живой природы; ткань – паутина;

шапочкис съёмными насекомыми; красочные, большие, разрезные плоские

насекомые

на

магнитах;

цветные

картинки

с

изображением

насекомых,

паукообразных и червеобразных; картинки – «польза и вред» насекомых на

магнитах;

картинки;

смайлики

(положительные

и

отрицательные);

доски

магнитные; магниты.

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят в группу у них на голове шапочки с изображением насекомых,

насекомые закрыты.

Воспитатель.

Ребята, я предлагаю вам отправиться в мир насекомых. Кто

согласен, присоединяйтесь. Но сначала давайте вспомним, какое время года

сейчас и его признаки.

Ответы детей:Весна.День длиннее, ночь короче; набухают почки, просыпаются

животные и насекомые, ...

Воспитатель.У меня много картинок животных, и мне нужно помочь разложить

их по классу. Подойдём к столу и рассмотрим иллюстрации. Что мы видим?

Ответы детей: На столекартинки – кузнечик, гусеница, морской червяк, пиявка,

муха, радужный паук, червяк – бычий цепень, паук – домовой, бабочка и т. д.

Воспитатель.

Предлагаю вам разделиться по парам, разложить объекты на

классификации и доказать используясхемы.

Дети рассуждают, доказывают, повторяют и закрепляют классификации.

Ответы детей: Класс насекомых. У них есть: голова, живот, конечности (6

конечностей), +

крыло, усики. Класс паукообразных. Голова, живот, 8

конечностей, размножается (яйца), покров тела – жир. У червеобразныхкласс –

черви, они состоят из головы и живота.

Воспитатель.

Вы хорошо справились, оказывая мне помощь. У меня есть

интересная игра, и я предлагаю вам со мной поиграть. Игра называется – «Угадай

кто я». У вас на голове шапочки с закрытыми насекомыми.

Правила игры – опишите по признакам свой объект, используя особенности этого

насекомого. В этом вам помогут подсказки – карточки с признаками. Мы

описываем насекомое и открываем картинку– проверяем.

Ответы детей: Дети задают вопросы, чтобы отгадать насекомое.

Этот объект летает? Да

У него 6 конечностей? Да

У объекта есть жало? Нет

Он разноцветный? Да

Опыляет цветы? Да (это бабочка)

Воспитатель.Игра «Хорошо – плохо» с насекомыми. Вокруг нас много разных

насекомых. Интересно они приносят пользу или вред, а может, и пользу, и вред.

Как вы думаете?

Воспитатель. На столе лежат картинки, а на доске символы – хорошо, плохо.

Предлагаюприкрепить картинки к символам - смайлики, объясняя какую пользу

или вред приносит то или иное насекомые.

Ответы детей: Гусеницаприносит вред, поедая листья, но является кормом для

птиц (+). Пчела опыляет цветы, содействует в создании мёда, лекарства (+), но

жалит (кусает), людям с аллергической реакции приносит вред (-). Тараканы –

разнощики инфекции (-), саранча – уничтожает урожай (-), но они становиться

пищей для других представителей живого мира.. Бабочка - «капустница» -

поедает листья капусты (-), а полевые бабочки опыляют цветы (+).

Воспитатель. Ребята, какой вывод мы сделаем?

Ответы детей: Все насекомые приносят как вред, так и пользу одинаково. Всё в

мире взаимосвязано.

Воспитатель.Я вам приготовила необычную игру. Раз, два, три быстро повернись

в насекомое превратись.(Педагог одевает шапочку с изображением паука и

накрывает детей «паутиной»).

Назовите, чем отличаетсяпаук от насекомого.

Ответы детей: Бабочка летает, а паук нет. Пауки плетут паутину, насекомые нет.

У пауков 8 лап, а у насекомых 6 лап.

Игра - «Сходство» - паука с насекомыми.

Ответы детей: Пауки и насекомые видят, размножаются, дышат. У них есть

голова, живот, усики. Они из живого мира.

Воспитатель.

А теперь полетели и на полянку прилетели. Дети встают на

полянку. Педагог даёт задание, какому насекомому подходит задание, тот ребёнок

хлопает.

Игра «Хлопни по заданию» - отличительные черты

насекомых.

Воспитатель. Кто знает, у насекомых враги есть, если

есть, то кто?

Ответы детей: Враги у насекомых много – это люди,

птицы, рыбы, земноводные, животные. Рыбы и птицы,

лягушки

питаются:

стрекозами,

мошками,

комарами,

водомерками, бабочками. Человек может наступить на

муравейник и раздавить муравьёв. Во время наводнения и пожара погибает много

насекомых и т. д.

Воспитатель.

Я предлагаю создать своё насекомое, создавать его будем по

матрицам. Выбирайте матрицу и для удобства прикрепляем её к доске.

Смотрим на матрицу и составляем несуществующего насекомого. Части

насекомых на столе. Собираем насекомого сверху в низ. Во время создания

насекомого, задаём вопросы – отличительные черты насекомых. После создания

выдуманного насекомого мы его описываем по схеме. Доказываем, что

положительного или отрицательного может быть у него.

Ответы детей: Наше животное называется– «Разноцветный хобот жалоб». Он

живёт в дупле, на высокой, высокой сосне, смотрит большими фасеточными

глазами, как у стрекозы. У него есть жало для защиты и хоботок для всасывания

крови. Разноцветный хобот жалоб быстро, юрко летает на своих мощных

крыльях, может быстро передвигаться, ползать по деревьям на своих лапках

похожих на божьи коровки.

+Он большой, поэтому мало врагов, если мало врагов, то дольше живёт, быстро

летает, туловище покрыто волосками, как у пчелы – защищает от вредителей,

сохраняет тепло в холодную погоду.

- Если он большой, нужно больше добывать пищу; не на все растения может

присесть – ломает. Тяжело находить большую сосну с большим дуплом.

Рефлексия. Педагог предлагает вспомнить, какую работу выполняли, в какие

игры играли. Что было сложного, что самое интересного.

Ответы детей: Высказываются о полученной информации, качества выпол-

ненной работы.



В раздел образования