Авторы: Короткова Людмила Владимировна, Комиссарова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №85 "Колокольчик" комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Великого Новгорода
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация детей раннего возраста в детском саду: как избежать стресса и сократить период адаптации"
Раздел: дошкольное образование
Адаптация детей раннего возраста в детском
саду: как избежать стресса и сократить
период адаптации.
Возраст, в котором отдают детей в детский сад, может быть различным.
Профессиональная
потребность
вынуждает
мам
идти
на
работу
и
подыскивать своему ребёнку детский сад уже с 2-х лет. В то же время,
принимая во внимание, чаще всего длительный адаптационный период,
неизбежные болезни и простуды, разумно предусмотреть неполный рабочий
день для мамы в первые дни посещения сада. Сначала стоит убедиться, что
ваш ребёнок чувствует себя нормально, к новому распорядку, режиму и
кругу общения привык, ОРЗ отступили – тогда можно со спокойной душой
идти на службу. Лучшее время для начала посещения дошкольного
учреждения лето – начало осени, тогда вероятность заболеть минимальна, а
вот конец осени, зима и начало весны – наихудший вариант с точки зрения
здоровья малыша, так как на этот период приходится наибольший процент
ОРЗ.
Детский сад – это серьезный стресс и для мамы, и тем более, для
малыша, весь прежний мир которого полностью меняется, и его маленькая
вселенная,
ограниченная
мамой,
папой
и
бабушками
–
дедушками,
стремительно расширяется. Конечно, хорошо, если ребенок обладает
некоторыми
навыками
самообслуживания
(это
зависит
от
возраста
поступления) – умеет одеваться, совершать гигиенические процедуры, сам
ест и умывается – ему намного будет проще, он не будет переживать, что
отстает от других детей. Как минимум, ребенка стоит отучить от
подгузника и научить пользоваться ложкой, если он совсем маленький.
Огромную роль в подготовке малыша играет неизменно позитивный и
доброжелательный настрой родителей, постоянное описание преимуществ и
плюсов садика – новые детки, с которыми интересно играть, игрушки и
занятия, прогулки на отлично обустроенных игровых площадках, вкусные
булочки на полдник (в ход могут идти любые стимулы, побуждающие к
посещению). Точно также важен и контакт с первым педагогом – если к
ребенку будет найден должный подход, то и адаптация пройдет намного
проще и безболезненно. Хорошо заранее прийти с малышом к зданию сада,
погулять около него, показать деток, рассказать, как хорошо и интересно
бывает в саду, познакомить с педагогом. Если получится зайти в группу
(конечно, с согласия администрации и воспитателя) и показать, где лежат
игрушки, где спальня или туалет – это тоже поможет.
Первые дни психологи советуют оставлять ребенка не на полный
день, а приводить, например, на прогулку, на обед или занятие, чтобы
привыкание было плавным. Постепенно время нахождения удлиняется – вы
смотрите по своему малышу, как он себя чувствует, и можете сделать вывод,
готов он к более длительному нахождению в саду или еще нет. Сначала пусть
он пообедает со всеми, потом останется на сон – так, мелкими шажочками вы
добьетесь полного дня пребывания.
Если ваш ребенок чувствует себя хорошо и не плачет, быстрее
переходите на полный день, но если он тяжело переживает разлуку, то стоит
выделить по несколько недель на каждый этап привыкания: сначала
прогулка, потом до обеда, потом пусть остается на обед в группе и, наконец,
на послеобеденный сон в коллективе. Все это время дома вы неуклонно
должны придерживаться режима сада в отношении еды и сна.
Психологи не рекомендуют долго прощаться, иначе длительные
слезы и объятья перерастут в истерику, а ребенок будет настаивать, что не
хочет идти в детский сад. Твердо попрощайтесь и уходите, если вам очень
тяжело, пусть его водит папа или бабушка в первое время. Можно дать с
собой любимую игрушку для сна, фото или ключ от дома – чтобы он знал,
что без него вы домой не попадете.
На первых этапах посещения детского учреждения надо четко
понимать и быть готовыми к изменению поведения, плачу, капризам,
возможно, некоторой замкнутости, плохому сну и аппетиту, снижению
познавательной активности и даже ухудшению речи - так ребенок реагирует
на стресс. При проведении родителями и педагогами правильной политики
негативные проявления должны пройти в течение нескольких месяцев. Чем
меньше перерывов в посещении сада, тем быстрее малыш привыкнет – также
немаловажный факт, о котором не стоит забывать.
Что необходимо делать для смягчения обстановки, если адаптация в
детском саду происходит сложно? Во-первых, требуется создать такой же
режим как в детском саду (это значительно облегчит привыкание),
закаливать и укреплять организм еще до поступления, чтобы подготовить к
«нашествию» вирусов. Кормите малыша едой, похожей на ту, что в саду –
запеканками, сырниками, котлетками и кашами. Давайте как можно больше
возможностей ребенку побыть вместе с незнакомыми людьми и детьми – на
площадках и в детских игровых комнатах, в гостях. Очень помогают
кратковременные группы в детских развивающих центрах. В идеале, все эти
действия стоит начинать предпринимать еще до поступления, чтобы
выработать привычку. Надо также сразу сообщить воспитателю или
психологу сада обо всех индивидуальных особенностях вашего ребенка.
Конечно, у робких, стеснительных, очень привязанных к маме детей
дезадаптация неизбежна, но в ваших силах максимально снизить ее
проявления, заранее социализируя и приучая к обществу такого ребенка.
Что нельзя делать, чтобы не нарушить адаптацию:
Плохо отзываться при ребенке о саде или воспитателях, обсуждать
проблемы дошкольного учреждения;
На выходные резко менять режим и давать большие послабления;
Поздно забирать и угрожать детским садом;
Напрягать нервную систему, давая ей чрезмерную нагрузку;
Наказывать за капризы.
Следуя таким нехитрым рекомендациям, можете не сомневаться – у вас
все получится,
ребенок будет искренне благодарен за поддержку и
понимание и быстро адаптируется к условиям детского сада.