Авторы: Савельева Татьяна Владимировна, Комолова Оксана Владимировна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: МБУДО «Детская школа искусств им. М.И. Глинки
Населённый пункт: г. Всеволожск».
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Изучение объемной формы на примере лепки декоративной кружки из глины»
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. М. И. ГЛИНКИ
г. ВСЕВОЛОЖСК», структурное подразделение «ЮЖНЫЙ»
Педагогическая областная конференция
в рамках конкурса «Авторский стиль»
по декоративно-прикладной композиции
Методическая разработка преподавателей
отделения изобразительного искусства
Савельевой Т. В. И Комоловой О.В.
на тему:
«Изучение объемной формы на примере лепки декоративной кружки из
глины»
Всеволожск
2018 г.
Содержание
1. Обоснование выбранной темы
2. Технология создания декоративной кружки из глины
3. Лепка колокольчиков из пласта
4. Примеры работ.
5. Список литературы
Польза и целесообразность занятий керамикой в художественных школах не
вызывает
сомнения.
Пластичность материалов, оптимальная трудность процесса лепки,
вариативность смысловой нагрузки и многообразие образного решения
изделия, особенности протекания творческой деятельности при создании
керамики – все это обуславливает и предполагает успешное развитие
творческих
способностей
учащихся.
Особое значение имеет то, что в художественной школе органически
сочетаются знания и умения, полученные учащимися по рисунку, живописи,
скульптуре,
композиции.
Занятия лепкой являются эффективным средством приобщения детей к
изучению
народных
традиций.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует
воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса,
воображения, пространственного мышления, мелкую моторику. Приобщает к
трудовой
и
творческой
активности,
воспитывает
целеустремленность,
усидчивость,
чувство
взаимопомощи,
дает
возможность
творческой
самореализации личности.
Керамика, взаимосвязана с историей народных промыслов, историей
изобразительного
искусства,
композицией,
рисунком,
живописью.
За
последние
десятилетия
одним
из
наиболее
популярных
способов
изготовления художественной керамики стал способ лепки из глиняного
пласта. Именно этот способ помогает, по возможности, более полно раскрыть
природные свойства и пластическую сущность материала
В
рамках
образовательной
программы
«Основы
композиции
и
скульптурной пластики» в разных классах предусмотрены задания по
керамике, мы решили остановиться на теме лепки из пласта и подробно
рассказать процесс создания кружки ручным способом.
Ручная выделка сосудов не только предшествовала формовке на гончарном
круге, но и продолжала развиваться параллельно с ней. В наше время не
перевелись еще мастера, которые продолжают изготовлять уникальную
посуду дедовским способом. Причем вылепленные вручную сосуды имеют
порой настолько правильную форму, что только специалист сможет отличить
их от сосудов, сработанных на гончарном круге. Но если возможности
гончарного круга ограничены изготовлением изделий, имеющих форму тел
вращения, то искусным рукам мастера подвластны любые формы.
Задачи данного занятия:
Образовательные:
- знакомство учащихся с техникой лепки «из пласта»;
- формирование практических умений по лепке;
- вырабатывание умений по использованию стеков для формировки изделия.
-закрепление навыков передачи различных фактур на глине
Развивающие:
- развитие навыков конструирования изделия ручным способом;
- развитие чувства объема и пропорции;
- развитие мелкой моторики пальцев, воображения и интереса к творчеству;
-формирование представлений о связи эстетических и функциональных
свойств керамики.
- интерес к декоративному изобразительному искусству
- Развитие интереса к скульптуре
- Развитие художественно-творческих способностей учащихся, их фантазию,
образное мышление, воображение, навыки самостоятельной деятельности,
инициативы, творческой активности, мелкой моторики рук
Воспитательные:
- воспитание эстетического вкуса, чувства меры, усидчивости и трудолюбия;
- воспитание веры учащихся в свои собственные силы и стремления к
самостоятельной деятельности.
- воспитание усидчивости, аккуратности, привычки к организации труда и
своего рабочего места.
Лепка изделий из пласта ориентирована на разный возраст (с 13 лет). В
частности, при обучении в нашей школе дети сначала осваивают способ
лепки из куска, приобретают умения создавать объемы методом выборки и
способом лепки из глиняного жгута. Имеют представление о декорировании
изделий процарапыванием, штампами, налепами, росписью.
Работу над этим заданием мы начали с разработки эскизов, создания
развертки сосуда.
Хочется отметить, что при работе над маленькими и средними изделиями
для лепки можно использовать любые сорта глин средней жирности. Для
выполнения больших работ сложной формы лучше брать шамотную массу.
При подготовке глины к работе ее необходимо хорошо очистить и промять.
Тщательная проминка позволит удалить из нее пузырьки воздуха, способные
«взорвать» изделие во время обжига.
Глина не должна быть очень мягкой, так как глиняные стенки выполняют
функцию несущего каркаса, а очень мягкая глина будет оседать и приводить
к потере формы, также она не должна быть очень жесткой, так как при
сгибании дает массу трещин, что приведет к порче работы.
Раскатывают глину на ткани, во избежание прилипания пласта к столу.
Инструмент для раскатывания – обычная скалка. Далее, при раскатывании
глины очень важно, чтобы пласт имел равномерную толщину (во избежание
деформации и разрывов). Для решения этой проблемы керамисты чаще всего
используют два деревянных бруса соответствующей толщины (от 5 до 10
мм). Брусы прибивают мелкими гвоздями к доске, чтобы они не смещались
во время работы. Между ними располагают глину и раскатывают ее скалкой.
Далее накладывают развертку на пласт и обрезают лишнюю глину
Возможно использование фактурной ткани, например, мешковины, для
создания декоративной поверхности, различные листья и растения, штампы.
Разработка штампов требует отдельного внимания, ребята создавали свои
собственные штампы, предварительно разработав эскизы. Мы взяли за
основу растительные формы. На этом этапе были применены принципы
стилизации.
Ребята должны знать, что при трансформации формы им можно:
- утрировать природную форму, доводя ее до максимальной, изменять
соотношение пропорций.
-обращать внимание на то, что образ должен быть лаконичным, без лишних
днталей
Приступив к выполнению штампов материале, следует учесть, что вся
работа выполняется в зеркальном отражении на небольшой гипсовой
плашечки, готовый эскиз переносится на заранее заготовленный гипсовый
пласт и уже острым металлическим стеком вырезается силуэт будущего
штампа, затем делается глиняный оттиск, сушится и обжигается в печи при
температуре не менее 950 С
°
Склеивание всех частей работы и приклеивание деталей необходимо
производить густым шликером (глиной, разведенной до состояния густой
сметаны). Предварительно на место приклеивания лучше нанести острым
стеком крестообразную насечку.
Сушка готовых изделий.
Это очень ответственный момент. Сшить изделия необходимо в специально
отведенном месте, недоступном для сквозняков. Нельзя ставить влажные
изделия возле батарей парового отопления. Изделие должно сохнуть
медленно, постепенно. Быстрая сушка ведет к возникновению напряжения
внутри глины между быстро высохшими и давшими усадку тонкими
деталями и еще влажными.
Это может привести к деформации, появлению трещин и разрывов. Поэтому
сушить изделие первые два-три дня желательно под тряпкой, газетами или
полиэтиленовой пленкой.
Необходимо помнить при создании работы об усадке при сушке и обжиге,
которая, в зависимости от вида глины может составлять от 3 до 10%.
Обжиг изделий
Очень важная и последняя стадия работы над керамическим изделием. В
нашей школе изделия обжигаются в электрической печи с датчиком и
регулятором
температуры.
Обычно
керамические
изделия
подвергают
обжигу дважды.
Первый обжиг (утильный, бисквитный) производится после окончательной
просушки работ, для получения прочного черепка. Второй (политой) – для
закрепления на нем глазурей и разных цветовых покрытий. Температура
утильного обжига доводится обычно до 800-900 ° С, политого - до 1000-1100
° С.
Практикуем декорирование работ глазурями. Нанесение глазури кистью
требует большого опыта. Глазурование будет наиболее удовлетворительным
при использовании легкоплавких и потечных глазурей. Труднее получить
ровный слой матовых, мало растекающихся глазурей. Однако этот способ
имеет свои преимущества, так как экономичен, т. е. требует небольших
количеств глазурной суспензии, используемой без остатка. Им также
пользуются при подправке глазурного слоя, нанесенного, например, методом
окунания или полива.
Кисти используют с натуральным ворсом и необходимых размеров от №1-
№5 белка, чёрнобурая лиса, колонок, пони, в редких случаях коза и нейлон,
так как они дают неровные покрытия.
Щетину, флейцы используют для эффектарных покрытий - разводов,
набрызгов и полос.
На кисточку нужного размера набирается глазурный шликер и наносится на
обожжённое, хорошо очищенное от пыли, изделие. 1-5 слоев в зависимости
от плотности глазури, спечённости изделия и художественной задумки.
Перед каждым последующим нанесением слоя глазури предыдущий слой
полностью просушивается. Слои наносятся перпендикулярно друг другу,
чтобы покрытия были ровными
Качество обжига зависит от того, как разместить работы в печи. Располагать
их надо аккуратно, друг над другом, используя при необходимости подставки
(из той же глины) и опоры. Более тяжелые изделия размещаются внизу, более
легкие – наверху. Между изделиями должно быть свободное пространство,
по которому будут циркулировать разогретые газы.
Сырые изделия могут прикасаться друг к другу, глазурованные не должны
соприкасаться, чтобы при плавлении глазурей не произошло их спекание.
Во избежание пережога, работы должны находиться на расстоянии 2-3 см от
нагревательных элементов. Температура в печи до 400 ° С должна
повышаться очень медленно, так как черепок теряет физически связанную
воду и дает значительную усадку. После этого можно немного ускорить
процесс до 600 ° С и выдержать в этом состоянии около часа, чтобы стенки
изделий не разрушились.
Далее температура повышается до желаемой, причем, от 800 до 900 ° С
обжиг
снова
должен
идти
медленно.
По
достижении
необходимой
температуры печь можно выключить и дать ей остыть до комнатной
температуры.
Колокольчики
Для закрепления темы работы с пластом в предверии нового года на
консультационных занятиях был проведен мастер-класс для учащихся 4-го
класса по созданию колокольчиков.
Задание было начато с разработки эскизов. При работе над эскизными
зарисовками следовало обратить внимание на характерные наиболее яркие
особенности образа, отказавшись от второстепенных деталей. После того, как
эскизы были выполнены, ребята перешли к лепке колокольчиков из пласта.
Сперва, ребятам нужно было раскатать пласт и по заранее приготовленной
разветке обрезать лишнюю глину. Далее необходимо скрутить пласт в виде
усеченного конуса и скрепить между собой с
помощью шликера. Во
избежание деформации колокольчика используется картонная основа.
Затем можно приступить к лепке головы, рук и декорированию одежды.
Для того, чтобы колокольчик звенел, необходимо слепить язычок, можно
сделать его в виде шарика, сделав сквозное отверстие, чтобы была
возможность продеть через него веревку. В самом колокольчике нужно
сделать сверху отверстие, для того, чтобы привязать язычок к колокольчику
после обжига.
Мы решили декорировать керамику ангобами.
Ангоб – вид покрытия для керамики, в отличие от глазури непрозрачный и
не имеющий блеска. Он создает более плотный декоративный слой, который
будет обладать некоторой пористостью. Основа ангоба – беложгущаяся
жидкая глина, которая обладает хорошей способностью к сцеплению с
керамикой и наносится на кожетвёрдое или утильное изделие
Ангоб могут наносить на поверхность несплошным слоем, который в
народе называют барботин. Ангоб, который может образовать тонкое
глинистое покрытие в виде глянцевой пленки, зачастую называют лаком.
Если изделие довольно сырое, то ангоб должен быть более жидким, с
большим процентным содержанием воды. Как правило, ангоб наносится на
изделие в кожетвердом состоянии глины.
Ангоб наносится кисточкой, путем распыления или погружения. Слой
ангоба должен иметь толщину около 1 мм, быть ровным и однородным.
Если ангоб наносится тонким слоем, то это помешает проявиться в полную
силу как цвету, так и характерному текстурному эффекту. Если слой
слишком толстый, то он может осыпаться во время сушки или обжига.
Изделие должно высыхать медленно, находиться в удалении от источников
тепла. Обжиг не отличается от обжига бисквита. Чем более чистой и
окисляющей (насыщенной кислородом) будет среда внутри печи, тем
успешнее будет результат. Глазурь, бесцветная и прозрачная, делает ангоб
водонепроницаемым.
Список литературы:
1. Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология
производства худо-жественных керамичесхих изделий.- М.: Высшая школа,
1979.
2. Аверьянова М.Г. Гжель - российская жемчужина. - М: «Энциклопедия
российских деревень», 1993.
3. Андреева Л. Советский фарфор 20-30-х годов. - М.: Советский художник,
1970.
4. Бесчастнов Н.Л. Изображение растительных мотивов. - М.: Владос, 2004.
5. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1975.
6. Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005.
7. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление:
1век до.н.э. - 8 в. н.э. - М.: Искусство, 1977.
8. Голубева О.Л. Основы композиции. - М.: Издат.дом «Искусство». 2004.
9. Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. - М.: РХТУ
им. Д.И. Менделеева, 2004.
10. Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.:
Высшая школа, 1979.