Напоминание

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников»


Автор: Коровина Людмила Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с 35 "Непоседы" Комбинированного вида
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: «Формы и методы экологического воспитания дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель Коровина Людмила Сергеевна

МКДОУ д/с 35 комбинированного вида «Непоседы»

Новосибирск 2021 год

Статья

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников»

Построение воспитательного процесса по формированию

экологической культуры старших дошкольников должно основываться на

формах и методах работы с детьми в соответствии с их возрастом. В

педагогической практике существует большое разнообразие методов и форм

экологического воспитания старших дошкольников.

Метод - это совокупность рациональных действий, которые

необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь

определённой цели.

Метод с точки зрения экологического образования, отмечает С.Н.

Николаева, способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе

которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и

навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

Форма «есть внутренняя организация содержания» -способ

организации воспитательного процесса по формирования экологической

культуры старших дошкольников .

Таким образом, понятие «метод» характеризует содержательную,

или внутреннюю, сторону воспитательного процесса, а форма обозначает

внешнюю сторону организации воспитательного процесса и отражает

характер взаимосвязи участников педагогического процесса по

формирования экологической культуры дошкольника.

В педагогическом процессе экологического воспитания старших

дошкольниковв ДОО применяются различные формы экологического

воспитания:

занятия;

походы и экскурсии;

экологические праздники и досуги;

ознакомление детей с природой в повседневной жизни

;

элементарная поисковая деятельность детей

Для реализации данных форм экологического воспитания применяются

наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация

моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, практические методы

(игра, элементарные опыты, моделирование, труд, учебное исследование,

проектирование) и словесные методы(рассказы воспитателя и детей, чтение

художественных произведений о природе, беседы).

Занятия являются ведущей формой организации экологического

воспитания старших дошкольников и ознакомлению с миром природы. Они

позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и

последовательности с учетом возрастных особенностей.

Походы и экскурсии с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее

природное окружение -это интересное и полезное педагогическое

мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные,

познавательные, нравственные и эстетические.

Экологические праздники и досуги взывают у воспитанников

положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание.

Эмоции рождают отношение, воздействуют наличность старшего

дошкольника в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить

регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок.

Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они

дают возможность наблюдения и накопления у старших дошкольников

представлений о таких явлениях природы, которые протекают

длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными

изменениями природы по сезонам, организует разнообразные игры с

природным материалом: песком, глиной, льдом, листьями и т. д.

В экологическом воспитании в повседневной жизни старшего

дошкольника широко используются разнообразные игры. В практике

дошкольного экологического воспитания применяются две группы игр -игры

с готовым содержанием и правилами и творческие игры. .Дидактические

игры -игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе

дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у

них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, а

также дают возможность детям оперировать самими предметами природы,

сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков,

формируют умения обобщать и классифицировать

Подвижные игры природоведческого характера связаны с

подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям,

имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры

радость способствует углублению интереса к природе [25].Творческие игры

природоведческого содержания.

Формой экологического воспитания старших дошкольников в

повседневной жизни выступает разнообразный труд в природе, который

доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.

Труд в природе расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия

для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети

знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы,

усваивают способы установления этих свойств.

Формой экологического воспитания старших дошкольников в ДОО

выступает элементарная поисковая деятельность детей. Под

элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа

воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач,

возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде,

в процессе познания мира. Она предполагает высокую активность и

самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и

принятие детьми познавательной задачи (возможна также постановка

познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ,

и выдвигаются предположения, отбираются способы проверки

предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка.

Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе

проверки результатов и формулированием выводов .

Опыт или эксперимент -это наблюдение, которое проводится в

специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию

у детей познавательного интереса к природе, развивают

наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте

раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к

суждениям и умозаключениям. Опыты имеют большое значение для

осознания детьми причинно-следственных связей.



В раздел образования