Автор: Очир-Горяева Эльза Бовушовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦСПР "Дом детей"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Артпедагогические технологии при воспитании дошкольников в Центре содействия семейного воспитания.
Раздел: дошкольное образование
Артпедагогические технологии при воспитании дошкольников в Центре
содействия семейного воспитания.
Процесс роерганизации всей системы образования, предъявляет высокие
требования к организации образовательных технологий и требования к
организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски
новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому
процессу. В первую очередь это касается дошкольного образования, как
начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.
Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитие
творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-
волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят
активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию
познавательного развития ребенка. На помощь педагогам и родителям может
прийти артпедагогика.
Артпедагогика (по определению Е.А.Медведевой) – это синтез областей
научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих
разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного
процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование
основ художественной культуры личности через искусство и художественно-
творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-
речевую, театрализованно-игровую).
Основа артпедагогики это гармонизация личностной сферы ребенка, его
адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития
средствами искусства через художественно-творческую деятельность.
В условиях учреждения для детей с малыми группами наиболее эффективны
арпедагогические технологии: изодеятельность, ручной художественный труд
(природный и бросовый материал),
виды музыкальной деятельности.
Актуальная потребность дошкольника в ходе занятий с применением
артпедагогических технологий удовлетворяется в позитивном внимании,
ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает
чувствовать себя спокойно, комфортно. Тревожность уступает место
активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей
деятельности. Необходимая составляющая занятия – полное принятие и
поддержка со стороны педагога.
В артпедагогической группе дошкольников
могут быть аллергические реакции на используемые материалы, возможны
кожные заболевания, серьезные нарушения психики, всё перечисленное
является противопоказанием для занятий лепкой, аппликацией.
В качестве основного метода артпедагогической технологии является показ
взрослым манеры действий с материалом или совместные действия взрослого и
ребенка. Задача педагога в работе детьми увлечь за собой, предлагая ребенку
импровизировать дальше самому. Педагог стимулирует активность ребенка
(метод стимуляции) эмоционально и вербально.
Основные виды деятельности в артпедагогике:
Лепка. Пластичные материалы, используемые в артпедагогике:
Глина, которую очень часто глину рекомендуют в качестве основного
пластичного материала для занятий с детьми. Глина – это природный продукт,
а значит сама по себе несет терапевтический эффект воздействия, она
пластична и податлива, что очень важно при работе с дошкольниками. Даёт
возможность отсроченных действий с изделием. (Раскрашивание после
высыхания.) Однако у глины есть свои недостатки: однотонность (однообразие
цвета), необходимость в специальной обработке, маркость (сильно пачкает и
сушит руки), необходимость обжига, а значит наличие обжиговой печи.
Из практики можно увидеть, что некоторые дети отказываются работать с
глиной из-за возможности запачкаться и непрезентабельного эстетического
вида.
Пластилин. Доступен в приобретении и использовании, яркие цвета,
возможность смешивания цветов, использование в технике “рисование
пластилином” (намазывание пластилина на картон, создавая картину),
использование в создании объемных композиций, а также фактор
“известности” данного материала для ребенка дошкольного возраста.
“искусственность” материала, его пачкающие свойства (менее сильные чем у
глины), способность к разрыву (недостаточная пластичность по сравнению с
глиной) можно отнести к отрицательным свойствам материала.
Предлагаемые виды работы с пластилином: создание форм и объектов,
создание объектов с использованием подручного или природного материала,
рисование пластилином.
Тесто. Это доступный материал обладает такими свойствами, как пластичность,
мягкость и экологичность. Дети с огромным удовольствием работают с данным
материалом. Тесто настолько податливо, что даже трехлетние малыши со слабо
развитой кистевой мускулатурой свободно манипулируют и играют, создавая
новые формы.
С тестом можно: манипулировать, создавать различные формы и объекты,
использовать подручный или природный материала (украшение блина, пирога
и т.д., создание композиции), можно раскрасить запеченное тесто, создавать
картины из теста.
Полимерная глина.
Для полимерной глины характерна: пластичность, чистота в использовании (не
маркость), приятность в использовании (не сушит руки), разнообразие цветов,
легкость материала (по весу).
К недостаткам можно отнести: достаточно высокая стоимость.
Рисование, ручной художественный труд (природный и бросовый материал),
аппликация, музыкальная деятельность, художественно-речевая и
театрализованная деятельность.
Стимулирующее проявление разных видов художественно-творческой
активности ребенка, включает в себя художественно-познавательные
источники информации, дидактические материалы для проведения совместных
артпедагогических игр, оборудование, стимулирующее детей к коллективной
творческой деятельности; наглядные материалы, выступающие в качестве
визуальных побудителей творчества.
Необходимо также, чтобы в Центре было наличие высококвалифицированных
специалистов, имеющих опыт работы в артпедагогике или молодых
специалистов со специальным образованием и стремящихся к творческому
самовыражению в профессии, имеющие артпедагогические технологии,
правильно подобранные методы и средства артпедагогического воздействия с
учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей детей в группе;
Методы и формы приобщения дошкольников к искусству преобразовывают
традиционную практику организации работы в Центрах содействия семейного
воспитания. Необходимо особое внимание уделять раскрытию творческого
потенциала ребенка, поощрению его самовыражения при помощи
художественной деятельности, формированию его как гармоничной личности.
Небольшой обзор арттерапевтических технологий, применяемых при работе с
детьми, показал, что не все они являются эффективными и востребованными в
работе с дошкольниками в условиях малых групп в учреждениях Центров
Содействия семейному воспитанию.
Литература:
Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.
СПб., 2003.
.И.В. Сусанина Введение арт-терапию учебное пособие Москва Когито-Центр
2007
Уэлсби К. Часть целого: арт-терапия в школе. Исцеляющее искусство. Журнал
арттерапии, 2000, №2.