Напоминание

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в 5-9 классах


Автор: Марамыгина Светлана Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №146
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в 5-9 классах
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование УУД на уроках математики в 5-9 классах

Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования,

которые определяют главную цель современной школы–формирование творческой и

активной

личности

ученика.

Главными

задачами

школы

являются

раскрытие

способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека,

личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими

качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и

находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность

обучаться в течение всей жизни. Поэтому важнейшей задачей современной системы

образования

является

-формирование

универсальных

учебных

действий

(УУД),

обеспечивающих

школьникам

умение

учиться,

способность

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию.

Ян Амос Коменский писал, что правильно обучать – это не значит вбивать в головы

какую-то полезную информацию, а значит «раскрывать способности понимать вещи,

чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки»,

ручейки живой мысли.

И действительно, мы не вбиваем знания в головы детей, а

стараемся

пробудить

ученика,

раскрыть

его

личность,

вовлечь

в

раздумье,

познавательную деятельность, сформировать его компетентности. А для этого есть только

одно средство – интерес через содержание учебного материала, через необычные формы

уроков, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. И в этом несомненно

помогут сформированные УУД.

Существуют четыре основных вида УУД:

1.Личностные

2.Регулятивные

3.Познавательные

4. Коммуникативные

Математика по своему содержанию и организации способов учебной деятельности

дает огромные возможности для формирования у обучающихся всех этих видов

универсальных учебных действий.

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. На своих

уроках я использую следующие формы и методы формирования УУД:

Проблемное обучение предполагает активную «исследовательскую» деятельность ученика,

весь путь познания от начала и до получения результата он проходит сам (естественно, с

помощью педагога), и поэтому каждое «открытие» какой-нибудь научной идеи (закона,

правила, закономерности, факта, события и пр.) становится для него личностно важным.

Школьник не только приобретает новые знания и умения, но и становится инициативной,

самостоятельной, творческой личностью.

Проектная деятельность- совместная учебно-познавательная, творческая или игровая

деятельность учащихся,

имеющая общую цель, согласованные методы,

способы

деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Исследовательская деятельность - начиная с 5 класса, ребята учатся делать выписки,

работать со справочной литературой (энциклопедиями, справочниками) и работать с

ресурсами сети Интернет

Использование

мультимедийных

пособий: электронные

учебники,

электронные

энциклопедии,

медиатеки

цифровых

образовательных

ресурсов;

электронные

интерактивные тренажеры, тесты;

ресурсы Интернета. Эти группы средств могут

выступать в качестве источника знаний, а также в качестве средства по формированию

умений и навыков учащихся.

ИКТ на уроках математики - различные презентации, которые делаю сама или беру из

интернета.

Информационный поиск в сети Интернет- позволяет выбрать из множества документов

только те, которые отвечают данной проблеме, будь то узкая учебная задача, отвечают

теме проекта, вопросы по подготовке к олимпиаде или конкурсу по предмету.

Большие возможности для развития УУД дает групповая работа.

Приведем примеры заданий для формирования УУД на уроках математики.

Личностные действия предполагают умение самостоятельно определять и высказывать самые

простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические

нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и

сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой

поступок совершить. Это могут быть виды заданий: участие в проектах, подведение итогов

урока, творческие задания, имеющие практическое применение, самооценка событий.

Пример 1. Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос

одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих

флагов Государственный флаг Российской Федерации?

Белый Синий Красный

1 способ БСК СКБ КБС КСБ СБК БКС – 6 флагов

2 способ 3!=3*2*1=6 флагов

Это задание способствует

патриотическому воспитанию, привитию положительного

отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории

страны.

Пример 2. Раскрасьте бабочку в соответствии с результатами вычислений. Учитывайте,

что правая и левая части одинаковые (симметричные): красным – те части, ответ на

которых меньше 4 на 0,8; коричневым – те части, где ответ совпадает с квадратом числа

0,3; черным – части, связанные с ответом, в котором цифра 5 стоит в разряде десятых;

синим – те части, где ответом является число в 3 раза больше, чем 8,9. Оставшиеся части

сделайте желтыми.

Формирование вычислительных навыков; мотивация учения - развитие интереса к

математике, положительное отношение к процессу познания, формирование личностных

качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость- все это формируется при

выполнении этого задания.

Результатом формирования личностных УУД следует считать:

Уровень развития морального сознания

Присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения

Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации

Формирование регулятивных действий - действий контроля: приемы самопроверки и

взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие

различные виды ошибок (графические, вычислительные и т.д.).

В процессе работы

ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её,

самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный

результат.

Виды заданий здесь: преднамеренные ошибки, поиск информации в

предложенных источниках, взаимоконтроль, диспут, ищу ошибку, контрольный опрос на

определенную проблеме.

Пример 1. Среднее расстояние от Земли до Солнца равно 149,6 млн.км. Солнечный свет

распространяется со скоростью 3000 000 км/с. Вычислите (примерно), за сколько минут

луч света от солнца доходит до Земли. При расчетах 149,6 млн. округлите до целых.

(5класс «Округление чисел»)

Решая такую задачу, школьники учатся:

-прогнозировать результат;

-искать информацию в предложенных источниках;

-оценивать выполненную работу;

-исправлять ошибки;

-аккуратно и грамотно записывать решение

Пример 2. Найди ошибку, которая допущена при решении уравнения:

4 (x - 3) = x + 2 (x + 5)

4x – 12 = x + 2x + 2

4x – x – 2x = 2 + 12

x = 14 Ответ: 14

Происходит анализ хода решения уравнения. Учащийся должен вспомнить все правила,

которые используются в ходе его решения.

Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:

выбирать средства для своего поведения

планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу,

правилу, с использованием норм.

Планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки

Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент

Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип

задач и способы их решения: ученикам предлагается ряд задач, в котором необходимо

найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и

искомыми. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников

формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации,

сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения,

обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование

информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие

предметные,

знаковые,

графические

модели,

таблицы,

диаграммы,

строя

и

преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).

Виды заданий: «Найти

отличия»,

«Поиск лишнего»,

«Лабиринты»,

«Цепочки», составление схем-опор,

работа с таблицами, составление и чтение диаграмм, работа со словарями.

Приведем примеры.

Пример 1. Геометрия 8 класс. Четырехугольники. Найти лишнее, ответ обосновать.

1)

Ромб, трапеция, квадрат, прямоугольник, треугольник.

2)

Ромб, квадрат, параллелограмм.

3)

Высота, медиана, биссектриса, отрезок.

4)

Градус, радиан, минута, литр.

Пример 2. Алгебра 8 класс. Квадратные уравнения.

1). 35x² + 2x - 1 = 0;

5). 4 - x² = 0;

2). 9y² + 30y + 25 = 0;

6). x²- 9x + 14 = 0;

3). 3x²- 15 = 0;

4). 0,5x² - 3,5x = 0;

Каждому уравнению соответствует буква. Если решить правильно , то получится

слово «Пигмей» Ученики стараются выяснить значение этого слова.

Пример 3. Маленькая исследовательская работа. Математика 6 класс. Делители и

кратные. Разбить класс на группы. Каждой группе числа разные, а задания всем

одинаковые.

1 задание- найти НОД этих чисел.

2 задание- найти НОК этих чисел.

3 задание- умножать НОД и НОК

4 задание- умножать числа а и в

5 задание- анализировать ответ, и записать свойство НОД и НОК.

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:

выделять тип задач и способы их решения

осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач

различать обоснованные и необоснованные суждения,

обосновывать этапы решения учебной задачи,

производить анализ и преобразование информации

проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации,

сравнение, аналогия и т.д.)

устанавливать причинно-следственные связи

владеть общим приемом решения задач

создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач

осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из

конкретных условий

Коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества

учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять

совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг

друга и уметь договариваться (работа в парах, группах). В процессе изучения математики

осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения:

дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и

понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства

верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной

задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать

в парах, выполняя проекты в малых группах.

Виды действий: составь задание соседу по парте, отзыв на работу товарища, групповая

работа по составлению кроссвордов, подготовь рассказ на тему и др.

Пример 1. «Истинные и ложные предложения» Можно провести по всем темам. Разбить

класс на группы. Каждая группа составляет свои «истинные и ложные предложения» по

какой-то определённой теме. Потом они меняются заданиями, выполняют и возвращают

на проверку разработчикам, которые проверяют и ставят оценки. Учитель контролирует

правильность предложений.

Математика 6 класс Делители кратные. Предложения:

1-Делители числа 12 это 2 и 6.

2-Число 24 кратно3.

3-Если число оканчивается цифрой 5 то, оно делиться на 5 без остатка.

4-11 нечётное число.

5-НОК(5;60)=60

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать

коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:

желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)

знание норм и правил, которым необходимо следовать при

общении с

окружающими

умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника,

умение решать конфликтные ситуации

Таким

образом,

важнейшая

задача

современной

системы

образования

-

формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность

личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного

присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных

предметных знаний и навыков -успешно реализуется в процессе обучения математике.

При

этом

знания,

умения

и

навыки

рассматриваются

как

производные

от

соответствующих видов целенаправленных действий,

так как они порождаются,

применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В

связи с этим, основная цель, которая стоит передо мной, как учителя математики –

научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать

образовательную среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода,

создавать

условия

для

развития

познавательной

активности

обучающихся

через

использование в работе инновационных приемов, методов и технологий.



В раздел образования