Автор: Ермолаева Людмила Евгеньевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ
Населённый пункт: Самарская область, п. Волжский Утес
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: "Осень"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
Тема «Осенний денек»
Цель: обобщить знания детей по теме « Едет осень в золотой карете».
Задачи:
образовательные:
- уточнить и расширить знания детей об осени и осенних явлениях;
- закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, о деревьях,
грибах;
- активизировать словарь детей по теме занятия;
- совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
- сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях
в осенний период.
развивающие:
- развивать познавательный интерес детей, логическое мышление, внимание,
память;
- развивать интерес к выполнению заданий.
воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе;
- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
здоровьесберегаюшие:
- создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Оборудование:
- интерактивная доска (картины об осени (золотая осень, дождливая и
поздняя);
- конверт с письмом и заданиями от Осени;
- листочки из картона для дорожки;
- разрезные картинки для каждого ребенка;
- наборы элементов для создания картины осенней природы;
- аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
- видеофильм «Осень в нашем детском саду».
Действующие лица: ведущий, Незнайка, дети
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное
развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие» .
Ход занятия
Воспитатель: К нам в гости пришел литературный герой. Отгадайте кто это?
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Он – художник знаменитый,
Он – известный всем поэт,
Замечательно воспитан,
Очень модно он одет.
Кто он, быстро отгадай-ка!
Как зовут его?.. (Незнайка)
Молодцы!.
В зал входит Незнайка.
Незнайка. Ребята, сегодня мне пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно?
Дети. Да!
Незнайка. Тогда отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая?
Дети. Осень!
- Да, ребята, это письмо от Осени.
Давайте посмотрим, что же в конверте?
Незнайка открывает конверт и читает письмо
«На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
И зазолотились листья у берёзы.
Ребята, я вас приглашаю в осенний лес»
Незнайка. Принимаем приглашение осени?
Дети. Да!
Незнайка. Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним
листочкам и не сбиться с пути.
Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу
- Вот мы пришли в осенний лес.
Осенний лес - какое чудо!
Листва ковром лежит повсюду.
Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.
Как хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес?
Дети. Чтобы подышать свежим воздухом
Незнайка. А зачем осенью, да ещё и поздней?
Дети. Собрать грибы
Незнайка. А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем
глаза, так лучше слушать и слышать.
Звучит аудиозапись «Звуки леса»
Незнайка. Открываем глаза. Ребята, кто что услышал?
Дети. Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум
дождя.
Незнайка. Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.
Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубже. Чем же пахнет осенний
лес?
Дети. Опавшей листвой, грибами.
Незнайка. Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.
Давайте присядем на этот осенний ковер.
А зачем деревья сбрасывают осенью листву?
Дети. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести
снега.
Ведущий. Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они
защищают себя. А еще дерево все лето с усердием запасает в стволах и на
ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим
веществом и питается дерево всю зиму.
(Далее ведущий обращает внимание детей на три различных изображения
осени на интерактивной доске)
- Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?
- Желтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце.
Первая картинка солнечная, веселая.
Ведущий. А на второй картинке?
Дети. Листьев на деревьях стало меньше, на небе тучи, идет дождь.
Эта картина уже не такая веселая.
Ведущий. А на третьей картинке?
Дети. Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.
Ведущий. Какое время года изображено на первой картине?
Дети. Осень
Ведущий. На второй картине какое время года изображено?
Дети. Осень
Ведущий. А какое время года на третьей картине?
Дети. Осень
Ведущий. Почему про осень изображена три разных картинки?
Дети. Осень бывает разной.
Незнайка. Ребята, в конверте еще что-то лежит. Посмотрите, какие-то
карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А
вы любите играть?
Дети. Да!
Незнайка. Вначале проведем разминку.
Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись. Повторяют за
воспитателем:
Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай. кружатся, идут,
приседают,
Ветер по лесу летал, ветер листики считал: Бегут на носочках,
выполняя
лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной, взмахи кистями
рук,
лист осины, лист рябины – вот какой букет лесной. затем загибают
пальцы в кулак.
А теперь перейдём к заданиям на карточках.
1 задание «Отгадай загадку»
Первое задание называется «Отгадай загадку». Ребята, посмотрите вокруг,
какой в лесу порядок!
1).Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?
Дети. Лесник!
2) Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу?
Дети. Лесовик!
3) А сказочное чудище, которое старается сделать все, чтобы путники
заблудились?
Дети. Леший!
4) Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит.
Дети. Лист.
5) Летит без крыльев и поет, прохожих задевает.
Одним проходу не дает, других он подгоняет.
Дети. Ветер
6) Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле.
Дети. Дождь
2 задание «Игра ДА или НЕТ»
Незнайка.
Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в
ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать - куртки, шапки надевать? Молодцы, справились с
заданиями.
Ведущий. Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм о нашем детском
саде. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с
последним заданием.
Просмотр презентации «Осень»
Практическая часть
Незнайка. Последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены
различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака.
Осень
предлагает
вам
составить
осенние
картины.
Только
будьте
внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему
времени года.
Дети составляют картины осени
Итог занятия
Незнайка поблагодарил детей за то, что помогли узнать много нового
и интересного. Своими знаниями он поделится с друзьями. Попрощался и
ушел.
Ведущий.
Молодцы!
Со
всеми
заданиями
Осени
справились.
Пора
возвращаться в детский сад.
Раз, два, три повернись, в детском садике очутись.
Дети повторяют слова, кружатся
Ведущий. Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? ( Мы путешествовали
по лесу, выполняли задания Осени.)
А еще мы вспомнили, что осень бывает разной.
Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины
осени. И показали себя настоящими знатоками природы!
Ребята, посмотрите в шкатулке, где раньше лежало письмо, лежат медали.
Это Осень постаралась, и я вас от ее имени награжу.