Автор: Марамыгина Светлана Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №146
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в 5-9 классах
Раздел: среднее образование
Формирование УУД на уроках математики в 5-9 классах
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования,
которые определяют главную цель современной школы–формирование творческой и
активной
личности
ученика.
Главными
задачами
школы
являются
раскрытие
способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека,
личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими
качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и
находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность
обучаться в течение всей жизни. Поэтому важнейшей задачей современной системы
образования
является
-формирование
универсальных
учебных
действий
(УУД),
обеспечивающих
школьникам
умение
учиться,
способность
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию.
Ян Амос Коменский писал, что правильно обучать – это не значит вбивать в головы
какую-то полезную информацию, а значит «раскрывать способности понимать вещи,
чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки»,
ручейки живой мысли.
И действительно, мы не вбиваем знания в головы детей, а
стараемся
пробудить
ученика,
раскрыть
его
личность,
вовлечь
в
раздумье,
познавательную деятельность, сформировать его компетентности. А для этого есть только
одно средство – интерес через содержание учебного материала, через необычные формы
уроков, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. И в этом несомненно
помогут сформированные УУД.
Существуют четыре основных вида УУД:
1.Личностные
2.Регулятивные
3.Познавательные
4. Коммуникативные
Математика по своему содержанию и организации способов учебной деятельности
дает огромные возможности для формирования у обучающихся всех этих видов
универсальных учебных действий.
Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. На своих
уроках я использую следующие формы и методы формирования УУД:
Проблемное обучение предполагает активную «исследовательскую» деятельность ученика,
весь путь познания от начала и до получения результата он проходит сам (естественно, с
помощью педагога), и поэтому каждое «открытие» какой-нибудь научной идеи (закона,
правила, закономерности, факта, события и пр.) становится для него личностно важным.
Школьник не только приобретает новые знания и умения, но и становится инициативной,
самостоятельной, творческой личностью.
Проектная деятельность- совместная учебно-познавательная, творческая или игровая
деятельность учащихся,
имеющая общую цель, согласованные методы,
способы
деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Исследовательская деятельность - начиная с 5 класса, ребята учатся делать выписки,
работать со справочной литературой (энциклопедиями, справочниками) и работать с
ресурсами сети Интернет
Использование
мультимедийных
пособий: электронные
учебники,
электронные
энциклопедии,
медиатеки
цифровых
образовательных
ресурсов;
электронные
интерактивные тренажеры, тесты;
ресурсы Интернета. Эти группы средств могут
выступать в качестве источника знаний, а также в качестве средства по формированию
умений и навыков учащихся.
ИКТ на уроках математики - различные презентации, которые делаю сама или беру из
интернета.
Информационный поиск в сети Интернет- позволяет выбрать из множества документов
только те, которые отвечают данной проблеме, будь то узкая учебная задача, отвечают
теме проекта, вопросы по подготовке к олимпиаде или конкурсу по предмету.
Большие возможности для развития УУД дает групповая работа.
Приведем примеры заданий для формирования УУД на уроках математики.
Личностные действия предполагают умение самостоятельно определять и высказывать самые
простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические
нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и
сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой
поступок совершить. Это могут быть виды заданий: участие в проектах, подведение итогов
урока, творческие задания, имеющие практическое применение, самооценка событий.
Пример 1. Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос
одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих
флагов Государственный флаг Российской Федерации?
Белый Синий Красный
1 способ БСК СКБ КБС КСБ СБК БКС – 6 флагов
2 способ 3!=3*2*1=6 флагов
Это задание способствует
патриотическому воспитанию, привитию положительного
отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории
страны.
Пример 2. Раскрасьте бабочку в соответствии с результатами вычислений. Учитывайте,
что правая и левая части одинаковые (симметричные): красным – те части, ответ на
которых меньше 4 на 0,8; коричневым – те части, где ответ совпадает с квадратом числа
0,3; черным – части, связанные с ответом, в котором цифра 5 стоит в разряде десятых;
синим – те части, где ответом является число в 3 раза больше, чем 8,9. Оставшиеся части
сделайте желтыми.
Формирование вычислительных навыков; мотивация учения - развитие интереса к
математике, положительное отношение к процессу познания, формирование личностных
качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость- все это формируется при
выполнении этого задания.
Результатом формирования личностных УУД следует считать:
Уровень развития морального сознания
Присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения
Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации
Формирование регулятивных действий - действий контроля: приемы самопроверки и
взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие
различные виды ошибок (графические, вычислительные и т.д.).
В процессе работы
ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её,
самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный
результат.
Виды заданий здесь: преднамеренные ошибки, поиск информации в
предложенных источниках, взаимоконтроль, диспут, ищу ошибку, контрольный опрос на
определенную проблеме.
Пример 1. Среднее расстояние от Земли до Солнца равно 149,6 млн.км. Солнечный свет
распространяется со скоростью 3000 000 км/с. Вычислите (примерно), за сколько минут
луч света от солнца доходит до Земли. При расчетах 149,6 млн. округлите до целых.
(5класс «Округление чисел»)
Решая такую задачу, школьники учатся:
-прогнозировать результат;
-искать информацию в предложенных источниках;
-оценивать выполненную работу;
-исправлять ошибки;
-аккуратно и грамотно записывать решение
Пример 2. Найди ошибку, которая допущена при решении уравнения:
4 (x - 3) = x + 2 (x + 5)
4x – 12 = x + 2x + 2
4x – x – 2x = 2 + 12
x = 14 Ответ: 14
Происходит анализ хода решения уравнения. Учащийся должен вспомнить все правила,
которые используются в ходе его решения.
Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:
выбирать средства для своего поведения
планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу,
правилу, с использованием норм.
Планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки
Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент
Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип
задач и способы их решения: ученикам предлагается ряд задач, в котором необходимо
найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и
искомыми. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников
формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации,
сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения,
обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование
информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие
предметные,
знаковые,
графические
модели,
таблицы,
диаграммы,
строя
и
преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).
Виды заданий: «Найти
отличия»,
«Поиск лишнего»,
«Лабиринты»,
«Цепочки», составление схем-опор,
работа с таблицами, составление и чтение диаграмм, работа со словарями.
Приведем примеры.
Пример 1. Геометрия 8 класс. Четырехугольники. Найти лишнее, ответ обосновать.
1)
Ромб, трапеция, квадрат, прямоугольник, треугольник.
2)
Ромб, квадрат, параллелограмм.
3)
Высота, медиана, биссектриса, отрезок.
4)
Градус, радиан, минута, литр.
Пример 2. Алгебра 8 класс. Квадратные уравнения.
1). 35x² + 2x - 1 = 0;
5). 4 - x² = 0;
2). 9y² + 30y + 25 = 0;
6). x²- 9x + 14 = 0;
3). 3x²- 15 = 0;
4). 0,5x² - 3,5x = 0;
Каждому уравнению соответствует буква. Если решить правильно , то получится
слово «Пигмей» Ученики стараются выяснить значение этого слова.
Пример 3. Маленькая исследовательская работа. Математика 6 класс. Делители и
кратные. Разбить класс на группы. Каждой группе числа разные, а задания всем
одинаковые.
1 задание- найти НОД этих чисел.
2 задание- найти НОК этих чисел.
3 задание- умножать НОД и НОК
4 задание- умножать числа а и в
5 задание- анализировать ответ, и записать свойство НОД и НОК.
Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:
выделять тип задач и способы их решения
осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач
различать обоснованные и необоснованные суждения,
обосновывать этапы решения учебной задачи,
производить анализ и преобразование информации
проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации,
сравнение, аналогия и т.д.)
устанавливать причинно-следственные связи
владеть общим приемом решения задач
создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач
осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из
конкретных условий
Коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества
учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять
совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг
друга и уметь договариваться (работа в парах, группах). В процессе изучения математики
осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения:
дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и
понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства
верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной
задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать
в парах, выполняя проекты в малых группах.
Виды действий: составь задание соседу по парте, отзыв на работу товарища, групповая
работа по составлению кроссвордов, подготовь рассказ на тему и др.
Пример 1. «Истинные и ложные предложения» Можно провести по всем темам. Разбить
класс на группы. Каждая группа составляет свои «истинные и ложные предложения» по
какой-то определённой теме. Потом они меняются заданиями, выполняют и возвращают
на проверку разработчикам, которые проверяют и ставят оценки. Учитель контролирует
правильность предложений.
Математика 6 класс Делители кратные. Предложения:
1-Делители числа 12 это 2 и 6.
2-Число 24 кратно3.
3-Если число оканчивается цифрой 5 то, оно делиться на 5 без остатка.
4-11 нечётное число.
5-НОК(5;60)=60
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать
коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:
желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)
знание норм и правил, которым необходимо следовать при
общении с
окружающими
умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника,
умение решать конфликтные ситуации
Таким
образом,
важнейшая
задача
современной
системы
образования
-
формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность
личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных
предметных знаний и навыков -успешно реализуется в процессе обучения математике.
При
этом
знания,
умения
и
навыки
рассматриваются
как
производные
от
соответствующих видов целенаправленных действий,
так как они порождаются,
применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В
связи с этим, основная цель, которая стоит передо мной, как учителя математики –
научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать
образовательную среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода,
создавать
условия
для
развития
познавательной
активности
обучающихся
через
использование в работе инновационных приемов, методов и технологий.