Автор: Микая Надежда Викторовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКК "Пансион воспитанниц МО РФ"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Система уроков литературы о Великой Отечественной войне в 5-9 классах
Раздел: среднее образование
Всё дальше уходит Великая Отечественная война. В 2021 мы отметили 76-
годовщину великой Победы. Выросло уже несколько поколений, не
слышавших грохота пушек и разрывов снарядов. Участники Великой
Отечественной войны – очень пожилые люди, и осталось их совсем немного.
К сожалению, современные школьники имеют поверхностное представление
о событиях исторического прошлого нашей страны, потому что все меньше
остается живых свидетелей тех страшных дней, которые могли бы рассказать
подрастающему поколению о событиях великой битвы русского народа за
освобождение своей страны, о подвигах солдат и рядовых граждан на
фронтах и в тылу. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро
ветеранов Великой Отечественной войны не останется совсем. Очень важно
именно сейчас не прервать живую нить памяти о подвиге нашего народа в те
страшные годы, воспитать у подрастающего поколения гордость за свою
Родину. Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к
своей стране не возникают вдруг, из ниоткуда.
Тема Великой Отечественной войны стала одной из главных в советской
литературе. Многие советские писатели принимали непосредственное участие
в боевых действиях на передовой, кто-то служил военным корреспондентом,
кто-то воевал в партизанском отряде... У каждого из них была своя война и свое
видение произошедшего. Кто-то писал о летчиках, кто-то о партизанах, кто-то о
детях-героях, кто-то документальные, а кто-то художественные книги. Писатели
оставили страшные воспоминания о тех роковых для страны событиях.
Особенно важны эти свидетельства для современных подростков, которым
обязательно стоит прочесть эти книги. Память невозможно купить, ее можно
либо не терять, либо утратить, либо восстановить. И лучше уж не терять.
Никогда. И не забывать, сколько жизней было отдано, сколько судеб
искалечено, сколько слёз пролито за то, чтобы последующие поколения не
знали ужасов войны.
В школьную программу по литературе 5–9 классов (УМК под ред. В. Я.
Коровиной) входит достаточное количество произведений о Великой
Отечественной войне.
В 5 классе изучаются стихотворные произведения о детях войны (К. М.
Симонов «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский
«Рассказ танкиста»).
В 6 классе учащиеся знакомятся со стихотворениями К. Симонова «Ты
помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д. Самойлова «Сороковые»,
посвящённых теме памяти о Великой Отечественной войне.
В 7 классе в центре изучения стихотворения А. Ахматовой. К.
Симонова. А. Суркова, А. Твардовского и знакомство с итервью с ветераном
Великой Отечественной войны как жанром публицистики.
В 8 классе авторы программы предлагают познакомиться с
лирическими и героическими песнями о событиях Великой Отечественной
войны, с выражением в них сокровенных чувств и переживаний каждого
солдата (Е.
Винокуров
«Москвичи»,
М.
Исаковский. «Катюша», «Враги
сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не
поют…»; А. Фатьянов.
«Соловьи»; Л. Ошанин «Дороги»; В. Высоцкий.
«Песня о земле» и др.); поэмой А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».и
рассказом А. П. Платонова «Возвращение».
В 9 классе рассказ «Судьба человека» М. А. Шолохова завершает
изучение произведений о Великой Отечественной войне
Хочется обратить внимание на то, что все предложенные для изучения
произведения — это короткие тексты — стихотворения или малая проза
о войне, то есть то, во что можно погрузиться за один урок, тексты, которые
можно по-настоящему проанализировать и прожить.
Последнее время, начиная с пятиклассниками разговор на эту важную для
меня (и, думаю, для многих) тему, часто у многих не нахожу эмоционального
отклика. Тема Великой Отечественной войны мало волнует их. И это
понятно.
Такое отношение к исторической памяти возникает по вине
родителей, которые уже не считают нужным затрагивать тему войны и
рассказывать детям о цене победы над фашизмом, о родственниках,
воевавших на фронте или работавших в тылу. Во многих семьях уже не
смотрят фильмы о войне, не слушают и не поют песни о том времени. Более
того, под влиянием средств массовой информации многие подростки ставят
под сомнение решающую роль Советского Союза в победе над фашизмом.
Так, с каждым годом новые поколения знают всё меньше и меньше о
событиях Великой Отечественной войны. И сравнительно небольшая часть
современных подростков осведомлена более подробно о важных деталях
истории того времени.
Школьники знают о войне лишь как об определённом этапе в истории нашей
страны. То есть они осведомлены о причинах, по которым началась война,
как развивались события на фронте, как люди были вынуждены жить во
время блокады и к каким последствиям привели эти страшные четыре года.
Однако всю эту информацию подростки воспринимают как статистику, как
определённые цифры и даты, зафиксированные на страницах учебников. И
даже если они постараются осознать, на какие жертвы шли люди, приближая
Победу, для них это всё равно останется лишь отдалённым представлением о
минувших временах.
Поэтому велика роль уроков литературы, на которых ученики с помощью
искусства слова под руководством учителя могут именно в эмоциональном
плане
приблизиться
к
пониманию
значимости
именно
в
духовно-
нравственном аспекте победы в Великой Отечественной войне.
Целью методической разработки является раскрытие опыта проведения
уроков по изучению темы «Литература о Великой Отечественной войне» в 5–
9 классах.
Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи:
• описание видов деятельности педагога и учащихся на уроке;
• описание использования современных педагогических технологий или их
элементов на занятии.
Работа имеет практическую значимость. Возможно использование
материалов практической части работы в деятельности учителей на уроках
и дополнительных занятиях
Разработки уроков по темам, включенным в программу по литературе 5–9
классов представлены в форме технологических карт.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ДЛЯ 5–9 КЛАССОВ
Разработка урока литературы в 5 классе
Тема: К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете. . .» Война и
дети.
Цели урока: познакомиться со стихотворением К. М. Симонова «Майор
привёз мальчишку на лафете...» периода Великой Отечественной войны,
посвящённое теме военного детства; развивать познавательные способности
учащихся; коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся; способствовать становлению
мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и
гордости за страну и ее народ; воспитывать интерес к истории родной
страны.
Планируемые результаты:
Предметные: развитие навыков анализа текста, выразительного чтения;
развитие диалоговой формы общения внутри микрогруппы, творческого
потенциала.
Познавательные УУД: поиск
и выделение необходимой информации,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной
форме,
свободная
ориентация
и
восприятие
текста
художественного
произведения,
смысловое
чтение; содействие
развитию
мыслительных
операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в
развитии
творческого
воображения,
познавательной
активности,
интеллектуальных способностей.
Регулятивные
УУД:
целеполагание,
планирование,
саморегуляция,
выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще
нужно усвоить.
Коммуникативные
УУД: планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с
достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, стремление к
речевому
самосовершенствованию;
нравственно-этическая
ориентация,
способность к самооценке своих действий, поступков.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийная
доска,
электронная
презентация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Краткое описание:
Данный урок для 5 класса. На уроке учащиеся знакомятся с биографией К.
Симонова, анализируют текст стихотворения с опорой на схему анализа
стихотворения, выделяют лексические и изобразительно-выразительные
средства языка.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Универсальные
учебные действия
I.
Организационный момент
Цель этапа: организация класса к уроку, включение учащихся в деятельность, снятие
напряжения, создание благоприятного эмоционального фона.
Приветствует учащихся,
детей, коллег. Произносит
вступительные слова.
Приветствуют учителей,
гостей.
Планирование учебного
сотрудничества (К)
II. Мотивационный этап.
Цель этапа:
сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, создание
проблемной ситуации, поиск решения учебной задачи.
1. Фрагмент фильма «Сын
полка».
2.Учитель
Ребята, вы посмотрели
фрагмент художественного
фильма «Сын полка».
Какое время изображено в
фильме?
Кто главный герой фильма
Как вы считаете, о чем мы с
вами будем говорить сегодня
на уроке? Что
будет темой нашего урока?
Правильно, мы поговорим с
вами о Великой
Отечественной войне и о
детях на войне на примере
стихотворения К. М.
Симонова «Майор привез
мальчишку на лафете»
А
знакомство
со
стихотворением
начнем
с
изучения биографии писателя.
Сейчас
ребята
из
группы
исследователей расскажут нам
о
жизни
и
творчестве
Константина
Михайловича
Симонова.
Воспитанницы смотрят,
слушают.
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока.
Включаются
в
деятельность:
смотрят
фрагмент,
эмоционально
откликаются
на
увиденное (П)
Планируют
учебное
сотрудничество, строят
понятные
для
участников
образовательного
процесса высказывания
(К)
Настраиваются
на
ситуацию
успеха,
адекватно
воспринимают учебную
ситуацию,
контролируют
ответы
друг друга (Р)
III. Актуализация знаний
Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения текста, а
также психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание
значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку.
Учитель предлагает
послушать и посмотреть
презентацию о К. Симонове.
Смотрят и слушают «группу
исследователей»,
подготовивших презентацию
о К. М. Симонове
Построение
речевого
высказывания
в
соответствии
с
поставленными
задачами,
оформление
своих мыслей в устной
форме (К)
Испытывают чувство
патриотизма, гордость
за тех, кто отстоял
Победу, осознают, что
война-тяжёлое
испытание (Л)
извлекают
необходимую
информацию из
различных источников
(текст, сообщение
учителя, наглядные
средства (П)
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Построение проекта решения проблемной ситуации.
Цель этапа: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;
организовать самопроверку учащимися своих решений
Предлагает поставить учебные
задачи урока
У.:
Ребята,
что
вы
представляете
себе,
когда
слышите
слова
«дети
и
война»?
Одно
из
стихотворений повествует о
роли детей в годы Великой
Отечественной
войны.
Прослушаем
с
вами
аудиозапись
этого
стихотворения.
Беседа:
-Какое впечатление произвело
на вас
стихотворение в исполнении
актёра?
Какой момент войны
( наступление или
Выдвигают задачи урока,
предлагают вопросы для
обсуждения
Слушают стихотворение.
Отвечают на вопросы
Извлекать информацию
из источников, уметь
соотносить
ее,
устанавливать
причинно-
следственные
связи,
выделять
главное,
анализировать,
сравнивать,
делать
выводы (П).
Осуществление
рефлексии
своей
деятельности и своего
поведения в процессе
работы, осуществление
контроля,
коррекции,
оценки
своих
действий(Р).
Адекватная
оценка
своих
возможностей
достижения
цели
отступление) описан в
стихотворении?
Как автор говорит о мальчике?
(«Седой мальчишка»)
Откуда везли мальчика? (Из
Бреста)
Что вы знаете о городе Бресте
в годы Великой
Отечественной войны?
Проблемный вопрос: Вы уже
сказали, что мальчика везли из
Бреста. Как вы думаете,
почему
поэт о нем говорит, что он
седой?
Высказывают свою точку
зрения
определенной
сложности в различных
сферах
самостоятельной
деятельности (Л)
V. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.
Цель: закрепить у учащихся знания; на основе приобретенных знаний вырабатывать
исследовательские умения.
Организует
работу
учащихся в группах и в
ходе
дальнейшего
усвоения
материала
урока
ОРГАНИЗАЦИЯ
РАБОТЫ
В ГРУППАХ
Группа 1.
Сколько лет мальчику? Как вы
понимаете фразу «За десять
лет на том и этом свете Ему
зачтутся эти десять дней»?
Группа 2.
Как вы понимаете слова: «Ты
говоришь, что есть еще
другие,// Что я там был и мне
пора домой…»? Какими
словами из стихотворения
можно ответить на эту
просьбу остаться дома? Что
значат эти строки? Как
следующее четверостишие
раскрывает мысль автора?
Группа3.
Почему автор пишет «твой
мальчик спит за тридевять
земель, в горах Урала»?
Прочитайте две последние
Воспитанницы работают
группах. Распределяют роли,
обязанности: отбирают
материл в тексте,
записывают, обобщают
материал, готовят
сообщение.
Рефлексия
своей
деятельности и своего
поведения в процессе
работы
в
группах
и
коррекция результатов
(Р)
Уметь
соотносить
информацию,
устанавливать
причинно-
следственные
связи,
выделять
главное,
анализировать,
сравнивать,
делать
выводы (П).
Использование
полученного
опыта,
информации
для
обогащения
предметных знаний (Л)
строфы. Как вы их понимаете?
Проблемный
вопрос:
что
хотел сказать Симонов этим
стихотворением?
Зачем
рассказал эту историю?
Высказывают
свою
точку
зрения
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Цель этапа: инструктаж по выполнению домашнего задания
Учитель объявляет домашнее
задание и комментирует его
Записывают домашнее
задание.
VII. Рефлексия деятельности
Цель этапа: анализ воспитанницами своего пути, успеха и неуспеха на всех этапах,
осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов; подведение итогов,
выставление оценок.
Организует рефлексию: Метод
«Микрофон» Ответ на
проблемный вопрос: «Почему
детей войны можно считать
настоящими героями?»
Просит оценить свою работу
на уроке. Выставляет оценки.
Подводит итоги.
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят цель
и результаты.
Учащиеся, передавая
микрофон, отвечают на
проблемный вопрос
Рефлексия способов и
условий
действия,
контроль
и
оценка
процесса и результатов
деятельности (П)
Самооценка,
адекватное
понимание
причин
успеха
или
неуспеха
в
УД,
выражение
своих
мыслей полно и точно,
формулирование
и
аргументация
своего
мнения (К)
Разработка урока литературы в 6 классе
Тема: К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».
Цели урока:
познакомиться со стихотворением К. М. Симонова «Ты
помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» периода Великой Отечественной
войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла
высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями;
развивать познавательные способности учащихся;
коммуникативные
и
информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся; способствовать становлению
мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и
гордости за страну и ее народ.
Планируемые результаты:
Предметные: развитие навыков анализа текста, выразительного чтения;
развитие диалоговой формы общения внутри микрогруппы, творческого
потенциала.
Познавательные УУД: поиск
и выделение необходимой информации,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной
форме,
свободная
ориентация
и
восприятие
текста
художественного
произведения,
смысловое
чтение; содействие
развитию
мыслительных
операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в
развитии
творческого
воображения,
познавательной
активности,
интеллектуальных способностей.
Регулятивные
УУД:
целеполагание,
планирование,
саморегуляция,
выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще
нужно усвоить.
Коммуникативные
УУД: планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с
достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, стремление к
речевому
самосовершенствованию;
нравственно-этическая
ориентация,
способность к самооценке своих действий, поступков.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийная
доска,
электронная
презентация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Краткое описание:
Данный урок для 6 класса. На уроке учащиеся знакомятся с биографией К.
Симонова, анализируют текст стихотворения с опорой на схему анализа
стихотворения, выделяют лексические и изобразительно-выразительные
средства языка
.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Универсальные
учебные действия
II. Организационный момент
Цель этапа: организация класса к уроку, включение учащихся в деятельность, снятие
напряжения, создание благоприятного эмоционального фона.
Приветствует учащихся,
детей, коллег.
Слайд 1. Произносит
вступительные слова.
Приветствуют учителей,
гостей.
Планирование учебного
сотрудничества (К)
II. Мотивационный этап.
Цель этапа:
сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, создание
проблемной ситуации, поиск решения учебной задачи.
1. Видеоролик «Эхо войны»
(Объявление о начале войны,
марширующие юноши ,
эшелоны, летящие
фашистские самолёты, гром
взрывов, вой сирен, стон,
плач, гибель женщин и детей.)
Воспитанницы смотрят,
слушают.
Выполняют задание:
составляют ассоциативное
Включаются
в
деятельность:
смотрят
ролик,
эмоционально
откликаются
на
увиденное (П)
Планируют
учебное
сотрудничество, строят
2.Учитель
Война! Она ворвалась
страшной бедой в каждый
дом, в каждую семью.
Выразите словами и
запишите в тетрадь, в
столбик.
Война
Слышу Вижу
Чувствую
поле на основе увиденного
и услышанного,
обмениваются
впечатлениям
понятные
для
участников
образовательного
процесса высказывания
(К)
Настраиваются
на
ситуацию
успеха,
адекватно
воспринимают учебную
ситуацию,
контролируют
ответы
друг друга (Р)
III. Актуализация знаний
Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения текста, а
также психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание
значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку.
Учитель предлагает
послушать и посмотреть
презентацию ученицы о
поэтах-участниках Великой
Отечественной войны, о К.
Симонове.
Учитель.
Звучит музыка ( тихое
звучание песни «Священная
война»). Говорят, когда
грохочут пушки, молчат музы.
Но от первого до последнего
дня войны не умолкал голос
поэтов. Никакие канонады и
бомбежки не могли заглушить
его. Никогда к голосу поэтов
так чутко не прислушивались
читатели, как во время
Великой Отечественной
войны. Иностранный
журналист Александр Верт,
который почти всю войну
провёл в Советском Союзе, в
своей книге «Россия в войне
1941–1945 гг.» писал: “Россия,
пожалуй, единственная
страна, где стихи читают
миллионы людей, и таких
поэтов, как Константин
Симонов , Алексей Сурков,
Юлия Друнина, Ольга
Бергольц, Александр
Смотрят и слушают
одноклассницу,
подготовившую
презентацию о К. М.
Симонове, поэтах-
фронтовиках.
Учащиеся слушают учителя.
Построение
речевого
высказывания
в
соответствии
с
поставленными
задачами,
оформление
своих мыслей в устной
форме (К)
Испытывают чувство
патриотизма, гордость
за тех, кто отстоял
Победу, осознают, что
война-тяжёлое
испытание (Л)
извлекают
необходимую
информацию из
различных источников
(текст, сообщение
учителя, наглядные
средства (П)
Твардовский и многих-
многих, вернувшихся и не
вернувшихся в редакцию
читал во время войны
буквально каждый”. Сегодня у
нас необычный урок. Мы
будем говорить о военной
поэзии .Казалось бы, задача
людей в военное страшное
время – выстоять, выжить и
победить, а не писать стихи,
романы, пьесы. НО именно в
это тяжёлое время литературе
придавали большое значение.
События Великой
Отечественной войны стали
центральной темой
литературы того периода. В
произведениях военных лет,
конечно, был запечатлён
подвиг народа. Во время
войны художники слова не
только создавали новые
произведения. На фронт ушли
более 1000 писателей и
поэтов, из них более 400 не
вернулось.
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Построение проекта решения проблемной ситуации.
Цель этапа: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;
организовать самопроверку учащимися своих решений
Предлагает поставить учебные
задачи урока
Организация деятельности
учащихся:
1.Прочитайте текст учебника о
писателе, найдите и
зачитайте:
-Какова ведущая тема
творчества К. Симонова?
-Кому посвящено
стихотворение
« Помнишь, Алёша..»?
2.Чтение стихотворения в
исполнении актёра.
3. Беседа:
-Какое впечатление произвело
на вас
стихотворение в исполнении
актёра?
-Каков жанр этого
лирического стихотворения?
(Дружеское послание,которе
входит в сборник с
символическим названием « С
тобой и без тебя»
1942год.)
-Где мы встречались с этим
жанром?
-Кто он лирический герой в
стихотворении?
-Как он воспринимает
происходящее? (Человек,
сердцем принявший боль
войны.)
Проблемная ситуация.
-Обратите внимание на «злые
дожди» .. На самом же деле
стоял невыносимый зной.
Предположите, почему автор
отступил от реальности?
Выдвигают задачи урока,
предлагают вопросы для
обсуждения
Читают про себя статью
учебника, учатся выбирать
главное.
Слушают стихотворение.
Отвечают на вопросы
Высказывают свою точку
зрения
Извлекать информацию
из источников, уметь
соотносить
ее,
устанавливать
причинно-
следственные
связи,
выделять
главное,
анализировать,
сравнивать,
делать
выводы (П).
Осуществление
рефлексии
своей
деятельности и своего
поведения в процессе
работы, осуществление
контроля,
коррекции,
оценки
своих
действий(Р).
Адекватная
оценка
своих
возможностей
достижения
цели
определенной
сложности в различных
сферах
самостоятельной
деятельности (Л)
V. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.
Цель: закрепить у учащихся знания; на основе приобретенных знаний вырабатывать
исследовательские умения.
Организует работу
учащихся в группах и в
ходе дальнейшего
усвоения материала
Рефлексия
своей
деятельности и своего
поведения в процессе
урока
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
В ГРУППАХ
Группа 1.
Проведите исследование 1-
3строф: Что такое Родина, по
мнению поэта? Какое
открытие он делает? Какой
видится Родина поэту? Какие
слова и выражения в
стихотворении могли бы стать
синонимами к понятию
«Родина»? Какие
символические образы
использует автор в описании
Родины? Какие
выразительные средства языка
передают чувства, мысли
лирического героя?
Подготовьте выразительное
чтение 3 строфы?
Группа 2.
Проанализируйте 4–5 строфы.
Определите основную мысль.
Как решается мотив разлуки?
Мотив единения? Каковы
стилистические,
синтаксические особенности
стиха?
Группа3.
Определите основную мысль 8
строфы. Чей образ предстаёт?
Почему Автор снова и снова
возвращается к образу
женщин и стариков?
Воспитанницы работают
группах. Распределяют роли,
обязанности: отбирают
материл в тексте,
записывают, обобщают
материал, готовят
сообщение.
работы
в
группах
и
коррекция результатов
(Р)
Уметь
соотносить
информацию,
устанавливать
причинно-
следственные
связи,
выделять
главное,
анализировать,
сравнивать,
делать
выводы (П).
Использование
полученного
опыта,
информации
для
обогащения
предметных знаний (Л)
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Цель этапа: инструктаж по выполнению домашнего задания
Учитель объявляет домашнее
задание и комментирует его
Записывают домашнее
задание.
VII. Рефлексия деятельности
Цель этапа: анализ воспитанницами своего пути, успеха и неуспеха на всех этапах,
осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов; подведение итогов,
выставление оценок.
Организует
рефлексию:
оставить синквейн со словом
«война». Просит оценить свою
работу на уроке. Выставляет
оценки. Подводит итоги.
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят цель
и результаты.
Составляют синквейн,
Рефлексия способов и
условий
действия,
контроль
и
оценка
процесса и результатов
деятельности (П)
содержание которого
передаст настроение
учеников и понимание идеи
произведения.
Самооценка,
адекватное
понимание
причин
успеха
или
неуспеха
в
УД,
выражение
своих
мыслей полно и точно,
формулирование
и
аргументация
своего
мнения (К)
Разработка урока литературы в 7 классе
:
.
.
Тема Образы и ритмы военной поэзии Урок мужества
:
Педагогическая цель
познакомить детей с произведением Анны
«
»;
Ахматовой Мужество
формировать представление учащихся о
,
,
;
долге мужестве героизме развивать умение осмысливать
,
лирическое произведение определять средства художественной
,
,
выразительности используемые автором выразительно читать
;
,
стихотворение вызвать стремление воспитывать в себе волю
,
.
целеустремленность мужественность
:
Планируемые результаты образования
:
Предметные
;
выявляют смысл слова в лирическом произведении
;
выразительно читают стихотворение выделяют в тексте нужные
;
фрагменты привлекают жизненный опыт при анализе
;
:
художественного произведения передают свои переживания
.
определяют средства художественной выразительности
Личностные
:
,
эстетически относятся к собственным переживаниям
«
«
,
,
эмоционально проживают
текст выражают свои эмоции
.
оценивают собственную учебную деятельность
(
)
Метапредметные УУД
:
Регулятивные
самостоятельно оценивают правильность
,
выполнения действий учатся работать по предложенному учителем
,
плану высказывать своё предложение на основе работы с текстом
.
произведения
:
Познавательные
прогнозируют содержание произведения по его
,
,
;
названию ориентируются в учебнике словаре находят ответы на
;
вопросы в тексте осознанно и произвольно строят речевые
;
-
высказывания в устной форме устанавливают причинно
.
следственные связи
Коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной задачи,
находят в тесте информацию, необходимую для её решения; сотрудничают с
одноклассниками, выслушивают мнение партнёра, умеют формулировать
собственное мнение и позицию
Педагогические технологии: информационно-коммуникационная
технология; технология развивающего обучения;
технология мастерских; технология проблемного обучения
педагогика сотрудничества.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийная
доска,
электронная
презентация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Краткое описание:
Данный
урок
для
7
класса.
На
уроке
учащиеся
знакомятся
со
стихотворением
А.
А.
Ахматовой
«Мужество»,
анализируют
текст
стихотворения с опорой на схему анализа стихотворения, выделяют
лексические и изобразительно-выразительные средства языка.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Универсальные
учебные действия
III.
Организационный момент
Цель этапа: организация класса к уроку, включение учащихся в деятельность, снятие
напряжения, создание благоприятного эмоционального фона.
Приветствует учащихся,
детей, коллег.
Произносит вступительные
слова.
22 июня 1941 года на нашу
Родину без объявления войны
напала фашистская Германия.
Враги, как лавина, двигались
по нашей родной земле,
разрушая города, сжигая
деревни, убивая мирных
жителей.
Приветствуют учителей,
гостей.
Слушают учителя
Планирование учебного
сотрудничества (К)
II. Мотивационный этап.
Цель этапа:
сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, создание
проблемной ситуации, поиск решения учебной задачи.
Задаёт вопросы: что вы знаете
о Великой Отечественной
войне? Как она коснулась
вашей семьи? Почему
писатели и поэты создали
множество произведений,
прославляющих подвиги
героев? Какие произведения о
Великой Отечественной войне
вы уже знаете? С каким
произведением знакомились
на прошлом уроке? Как оно
может быть связано с Великой
Отечественной войной?
Отвечают на вопросы.
Рассказывают о Великой
Отечественной войне,
делают предположения.
Вспоминают произведения о
Великой Отечественной
войне.
Включаются
в
деятельность: слушают
учителя, эмоционально
откликаются
на
услышанное (П)
Планируют
учебное
сотрудничество, строят
понятные
для
участников
образовательного
процесса высказывания
(К)
Настраиваются
на
ситуацию
успеха,
адекватно
воспринимают учебную
Спрашивает: как считаете, что
нового узнаем на уроке? С чем
познакомимся?
Предполагают: Тема урока -
произведения о Великой
Отечественной войне, цель
урока: познакомиться с
произведением о Великой
Отечественной войне. Ставят
задачи на урок.
ситуацию,
контролируют
ответы
друг друга (Р)
III. Актуализация знаний
Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения текста, а
также психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание
значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку.
1) Предлагает обратиться к
учебнику и прочитать
сведения об Анне Андреевне
Ахматовой.
2) Предлагает объяснить
слова: гимназия, сборники,
блокада, мужество, подвиг.
3) Задаёт вопросы: что
вдохновило Ахматову на
написание стихов о Великой
Отечественной войне? С какой
целью были написаны эти
стихи?
4) Предлагает прослушать
аудиозапись: «Мужество»,
читает А. А. Ахматова
Один из учеников читает
вслух, остальные следят по
тексту.
Дают определения словам.
Отвечают на вопросы.
Слушают стихотворение
Построение
речевого
высказывания
в
соответствии
с
поставленными
задачами,
оформление
своих мыслей в устной
форме (К)
Испытывают чувство
патриотизма, гордость
за тех, кто отстоял
Победу, осознают, что
война-тяжёлое
испытание (Л)
извлекают
необходимую
информацию из
различных источников
(текст, сообщение
учителя, наглядные
средства (П)
Извлекать информацию
из источников, уметь
соотносить
ее,
устанавливать
причинно-
следственные
связи,
выделять
главное,
анализировать,
сравнивать,
делать
выводы (П).
Осуществление
рефлексии
своей
деятельности и своего
поведения в процессе
работы, осуществление
контроля,
коррекции,
оценки
своих
действий(Р).
Адекватная
оценка
своих
возможностей
достижения
цели
определенной
сложности в различных
сферах
самостоятельной
деятельности (Л)
V. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.
Цель: закрепить у учащихся знания; на основе приобретенных знаний вырабатывать
исследовательские умения.
Ведёт фронтальную
беседу: о чём данное
стихотворение? Какие
эмоции испытывает
автор? Какие эмоции
Ахматова хочет
передать читателям?
Что вы почувствовали,
прослушивая данное
стихотворение? Какие
слова произвели на вас
особенное
впечатление?
Организует работу учащихся в
группах и в ходе дальнейшего
усвоения материала урока
ОРГАНИЗАЦИЯ
РАБОТЫ
В ГРУППАХ
Отвечают на вопросы
Воспитанницы работают
группах. Распределяют роли,
обязанности: отбирают
материл в тексте,
записывают, обобщают
Рефлексия
своей
деятельности и своего
поведения в процессе
работы
в
группах
и
коррекция результатов
(Р)
Уметь
соотносить
информацию,
устанавливать
причинно-
следственные
связи,
выделять
главное,
анализировать,
сравнивать,
делать
выводы (П).
Использование
полученного
опыта,
информации
для
обогащения
предметных знаний (Л)
Группа 1
Предлагает
назвать
слова,
значения
которых не понятны ученикам
и
с
помощью
словаря
выяснить их значение.
Группа 2.
Предлагает
расставить паузы и смысловые
ударения в тексте, обсудить их
предназначение
Предлагает
хорошо
читающему
ученику
прочитать
стихотворение,
соблюдая
расставленные паузы и
смысловые ударения.
После
прочтения
задаёт
вопросы:
Какова
основная
мысль стихотворения?
материал, готовят
сообщение.
Один из учеников
выразительно читает
стихотворение.
Предлагают свои варианты
ответа.
Основная
мысль
стихотворения:
необходимо
защитить
свою
Родину
и
родной язык.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Цель этапа: инструктаж по выполнению домашнего задания
Учитель объявляет домашнее
задание и комментирует его
Записывают домашнее
задание.
VII. Рефлексия деятельности
Цель этапа: анализ воспитанницами своего пути, успеха и неуспеха на всех этапах,
осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов; подведение итогов,
выставление оценок.
Предлагает продолжить
фразы:
А) Сегодня я узнал, что…
Б) Сегодня я научился…
В) Для меня оказалось
интересным, что…
Г) Я бы очень хотел узнать…
Д) Теперь я могу…
Просит оценить свою работу
на уроке. Выставляет оценки.
Подводит итоги
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят цель
и результаты.
Продолжают предложенные
фразы. Слушают и
дополняют ответы друг
друга
Рефлексия способов и
условий
действия,
контроль
и
оценка
процесса и результатов
деятельности (П)
Самооценка,
адекватное
понимание
причин
успеха
или
неуспеха
в
УД,
выражение
своих
мыслей полно и точно,
формулирование
и
аргументация
своего
мнения (К)
Разработка урока литературы в 8 классе
Тема:
А. Т. Твардовский. Поэма "Василий Теркин». Картины фронтовой
жизни.
Цели урока;
произвести идейно-художественный анализ поэмы "Василий
Теркин", прокомментировать ее "узловые" темы; показать взаимосвязь
судьбы Твардовского и судьбы советского народа; отследить на примере
произведения Твардовского трудную и драматичную судьбу и положение
литературы в период войны и послевоенный период; вызвать интерес к
личности А.Т. Твардовского, ставшего символом открытости воли и русской
прямоты; показать
боевую
направленность,
политическую
остроту
произведения; показать высокий патриотизм советской поэзии; развивать
познавательные
способности
учащихся;
коммуникативные
и
информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся; способствовать становлению
мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и
гордости за страну и ее народ.
Планируемые результаты:
Предметные: развитие навыков анализа текста, выразительного чтения;
развитие диалоговой формы общения внутри микрогруппы, творческого
потенциала.
Познавательные УУД: поиск
и выделение необходимой информации,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной
форме,
свободная
ориентация
и
восприятие
текста
художественного
произведения,
смысловое
чтение; содействие
развитию
мыслительных
операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в
развитии
творческого
воображения,
познавательной
активности,
интеллектуальных способностей.
Регулятивные
УУД:
целеполагание,
планирование,
саморегуляция,
выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще
нужно усвоить.
Коммуникативные
УУД: планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с
достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, стремление к
речевому
самосовершенствованию;
нравственно-этическая
ориентация,
способность к самооценке своих действий, поступков.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийная
доска,
электронная
презентация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Краткое описание:
Данный урок для 8 класса. На уроке учащиеся знакомятся с биографией К.
Симонова,
анализируют
текст
поэмы
с
опорой
на
схему
анализа
стихотворения, выделяют лексические и изобразительно-выразительные
средства языка
.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Универсальные
учебные действия
IV.
Организационный момент
Цель этапа: организация класса к уроку, включение учащихся в деятельность, снятие
напряжения, создание благоприятного эмоционального фона.
Приветствует учащихся,
детей, коллег.
Слайд 1. Произносит
вступительные слова.
Приветствуют учителей,
гостей.
Планирование учебного
сотрудничества (К)
II. Мотивационный этап.
Цель этапа:
сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, создание
проблемной ситуации, поиск решения учебной задачи.
Звучит песня “Дороги” (сл.
Л. Ошанина и муз. А.
Новикова)
2.Учитель: в
одном из тихих
и уютных уголков города
Смоленска расположен
памятник участникам
Великой Отечественной
войны 1941–1945 годов. На
постаменте высечены
имена: Александр
Твардовский, Василий
Тёркин. Опишите этот
памятник.
Воспитанницы слушают.
Выполняют задание:
описывают памятник
Включаются
в
деятельность: слушают
песню
эмоционально
откликаются
на
услышанное (П)
Планируют
учебное
сотрудничество, строят
понятные
для
участников
образовательного
процесса высказывания
(К)
Настраиваются
на
ситуацию
успеха,
адекватно
воспринимают учебную
ситуацию,
контролируют
ответы
друг друга (Р)
III. Актуализация знаний
Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения текста, а
также психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание
значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку.
Учитель предлагает
послушать и посмотреть
презентацию ученицы о А. Т.
Твардовском
Учитель.
наши дни можно часто
Смотрят и слушают
одноклассницу,
подготовившую
презентацию о А. Т.
Твардовском
Построение
речевого
высказывания
в
соответствии
с
поставленными
задачами,
оформление
своих мыслей в устной
форме (К)
Испытывают чувство
патриотизма, гордость
за тех, кто отстоял
услышать вопрос: “Зачем
снова говорить о войне,
после которой прошло
более полувека?” Но правы
ли мы будем, забыв об
огненных годах Великой
Отечественной, забыв о тех,
кто погиб или был изувечен,
защищая Родину? Правы ли
мы будем, забыв об
огромной роли писателей,
помогавших бороться и
побеждать?
Учащиеся отвечают на
вопросы.
Победу, осознают, что
война-тяжёлое
испытание (Л)
извлекают
необходимую
информацию из
различных источников
(текст, сообщение
учителя, наглядные
средства (П)
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Построение проекта решения проблемной ситуации.
Цель этапа: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;
организовать самопроверку учащимися своих решений
Предлагает поставить учебные
задачи урока
Организация деятельности
учащихся:
Учитель: что такое поэма?
Проблемная ситуация.
Учитель: Сам Твардовский
говорил: «Это книга про
бойца без начала и конца».
Почему?
Что поэт говорит о воде?
Без чего нельзя еще
прожить на войне?
Выдвигают задачи урока,
предлагают вопросы для
обсуждения
Отвечают на вопрос.
Смотрят и слушают
одноклассницу,
подготовившую
презентацию об и
стории
написания поэмы,
специфике жанра,
особенностей композиции.
Высказывают свою точку
зрения
Читают текст поэмы, учатся
выбирать главное.
Отвечают на вопросы. И
щут
ответы в тексте, затем эти
ответы выводятся на
Извлекать информацию
из источников, уметь
соотносить
ее,
устанавливать
причинно-
следственные
связи,
выделять
главное,
анализировать,
сравнивать,
делать
выводы (П).
Осуществление
рефлексии
своей
деятельности и своего
поведения в процессе
работы, осуществление
контроля,
коррекции,
оценки
своих
действий(Р).
Адекватная
оценка
своих
возможностей
достижения
цели
определенной
сложности в различных
сферах
самостоятельной
деятельности (Л)
слайде.
V. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.
Цель: закрепить у учащихся знания; на основе приобретенных знаний вырабатывать
исследовательские умения.
Организует работу
учащихся в группах и в
ходе дальнейшего
усвоения материала
урока
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
В ГРУППАХ
Группа 1.
Глава «На
привале.»
1 Как Василий завоевал
уважение со стороны
товарищей в данной главе?
Что кроется за шуткой?
(Стремление поддержать
боевой дух, разрядить
обстановку).
2 В главе автор говорит о
сабантуе? Что это такое?
3 Как вы понимаете слова Т.
о том, что Теркин просто
парень сам собой Он
обыкновенный. Так ли это?
(Найдите и прочитайте
фрагменты из главы о
нашем герое.
Группа 2.
Г
лава «Переправа
».
1 Опишите, что такое
военная переправа,
опираясь на картину
художника Верейского. Как
понимаете следующие
строфы?
Тем путем идут суровым
Что и двести лет назад
Воспитанницы работают
группах. Распределяют роли,
обязанности: отбирают
материл в тексте,
записывают, обобщают
материал, готовят
сообщение.
Рефлексия
своей
деятельности и своего
поведения в процессе
работы
в
группах
и
коррекция результатов
(Р)
Уметь
соотносить
информацию,
устанавливать
причинно-
следственные
связи,
выделять
главное,
анализировать,
сравнивать,
делать
выводы (П).
Использование
полученного
опыта,
информации
для
обогащения
предметных знаний (Л)
Проходил с ружьем
кремневым
Русский труженик-солдат
Группа 3.
Глава « О войне.»
1 Как вы понимаете строфы
«Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете»?
Группа 4. Г
л
ава «О
награде.»
1 О чем мечтает рядовой
Теркин?
2
Какие черты имеет герой
поэмы?
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Цель этапа: инструктаж по выполнению домашнего задания
Учитель объявляет домашнее
задание и комментирует его
Записывают домашнее
задание.
VII. Рефлексия деятельности
Цель этапа: анализ воспитанницами своего пути, успеха и неуспеха на всех этапах,
осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов; подведение итогов,
выставление оценок.
Организует рефлексию:
просит написать сочинение-
миниатюру по плану.
Понравилась ли вам поэма
«Василий Тёркин»?
?
Что вам в ней особенно
понравилось
Какова роль поэмы в наше
время?
Просит оценить свою работу
на уроке. Выставляет оценки.
Подводит итоги.
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят цель
и результаты.
Пишут сочинение,
содержание которого
передаст настроение
учеников и понимание идеи
произведения.
Рефлексия способов и
условий
действия,
контроль
и
оценка
процесса и результатов
деятельности (П)
Самооценка,
адекватное
понимание
причин
успеха
или
неуспеха
в
УД,
выражение
своих
мыслей полно и точно,
формулирование
и
аргументация
своего
мнения (К)
Разработка урока литературы в 9 классе
:
Тема
Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» – воплощение
трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной
войны
:
Педагогическая
цель
учить
анализировать
художественное
произведение,
работать
с
текстом,
читать
выразительно,
строить
монологическое
высказывание;
развивать
аналитическое
мышление,
творческое воображение, устную речь.
Воспитывать патриотические чувства,
взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.
:
Планируемые результаты образования
:
Предметные
знакомятся с рассказом М. А. Шолохова «Судьба человека»,
развивают речь, отрабатывают навыки выразительного
чтения, монологического и диалогического высказывания
:
Личностные
,
эстетически относятся к собственным переживаниям
«
«
,
,
эмоционально проживают
текст выражают свои эмоции
.
оценивают собственную учебную деятельность
Самоопределение,
стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая
ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие
умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию
и взаимопомощи, развивать чувство патриотизма
.
(
)
Метапредметные УУД
:
Регулятивные
самостоятельно оценивают правильность
,
выполнения действий учатся работать по предложенному учителем
,
плану высказывать своё предложение на основе работы с текстом
.
произведения
:
Познавательные
прогнозируют содержание произведения по его
,
,
;
названию ориентируются в учебнике словаре находят ответы на
;
вопросы в тексте осознанно и произвольно строят речевые
;
-
высказывания в устной форме устанавливают причинно
.
следственные связи
Коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной задачи,
находят в тесте информацию, необходимую для её решения; сотрудничают с
одноклассниками, выслушивают мнение партнёра, умеют формулировать
собственное мнение и позицию
Педагогические технологии: информационно-коммуникационная
технология; технология развивающего обучения;
технология мастерских; технология проблемного обучения
педагогика сотрудничества.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийная
доска,
электронная
презентация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Краткое описание:
Данный урок для 9 класса. На уроке учащиеся знакомятся с рассказом М. А.
Шолохова «Судьба человека», анализируют текст произведения с опорой на
схему анализа, выделяют выявляют идейно-художественное своеобразие
произведения.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Универсальные
учебные действия
V. Организационный момент
Цель этапа: организация класса к уроку, включение учащихся в деятельность, снятие
напряжения, создание благоприятного эмоционального фона.
Приветствует учащихся,
детей, коллег.
Произносит вступительные
слова.
Ребята!
Мы
с
вами
живем в мирное время,
но
мы
никогда
не
должны
с
вами
забывать
о
том
страшном времени и о
тех
испытаниях,
которые
выпали
на
долю нашего народа в
годы
Великой
Отечественной войны,
о тех, кому мы обязаны
своей жизнью.
Приветствуют учителей,
гостей.
Слушают учителя
Планирование учебного
сотрудничества (К)
II. Мотивационный этап.
Цель этапа:
сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, создание
проблемной ситуации, поиск решения учебной задачи.
На интерактивной доске
фотография М. А. Шолохова и
Андрея Соколова - героя его
рассказа «Судьба человека»
Учитель:
На сегодняшнем уроке мы
продолжим работу над
произведениями, которые
возвращают нас к одному из
самых важных и трагических
событий в истории нашей
Родины – к Великой
Отечественной войне. "Если
Отвечают на вопросы.
Пытаются обосновать свою
позицию.
Включаются
в
деятельность: слушают
учителя, эмоционально
откликаются
на
услышанное (П)
Планируют
учебное
сотрудничество, строят
понятные
для
участников
образовательного
процесса высказывания
(К)
Настраиваются
на
ситуацию
успеха,
адекватно
вы действительно хотите
понять, почему Советская
Россия одержала великую
победу во второй мировой
войне, прочтите рассказ
«Судьба человека»", - так
писала одна английская газета.
Почему рассказу дана такая
высокая оценка?
А что такое судьба? В каком
значении это слово
употреблено в названии
рассказа?
Пытаются объяснить
значение слова. Работают со
словарной статьёй.
воспринимают учебную
ситуацию,
контролируют
ответы
друг друга (Р)
III. Актуализация знаний
Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения текста, а
также психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание
значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку.
Учитель предлагает
послушать и посмотреть
презентацию ученицы о
Шолохове и истории создания
рассказа «Судьба человека»
Учитель:Давайте обратимся к
содержанию рассказа
- В чем своеобразие
композиции рассказа? Что
утратил бы рассказ, если бы
повествование велось
непосредственно автором? На
какие части можно условно
разделить рассказ героя?
Проблемный вопрос
Рассказ М. Шолохова о войне.
Почему же мы практически не
видим главного героя с
оружием в руках, в обстановке
боя?
Смотрят и слушают
одноклассницу,
подготовившую
презентацию
Учащиеся отвечают на
вопросы.
Обосновывают свою точку
зрения
Построение
речевого
высказывания
в
соответствии
с
поставленными
задачами,
оформление
своих мыслей в устной
форме (К)
Испытывают чувство
патриотизма, гордость
за тех, кто отстоял
Победу, осознают, что
война-тяжёлое
испытание (Л)
извлекают
необходимую
информацию из
различных источников
(текст, сообщение
учителя, наглядные
средства (П)
Чтобы понять авторскую
концепцию человека,
обратимся к центральным
эпизодам рассказа.
Учащиеся делятся на группы
Извлекать информацию
из источников, уметь
соотносить
ее,
устанавливать
причинно-
следственные
связи,
выделять
главное,
анализировать,
сравнивать,
делать
выводы (П).
Осуществление
рефлексии
своей
деятельности и своего
поведения в процессе
работы, осуществление
контроля,
коррекции,
оценки
своих
действий(Р).
Адекватная
оценка
своих
возможностей
достижения
цели
определенной
сложности в различных
сферах
самостоятельной
деятельности (Л)
V. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.
Цель: закрепить у учащихся знания; на основе приобретенных знаний вырабатывать
исследовательские умения.
Организует работу учащихся в
группах и в ходе дальнейшего
усвоения материала урока
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
В ГРУППАХ
Группа 1.
В чем видит Андрей Соколов
свое счастье в довоенной
жизни? Найдите в тексте
слова героя, которые говорят
об этом. В чём же видит
Андрей Соколов счастье?
Группа 2. Судьба избрала для
Соколова самый горький вид
испытаний - фашистский
плен.
- Как Соколов попал в плен?
- Как ведёт себя герой?
Группа 3. Проанализируйте
эпизод поединка Андрея
Отвечают на вопросы
Воспитанницы работают
группах. Распределяют роли,
обязанности: отбирают
материл в тексте,
записывают, обобщают
Рефлексия
своей
деятельности и своего
поведения в процессе
работы
в
группах
и
коррекция результатов
(Р)
Уметь
соотносить
информацию,
устанавливать
причинно-
следственные
связи,
выделять
главное,
анализировать,
сравнивать,
делать
выводы (П).
Использование
полученного
опыта,
информации
для
обогащения
предметных знаний (Л)
Соколова с лагерфюрером
Мюллером. В чём значение
этого эпизода? О чём говорит
тот момент, когда наш герой
приносит изголодавшимся
товарищам буханку хлеба и
кусок сала?
Группа 4.
Что общего в судьбе Андрея
Соколова и Ванюши?
Что показывает сравнение глаз
Ванюши со светом звезд?
материал, готовят
сообщение.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Цель этапа: инструктаж по выполнению домашнего задания
Учитель объявляет домашнее
задание и комментирует его
Записывают домашнее
задание.
VII. Рефлексия деятельности
Цель этапа: анализ воспитанницами своего пути, успеха и неуспеха на всех этапах,
осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов; подведение итогов,
выставление оценок.
Предлагает написать
сочинение-миниатюру на тему
«Почему рассказ называется
«Судьба человека»? Просит
оценить свою работу на уроке.
Выставляет оценки. Подводит
итоги.
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят цель
и результаты.
Пишут сочинение,
содержание которого
передаст настроение
учеников и понимание идеи
произведения
Рефлексия способов и
условий
действия,
контроль
и
оценка
процесса и результатов
деятельности (П)
Самооценка,
адекватное
понимание
причин
успеха
или
неуспеха
в
УД,
выражение
своих
мыслей полно и точно,
формулирование
и
аргументация
своего
мнения (К)
Заключение
Современные дети практически не читают книг о Великой Отечественной
войне и не смотрят фильмы об этих грандиозных событиях. Поэтому
воспитание патриотизма, воспитание гражданственности невозможно без
обращения к истории своей Отчизны на уроках литературы.
Уроки литературы – прекрасный плацдарм для работы над темой Великой
Отечественной войны, замечательная возможность поговорить о том, что
такое героизм, народный дух, смелость, любовь к Родине, долг и
ответственность. Тем более, что воспитательную задачу поставили в первую
очередь перед учительством новые стандарты образования.
«Учат слова, но увлекают примеры», - говорит латинская пословица. Пример
яркой жизни, подвига во имя счастья человечества – это свет, озаряющий
жизнь ребенка. С этой точки зрения трудно переоценить значение
художественной литературы и ее преподавание. Когда от произведения к
произведению
учитель
имеет
возможность
показать
учащимся,
что
героическое – это не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать
себя служению народу, что готовность к этому, как и само героическое,
воспитывается не только окружающими, но и самой личностью.
Учитывая огромные возможности художественной литературы, учитель-
словесник может вовлечь учеников в процесс самовоспитания на примере
личности положительного героя. Задача учителя литературы и заключается в
том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие
учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о
смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое
поведение.
Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через
искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует
выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к
историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических
деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование.
Использование
музыкальных
фрагментов,
элементов
театрализации
позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом
определит его успех.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников
чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим
свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и
литературы в этом плане невозможно переоценить.
Дорога к сердцам детей лежит через память о тех, кто погиб за наше
Отечество. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям
войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить
справедливость в мире. Учитель должен поведать детям, о том, какие ужасы
несет с собой война. Учащиеся должны знать, что война в действительности
– зло, жестокость, смерть. И помогут в этом книги о Великой Отечественной
войне.
Поднять на эту нравственную высоту учащихся помогают уроки литературы,
посвящённые изучению произведений о Великой Отечественной войне.
под редакцией В. Я. Коровиной.
В.Я.Коровина. Литература. 5 класс. Учебник в 2-х частях. – М.: Просвещение,
2019 г.
В.Я.Коровина, Полухина. Литература. 6 класс. Учебник в 2-х частях. – М.:
Просвещение, 2018 г.
В.Я.Коровина. Литература. 7 класс. Учебник в 2-х частях. – М.: Просвещение,
2016
гг.
В.Я.Коровина. Литература. 8 класс. Учебник в 2-х частях. – М.: Просвещение,
2016г.
В.Я.Коровина. Литература. 9 класс. Учебник в 2-х частях. – М.:
Просвещение,2018г.
Цели реализации программы учебного предмета.