Автор: Шпинь Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад комбинированного вида « Снегирек» г. Белоярский»
Населённый пункт: город Белоярский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: насекомые
Раздел: дошкольное образование
Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
Белоярского района
«Детский сад комбинированного вида «Снегирек» г. Белоярский»
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего
дошкольного возраста.
«В мире насекомых»
в подготовительной группе
Автор: воспитатель Шпинь
Надежда Александровна
г. Белоярский
Пояснительная записка:
Конспект образовательной деятельности в подготовительнойгруппе.
Тема:«В мире насекомых»
Программное содержание:
Цель:
Обобщить представления дошкольника о многообразии насекомых в
природе, особенностях их внешнего вида, питания.
Задачи:
Обучающие
1. Уточнить представления о пользе и вреде насекомых.
Развивающие
2.
Развивать эмоциональность в речи, фантазию во время отгадывания и
загадывания
загадок,
сообразительность,
расширения
творческих
задач.
Воспитывающие
3. Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.
Здоровье сберегающие
4.Создавать
благоприятные
условия
для
эмоционально-положительного
восприятия материала.
НОД актуально.Созданы условия для развития познавательной сферы, где
ребёнок проявляет сочувствие, бережное отношение к окружающему миру, что в
наше время редко встретишь. Оно построено по интегрированному типу, что
позволит частую смену деятельности и поможет удерживать интерес детей на
протяжении всего занятия.
Технологии, методыОТСМ-РТВ-ТРИЗ: Игровая проблемная ситуация, игры,
работа в группах, работа со схемами, матрицами, нахождение взаимодействие
между объектами через классификацию, метод – фантазирования.
Приемы
активизации
самостоятельного
мышления
детей:
вопросы,
пояснения,
обсуждения, уточнения. Рефлексия.
Предполагаемый
результат–Научить,
закрепить
представления
детей
о
многообразии насекомых в природе, особенностях их внешнего вида, питания:
находить сходство и различие между другими классификациями.
Дидактическое
оснащение
и
оборудование:Схемы
ОТСМ-ТРИЗ-
технологииобъектов живого мира; живой и не живой природы; ткань – паутина;
шапочкис съёмными насекомыми; красочные, большие, разрезные плоские
насекомые
на
магнитах;
цветные
картинки
с
изображением
насекомых,
паукообразных и червеобразных; картинки – «польза и вред» насекомых на
магнитах;
картинки;
смайлики
(положительные
и
отрицательные);
доски
магнитные; магниты.
Ход образовательной деятельности:
Дети заходят в группу у них на голове шапочки с изображением насекомых,
насекомые закрыты.
Воспитатель.
Ребята, я предлагаю вам отправиться в мир насекомых. Кто
согласен, присоединяйтесь. Но сначала давайте вспомним, какое время года
сейчас и его признаки.
Ответы детей:Весна.День длиннее, ночь короче; набухают почки, просыпаются
животные и насекомые, ...
Воспитатель.У меня много картинок животных, и мне нужно помочь разложить
их по классу. Подойдём к столу и рассмотрим иллюстрации. Что мы видим?
Ответы детей: На столекартинки – кузнечик, гусеница, морской червяк, пиявка,
муха, радужный паук, червяк – бычий цепень, паук – домовой, бабочка и т. д.
Воспитатель.
Предлагаю вам разделиться по парам, разложить объекты на
классификации и доказать используясхемы.
Дети рассуждают, доказывают, повторяют и закрепляют классификации.
Ответы детей: Класс насекомых. У них есть: голова, живот, конечности (6
конечностей), +
крыло, усики. Класс паукообразных. Голова, живот, 8
конечностей, размножается (яйца), покров тела – жир. У червеобразныхкласс –
черви, они состоят из головы и живота.
Воспитатель.
Вы хорошо справились, оказывая мне помощь. У меня есть
интересная игра, и я предлагаю вам со мной поиграть. Игра называется – «Угадай
кто я». У вас на голове шапочки с закрытыми насекомыми.
Правила игры – опишите по признакам свой объект, используя особенности этого
насекомого. В этом вам помогут подсказки – карточки с признаками. Мы
описываем насекомое и открываем картинку– проверяем.
Ответы детей: Дети задают вопросы, чтобы отгадать насекомое.
Этот объект летает? Да
У него 6 конечностей? Да
У объекта есть жало? Нет
Он разноцветный? Да
Опыляет цветы? Да (это бабочка)
Воспитатель.Игра «Хорошо – плохо» с насекомыми. Вокруг нас много разных
насекомых. Интересно они приносят пользу или вред, а может, и пользу, и вред.
Как вы думаете?
Воспитатель. На столе лежат картинки, а на доске символы – хорошо, плохо.
Предлагаюприкрепить картинки к символам - смайлики, объясняя какую пользу
или вред приносит то или иное насекомые.
Ответы детей: Гусеницаприносит вред, поедая листья, но является кормом для
птиц (+). Пчела опыляет цветы, содействует в создании мёда, лекарства (+), но
жалит (кусает), людям с аллергической реакции приносит вред (-). Тараканы –
разнощики инфекции (-), саранча – уничтожает урожай (-), но они становиться
пищей для других представителей живого мира.. Бабочка - «капустница» -
поедает листья капусты (-), а полевые бабочки опыляют цветы (+).
Воспитатель. Ребята, какой вывод мы сделаем?
Ответы детей: Все насекомые приносят как вред, так и пользу одинаково. Всё в
мире взаимосвязано.
Воспитатель.Я вам приготовила необычную игру. Раз, два, три быстро повернись
в насекомое превратись.(Педагог одевает шапочку с изображением паука и
накрывает детей «паутиной»).
Назовите, чем отличаетсяпаук от насекомого.
Ответы детей: Бабочка летает, а паук нет. Пауки плетут паутину, насекомые нет.
У пауков 8 лап, а у насекомых 6 лап.
Игра - «Сходство» - паука с насекомыми.
Ответы детей: Пауки и насекомые видят, размножаются, дышат. У них есть
голова, живот, усики. Они из живого мира.
Воспитатель.
А теперь полетели и на полянку прилетели. Дети встают на
полянку. Педагог даёт задание, какому насекомому подходит задание, тот ребёнок
хлопает.
Игра «Хлопни по заданию» - отличительные черты
насекомых.
Воспитатель. Кто знает, у насекомых враги есть, если
есть, то кто?
Ответы детей: Враги у насекомых много – это люди,
птицы, рыбы, земноводные, животные. Рыбы и птицы,
лягушки
питаются:
стрекозами,
мошками,
комарами,
водомерками, бабочками. Человек может наступить на
муравейник и раздавить муравьёв. Во время наводнения и пожара погибает много
насекомых и т. д.
Воспитатель.
Я предлагаю создать своё насекомое, создавать его будем по
матрицам. Выбирайте матрицу и для удобства прикрепляем её к доске.
Смотрим на матрицу и составляем несуществующего насекомого. Части
насекомых на столе. Собираем насекомого сверху в низ. Во время создания
насекомого, задаём вопросы – отличительные черты насекомых. После создания
выдуманного насекомого мы его описываем по схеме. Доказываем, что
положительного или отрицательного может быть у него.
Ответы детей: Наше животное называется– «Разноцветный хобот жалоб». Он
живёт в дупле, на высокой, высокой сосне, смотрит большими фасеточными
глазами, как у стрекозы. У него есть жало для защиты и хоботок для всасывания
крови. Разноцветный хобот жалоб быстро, юрко летает на своих мощных
крыльях, может быстро передвигаться, ползать по деревьям на своих лапках
похожих на божьи коровки.
+Он большой, поэтому мало врагов, если мало врагов, то дольше живёт, быстро
летает, туловище покрыто волосками, как у пчелы – защищает от вредителей,
сохраняет тепло в холодную погоду.
- Если он большой, нужно больше добывать пищу; не на все растения может
присесть – ломает. Тяжело находить большую сосну с большим дуплом.
Рефлексия. Педагог предлагает вспомнить, какую работу выполняли, в какие
игры играли. Что было сложного, что самое интересного.
Ответы детей: Высказываются о полученной информации, качества выпол-
ненной работы.