Напоминание

"Страх перед водой"


Автор: Лаптева Ольга Дмитриевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 44
Населённый пункт: город Новосибирск Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Страх перед водой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Страх перед водой

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на

формирование

его

личности:

оно

развивает

целеустремленность,

настойчивость,

самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать

в коллективе, проявлять самостоятельность. Тем не менее, не всем детям общение с

водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду и нырять.

Главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха перед глубиной.

Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь

ребенку

преодолеть

это

неприятное

и

небезобидное чувство.

Беспокойство

взрослых

за

детей,

не

умеющих

плавать,

вполне

обоснованно:

ежегодная статистика несчастных случаев на

воде

достаточно

высока.

При

этом

большинство

из

них

происходит

из-за

неумения плавать. Чтобы оградить ребенка

от несчастного случая на воде, есть только

один

способ

-

научить

малыша

плавать,

чтобы вода стала для него родной стихией.

Понимая

это,

нельзя

принимать

решение

немедленно

приступить

к

занятиям

плаванием. «И малышу польза, и нам спокойнее резонно заключаем мы, взрослые,

чувствуя в себе неожиданный прилив сил». Но, решительно взявшись за дело, вдруг

обнаруживаем, что ребенок отчаянно сопротивляется и ничуть не разделяет нашего

педагогического порыва. Почему? Он боится воды!

Чтобы

понять,

с

чего

начинать

работу,

надо

разобраться

в

причинах

возникновения страха перед водой. По мнению психолога В. Шебанова, «чувство

страха - это нормальная защитная реакция, основанная на инстинкте самосохранения».

Обычно страх возникает, если у человека существует биологическая к тому

предрасположенность,

а

пусковым

механизмом

для

развития

страха

могут

стать

несколько обстоятельств.

Часто

виновниками

возникновения

детских

страхов

становятся

взрослые.

Постоянно тревожась за благополучие своих чад, за их успехи в обучении, они

невольно

заражают

своими

страхами

и

детей.

Например,

педагоги

и

родители

слишком эмоционально реагируют на каждую неудачу ребенка в обучении плаванию.

Могут назвать его «трусишкой», посмеяться над ним, заставить его насильно, что-

либо выполнить и т.д.

Бывают случаи, когда после неудачной попытки в обучении ребенок не хочет

идти в бассейн, начинает капризничать, говорит, что он там утонет, что вода попадает

в рот, нос, уши. Вместо того чтобы поддержать малыша, объяснить, что неприятные

ощущения пройдут, что

он к ним привыкнет, родители идут у

него на

поводу,

разрешая не ходить в бассейн и остаться в группе. И так происходит многократно. В

результате, когда у ребенка появится желание пойти на занятие, он увидит, что его

сверстники

уже

выполняют

сложные,

по

его

мнению,

упражнения,

и

у

него

закрепляется еще больший страх перед водой.

Тревожность взрослых, их занятость попадают на благодатную почву - страх и

неуверенность перед водой будут преследовать ребенка всю жизнь.

«Чаще всего страх перед водой возникает у детей после пяти лет», - пишет Н.Н.

Кардамонова в

книге «Плавание: лечение и спорт» (М.: Феникс, 2001). Так что

начинать обучение плаванию лучше раньше

этого времени. Позднее оно пойдет тяжелее:

ребенку придется преодолевать свой страх

перед водой.

При обучении плаванию взрослым нужно

соблюдать правила:

- Для мнительных, тревожных детей нужно

создать

атмосферу,

спокойствия

и

терпимости.

- Быть терпеливым! Пусть все идет своим

чередом.

-

Надо

запомнить

простую

истину:

кто-то

боится

воды

меньше,

кто-то

больше,

поэтому

не

сравнивайте ребенка

с

другими

детьми,

которые ведут

себя

смелее.

Помните,

каждый

малыш

-

индивидуальность,

а

значит, не такой, как все! Он в чем-то лучше, а в

чем-то хуже других. Не пророчьте ребенку будущее

труса. Не раздражайтесь сами и не стыдите его. Так

вы

только

заставите

его

почувствовать

свою

ущербность и неполноценность. Он может внушить

себе, что неумение плавать и боязнь воды - его

личные

изъяны,

а

не

проходящее

состояние.

Поддержите ребенка, скажите ему, что многие люди

побаивались

воды.

И

это

нормально.

Действительно, страшно впервые не найти дно под

ногами и погрузиться в воду с головой. Но страх

можно преодолеть. Ведь

у

многих это

получилось, хотя, конечно, им

пришлось

потрудиться.

- Выразите свою уверенность в том, что ребенок сможет добиться успеха. При этом не

называйте конкретного срока. Более того, подчеркните, что это может произойти в

любое время. Раньше или позже - не имеет значения. Главное – результат!

Лаптева Ольга Дмитриевна,

инструктор по физической культуре

МКДОУ д/с № 44 «Мозаика»,

город Новосибирск



В раздел образования