Автор: Лаптева Ольга Дмитриевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 44
Населённый пункт: город Новосибирск Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Страх перед водой"
Раздел: дошкольное образование
Страх перед водой
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на
формирование
его
личности:
оно
развивает
целеустремленность,
настойчивость,
самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать
в коллективе, проявлять самостоятельность. Тем не менее, не всем детям общение с
водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду и нырять.
Главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха перед глубиной.
Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь
ребенку
преодолеть
это
неприятное
и
небезобидное чувство.
Беспокойство
взрослых
за
детей,
не
умеющих
плавать,
вполне
обоснованно:
ежегодная статистика несчастных случаев на
воде
достаточно
высока.
При
этом
большинство
из
них
происходит
из-за
неумения плавать. Чтобы оградить ребенка
от несчастного случая на воде, есть только
один
способ
-
научить
малыша
плавать,
чтобы вода стала для него родной стихией.
Понимая
это,
нельзя
принимать
решение
немедленно
приступить
к
занятиям
плаванием. «И малышу польза, и нам спокойнее резонно заключаем мы, взрослые,
чувствуя в себе неожиданный прилив сил». Но, решительно взявшись за дело, вдруг
обнаруживаем, что ребенок отчаянно сопротивляется и ничуть не разделяет нашего
педагогического порыва. Почему? Он боится воды!
Чтобы
понять,
с
чего
начинать
работу,
надо
разобраться
в
причинах
возникновения страха перед водой. По мнению психолога В. Шебанова, «чувство
страха - это нормальная защитная реакция, основанная на инстинкте самосохранения».
Обычно страх возникает, если у человека существует биологическая к тому
предрасположенность,
а
пусковым
механизмом
для
развития
страха
могут
стать
несколько обстоятельств.
Часто
виновниками
возникновения
детских
страхов
становятся
взрослые.
Постоянно тревожась за благополучие своих чад, за их успехи в обучении, они
невольно
заражают
своими
страхами
и
детей.
Например,
педагоги
и
родители
слишком эмоционально реагируют на каждую неудачу ребенка в обучении плаванию.
Могут назвать его «трусишкой», посмеяться над ним, заставить его насильно, что-
либо выполнить и т.д.
Бывают случаи, когда после неудачной попытки в обучении ребенок не хочет
идти в бассейн, начинает капризничать, говорит, что он там утонет, что вода попадает
в рот, нос, уши. Вместо того чтобы поддержать малыша, объяснить, что неприятные
ощущения пройдут, что
он к ним привыкнет, родители идут у
него на
поводу,
разрешая не ходить в бассейн и остаться в группе. И так происходит многократно. В
результате, когда у ребенка появится желание пойти на занятие, он увидит, что его
сверстники
уже
выполняют
сложные,
по
его
мнению,
упражнения,
и
у
него
закрепляется еще больший страх перед водой.
Тревожность взрослых, их занятость попадают на благодатную почву - страх и
неуверенность перед водой будут преследовать ребенка всю жизнь.
«Чаще всего страх перед водой возникает у детей после пяти лет», - пишет Н.Н.
Кардамонова в
книге «Плавание: лечение и спорт» (М.: Феникс, 2001). Так что
начинать обучение плаванию лучше раньше
этого времени. Позднее оно пойдет тяжелее:
ребенку придется преодолевать свой страх
перед водой.
При обучении плаванию взрослым нужно
соблюдать правила:
- Для мнительных, тревожных детей нужно
создать
атмосферу,
спокойствия
и
терпимости.
- Быть терпеливым! Пусть все идет своим
чередом.
-
Надо
запомнить
простую
истину:
кто-то
боится
воды
меньше,
кто-то
больше,
поэтому
не
сравнивайте ребенка
с
другими
детьми,
которые ведут
себя
смелее.
Помните,
каждый
малыш
-
индивидуальность,
а
значит, не такой, как все! Он в чем-то лучше, а в
чем-то хуже других. Не пророчьте ребенку будущее
труса. Не раздражайтесь сами и не стыдите его. Так
вы
только
заставите
его
почувствовать
свою
ущербность и неполноценность. Он может внушить
себе, что неумение плавать и боязнь воды - его
личные
изъяны,
а
не
проходящее
состояние.
Поддержите ребенка, скажите ему, что многие люди
побаивались
воды.
И
это
нормально.
Действительно, страшно впервые не найти дно под
ногами и погрузиться в воду с головой. Но страх
можно преодолеть. Ведь
у
многих это
получилось, хотя, конечно, им
пришлось
потрудиться.
- Выразите свою уверенность в том, что ребенок сможет добиться успеха. При этом не
называйте конкретного срока. Более того, подчеркните, что это может произойти в
любое время. Раньше или позже - не имеет значения. Главное – результат!
Лаптева Ольга Дмитриевна,
инструктор по физической культуре
МКДОУ д/с № 44 «Мозаика»,
город Новосибирск