Автор: Зубачева Елена Витальевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 33 " Малинка"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Психолого - педагогические аспекты особенностей режимных моментов в ДОУ. Художественное слово как способ организованного взаимодействия с воспитанниками.
Раздел: дошкольное образование
Зубачева Елена Витальевна, воспитатель высшей квалификационной
категории
МБДОУ детского сада № 33 « Малинка»
Выступление на педагогическом совете.
РЕЖИМ ДНЯ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ :
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА КАК СПОСОБА
ОРГАНИЗОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ,
Режим дня подразумевает гармоничное всестороннее развитие детей. Он
представляет собой систему , которая помогает распределить время сна и
бодрствования, гигиенических процедур, принятия пищи, игр,
образовательных занятий и прочей деятельности.
Режим дня в детском саду организован в соответствии с нормами
СанПиНа, стандартный график рассчитывается на 12 часов, которые
ребенок проводит в дошкольном учреждении.
Если режим дня в садике соответствует возрастным характеристикам
ребенка, то он поможет укрепить здоровье , а также гарантирует его хорошую
работоспособность. Вместе с этим он обеспечивает смену деятельности
детей и защищает их от переутомления. Ребенок, который привыкает к
режиму, заранее настраивается на новую деятельность, в результате чего она
проходит более плодотворно и эффективно. Дети, которые соблюдают режим
дня, имеют более устойчивую психику и меньше склонны к вирусным
заболеваниям.
При составлении расписания в первую очередь учитывается тот факт, что
активность и работоспособность ребенка на протяжении дня разная.
Наиболее активны дети с восьми часов утра до двенадцати часов дня и с
четырех часов дня до шести часов вечера. Самая минимальная
работоспособность у детей – это приблизительно с двух часов до четырех
часов дня. Поэтому развивающим занятиям отводится первая половина дня,
учитывая тот факт, что дети в это время могут активно включаться в
развивающую деятельность.
Распорядок дня в садике составлен соответственно: начиная с семи утра -
прием детей, заканчивая их уходом домой в семь часов вечера.
Для теплого и холодного сезонов существуют два отдельных режима,
основное различие которых в том, что в теплое время года детей
воспитатели встречают на улице, а не в помещении, большая часть
времени бодрствования и физической активности также проходит на
свежем воздухе.
Я считаю целесообразным использовать в режимных моментах , в
обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста речевой
материал. Фольклор обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к
окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом
развитии.
Художественное слово помогает:
развивать у ребёнка представления о том, что полезно и вредно для его
здоровья
развивать у детей первоначальное представление о частях своего тела и
элементарных способах обеспечения сохранности своего организма
формировать умение самостоятельно устранять непорядок в одежде
развивать культурно – гигиенические навыки и т. д.
Чтобы удачно применять художественное слово необходимо, чтобы взрослый
читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с
ребёнком.
Малыша не просто научить культуре самообслуживания и навыкам ухода за
своим телом. В детском саду во время режимных моментов и выполнения
гигиенических процедур важное внимание уделяют педагоги воспитанию
аккуратности и культуре гигиенических навыков. Ребенок ,владеющий
правилами содержания в чистоте и в порядке личных вещей и приученный к
выполнению гигиенических процедур, легче адаптируется в коллективе
сверстников, активен в игровой деятельности, легко выполняет
общепринятые правила этикета. Для повышения эффективности овладения
детьми различными правилами и нормами, удачно использовать небольшие
потешки, стихи, песенки, загадки, поговорки. При проведении режимных
моментов использую художественное слово, игровые приемы
Приведу примеры использования художественного слова в режимных
моментах:
1. Утром создать хорошее настроение и облегчить расставание ребенка с
мамой. Вместе с детьми читаем попевки.
Вместе с солнышком встаём,
Вместе с птицами поём.
С добрым утром,
С новым днём!
Вот как весело живём.
Или
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Доброе утро!
Если ребенок тяжело переносит расставание с родными, можно успокоить
его следующими строками:
Мама белого Котенка
В детский садик привела.
Но пушистого ребенка
Успокоить не могла.
Стал мяукать он, цепляться
Лапкой за ее подол,
Не хотел в саду остаться,
В группу он никак не шел.
Мама-Кошка торопилась
И, сказав печально: <Ах!>,
От Котенка отцепилась
И сама ушла в слезах.
Нет, не стоит так, ребята,
Громко плакать и кричать:
Мама ведь спешит куда-то,
Мама может опоздать.
Мамы вас всех очень любят,
Долгожданной встречи ждут,
О детишках не забудут -
Обязательно придут!
2. На зарядку веселее собираться , читая строки:
Мы пришли, не опоздали,
Прямо на зарядку.
С веток мы бананы рвали
И капусту с грядки.
И ещё, как самолёты,
В небе мы кружились!
Побесились, зарядились
И развеселились!
(М. Сенина )
Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
(Т. Волгина)
На зарядку! На зарядку!
Просыпайтесь по порядку,
Руки, ноги, голова!
Ать-два! Ать-два!
На зарядку! На зарядку!
Достаём ладошкой пятку!
На зарядку!
Каждый день, что мы встречаем ,
Мы с зарядки начинаем!
Малыши, малыши,
Дружные ребятки.
Малыши, малыши
Вышли на зарядку!
2. Гигиенические процедуры проходят слаженней под прибаутки и стихи.
1. Чище умойся, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
2. Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
3. Что такое чистым быть?
Руки чаще с мылом мыть,
Грязь убрать из-под ногтей,
Да постричь их поскорей.
Умываться по утрам
И еще по вечерам.
Чисто вымою я уши —
Будут уши лучше слушать.
Отчего блестят глаза?
С мылом умывался я.
Мне еще нужна сноровка,
Чтобы зубы чистить ловко.
Дружат волосы с расческой,
Хороша моя прическа.
Ай, лады, ай, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
4. Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
5. Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
6. Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась -
И на лапках грязь осталась.
Полотенце - в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот -
Может заболеть живот.
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!
4. Перед завтраком , обедом и ужином полезно напомнить об
аккуратности за столом, правильном использовании столовых приборов.
1. А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.
2. На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
Пей, дружок, томатный сок,
Будешь строен и высок.
3. Вот и полдник подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
За обедом не сори,
Насорил — так убери.
4. На того кто ест опрятно,
И смотреть всегда приятно,
Мы едим всегда красиво,
После скажем всем «Спасибо».
5. Глубоко и мелко,
Корабли в тарелке,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот.
6. Посадим на ложку
Капустку, картошку — и спрячем!
Попробуй найди!
Не видно на ложке
Капустки, картошки.
И нет на тарелке — гляди!
7. Сначала он в поле большом колосится,
Потом в амбаре крестьянском хранится.
Затем он в пекарне печется
И мягким, душистым на стол подается.
8. Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
9. Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
5. На прогулку собираемся , приговаривая:
1. Вот они, сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки:
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот так хорошо!
2. Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
6. Отход к дневному сну должен проходить как можно позитивнее,
настраивать на расслабление, убаюкивать.
1. Если хохотателям
Не хочется в кровать,
Нужно воспитателям
Чуть-чуть поколдовать.
Нужно группу болтунов
Превратить в бормотунов.
Группа набормочется,
И сразу спать захочется.
(П. Синявский )
2. Мы гуляли, мы играли
И немножечко устали.
Чтобы сил еще набрать,
Надо нам чуть – чуть поспать.
Ты закроешь глазки –
И приснится сказка:
Про кота – мурлыку,
Журавля – курдыку,
Лисоньку – хитрюлю,
Мышку – крохотулю,
Зайчика – хвастушку,
Про жужжалку мушку,
Про шмеля – гуделку,
Хлопотушку – белку,
Про сластену – мишку.
Спи моя малышка!
(Для девочек)
Засыпайте, мои милые!
Набирайтесь силы!
(Для мальчиков)
3. Нельзя шуметь,
Нельзя толкаться,
Нельзя шептаться и смеяться,
Потому что у нас
Наступает «Тихий час».
4. Поиграли Звери дружно,
После спать ложиться нужно.
Наступает тихий час,
Тишина нужна сейчас.
Даже если вы не спите,
То лежите, не шумите,
Не мешайте другу спать
И спокойно отдыхать!
7. Просыпаться после сладкого сна не всегда легко, опять на помощь
приходят стихи:
Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой!
Поздороваться Солнышко вышло с тобой!
Посмотри, как оно улыбается!
Новый день, новый день начинается!
Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?
Или
Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки.
Мы потянемся - потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растём, растём, растём!
Для детей, которые просыпаются раньше положенного времени, можно
прочитать стихотворение:
На исходе тихий час,
Крепкий сон ушел от вас.
Если вам уже не спится,
Все ж не стоит веселиться,
И не надо баловаться
И подушками кидаться.
По кроватям прыгать лихо.
Полежите лучше тихо.
Чтобы перья не летели,
Как февральские метели.
Полежите, помолчите
И подъема подождите.
8. Приводим себя в порядок, расчесываемся после сна, приговаривая:
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Деткам делаем прическу.
Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый,
Здравствуй!
Без тебя нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без тебя пришлось бы брагу
Целый день ходить лохматым
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплёту,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
«Ты расти, расти, коса —
Всему городу краса».
9. Вот и прошел день в детском саду. Ребята ждут родителей, с
нетерпением смотрят на двери. Уместно прочитать с ними следующие
стихотворения:
Солнышко, не заходи,
На дворе нас подожди!
Мы сейчас идём гулять
И родителей встречать.
Я соскучилась по маме,
Не могу дождаться прямо!
Пусть она скорей придёт
И домой меня возьмёт!
(М. Сенина )
Группа вышла одеваться,
На прогулку собираться,
Дожидаться пап и мам.
А потом – и по домам.
Я кряхтел, сопел, старался,
Чтоб успеть быстрее всех,
Самым первым оказался...
Но раздался дружный смех!
Только тут и я заметил,
Что надел совсем не то:
Ведь на мне ботинки Пети
И Наташино пальто!
Долго б папа удивлялся
И растерянно гадал:
Ну куда ж я подевался?..
Он меня бы – не узнал!
(Е. Груданов )
Также напоминаем о вежливости и необходимости отпроситься у
воспитателя:
Вот и вечер на подходе.
За зверюшками приходят
Мамы, папы, дяди, тети,
Вы сейчас домой пойдете.
Воспитатель должен знать:
Вас пришли уже забрать?
Сообщили? Хорошо.
До свиданья! День прошел.
Конечно, это далеко не полный перечень всех примеров использования
художественного слова в режимных моментах, например, убирать
игрушки, помогать помощнику воспитателя накрывать на столы,
соблюдать чистоту в группе также можно сопровождать рифмованными,
легко запоминающимися строчками. Удобно заготовить карточки со стихами
и потешками на каждый случай, ведь не все можно запомнить, да и не
лишним будет вносить новые забавки для деток в картотеку. Можно сделать
их с картинками и показывая детям, просить их угадать, что мы сейчас будем
делать: мыть ручки, собираться на прогулку и т.д.
Спасибо за внимание!