Напоминание

"Адаптация детей раннего возраста в детском саду: как избежать стресса и сократить период адаптации"


Авторы: Короткова Людмила Владимировна, Комиссарова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №85 "Колокольчик" комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Великого Новгорода
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация детей раннего возраста в детском саду: как избежать стресса и сократить период адаптации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптация детей раннего возраста в детском

саду: как избежать стресса и сократить

период адаптации.

Возраст, в котором отдают детей в детский сад, может быть различным.

Профессиональная

потребность

вынуждает

мам

идти

на

работу

и

подыскивать своему ребёнку детский сад уже с 2-х лет. В то же время,

принимая во внимание, чаще всего длительный адаптационный период,

неизбежные болезни и простуды, разумно предусмотреть неполный рабочий

день для мамы в первые дни посещения сада. Сначала стоит убедиться, что

ваш ребёнок чувствует себя нормально, к новому распорядку, режиму и

кругу общения привык, ОРЗ отступили – тогда можно со спокойной душой

идти на службу. Лучшее время для начала посещения дошкольного

учреждения лето – начало осени, тогда вероятность заболеть минимальна, а

вот конец осени, зима и начало весны – наихудший вариант с точки зрения

здоровья малыша, так как на этот период приходится наибольший процент

ОРЗ.

Детский сад – это серьезный стресс и для мамы, и тем более, для

малыша, весь прежний мир которого полностью меняется, и его маленькая

вселенная,

ограниченная

мамой,

папой

и

бабушками

дедушками,

стремительно расширяется. Конечно, хорошо, если ребенок обладает

некоторыми

навыками

самообслуживания

(это

зависит

от

возраста

поступления) – умеет одеваться, совершать гигиенические процедуры, сам

ест и умывается – ему намного будет проще, он не будет переживать, что

отстает от других детей. Как минимум, ребенка стоит отучить от

подгузника и научить пользоваться ложкой, если он совсем маленький.

Огромную роль в подготовке малыша играет неизменно позитивный и

доброжелательный настрой родителей, постоянное описание преимуществ и

плюсов садика – новые детки, с которыми интересно играть, игрушки и

занятия, прогулки на отлично обустроенных игровых площадках, вкусные

булочки на полдник (в ход могут идти любые стимулы, побуждающие к

посещению). Точно также важен и контакт с первым педагогом – если к

ребенку будет найден должный подход, то и адаптация пройдет намного

проще и безболезненно. Хорошо заранее прийти с малышом к зданию сада,

погулять около него, показать деток, рассказать, как хорошо и интересно

бывает в саду, познакомить с педагогом. Если получится зайти в группу

(конечно, с согласия администрации и воспитателя) и показать, где лежат

игрушки, где спальня или туалет – это тоже поможет.

Первые дни психологи советуют оставлять ребенка не на полный

день, а приводить, например, на прогулку, на обед или занятие, чтобы

привыкание было плавным. Постепенно время нахождения удлиняется – вы

смотрите по своему малышу, как он себя чувствует, и можете сделать вывод,

готов он к более длительному нахождению в саду или еще нет. Сначала пусть

он пообедает со всеми, потом останется на сон – так, мелкими шажочками вы

добьетесь полного дня пребывания.

Если ваш ребенок чувствует себя хорошо и не плачет, быстрее

переходите на полный день, но если он тяжело переживает разлуку, то стоит

выделить по несколько недель на каждый этап привыкания: сначала

прогулка, потом до обеда, потом пусть остается на обед в группе и, наконец,

на послеобеденный сон в коллективе. Все это время дома вы неуклонно

должны придерживаться режима сада в отношении еды и сна.

Психологи не рекомендуют долго прощаться, иначе длительные

слезы и объятья перерастут в истерику, а ребенок будет настаивать, что не

хочет идти в детский сад. Твердо попрощайтесь и уходите, если вам очень

тяжело, пусть его водит папа или бабушка в первое время. Можно дать с

собой любимую игрушку для сна, фото или ключ от дома – чтобы он знал,

что без него вы домой не попадете.

На первых этапах посещения детского учреждения надо четко

понимать и быть готовыми к изменению поведения, плачу, капризам,

возможно, некоторой замкнутости, плохому сну и аппетиту, снижению

познавательной активности и даже ухудшению речи - так ребенок реагирует

на стресс. При проведении родителями и педагогами правильной политики

негативные проявления должны пройти в течение нескольких месяцев. Чем

меньше перерывов в посещении сада, тем быстрее малыш привыкнет – также

немаловажный факт, о котором не стоит забывать.

Что необходимо делать для смягчения обстановки, если адаптация в

детском саду происходит сложно? Во-первых, требуется создать такой же

режим как в детском саду (это значительно облегчит привыкание),

закаливать и укреплять организм еще до поступления, чтобы подготовить к

«нашествию» вирусов. Кормите малыша едой, похожей на ту, что в саду –

запеканками, сырниками, котлетками и кашами. Давайте как можно больше

возможностей ребенку побыть вместе с незнакомыми людьми и детьми – на

площадках и в детских игровых комнатах, в гостях. Очень помогают

кратковременные группы в детских развивающих центрах. В идеале, все эти

действия стоит начинать предпринимать еще до поступления, чтобы

выработать привычку. Надо также сразу сообщить воспитателю или

психологу сада обо всех индивидуальных особенностях вашего ребенка.

Конечно, у робких, стеснительных, очень привязанных к маме детей

дезадаптация неизбежна, но в ваших силах максимально снизить ее

проявления, заранее социализируя и приучая к обществу такого ребенка.

Что нельзя делать, чтобы не нарушить адаптацию:

Плохо отзываться при ребенке о саде или воспитателях, обсуждать

проблемы дошкольного учреждения;

На выходные резко менять режим и давать большие послабления;

Поздно забирать и угрожать детским садом;

Напрягать нервную систему, давая ей чрезмерную нагрузку;

Наказывать за капризы.

Следуя таким нехитрым рекомендациям, можете не сомневаться – у вас

все получится,

ребенок будет искренне благодарен за поддержку и

понимание и быстро адаптируется к условиям детского сада.



В раздел образования